reforef.ru 1

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство» в на­чальной школе соответствует образовательной об­ласти «Искусство» Обязательного минимума содер­жания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действитель­ности - - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действи­тельности рисунок, живопись, декоративно-при­кладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окру­жающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание програм­мы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобра­зительного искусства, так и непосредственно худо­жественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобрази­тельного искусства являются:

• овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование на­выков рисования с натуры, по памяти, по представ-

лению, ознакомление с особенностями работы в об­ласти декоративно-прикладного и народного искус­ства, лепки и аппликации;

• развитие у детей изобразительных способнос­тей, художественного вкуса, творческого воображе­ния, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание инте­реса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспита­тельных задач программой предусмотрены следую­щие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюст­рирование (композиция), декоративная работа, леп­ка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно свя­заны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен го­да и интересов учащихся.

В основу программы положены:

• тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного,
трудового и эстетического воспитания школьников,учитывает интересы детей, их возрастные особен- ности;

• единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание
практической работы с развитием способности вос­принимать и понимать произведения искусства,
прекрасное и безобразное в окружающей действи­тельности и в искусстве;

• яркая выраженность познавательно-эстетиче­ской сущности изобразительного искусства, что до­стигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу до­ступности;

• система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно­го, трудового и эстетического воспитания;


  • система межпредметных связей (чтение, рус­ский язык, музыка, труд, природоведение), что по­
    зволяет почувствовать практическую направлен­ность уроков изобразительного искусства, их связь с
    жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • направленность содержания программы на ак­тивное развитие у детей эмоционально-эстетическо­го и нравственно-оценочного отношения к действи­тельности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные мате­риалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, пе­ро, палочку и др. Выразительные рисунки получа­ются на цветной и тонированной бумаге.

Знания и умения учащихся первого года обучения

К концу учебного года учащиеся должны, знать:
  • названия семи цветов спектра (красный, жел­тый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, го­лубой);


  • элементарные правила смешения основных цве­тов (красный и синий цвета дают в смеси фиолето­
    вый; синий и желтый — зеленый и т. д.);

  • о деятельности художника (что может изобра­зить художник — предметы, людей, события; с по­
    мощью каких материалов изображает художник -бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краскии пр.).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно дер­жать лист бумаги и карандаш;

  • свободно работать карандашом — без напряже­ния проводить линии в нужных направлениях, не
    вращая при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общеепространственное положение, основной цвет пред­
    метов;

  • правильно работать акварельными красками —разводить и смешивать краски, ровно закрывать
    ими нужную поверхность (не выходя за пределыочертаний этой поверхности);

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (каранда­шом, акварельными и гуашевыми красками);

  • применять приемы рисования кистью элемен­тов декоративных изображений на основе народной
    росписи (Городец, Хохлома);

  • рассказать, устно описать изображенные накартине или иллюстрации предметы, явления (чело­век, дом, животное, машина, время года, время дня,погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговарива­ют и т. д.); выразить свое отношение;

.• пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

• выполнять простейшие композиции — аппли­кации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

на 2009-2010 учебный год

Предмет изобразительное искусство класс 1 «Б»

Количество часов в неделю 1 час

Программа (государственная, как рекомендована, авторская...)

УМК для учащихся Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1класс (учебник)-М.:


Дрофа, 2006

УМК для учителя Книга для учителя В.С. Кузин Изобразительное искусство 1 класс

Учитель Лазарева Е.Н.




Дата

Тема

Примечание

1

I четверть

« В мире волшебных красок»

Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисо­вание на тему «Пейзаж с радугой» (каран­даш, акварель, цветные карандаши, фло­мастеры)




2




Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». Рисование узора в полосе с об­разца (карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры)




3




Выполнение декоративной работы на тему «Красивые цепочки» (карандаш, гуашь, цветные карандаши, фломастеры)




4




«Волшебные краски осеннего дерева» рисование по памяти или по представлею осеннего дерева (карандаш, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастер)




5



Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». «Волшебные листья и ягоды - отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод на примерах народной росписи (акварель или гуашь)





6




«Волшебный узор» — составление узор декоративных ягод и листьев (карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши. фломастеры)




7




«Золотые краски» - рисование с натуры опавших листьев деревьев липы, тополя (карандаш, акварель). Беседа о красоте осенней природы по картинам художников




8




«Красота формы листьев деревьев» — лепка простых по форме листьев деревьев березы, осины, яблони, сирени (глина пластилин)



9

II четверть

«Мы готовимся к празднику»

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей» Рисование с натуры овощей (карандаш, акварель или цветные карандаши, фломастеры)

Беседа «Красота вещей»




10




Рисование с натуры фруктов (карандаш акварель или цветные карандаши, фломастеры)




11




«Сказка про осень» - - рисование на тему (карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры). Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектура»




12


«Чудо-платье» — составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы (карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры)





13




«Узор из кругов и треугольников» — со­ставление аппликации из цветной бумаги и картона. Беседа об искусстве аппликации и ее красо­те




14




«Украшения для елки» — рисование с на­туры игрушек на елку (бус, шаров, рыб, птиц и т. п.). Выполнение рисунка в каран­даше. Упражнения на цвет




15




Выполнение рисунка в цвете (акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры). Завершение работы




16




«Красота простых вещей» - - лепка фрук­тов — яблока, груши (глина, пластилин)




17

III четверть

«Красота вокруг нас»

«В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» (или «Лиса, заяц и петух», «Курочка-ряба»). Беседа на тему «Сказочные сюжеты». Вы­полнение рисунка иллюстрации в каранда­ше




18




Выполнение рисунка-иллюстрации в цвете (акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры). Завершение работы


19





Рисование на тему «Новогодняя елка» (ка­рандаш, акварель или гуашь, цветные ка­рандаши, фломастеры). Беседа «Жанры живописи»




20




«Городецкие узоры» — рисование кистью элементов Городецкого растительного узора (акварель или гуашь).

Ознакомление с городской росписью и бесе­да о ее красоте




21




«Летняя сказка зимой» — самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи для украшения празд­ничной салфетки квадратной формы (ка­рандаш, акварель или гуашь). Дальнейшее знакомство с городецкой рос­писью и беседа о ее красоте




22




«Мы рисуем зимние деревья» — рисование по памяти и по представлению зимних де­ревьев (карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага)




23




Рисование на тему «Красавица зима» (ка­рандаш, акварель или гуашь, цветные ка­рандаши, фломастеры). Беседа «Родная природа в творчестве рус­ских художников. Красота русской зимней природы»




24




«В мире красоты» — упражнения в рисова­нии элементов цветочного узора в хохлом-ской росписи (акварель, гуашь). Дальнейшее знакомство с хохломской рос­писью и беседа о ее красоте



25




Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова). Ознакомление с иллюстрациями Ю. Васне­цова, В. Лосина, Е. Рачева и русским народ­ным сказкам. Выполнение рисунка в каран­даше




26




Выполнение рисунка в цвете (акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры). Завершение работы




27

IV четверть

«Встреча с Весной-красной»

Рисование на тему — композиции «Весенний день». Выполнение рисунка в карандаше. Беседа «Родная природа в творчестве рус­ских художников. Красота русской весен­ней природы»




28




Выполнение рисунка в цвете (акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры). Завершение работы




29




«В мире животных» - лепка животных (курицы, петуха, вороны, собаки, лисы и т. п.) по памяти или по представлению, с натуры (с чучел)




30




«Праздничные краски узоров» - - рисова­ние кистью элементов геометрического узо­ра, украшающего дымковскую игрушку (акварель или гуашь).

Ознакомление с дымковской игрушкой и бе­седа о ее красоте


31





«Красота вокруг нас» -- рисование с нату­ры простых по форме цветов — тюльпана, ромашки и т. п. (карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры




32




). Наброски различными художественными материалами и приемами. Беседа на тему «Родная природа в творчест­ве русских художников. Красота летней природы»




33




«Мой любимый цветок» — составление сю­жетов композиции — аппликации из цвет­ной бумаги и картона