reforef.ru 1

Билет 30 Вопрос 2


Политическое управление: понятие, структура, фазы управленческого процесса.
Одной из универсальных категорий политологии является категория

«политический процесс». В российской политологии политический процесс

рассматривается в нескольких аспектах.

В самом общем плане политический процесс истолковывается как осо-

бый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта - дос-

тижение политическими субъектами общих целей при помощи использова-

ния власти и существующих норм. Механизм политического процесса со-

ставляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их

сознанием и психологией. Характер и конкретное содержание политического

процесса определяется особенностями данной политической системы и су-

ществующего политического режима.

Политический процесс - это совокупность действий и неинституциа-

лизированных субъектов по осуществлению совокупности специфических

функций (дисфункций) в сфере власти.

Политический процесс определяется как динамическая характеристика

в целом всей политической системы. Однако при истолковании этой дина-

мики политической системы в политологии делаются разные акценты.

Для одних изучение этой динамики означает анализ расстановки сил на

политической сцене и их баланса и равновесия. По их мнению, ключевой ха-

рактеристикой политического процесса является переход от одной расста-

новки и соотношения сил на политической сцене к другой, от одного баланса

и равновесия сил через его нарушение (дисбаланс) к новому равновесию.__ Понятие «расстановка сил» связывает текущую политическую борьбу с

фундаментальными пространственно-временными параметрами: системы вла-

ствования (политической системы) в той или иной стране, позиционным по-


ложением различных субъектов по отношению к этой системе (позиция и дис-

позиция). Позиция субъектов может быть охарактеризована по шкале «право-

лево» с точки зрения поддержки или оппозиции правящей группы, контро-

лирующей рычаги власти. Диспозиция субъекта связана с местоположением

субъекта относительно позиции других социальных сил. Расстановка сил на

политической сцене включает в себя определенную конфигурацию позиций и

диспозиций основных субъектов в тех или иных ситуациях.

Оценка баланса и равновесия политических сил, связана с ха-

рактеристикой потенциала субъектов в контроле ресурсов, способности их ак-

туализировать и мобилизовать эти ресурсы. Условно говоря, если расстановка

сил связана с качественной позиционной стороной политической сцены, то со-

отношение сил характеризует ее как бы в количественном изменении, связан-

ном с объемом ресурсов потенциальных политических субъектов.

Другие политологи трактуют динамику политической жизни как- поли-

тическое взаимодействие. С точки зрения сторонников этой точки зрения, по-

нятие «политический процесс» раскрывает, как индивиды, группы, институты

власти взаимодействуют дpyг с другом и государством, реализуя свои специ-

фические цели и функции. В этом подходе делается акцент на социологичес-

кое истолкование политического процесса, рассмотрение политического про-

цесса не только с точки зрения политической борьбы, а с позиций анализа

взаимодействия социальных и политических структур и отношений.

Социологическое истолкование политического процесса получило широ-

кое распространение в американской политологии. Политический процесс

описывается в ней с точки зрения взаимодействия между социальными субъ-

ектами и носителями политической власти на основе выполнения ими полити-


ческих ролей и функций. Политологи в основу политического взаимодействия

положили ценностные отношения. Содержание и характер политического

взаимодействия задается системой культуры социального субъекта и носите-

лей власти. Тот или иной тип культуры предписывал социальным субъектам

политической власти определенные ценности, стандарты и нормы политиче-

ского поведения, тем самым создает им возможность разговаривать на одном

языке. Придавая политическим явлениям одни и те же смыслы, культура зада-

ет определенную трактовку политики. Ценностное отношение лежит в основе

цивилизационного подхода к классификации различных обществ.

Горизонтально организованный политический процесс представляет со-

бой взаимодействие рационально действующих субъектов правительств, поли-

тических партий, учреждений. Он исходит из признания формального равенст-

ва и относительной автономии главных его участников, которые сотрудничают

или соперничают друг с другом, следуя общим правилам игры. Логика их дей-

ствия, т. е. постановка реальных целей, определение их общественной значи-

мости, поиск и обоснование способов реализации задается неэтатистской сис-

темой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, права, консенсуса.__ Горизонтально организованный политический процесс может принимать либо

форму культурного «торга» между его участниками, в котором каждый жерт-

вует чем-то, чтобы достичь поставленной цели, либо форму «согласования» по-

зиций функционально-специализированных элементов системы власти. Идеа-

лом горизонтального политического процесса является «круглый стол», много-

сторонние консультации, посредством которых принимаются важнейшие по-

литические решения. Организационное оформление такая форма политическо-

го процесса находит в так называемых трехсторонних комиссиях, юридически


оформленном институте, регулирующем постоянное взаимодействие прави-

тельства, предпринимателей и профсоюзов.

Вертикально организованный политический процесс истолковывается как

стихийное проявление интересов, потребностей, образа мысли иррациональ-

ных масс, которому противостоит государственная власть и система политиче-

ских институтов, выработанная обществом система ценностей. При вертикаль-

но организованном политическом процессе подданные признают авторитет

власти, а правители гарантируют членам общества определенную свободу. Ос-

мысленность и рациональность политического взаимодействия формируется

правительством, которое стремится навязать гражданам ценности. Среди них

наиболее важными являются законопослушность, ответственность, рациональ-

ность, управление. Смысл взаимоотношений государства и подданных сводит-

ся к определению правил «правильного» поведения и управляющих, и уп-

равляемых. Управляющие должны уметь согласовывать интересы различных

групп общества, а управляемые - желание договариваться друг с другом. Вер-

тикально организованный политический процесс предполагает усиление эле-

ментов рациональности, предсказуемости и конструктивности благодаря спо-

собности властных структур интегрировать требования групп в определенную

программу действий.

СТАДИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Истолкование динамики политической жизни как политического взаимо-

действия позволяет раскрыть содержательную сторону политического процес-

са. Однако понятие «динамика политической жизни» предполагает не только

взаимодействие, но и движение, развитие. Поэтому многие политологи опре-

деляют политический процесс как последовательную смену состояний соци-

ально-политической действительности, в первую очередь, политической сис-


темы общества, происходящею в результате совокупной деятельности соци-

ально-политических субъектов, направленной на завоевание, удержание и ис-

пользование политической власти. Политический процесс при таком подходе

представляется как некая последовательность событий политической жизни,

чередующихся, но вместе с тем пронизанных внутренним единством.

В соответствии с теорией систем политический процесс выступает одно-

временно и как воспроизводство целостной структуры, и как цикличное функ-

ционирование политической системы во взаимодействии с социальной и вне-

социальной средой, включающее влияние на политическую жизнь экономиче-__ ских, экологических, культурных и иных факторов. В ходе политического

процесса институциональная система адаптируется и приспосабливается в це-

лом и в ее отдельных элементах, обеспечивая воспроизводство и сохранение,

как ее системных качеств, так и составляющих компонентов.

В рамках системного подхода целостный политический процесс под-

разделяется на четыре стадии или, по другой терминологии, четыре режима:

 конституирования - становления политической системы;

 функционирования существующей политической системы;

 развития политической системы;

 разложения, упадка, распада политической системы.

Разделение на эти стадии условно. Однако в целостном политическом

процессе они взаимодействуют друг с другом, сохраняют присущие каждой из

них особенности, выполняют собственное предназначение и осуществляются

специфическими методами политического действия.

Исторически и логически начальной стадией политического процесса яв-

ляется конституирование. Она происходит и единовременно и постоянно.

Единовременно - в момент возникновения той или иной политической систе-


мы. Эта стадия совпадает с переломным периодом в развитии общества, когда

утрачивается легитимность власти одних политических сил и господствующее

положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их

потребностям новую политическую систему, в которой их волю проводят ка-

чественно иные органы власти и другие политические институты. Одновре-

менно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закре-

пляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической

системы Центральный момент этой стадии - полный пересмотр конституции,

ибо принятие новой конституции - это легальный и демократический способ

легитимизации политической власти, всех ее институтов.

Однако легитимизация власти не заканчивается принятием новой кон-

ституции. Это длительный постоянный процесс. С этой точки зрения консти-

туирование политической системы не является единовременным актом. Он по-

стоянно возобновляется, идет непрерывно процесс ее легитимизации, т. е. при-

знания, одобрения данной системы и оказания ей поддержки со стороны чле-

нов общества.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабиль-

ным периодом общественного развития, когда господствующие социальные

группы занимают прочное положение среди других социально-политических

сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры

воспроизводства и поддержания деятельности уже конституированных орга-

нов государства, политических партий, общественных организаций. В рамках

политических систем воспроизводство и поддержание деятельности осуще-

ствляется по-разному.

На стадии функционирования политической системы воспроизводятся и

сами участники политического процесса, как выразители определенных поли-


тических позиций и интересов, носители соответствующих взглядов и убежде-

ний, определенных стереотипов политического поведения преемственность -__ ляется не механическое копирование сложившихся форм политических отно-

шений, а предполагает и момент порождения новых черт и свойств, развитие

политической системы.

Стадия развития политической системы наступает в период определен-

ной перегруппировки и расстановки политических сил. На данном этапе поли-

тического процесса происходит частичное изменение в системе органов госу-

дарства, реформирование деятельности политических партий и общественных

организаций в соответствии с происходящими изменениями в социальной

структуре общества и меняющимся соотношением политических сил внутри

страны и на международной арене. Осуществляемые изменения в структурах и

механизмах власти выходят политику правящей элиты на новый уровень, по-

зволяющий дать ответы, адекватные вызову времени.

Стадия развития политической системы сопровождается противоборством

разнообразных течений и тенденций, которое, в конечном счете, должно вести

к повышению адаптивности системы, соответствия наличных властных струк-

тур внешним социальным условиям. Однако на определенном этапе развития

система стагнируется. В ходе развития появляются новые силы, интересы кото-

рых не совпадают с целями данной политической системы.

Наступает стадия разложения, упадка. Наступление стадии упадка поли-

тической системы совпадает с ростом новых социальных сил, которые форми-

руют иные формы организации политической жизни. На этой стадии происхо-

дит изменение направленности динамики политического. Эта динамика имеет

негативный по отношению к существующему институту власти характер. Раз-

рушительные тенденции здесь преобладают над конструктивными, созида-


тельными. В результате принимаемые правящей элитой решения утрачивают

управленческую способность, а сама правящая элита и связанные с ней инсти-

туты власти свою легитимность. Таким образом, стадия упадка политической

системы связана с полной делигитимизацией власти. Таким образом, заверша-

ется один цикл политического процесса. Однако политический процесс про-

должается. Начало очередного цикла в политическом процессе связано со сме-

ной субъекта политической власти и политических институтов и полным рас-

падом прежней политической системы.__

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Ключевое место в политическом процессе занимает политическое управление.

Политическое управление предполагает сознательную деятельность поли-

тических институтов, организаций и отдельность индивидов, направленную

на регулирование политических отношений, достижение определенных целей

правящей элитой и другими участниками политического процесса.

Политическое управление выражает технологическую сторону полити-

ческого процесса. Основное содержание политического управления сводится к

процессам принятия политических решений и их реализации в политической

практике.

Технология политического процесса находится в зависимости от его со-

держательной стороны. В каждой стране сам набор процедур формулирования

политических решений и методов их реализации имеет свою специфику. Эта

специфика определяется доминирующей в обществе культурой, традициями,

политической картой мира, существующей в представлении участников по-

литического процесса. Для отражения своеобразия технологии политического

процесса, выработано понятие «стиль политики» или «политический стиль».

Стиль политики или политический стиль можно определить как совокуп-


ность стандартных процедур. С проблемой принятия политических решений

участники политического процесса сталкиваются тогда, когда оказываются пе-

ред необходимостью выбора оптимального поведения, т. е. наилучшего спосо-

ба действия среди многих возможных в данных условиях.

Политическое решение - это сознательный выбор одногo, из не менее

двух возможных вариантов политических действий. Процесс принятия реше-

ний распадается на отдельные этапы и функциональные фазы. В политологии

выработано несколько схем анализа процесса принятия политического ре-

шения. Одна из них разбивает этот процесс на два этапа: подготовительный

этап и этап принятия решения. Другая, делает акцент на содержательной ха-

рактеристике процесса принятия решений и выделяет в нем следующие этапы:

Постановка

или выявление социальных проблем, требующих своего

разрешения, т. е. формулирование политической «повестки дня».

Разработка

и рассмотрение альтернативных вариантов политического

решения социальной проблемы.

Принятие

решения, т. е. выбор оптимальной альтернативы в качестве

плана действия.

Реализация

решения.

Первый этап - постановка или выявление социальной проблемы.

Предварительным условием принятия политического решения является осоз-

нание социальными субъектами своих потребностей и их четкое, ясное фор-

мулирование в виде определенных социальных запросов и предпочтений.

Процесс, в ходе которого социальные субъекты осознают свои потребности и

преобразуют их в определенные социальные притязания и устремления, назы-

вается артикуляцией интересов. Исходным моментом артикуляции интересов

выступают различные сигналы о неудовлетворенных потребностях тех или

иных социальных групп или общества в целом.


В любой политической системе имеются каналы регистрации и передачи в

центр принятия решений информации об этих проблемах. В демократических

странах в качестве таковых в первую очередь выступают выборные органы

власти, политические партии и общественные организации. Важным источни-

ком такой информации являются встречи избирателей с кандидатами в пред-

ставительные органы власти или с уже избранными депутатами и долж-

ностными лицами. Значительная роль также принадлежит средствам массовой

информации, а также специализированным органам государства, научно-

исследовательским институтам, социологическим центрам и т. д. После того

как социальные потребности в той или иной степени осознаны, из их общего__

количества выбираются те требования и потребности, удовлетворение которых

возможно политическими средствами. Таким образом, Формируется так на-

зываемая «повестка дня, т. е. совокупность проблем, которые необходимо ре-

шать политическими средствами.

Второй этап - разработка и рассмотрение альтернативах вариантов

политического решения социальной проблемы на основе выработанной повест-

ки дня формируются политические цели и средства их достижения в виде оп-

ределенных требований к институтам, органам и лицам. Учитывая влияние

разнообразных политических сил, а также сложное строение институтов госу-

дарственной власти, в которых различные сегменты исполнительной и законо-

дательной власти имеют далеко не единое видение проблемы, политические

цели, как правило, формулируются в виде альтернатив, предполагающих не-

сколько вариантов достижения необходимого результата или предусматри-

вающих возможность в реализации цели различными способами.

В политологии процесс формулирования социальных потребностей в виде


определенным образом упорядоченных альтернатив называется агрегировани-

ем интересов. В ходе данной операции различные частные требования, предъ-

являемые к структурам власти, сопоставляются с другими. Среди них выявля-

ются более или менее однородные, а затем обобщаются и систематизируются

по существенным признакам. При этом одни политические требования могут

усиливаться, другие принимать компромиссный характер, третьи - отвергаться.

В результате артикулированное множество интересов и требований приобрета-

ет определенную согласованность и соподчиненность.

Функцию агрегирования потребностей и интересов выполняют те же ин-

ституты и организации, которые осуществляют артикуляцию интересов. Одна-

ко в демократических политических системах ведущую роль играют политиче-

ские партии. Агрегированные интересы и потребности формулируются в пар-

тийных программах и действиях.

Однако далеко не по всякий выявленной, сформулированной и преобра-

зованной в конкретное политическое требование социальной потребности мо-

жет быть принято политическое решение. Для того, чтобы такое решение со-

стоялось, оно должно быть не только четко заявлено, но и в достаточной мере

обосновано. Обоснование политических требований является важнейшим ус-

ловием в процессе принятии политического решения. Если требование не до-

статочно обосновано, то оно попросту не привлечет к себе необходимого вни-

мания тех, кто принимает политические решения, или будет квалифицировано

как малозначащее.

Обоснование требований различных социальных групп и общностей осу-

ществляется на основе господствующих в данном обществе ценностей и идеа-

лов как наиболее общих целей, направляющих политические действия и обес-

печивающих их легитимизацию. Однако, как показывает опыт, не всякие по-


требности могут быть обоснованы принятыми в обществе ценностями и обще-

ственными идеалами. В таких случаях социальные группы, сознающие проти-

воречивость своих целей и идеалов, стремятся предварительно внедрить в об-

щественное сознание новую шкалу социальных ценностей и лишь затем, при-__ ступить к легитимизации своих потребностей, обеспечить их понимание и

одобрение со стороны общественности. Именно такой процесс произошел в

СССР и странах Восточной Европы на рубеже 80-90-х годов. Здесь сначала

предприняли атаку на господствующие в обществе ценности коллективизма,

равенства и т. д., вытеснили их из сознания ценностями свободы, индивидуа-

лизма, частной собственности, конкуренции, а потом провели широкую прива-

тизацию государственной собственности в интересах бюрократии, дельцов

«теневой экономики» и других носителей потребности в частной собственно-

сти.

На этапе разработки и рассмотрения альтернативных вариантов значи-

тельную роль играет процедура обсуждения альтернативных предложений.

Цель процедуры обсуждения состоит в том, чтобы с помощью определенной

методики выявить достоинства и недостатки имеющихся вариантов политиче-

ского действия и установить среди них наиболее предпочтительные с учетом

вероятных последствий, если оно будет принято. В обсуждении политической

проблемы принимают участие представители власти, заинтересованных соци-

альных групп и общностей, эксперты и т. д.

В демократических обществах обсуждение политической проблемы,

должно носить публичный характер. Существуют различные формы публич-

ных обсуждений: открытые дебаты в парламенте или местном представитель-

ном органе, трансляция заседаний парламента по радио и телевидению, высту-

пления заинтересованных сторон и экспертов в печати, конференции, совеща-


ния, «круглые столы» и т. д. Такие формы обсуждения позволяют различным

социальным группам глубже разобраться в существе проблемы, понять моти-

вы заинтересованности сторон и различия в их позициях, взвесить возможные

последствия тех или иных предлагаемых решений и установить, за какое из

них высказывается большинство, а также окончательно определить свою по-

зицию, если решение будет приниматься голосованием граждан.

Этап принятия решений. После того как социальная проблема сформули-

рована, обоснована и вступает в свою заключительную стадию - выборы одной

из возможных альтернатив политическогo действия. Решение может быть

принято единовременно правящей персоной или коллективно-управляющим

органом. Значительная роль при оценке политического процесса придается

методам принятия решений. Методы принятия решений зависят как от специ-

фики решаемых задач, так и от традиций, сложившихся в структурах управле-

ния. В политической практике наибольшее распространение нашли следую-

щие методы: компромисс, консенсус и гегемония. Компромисс - это соглаше-

ние, достигнутое путем взаимных уступок. Эта форма принятия решения воз-

можна в том случае, если субъекты власти, принимающие решения, не нахо-

дятся друг с другом в резко отрицательных отношениях. Компромисс достига-

ется тогда, когда интересы сторон частично совпадают, частично противоречат

друг другу. Формой достижения компромисса могут быть различны: согласие,

достигнутое на переговорах сторон, большинство при голосовании и т. д. Кон-

сенсус - это метод принятия решений, основанных на всеобщем согласии.

Консенсус не означает, что интересы всех сторон обязательно совпадают. Кон- что ни одна из сторон не возражает против принятия того или иного решения

во имя общих интересов, хотя ее частные интересы при этом могут быть не


удовлетворены. Принятие решений на основе консенсуса протекает всегда на

основе процедуры согласования, но, как правило, не предполагает голосова-

ния. Гегемония - форма политического решения, когда правящая группа или

общность навязывает свое решение другим социальным группам или обществу

в целом.

Четвертый этап - реализации управленческих решений. Для успешной

реализации все принимаемые управленческие решения должны быть как ми-

нимум облечены в директивную и правомочную форму. Они также должны

предусматривать ответственность конкретных лиц за исполнение (неисполне-

ние) решений и обладать определенной адресностью, быть сориентированны-

ми на исполнение конкретными лицами, группами, учреждениями. Эффектив-

ная реализация управленческих решений предполагает постоянный контроль,

за ходом их осуществления. Контроль включает в себя возможность непосред-

ственных проверок исполнения директивных указаний при помощи специали-

зированных институтов, так корректировку движения политической системы в

соответствии с ее собственными принципами и интересами. Корректировка

осуществляется путем минимизации отклонений поведения институтов поли-

тической системы и участников политического процесса от заданных им це-

лей, направлений и стандартов деятельности. Коррекция политического про-

цесса осуществляется на основе механизмов «обратной связи», предполагаю-

щей сбор информации о первых результатах и достижениях, отслеживания

промежуточного результата и т. д.