reforef.ru 1 2 ... 4 5

«Лекции по МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ» 2 курс 3 семестр заочного обучения.

Преподаватель: Нахова Людмила Исаевна





«Лекции по МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ»

2 курс 3 семестр

Преподаватель: Нахова Людмила Исаевна

  • Живопись

  • Скульптура

  • Архитектура

Артефакт – созданное деятельностью человека орудие труда, предметы быта… (гончарный круг; колесо;роспись)

В древнем мире было несколько видов искусства.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

  1. Живопись. «Царица искусств». 16 век.

  2. Скульптура. 5 тысяч лет до н.э.

  3. Графика (папирус; углем, гуашью и т.д.)

-оригинальная графика

-тиражированная графика (1440 год). Иоганн Гутенберг/г. Майнц. Германия

-книжная иллюстрация

  • Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

  • Ксилография (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид художественной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
  • Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки.


- Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный, либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

- Сценография (Театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.

  1. Декоративно – прикладное искусство. Должно обладать эстетической ценностью.

  • Батик

  • Гобелен

  • Нитяная графика

  • Художественная резьба

  • Керамика

  • Вышивка

  • Вязание

  • Макраме

  • Ковроделие

  • Ювелирное искусство

  • Художественная обработка кожи

  • Художественная обработка металла

  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)

  • Работа со стеклом

  • Набойка

  • Бисероплетение

  1. Монументальное искусство.
  • Сграффито (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito) — техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость. Простейший случай двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. В технике сграффито расписаны наружные стены многих ренессансных усадебных домов Центральной Европы, таких, как Литомишльский замок (Чехия) и замок Красицких (Польша).


  • Фреска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

  • Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.
  • Гобелен (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника»


  1. Дизайн (англ. design художник-конструктор, от лат. designare отмерять) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В России с 1970- х годов.

МУЗЫКА.

Древняя Греция.

Му́зыка — искусство, средством воплощения художественных образов для которого является звук и тишина, особым образом организованные во времени.

1. инструментальная музыка: оркестровая (симфоническая), камерная (ансамблевая - трио, квартеты, квинтеты и другие), сольная (фортепианная, органная, скрипичная и так далее);

2. вокальная музыка: хоровая, ансамблевая, соло с аккомпанементом и т.д.;

3. мешаная вокально-инструментальная музыка: кантаты, оратории, вокально-инструментальные ансамбли;

4. театральная музыка, связанная со сценой, действием, игрой актеров (оперы, балеты, оперетты, музыка для кино и драмтеатра).

ТЕАТР

Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.


Shakespeare’s Globe Theatre

Шекспировский Театр «Глобус»



Театр «Глобус» — один из старейших лондонских театров (построен в 1599 году), расположен на южном берегу Темзы.

История знаменитого театра свершалась в три этапа: в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал и Уильям Шекспир, было построено первое здание театра «Глобус», которое уничтожил пожар 29 июня 1613 года. Через год, в июне 1614 года (когда Шекспир уже уехал из Лондона в Стратфорд), здание театра было восстановлено, и просуществовало до 1642 года. И, наконец, в 1997 году открылось современное здание театра «Глобус», воссозданное по описаниям и частям фундамента, найденным в ходе археологических раскопок. Правда, новое здание находится на расстоянии 200 метров от места первоначального расположения театра.

Первый «Глобус» был типичным общедоступным театром начала XVII века: овальное помещение, напоминавшее по форме римского амфитеатр, огороженное высокой стеной, без крыши. Название театр получил от стоявшей у входа статуи Атланта, поддерживающего земной шар, называемый глобусом. Глобус опоясывала лента с надписью на латыни: Totus mundus agit histrionem («Весь мир лицедействует», или в более привычном переводе — «Весь мир — театр»).

Зрительный зал первого «Глобуса» вмещал, согласно разным источникам, от 1200 до 3000 человек. Спектакли шли средь бела дня, под нескончаемый шум голосов зрителей, громко обменивающихся замечаниями. Театр «Глобус» был очень популярным благодаря во многом тому, что на его сцене ставились все пьесы Шекспира и других выдающихся драматургов той эпохи. В 1613 году во время премьеры шекспировского «Генриха VIII» в театре случился пожар: сценическая пушка случайно подожгла соломенную крышу над сценой, и театр сгорел дотла. Трагический конец первого «Глобуса» ознаменовал и смену литературно-театральных эпох: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы, попрощался с миром театра и уехал в Стратфорд.


Современное здание, возведенное в 1997 году, является точной копией первого шекспировского театра «Глобус». Часть его зрительного зала также находится под открытым небом, поэтому театральный сезон на этой сцене длится с 19 мая по 20 сентября.

Первые театры.

Театр родился из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса. Эти представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров. В Греции были также популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим – это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои.

Театр Древнего Рима – это зрелище, предназначенное в основном для развлечения публики. А актёров считали людьми самых низших сословий, но некоторые актеры достигли всеобщего уважения. (Одеон. Дионис.)

Театр Эпохи Возрождения, это спектакли были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Театральные зрелища устраивались на площадях, на деревянных подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах. В тот же период происходит деление театра по видам. Опера, например, возникла на рубеже 16-17 века, балет с середины 18 века, оперетта с середины 19 века.


Особенностью драматургии этой эпохи театра было присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.

Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому, который мы знаем сейчас.

Первый крытый театр.

Одеон Перикла - первый крытый театр, построенный в середине V века до н. э. в древнегреческих Афинах и являющийся прародителем всех современных концертных залов - был воссоздан посредством цифровых технологий виртуальной реальности. В школе театрального искусства в Уорикском университете (Великобритания) этот древнейший памятник архитектуры был реконструирован при помощи компьютерной программы группой энтузиастов под руководством профессора Ричарда Бичема.

Как оказалось, несмотря на прекрасную акустику древнегреческого театра, обзору сцены в нем сильно мешали опорные колонны. Археологические данные свидетельствуют о том, что большую сводчатую крышу Одеона поддерживала 81 колонна (девять рядов по девять в каждом). Полученное исследователями трехмерное изображение зала показало, что сорок процентов зрителей в Одеоне не могли видеть театрального действия, то есть опорные колонны здания не позволяли сконцентрировать происходящее в центре сцены, как это сделано в современных залах, хотя античная архитектура придавала величественность самой аудитории.

Древнегреческий театр, построенный на южном склоне Акрополя и вмещавший до 3000 зрителей, был воссоздан с помощью технологий виртуальной реальности, позволяющих в полной мере пережить ощущения античных театралов, которым две с половиной тысячи лет назад приходилось встречаться с вечной проблемой неудобного места в зале. В действительности, 3D-реконструкция отчетливо продемонстрировала, что наилучшими зрительскими местами в Одеоне Перикла были кровельные балки.


По словам Ричарда Бичема, восстановленный виртуально интерьер древнего театра позволяет полнее ощутить сценографию и самые принципы античной драмы. Группа разработчиков из проекта Theatron воссоздает при помощи современных компьютерных технологий легендарные сценические площадки - от театра Диониса в Афинах до лондонского "Глобуса", в котором впервые ставились шекспировские произведения. В целях соблюдения строжайшей достоверности используются все возможные источники, литературные памятники, проводится поистине кропотливая детективная работа, после чего все собранные материалы помещаются в компьютер.

"Одеон Перикла был воссоздан нами буквально из руин, - рассказывает Дрю Бейкер, дизайнер из лаборатории Уорикского университета. - Подобные детальные реконструкции некогда существоваших зданий помогают лучше проникнуть в замысел их строителей, окунуться в атмосферу античного театра. Этого гораздо труднее добиться обычными лекциями с показом нескольких слайдов, на которых запечатлены развалины былого величия".

Разработанная в Великобритании технология призвана помочь не только в рекунструкции древних памятников посредством мультимедийных технологий, но и при планировке будущих сооружений, в чем сотрудники лаборатории Уорикского университета видят несомненную коммерческую выгоду от своих исследований.

Олимпико

Олимпико (итал. Teatro Olimpico) — театр в Виченце, на севере Италии, спроектированный на исходе эпохи Возрождения по заказу местной «академии олимпийцев» архитектором Андреа Палладио. Как и многие другие постройки мастера, достраивался его учеником Скамоцци. Театр открылся 3 марта 1585 года и послужил прообразом бесчисленных театров по всему миру. В 1994 году ЮНЕСКО включило театр Олимпико в памятник Всемирного наследия «Виллы Андреа Палладио».

Есть нечто почти детское в изобретательности Палладио, соорудившего из досок и штукатурки этот овал скамей и эту замыкающую его колоннаду, эти торжественные фасады сцены и эти улицы, видимые сквозь арки, где «волшебства перспективы» заставляют нас видеть на протяжении реальных десяти шагов иллюзорные бесконечности дворцов и портиков. Целое племя статуй, — герои, ораторы, поэты, изгибают колена на каждом выступе сцены и жестикулируют в каждой нише театра. В прохладной полутьме пустого зрительного зала являют они напрасно свое безмолвное красноречие, в то время как пыль веков тихо ложится на их белые головы и скопляется в складках их гипсовых тог.


следующая страница >>