reforef.ru 1
Поурочное планирование по музыке для 6 класса


I полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»



Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

Дата

Примечание

1.

Удивительный мир музыкальных образов

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.


  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова

В. Чуевского.

  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.










2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова


  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев







3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет.

  • М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

  • М. Глинка. «Вальс-фантазия».







Презентация

4.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».


. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.


  • С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

  • С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

  • С.В.Рахманинов «Островок».

  • Ю.Визбор «Лесное солнышко».







видеоряд

5.


Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.


  • М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

  • М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

  • Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».




Фрагменты оперы

6.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.


Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).


  • РНП «Матушка, что во поле пыльно».

  • М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

  • М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

  • М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».




Презентация

7.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.


  • М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак

  • Ф.Шуберт «Форель».

  • Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».







\8.

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».


Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

В. Шаинский «Багульник»




медиаиллюстрации

9.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.


Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.


Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование


  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

  • Киевский распев «Свете тихий»

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»




презентация

10

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.


  • М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

Б.Окуджава «Молитва»







11

«Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» Молитва.


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки

Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:

  • «№3. Орнамент»;
  • «№6. Борьба ряженых»;


  • «№7. Музыкант».

Б.Окуджава «Молитва»

В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть







12

Обобщающий урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.


Б.Окуджава «Молитва»

В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть







13

Образы духовной музыки Западной Европы.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).


  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.







Видеофильм, презентация по теме урока

14

Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал

Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

  • И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

А.Городницкий «Атланты»








15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».



Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.


Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

  • «№1. Стабат матер долороза»

  • «№13. Амен».

  • В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

  • « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»

  • «№5. Тая, исчезает снег»

  • «№8. Купец, продай мне краску»; «№20

  • Приходите, приходи»

  • «№21. На неверных весах моей души».

А.Городницкий «Атланты»







16.

Авторская музыка: прошлое и настоящее

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.



  • Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

  • «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

А.Городницкий «Снег»;







17

Джаз – искусство 20 века.


Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.


  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

  • Блюз «Сегодня я пою блюз».

  • Дж.Гершвин. «Любимый мой».

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.

  • М.Минков «Старый рояль».

  • У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».






ИКТ(КиМ)


Поурочное планирование по музыке для 6 класса

II полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки»



Тема урока

Основное содержание урока


Музыкальный материал урока

Дата

Примечание

18

Вечные темы искусства и жизни Образы камерной музыки

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.


  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».

  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».




Презентация,видео-фильм

19

Инструменталь

ная баллада. Ночной пейзаж.



Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.


  • Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

  • П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

  • минор.


А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».







20

Инструменталь

ный концерт. «Итальянский концерт».


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.


А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

  • А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

  • А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

  • А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

  • И.С. Бах «Итальянский концерт».

О.Митяев «Как здорово




Видеофильм,презентация

21

«Космический пейзаж».

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.



  • Ч.Айвз «Космический пейзаж».

  • Э. Артемьев «Мозаика».

О.Митяев «Как здорово».







22

Образы симфонической музыки

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.


Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина

«Метель»:

«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»;




Презентация

23

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.


  • «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

  • Н.Зубов. «Не уходи».

О.Митяев «Как здорово







24

Симфоническое развитие музыкальных образов

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».


  • В.А.Моцарт «Авэ верум».










25

«В печали весел, а в веселье печален».

Связь времен

Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

  • П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».







26

Программная увертюра.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.


Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».





Видеофильм

27

Бетховен.Увер

тюра «Эгмонт».


Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.


Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».









28

Увертюра-фантазия

«Ромео и Джульетта»



Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке.


  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».







29

Увертюра-фантазия

«Ромео и Джульетта»



. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды

  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

  • Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта







30

Мир

музыкального

театра



Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.



Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)

  • «Вступление»


  • «Улица просыпается»

  • «Патер Лоренцо»

  • «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

  • Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».







Фрагменты балета (видео)

31

Мир

музыкального

театра


Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

  • «Песня Орфея»;

  • «Дуэт Орфея и Эвридики»;

  • песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны

  • «Все несчастливцы, как один…»;

  • сцена Орфея и Харона;

речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»







32

Мюзикл«Вест-сайдская история»

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.


Фрагменты мюзикла «Вестсайдская история»




мюзикл

33

Образы киномузыки.




Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

  • «Увертюра»

  • «Песенка о капитане»

  • песенка Роберта «Спой нам, ветер».

  • М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

  • Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

  • К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный







34

Обобщающий урок

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».


Произведения по выбору








Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;


  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.