reforef.ru 1
Правовая социализация школьников

Шевченко Наталья Ивановна,

к.п.н., доцент МГПУ, АПКиППРО
Правовая социализация школьников предполагает овладение правовым сознанием и правовой культурой, их составляющими элементами.

Правовая социализация представляет собой процесс «вхождения» индивида в социально-правовую среду, восприятие, усвоение им ценностей и права, превращение их в нормы (мотивы) своего поведения в гражданско-правовом пространстве. Это формирование и освоение ценностей выбора, ответственности за выбор, соблюдение условий реализации выбора, нацеленность на успешную результативность деятельности в правовой жизни общества.

Категории «правовое сознание» и «правовая культура» являются неотъемлемыми компонентами осуществления законов в любом обществе. Действительно, ведь осуществление законов — это непрерывная цепь поступков людей, их поведение, то есть сознательные и волевые действия. Осмысленное отношение к действиям, направленным на соблюдение, исполнение, применение норм права и закона, можно определить как правосознание. Но это самое узкое понятие правосознания. Представьте, что принят новый закон, который не имеет к вам прямого отношения. Однако, изучив его, у вас сложится соответствующее отношение к нему, мнение, и все это будет определяться вашим правосознанием. Даже если у вас не сложится никакого мнения, это будет результатом вашего правосознания, его уровня, его развитости. Теория права дает более широкое определение правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Право и его разнообразные проявления воспринимаются не только рационально, то есть рассудком, но эмоционально, чувствами: например, вы можете негодовать по поводу несправедливого приговора суда или радоваться закону о переходе армии на профессиональную основу.

На формирование правового сознания и правовой культуры влияет и правовая идеология, то есть теории и идеи, которые дают объяснение различным правовым явлениям. Это научный уровень понимания права, который необходим профессионалам — законодателям, судьям, политикам и т. д. Но и рядовым гражданам полезно знать основные правовые теории и понятия. Это способствует более осмысленному отношению к праву и его актам.


Правовая культура является частью общей культуры человека и общества. Она включает, во-первых, так называемый юридический язык и юридическая терминология, сам стиль официальных юридических актов. Такие термины, например, как «лицо», «субъект», «объект», имеют особый смысл в юридическом языке. Сам стиль юридических текстов направлен на точное и четкое формулирование мысли. Откройте статью 14 Уголовного кодекса: сколько раз в ней повторяются причастия? С литературной точки зрения текст выглядит неудачно, однако это однообразное повторение одной и той же глагольной формы обеспечивает точность толкования нормы права.

В юридическом языке имеются три группы терминов:

• термины, совпадающие с общеупотребительными словами и по звучанию, и по смыслу (например: кража, заем, труд, пенсия, решение, нарушение);

• слова, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие различный смысл в общеупотребительном языке и в юридической терминологии (например: консолидация, инкорпорация, публичный);

• термины, словесный состав которых не имеет общеупотребительного применения (например: исковая давность, виндикация, лицензия, патент).

Юридический язык совсем не обязательно должен быть казенным и бюрократическим. Известно, что великий французский романист Стендаль учился изяществу и точности родного языка по… Гражданскому кодексу Наполеона.

Во-вторых, формы правовых актов— законов, указов, приговоров, решений, заявлений, деклараций и т. д. Для всех этих актов установлены определенная форма изложения, структура и другие реквизиты.

В-третьих, принципы и порядок осуществления права: разделение властей, законодательный процесс, судопроизводство и т. д. Все эти действия имеют свое культурное измерение, обеспечивают цивилизованный характер разрешения острейших юридических конфликтов.

В-четвертых, это определенная сумма навыков и умений совершать различные юридические действия. Здесь мы можем выделить профессиональную правовую культуру и обыденную. Законодателю надо уметь писать законы, судье надо уметь блюсти процедуру судопроизводства, следователю надо уметь законными методами изобличить преступника.


Любой гражданин, осуществляя свои права, должен:

• уметь читать и понимать правовые акты;

• уметь правильно формулировать свои требования;

• знать, в какой орган надо обращаться по тому или иному вопросу;

• привыкнуть к тому, что все спорные вопросы, конфликты интересов, если их невозможно решить полюбовно, должны разрешаться в суде или иными установленными законом способами.

Пока же правовая культура большинства наших граждан не соответствует этому минимальному «стандарту» юридического поведения.

Изучение правовых аспектов на уроках в школе преобразует представления, приобретенные в предшествующих классах, в устойчивые знания, убеждения, а затем – уверенность в ценности, необходимости права, как социального регулятора общества, правовой социализации отдельного человека.

Новый государственный образовательный стандарт остро ставит задачу социализации школьников перед современной школой. Инструментом социализации выступают компетентности, представляющие собой интегральную совокупность знаний, общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность, способностей и личностных качеств и свойств. Формирование компетентностей, как известно, происходит только в непосредственной деятельности. С целью обеспечения мотивации к деятельности в ходе обучения рекомендуется проблемное обучение. Для последнего типичны: высокая мотивация, самостоятельность субъектов, новизна в освоении учебного материала. Методом проблемного обучения являются проблемная ситуация, задание, задача. Именно они рассматриваются как естественное условие развития психических новообразований у человека: вся эволюция человечества представляет собой череду сменяющихся проблемных ситуаций, заданий и задач, которые в разное время и в различных местах планеты вставали преградой перед человеком. Проблемность – ведущий принцип развивающего обучения. Неслучайно, новой мировой образовательной парадигмой заявлена проектно-исследовательская, которая стала доминирующей в развитых странах.

Обучение праву, формирование правовой культуры и, в конечном итоге – правовая социализация школьников возможны только через решение проблем, ситуаций, задач, то есть с помощью практико-ориентированных методик и техник, которые гарантируют ожидаемый результат. В этой связи предлагаются методические разработки уроков, которые в определенной степени сориентируют учителей в изучении правовых вопросов в рамках школьной программы и расписания.