reforef.ru 1

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИНФОРМАТИКИ ООДТДМ ИМ. В.П.ПОЛЯНИЧКО Г. ОРЕНБУРГА
Галеева Эльмира Орынбасаровна

(irc-elmira8413@mail.ru),

методист отдела Центра информатизации образования

Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко

(ООДТДМ им. В.П. Поляничко)
Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Интерактивная система голосования и тестирования VOTUM представляет собой образовательные ресурсы последнего поколения, функционирующие как технологический помощник. Система голосования VOTUM дает возможность сделать обучение более информационным, увлекательным, при этом сохраняя общение, как между самими детьми, так и педагога с группой в виде обсуждения, дискуссии; открывает большие возможности перед педагогами в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса воспитанников, а также детальных отчетов о проведенной работе.

Систему VOTUM лучше использовать на каждом занятии и на различных этапах, таким образом можно повысить эффективность проведения занятия и дать возможность воспитанникам привыкнуть к новой форме их проведения.

Создавая слайды в программе VOTUM, педагог сделает занятие интересным и увлекательным для ребят. Возможность добавления графики, аудио и видео, текстовых файлов, интернет-страничек и флеш-анимации при использовании интерактивной системы голосования делает любое занятие более наглядным и понятным при объяснении материала. Тезисы на слайдах помогают воспитанникам правильно построить свои ответы, не упуская важные детали.

Для того чтобы понять, усвоили ли воспитанники материал, в начале занятия целесообразно провести опрос с помощью VOTUM. Подробные отчеты помогут педагогу отследить, кто из воспитанников разобрался с материалом, а кто отстал, и, на основе полученных данных педагогу будет легче строить занятие.


Для опроса по пройденной теме используем «Экспресс-тест», где воспитанники отвечают в режиме Т9 (вводят ответы непосредственно с пульта). Для этого педагогу не нужно заранее готовить вопросы, не нужен «большой экран» для вывода вопросов, так как задаются вопросы устно, а затем, когда все ответят, в отчетах он вводит правильные ответы и смотрит, как отвечали воспитанники, и что им не понятно.

В процессе объяснения нового материала очень важно знать мнение не только педагога, но и самих воспитанников. Отчеты VOTUM помогают узнать мнение каждого воспитанника, а также всей группы в целом в % или числовом соотношении.

Программа позволяет удачно составить индивидуальный общеобразовательный маршрут для каждого воспитанника, умело сочетать коллективные и индивидуальные формы работы. Применение данной системы на занятиях оживляет учебно-воспитательный процесс своей простотой и новизной. Педагог чаще всего использует тестирование в режиме "Оценка", который позволяет достаточно быстро выявить уровень усвоения материала детьми.

Возможности системы VOTUM:


  • Проведение контрольных работ (итоговое обобщение в виде тестирования с различными режимами (сравнение результатов «до» и «после», оценка полученных данных, динамика прогресса знаний воспитанников)

  • Проведение опросов, анкетирования воспитанников о качестве обучения, работе педагогов, условий обучения.

  • Проведение игр, соревнований: «Своя игра», «Самый умный», «Брэйн Ринг», «Такси», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и др.

  • Использование на занятиях графики, музыки, видео, текстовых фалов, интернет-страниц и Flash-анимации, что позволит придать образовательному процессу наглядность, доступность, результативность, эффективность.

Очевидными плюсами системы VOTUM, на наш взгляд, являются:

  • Простой и удобный редактор тестов, позволяющий быстро исправить или добавить вопросы;


  • Удобная форма отчетов, позволяющая сравнивать ответы учеников разных классов на одни и те же вопросы и быстро выявлять пробелы в знаниях;

  • Возможность анонимного анкетирования, что важно при проведении различных мероприятий воспитательного характера и для выявления мнения детей по различным проблемам школьной жизни.

О практическом опыте использования системы VOTUM в образовательном процессе с нами поделились коллеги дошкольного образовательного учреждения г. Ясный Оренбургской области:

- Детский сад №1 «Светлячок» провел интеллектуальную игру "Папа, мама, я – дружная семья", в которой они также использовали предложенное оборудование. В конкурсе приняли участие 6 семей из 3-х человек. В режиме "Соревнование" каждый член команды (по очереди) нажимал на кнопки для дачи ответа, и ведущему не представляло труда определить команду, которая первой нажала на кнопку. Все результаты были видны на экране не только жюри, но и всем присутствующим.

- Детский сад №4 «Золушка» использовал оборудование для работы с детьми коррекционной группы (дети 4-5 лет). Педагог-психолог на кнопки детских пультов наклеила разноцветные цифры. Тест был составлен в программе Power Point из вопросов с картинками. Дети отвечали, нажимая кнопки с цифрами, иногда находя кнопки с нужным цветом.

А как на систему отреагировали дети из средних групп?
  • В системе VOTUM для каждого ответа нужно нажимать на определенную кнопку. Детям это трудно объяснить, поэтому на каждую кнопку был наклеен цветной стикер. Были тестовые задания, и поскольку дети еще не знают, как пишутся цифры, им нужно было выбрать цвет. Цвета дети уже знают, им проще так отвечать. Например, детям нужно было угадать сказку по тексту и картинке. Так как дети читать еще не умеют, то им стихотворения зачитывались, здесь задействовано слуховое восприятие, что тоже очень важно, а картинка – это зрительное восприятие, дети запоминают, здесь работает память и восприятие. Далее просили детей ответить, например, на такой вопрос: "Какая это сказка: «Маша и медведь», «Колобок» или «Маугли»?" и говорили, что "Маша и медведь" - это красная кнопка, "Колобок" - это зеленая кнопка, "Маугли" — синяя. Им нужно было ответить, нажав кнопку на пульте. Детям было интересно.


Именно интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

В настоящее время система VOTUM активно внедряется в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей. Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко стал одним из первых.

11 ноября 2011 года в Профильной школе информатики Дворца прошел турнир «Знатоки информатики с использованием интерактивной системы голосования и тестирования VOTUM», целью которого стало - расширить информационную компетентность воспитанников в форме интеллектуальной игры. (http://odtdm.ru/, http://www.votum-edu.ru/).

Участниками турнира стали воспитанники (12-15 лет) первого и второго года обучения Профильной школы информатики по направлениям «Программирование», «Компьютерная графика», «Основы моделирования в 3 D Studia Мах».

Ребята в игровой форме закрепили полученные ранее знания по информатике, соревновались в умении решать логические задачи, задавать сложные вопросы, познакомились с интерактивной системой голосования VOTUM, как современным инструментом для обработки информации.

Победитель турнира – команда «Программное обеспечение» (Мария Галкина, Никита Хлебушкин, Мария Попова, Дмитрий Бессонов) – были награждены дипломами и ценными призами.

По итогам турнира было проведено анкетирование с участниками, где они поделились своим мнением о системе голосования VOTUM. Вот некоторые из них:

Мария Попова: «Все замечательно! Программа удобна, практична и легка в использовании».

Каменных Алексей: «Система хорошая, очень понравилось. Жду появления в школах. Можно добавить звоночек, если потеряется пульт».


Гусельников Дмитрий: «Сделать мини-экран на пульте».

Цыбульский Богдан: «Хочу эту систему голосования в школу на все предметы».

Кирин Михаил: «Мне очень понравилась система голосования VOTUM, потому что она очень удобная, практичная, а также простая. Хотелось, чтобы эта программа появилась в школах».

Дмитрий Бессонов: «В режиме «Оценка» есть очень не удобный момент. Когда на экране высвечивается вопрос, время снизу уже тикает. Это сбивает настрой, все время думаешь, что нужно успеть ответить, хотя в это время еще читаешь вопрос и варианты».

Никита Хлебушкин: «А режим «Соревнование» - несправедлив, т.к. один успел нажать на кнопочку, не зная ответа (это нечестно), а другие знают, но не успели нажать. Есть и плюсы - такая система тренирует реакцию. На экзаменах, там, где отвечает один человек такая система будет очень удобна».

В заключение хочется сделать вывод, что обучение с применением интерактивной системы VOTUM бесспорно становится более качественным и интересным. Работать с пультами ребятам нравится, стремления добиться лучшего результата возрастает, а, следовательно, возрастает и мотивация к учению. Детей привлекает то, что можно сразу увидеть результаты выполненных заданий, проанализировать свои ошибки. Все это способствует повышению качества обучения.