reforef.ru 1
Поисково-исследовательская экспедиция


«Следопыт».
«Плох тот народ, который не знает, не любит, не помнит своей истории», - писал художник В. Васнецов.

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость», - подтверждает академик Д.С. Лихачев.

В последние годы заметно повысился интерес к школьному краеведению, понимание его большого образова-

Тельного и воспитательного значения. Это обусловливается несколькими факторами:

-растущее понимание в нашем обществе значение изучения истории Родины для патриотического воспитания школьников;

-стремление к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей Родины вкупе с малой родиной;

-поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на русских традиционных нравственных ценностях, таких, как патриотизм, гражданственность, человечность.

В прошедшем учебном году в нашей школе были введены в учебный план 7 класса курс « Историческое краеведение», а в 8 классе – « Литературное краеведение». Для детей это было неожиданно интересно, и, как оказалось, они с большим любопытством отнеслись ко всему тому, что было связано с родным селом, с их земляками, с историческим прошлым.

Учащиеся старших классов очень активно готовились к районному семинару «С малой родиной я говорю» и были премного довольны его проведением: ведь в результате они соприкоснулись с судьбой своих предков, многое узнали и многому научились. И важно то, что через комплекс краеведческих знаний у школьников формируется историческое сознание, воспитывается любовь к родной земле, ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее.

В честь 60- летия великой победы СССР в Великой Отечественной войне над фашизмом была проведена большая поисковая работа по выявлению тружеников тыла села Шмаровки. 2 группы членов кружка «Краеведения» сделали подворный обход и записали со слов очевидцев тех лет

События и людей, причастных к ним.

На уроках же русского языка и литературы учащимися старших классов были написаны сочинения на основе собранных материалов: «Русское поле», «Они ковали Победу в тылу».


В апреле месяце провели вечер чествования ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, Чернышова Петра Алексеевича , и оформили альбом «Портрет героя».

Позже на сцене Шмаровского СДК состоялся вечер-встреча

«Труженики тыла», где всем присутствующим ветеранам труда

были вручены награды правительства и от администрации сельсовета памятные подарки.

Итогом этой многомесячной акции стала концертная программа «Мы тоже победили в той войне». А на день Победы школьники вместе со взрослыми убирали территорию возле памятника павшим на поле боя землякам, несли Почетный караул , возлагали живые цветы.

Все вышеперечисленное составляет прочную основу для патриотического воспитания школьников, формирует активную жизненную позицию, воспитывает уважительное отношение к своим истокам - малой родине, селу.

Как не любить мне эту землю,

Где мне дано свой век прожить ?
Трудно найти школу, которая бы не занималась поисковой краеведческой работой. И все же, знакомясь с организацией учебного и внеучебного краеведения, встречаешься со многими недостатками его проведения. Прежде всего, сказывается то, что не все учителя владеют методикой краеведения, в недостаточном объеме знают его содержание – в результате, в школьном краеведении до последнего времени не было системы.

Между тем любой регион, любое поселение, деревушка может гордиться своей славной историей, неповторимым пейзажем, эксклюзивными памятниками культуры или быта. Но ведь они могут и кануть в Лету, если не отнестись к ним бережно, по—хозяйски, если не сохранить их для потомков, чтобы не были они «Иванами, родства не помнящими».

Большое значение для успешной краеведческой работы имеет выбор темы исследования. Порой случайно выбранная тема может завести поиск в тупик, вызвать у школьников неудовлетворенность и разочарование.

Мы с членами кружка «Краеведения» решили исследовать историю нашей родной малой речки Битюг. Был выбран и разработан маршрут- решили далеко не забираться, а изучить левый берег реки, начиная от села Сомовка и заканчивая Чемлыцким лесом, что привольно раскинулся в 4-х километрах от Шмаровки на берегу Битюга.


Перед тем как отправиться по маршруту, учителем было дано задание: расспросить у старожилов все, что они помнят о реке. Затем была предложена викторина на тему «Знай и люби свой край».К исследовательской работе были подключены не только классные руководители и родственники детей, но и работники Шмаровского сельсовета, в архивных документах которого мы почерпнули немало интересных фактов, связанных с нашей рекой Битюг.

В результате был собран обширный материал о родной речушке: какой она была, какой стала , и почему, как пытались ее спасти в 80-е годы 20-го века, и что из этого получилось. А на уроках русского языка были старшеклассниками написаны сочинения. Вот одно из них прилагается здесь.


«Р о д н а я м о я р е ч у ш к а ..»
Малые реки…Испокон веков они были верными друзьями и спутниками человека- -и в часы его светлой радости, и в дни грозных испытаний. Они—живая часть нашей природы, самих нас и будущих поколений.

Так уж случилось, что нам не довелось увидеть нашу речку такой, какой ее видели мои дедушка с бабушкой.

Вот что они рассказывали мне о Битюге…

-Что значит само слово «Битюг»? Оказывается, это «большая вода», «большая река». А где эта вода? Мало ее ныне в Битюге. А ведь бывало, столько было воды, что почти у каждого села стояла мельница. А сколько рыбы водилось! Бывало, в сенокос бросишь сетку- - и ведро рыбы на артельную уху- -пожалуйста. Даже сомы и сазаны попадались!


  • А вода какой чистой была,- подхватила бабушка,- пьешь как из родника. А теперь в ином месте ребенок может перейти вброд. Неужели ничего сделать нельзя? Ведь в войну целую страну отстояли…Да какую войну! А речку-то всем миром тоже можно спасти.

Вот и попробовали люди всем миром решить вопрос по спасению Битюга.

-Собрали сессию Шмаровского сельского Совета -, продолжила разговор секретарь сельсовета,- поговорили с депутатами и решили бросить клич по всей стране: «Малым рекам- - большую жизнь!»


Затем на сходе жителей сел Кужное, Сомовка, Ереминка и Шмаровка состоялся разговор о том, что делать с речкой.

С тревогой люди говорили о том, что за повседневными рапортами о « больших победах», руки не доходят до малых рек. И все более растет тревога, что теряя малые реки, мы сами теряем что-то большое и сокровенное в себе.

Как оказалось, в России 2,5 млн. малых рек, и все они ждут помощи. И надо срочно вмешаться, иначе будет поздно- - ведь реки- -это кровь земли!

С Битюгом у каждого из нас связано очень многое. Без него мы не можем себе представить отцовскую землю. С детства перед глазами простенькая, но дорогая сердцу картина: огороды с дарами земли русской, тропинка, сбегающая вниз и обрамляющая щедрой зеленью муравы и «кашки» края огородов. Влажная, грибная сырость навстречу тебе, так как ты уже приближаешься к речной луговине. Ноги слегка вязнут в почве, заставляя с замиранием сердца пробираться все быстрее и быстрее, скорее на дощатый настил, чтобы не испачкать сандалики.!

И вот он – Битюг! Прозрачный, прохладный, приветливо манящий к себе…А там уже все твои друзья: визгу, крику, смеху столько, что невольно на ходу начинаешь сбрасывать с себя сарафанчик и никому теперь не нужные коричневые сандалики! Босиком по траве, потом по песочку – и ты уже в воде.. Красота!

Большая река начинается с маленького ручейка. И большое дело порой зарождается из малого. Но никогда ничего не получится, если делать дело без души, без «огонька». Ведь неживая природа она только на бумаге неживая, а ведь мы твердо знаем теперь, что она дышит, значит, живет.

Хотелось бы привести слова из стихотворения болгарского поэта в заключение своего небольшого сочинения – Гимна моей малой родной речушке Битюгу:

Я сорвал цветок -- и он увял.

Я поймал бабочку - и она умерла у меня на ладони.

И тогда я понял: прикоснуться к природе

Можно лишь сердцем!

Именно сердцем! Сердечное, душевное отношение к природе, всевозможная практическая помощь ей – это то, что ныне, как никогда, требуется от всех живущих на планете Земля.

Алимова Ирина, ученица 9 класса.
Тебе, Битюг!
Село родное и река Битюг…

Как мне забыть о вас в краях далеких?

Я навсегда вам предан. Я ваш друг.

И в вашу честь пишу я эти строки.

Вот мой Битюг с прохладною водой.

Здесь камыши застыли, как солдаты.

Могучий дуб склонился над волной,

Ему уже недолго до заката.

Рыбак в лодчонке глаз заворожил

Над алым заревым разливом…

И я когда-то был здесь…Я тут жил!

И был как никогда счастливым…

Прости меня, что я не смог помочь

И жизнь твою продлить еще немного...

Безмолвием легла над речкой ночь.

Умолкла сонная дорога…

О Б Р А Щ Е Н И Е



Схода граждан Самовецкого, Каверинского и Шмаровского сельсоветов Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей ко всем сельским жителям.

Мы, жители трех сельсоветов, собрались сегодня в селе Паршиновка Добринского района , что стоит на стыке трех областей –Воронежской, Липецкой и Тамбовской.

Привела нас сюда большая тревога за судьбу речки Битюг, которая протекает по нашим землям.

Возрождение малых рек – дело не только сельских жителей. Кто из горожан не стремится провести день отдыха на лоне природы, на берегу заветной речки? Поэтому и к вам наше слово. И от нас зависит, какой предстанет она - мутным увядающим ручьем или тихим ласковым плесом с кувшинками и лилиями.

Мы глубоко убеждены: если по- серьезному, всем миром возьмемся за малые реки, они будут украшать нашу землю, служить неиссякаемым источником радости и вдохновения все новым и новым поколениям людей.
Это обращение было опубликовано в газете «Советская Россия» 13 апреля 1982 года. А через несколько дней Воронежский, Липецкий и Тамбовский облисполкомы приняли специальные постановления .

А 17 апреля 1982 года была организована «Красная суббота».


По сообщению областных штабов по проведению субботника 17 апреля на берегах и в бассейнах малых рек этих областей было посажено около 3 миллионов деревьев и кустарников.

В лесокультурных и других работах на малых реках в этот день участвовала 51 тысяча человек.

Эхо почина из центра России разнеслось по всей стране. Президиум Всероссийского общества охраны природы обратился ко всем последовать примеру граждан Черноземья.

Вот о чем поведали юным краеведам из Шмаровской школы старожилы, те, кто был очевидцами хороших дел.


.