reforef.ru 1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ


ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Раздел «Музыка в жизни человека»

Планируемый результат: воспринимать музыку различных

жанров, размышлять о музыкальных произведениях как спосо_

бе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эсте_

тически откликаться на искусство, выражая свое отношение к

нему в различных видах музыкально_творческой деятельности.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

• распознавать различные (основные) жанры музыкальных

произведений;

• выявлять настроения и чувства человека, выраженные в му_

зыкальном произведении;

• выражать свое эмоциональное отношение к искусству в про_

цессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на

детских элементарных музыкальных инструментах, художест_

венного движения, пластического интонирования и др.).

Примеры заданий

Музыкальные произведения для прослушивания1

П. И. Чайковский. Утреннее размышление. Осенняя песнь;

Д. Д. Шостакович. Романс;

Э. Григ. Танец Анитры;

С. В. Рахманинов. Итальянская полька;

В. Моцарт. Соната ля_мажор. III часть. Rondo alla turca;

Ж. Бизе. Хор мальчиков из оперы «Кармен».

Умение: распознавать различные (основные) жанры музыкаль_

ных произведений.

Задание базового уровня

Послушай музыкальное произведение. К какому жанру его

можно отнести? Назови автора этого произведения.

Дополнительное задание повышенного уровня

Вспомни и назови музыкальное произведение такого же

жанра, услышанное тобой в классе или на концерте2.

83

1 Для выполнения заданий этого раздела выбирается одно из музы_

кальных произведений. Предлагаемые музыкальные произведения мо_


гут быть заменены с учетом особенностей программы на равноценные.

2 Задание выполняется в устной форме в ходе беседы о музыке. Мо_

жет быть предложено и в письменной форме.

Умение: выявлять настроения и чувства человека, выраженные

в музыкальном произведении.

Задание базового уровня

Послушайте музыкальное произведение. С помощью слов,

рисунка или в движении передайте настроения и чувства авто_

ра, выраженные в данном музыкальном произведении. Выска_

жите свое впечатление о музыке.

Дополнительное задание повышенного уровня

Придумайте художественный образ, созвучный эмоциональ_

ной сфере (настроению) этой музыки. Опишите словами приду_

манный вами образ или изобразите его с помощью рисунка ли_

бо в движении1.

Умение: выражать свое эмоциональное отношение к искусству

в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, иг_

ры на детских элементарных музыкальных инструментах, худо_

жественного движения, пластического интонирования и др.).

Задание базового уровня

Послушайте музыкальное произведение. Напойте мелодию

данного произведения в сопровождении аккомпанемента учителя

или подберите простейший аккомпанемент, выбрав один из детс_

ких музыкальных инструментов: треугольник, бубен, маракасы,

блок_флейту или иной инструмент из предоставленных учителем.

Дополнительное задание повышенного уровня

Передайте свое отношение к музыке в импровизации – во_

кальной или инструментальной, пластической и др.2.

Раздел «Основные закономерности музыкального

искусства»


Планируемый результат: соотносить выразительные и изоб_

разительные интонации, узнавать характерные черты музыкаль_

ной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки

в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

определять и соотносить различные по смыслу интонации

(выразительные и изобразительные) на слух и по нотному пись_

му (графическому изображению);

84

1 Задание для совместного выполнения учащимися в процессе кол_

лективно_творческой деятельности. Может быть предложено и для ин_

дивидуального выполнения.

2 Задание для совместного выполнения учащимися в процессе кол_

лективно_творческой деятельности. Может быть предложено и для ин_

дивидуального выполнения.

узнавать характерные черты музыкальной речи разных (от_

дельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.);

воплощать особенности музыки в исполнительской деятель_

ности на основе знаний основных средств музыкальной выра_

зительности.

Примеры заданий

Умение: определять и соотносить различные по смыслу инто_

нации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотно_

му письму (графическому изображению).

Фрагменты музыкальных произведений для прослушива_

ния1

Н. А. Римский_Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы

«Садко»;

Н. А. Римский_Корсаков. Ария Снегурочки («С подружками

по ягоду ходить…») из оперы «Снегурочка»;

Г. В. Свиридов. Фрагмент из поэмы «Памяти С. Есенина».

«Поет зима, аукает…»;

В. Моцарт. Хор из оперы «Волшебная флейта»;

М. И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»;

М. И. Глинка. Попутная песня;

М. П. Мусоргский. Рассвет на Москве_реке (Вступление к

опере «Хованщина»);

Ф. Шуберт. Форель.

Задание базового уровня

Послушай музыку2. Определи, в каком фрагменте слышны

выразительные интонации, а в каком – изобразительные. Поду_

май, какая из предложенных тебе нотных записей соответствует

прослушанным выразительным и изобразительным интонациям.

Дополнительное задание повышенного уровня

Придумай, сочини музыкальные интонации, выражающие

различные эмоциональные состояния человека (восторг, ра_

дость, гнев, печаль и др.) или изображающие какие_либо явле_

ния жизни (весенняя капель, шум ветра и др.). Попробуй пока_

зать их графически (в виде линий, штрихов)3.

Умение: узнавать характерные черты музыкальной речи разных

(отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.).

85

1 Предлагаемые музыкальные произведения могут быть заменены с

учетом особенностей программы на равноценные.

2 Для прослушивания предлагаются 2—3 фрагмента музыкальных

произведений с характерной интонацией.

3 Задание выполняется в устной форме в ходе беседы о музыке.

Музыкальные произведения для прослушивания1

Э. Григ. Утро. В пещере горного короля;

П. И. Чайковский. Охота (из цикла «Времена года»);


А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ».

Задание базового уровня

Послушай музыку2. Подумай, о чем она рассказывает. Пояс_

ни, что помогло тебе понять музыкальную речь – мелодия, ритм,

лад, что_то иное. Назови авторов музыкальных произведений.

Дополнительное задание повышенного уровня

Подумай и скажи, какие картины художников, рассказы,

стихи, сказки или былины могут сопровождать музыкальную

речь этих произведений3.

Умение: воплощать особенности музыки в исполнительской

деятельности на основе знаний основных средств музыкальной

выразительности.

Задание базового уровня

Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть. Какую пес_

ню? Вспомните и расскажите, как звучит мелодия этой песни, в

каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса — громко,

сильно, тихо или как_то иначе? Спойте песню в сопровождении

аккомпанемента учителя, передавая ее характер, настроение,

или примите участие в исполнении песни, применяя различные

элементарные детские музыкальные инструменты.

Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали?

Дополнительные задания повышенного уровня

1. Подумайте и предложите свои варианты исполнения этой

песни (солист и ансамбль, ансамбль и хор, танцевальные движе_

ния, ритмическое сопровождение (хлопки, шаги, легкий стук

и т. п.), различный состав элементарных детских музыкальных

инструментов)4.

2. Примите участие в конкурсе на лучшую песню о школе5.

Выберите песню и вариант ее исполнения в сопровождении ак_


компанемента учителя (солист и ансамбль, ансамбль и хор, тан_

цевальные движения, ритмическое сопровождение (хлопки, ша_

86

1 Предлагаемые музыкальные произведения могут быть заменены с

учетом особенностей программы на равноценные.

2 Для прослушивания предлагаются 2—3 произведения.

3 Задание выполняется в ходе беседы о музыке.

4 Задание для совместного выполнения учащимися в процессе кол_

лективно_творческой деятельности. Может быть предложено и для ин_

дивидуального выполнения.

5 Тематика конкурса может быть различной.

ги, легкий стук и т. п.), различный состав элементарных детс_

ких музыкальных инструментов). Исполните выбранную песню.

Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рас_

считывать?1

Раздел «Музыкальная картина мира»

Планируемый результат: оценивать и соотносить содержа_

ние и музыкальный язык народного и профессионального му_

зыкального творчества разных стран мира.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

эмоционально воспринимать народное и профессиональное

музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о

его содержании;

соотносить особенности музыкального языка своего народа

и народов, населяющих нашу страну и другие страны;

узнавать музыку (из произведений программы) и называть

имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран

мира.

Примеры заданий

Умение: эмоционально воспринимать народное и профессио_


нальное музыкальное творчество разных стран и высказывать

мнение о его содержании.

Пары музыкальных произведений для прослушивания2

1) С. В. Рахманинов. Концерт для фортепиано № 3. Часть I.

Главная тема. Русская народная песня лирического характера;

2) Р. К. Щедрин. Озорные частушки. Русская народная пес_

ня плясового характера.

Задание базового уровня

Послушай два произведения. Определи, какое из них сочи_

нено композитором, а какое является народной музыкой. Как

ты думаешь, о чем говорит композитор? О чем рассказывает на_

родная музыка? Поясни свой ответ.

Дополнительное задание повышенного уровня

Спой запомнившуюся тебе народную мелодию и песню ком_

позитора3.

Умение: соотносить особенности музыкального языка своего

народа и народов, населяющих нашу страну и другие страны.

87

1 Задание для совместного выполнения учащимися в процессе кол_

лективно_творческой деятельности. Может быть предложено и для ин_

дивидуального выполнения.

2 Предлагаемые пары музыкальных произведений могут быть заме_

нены с учетом особенностей программы на равноценные.

3 Задание выполняется в устной форме в ходе беседы о музыке.

Музыкальные произведения для прослушивания

Народная и профессиональная музыка России, Беларуси,

стран Средней Азии и Востока, Западной Европы и Америки

и др. из произведений программы, например1:

русская народная песня «Степь да степь кругом»;

русская народная песня «Светит месяц»;


П. И. Чайковский. «Соловей»;

А. П. Бородин. Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь»;

Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»;

Рапсодия в стиле блюз (Голубая рапсодия);

Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».

Задание базового уровня

Послушай два произведения. Определи, какую музыку ты

можешь назвать музыкой своего народа. Подумай и расскажи,

чем эта музыка отличается от музыки народов, живущих в дру_

гих странах. Поясни свой ответ.

Дополнительное задание повышенного уровня

Спой песню (или мелодию) своего народа. Попробуй сочи_

нить мелодию в народном духе2.

Умение: узнавать музыку (из произведений программы) и на_

зывать имена выдающихся композиторов и исполнителей раз_

ных стран мира.

Музыкальные произведения для прослушивания: одно лю_

бое произведение из программы по выбору учителя.

Задание базового уровня

Послушай музыку. Вспомни ее название и автора. Назови

исполнителя (исполнителей) этой музыки.

Дополнительное задание повышенного уровня

Подумай, какие еще музыкальные произведения этого же

композитора тебе знакомы. Назови одно произведение. Вспом_

ни, какие произведения в исполнении этого оркестра (певца, хо_

ра, ансамбля и др.) ты слышал. Назови одно произведение__