reforef.ru   1 2 3 4

Внедрение новых педагогических технологий является одним из важных направлений педагогического коллектива школы, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям современной школы. Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний - все эти показатели напрямую зависят от уровня профессионализма педагога. Творчески работающие педагоги, постоянно ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм.

Анализ инновационной деятельности школы показал, что большинство учителей школы используют элементы нескольких технологий в своей деятельности. Большинство учителей начальной школы на своих уроках используют элементы здоровьесберегающих технологий: "Технология раскрепощённого развития детей" (В. Ф. Базарный); личностно-ориентированная технология: "Дифференцированное обучение" (В. В. Фирсов); технология деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев), 23 учителя 2 и 3 ступени обучения используют элементы технологии личностно- ориентированного обучения, 4 - игровая технология (Ш.А. Амонашвили, О.В. Канарская, Д.Б.Эльконин), 3 - технология проблемного обучения, 5 - технология уровневой дифференциации, 5 - технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося (активные методы обучения), 2 - технология групповой деятельности, 4 - информационно - коммуникационные технологии, 7 - здоровьесберегающие технологии, 2- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов), 3 - технология модульного обучения. Растет численность педагогических работников школы, активно внедряющих информационные технологии в образовательный процесс. В 2007 году к сети Интернет были подключены кабинеты администрации школы, были поставлены 3 компьютера с выходом в интернет в читальном зале библиотеки. С 2005 года по сегодняшний день около 50% педагогов школы прошли обучение по использованию Интернет - технологий на базе Регионального Интернет Центра. Педагогический коллектив школы 100% владеет компьютером на уровне пользователя.

С 2007 года в школе ведется "Портфолио" учителя и ученика школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении. Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности и является технология работы с портфолио, которое позволяет оценить учебные достижения учащихся.

У каждого учителя определена индивидуальная методическая тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, практикумов, творческих отчётах. За последние три года обновлён банк инноваций школы. Одним из направлений работы НМС и МО стала разработка и внедрение в практику деятельности педагогического коллектива рабочих программ. Разработки рабочих программ имели практический выход уже в 2007-2008 учебном году. В 2008-09 уч. году было разработано и подано на экспертизу в городской НМС 14 программ дополнительного образования детей, из которых 3 являются авторскими.

Базой преобразовательной и инновационной деятельности в школе является все образовательное учреждение.

Инновационная деятельность в ОУ в настоящее время представлена следующими нововведениями:

Системные новации:

Организация работы по инновационному федеральному базисному учебному плану2004, рабочим и учебным программам, учитывающим требования компонента государственного стандарта 2004 и специфику инновационных направлений (гуманитарный, гуманистический характер образования, профильность обучения, внедрение этнокультурного компонента, подготовка к ЕГЭ, направленность УВП на здоровьесбережение ).


- насыщение образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека через теоритичексий курс “БОС”: “БОС - дыхание”, “БОС – психоэммоциональная коррекция”, “БОС - логопедия”;

- широкое внедрение в УВП развивающих технологий, программ профильного уровня на III ступени (Внедрение УМК по математике, автор Мордкович), разработка и внедрение авторской программы по технологии в профильных классах.

Модульные новации:

- Организация профильного обучения на старшей ступени обучения.

- Организация и проведение итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ.

Локальные нововведения:

- Создание и освоение авторских программ, учебников, разработка дидактического и раздаточного материала и т.д.).

- Реализация технологий развивающего обучения, проектной деятельности.

- Формирование исследовательских умений и навыков учащихся.

- Организация самоуправления в школе.

- Разработка и апробация моделей мониторинга и оценивания качества образовательных услуг школы.

- Планируется разработка и апробация индивидуальных учебных планов учащихся по отдельным предметам в рамках реализации Образовательной программы школы.

Более подробно информация об инновационных процессах дана в таблице “Инновационные процессы в МОУ СОШ № 3”

Сведения об инновационных процессах в работе общеобразовательных учреждений

2008-2009

ОУ

Основные направления в работе

Наличие программы развития (да/нет)

Наименование инновационной технологии

Количество учителей внедряющих инновационную технологию


МОУ СОШ №3

1. Обновление содержания образования на основе ГОС-2004:

Разработка и реализация Рабочих программ педагога учитывающих требования государственного стандарта – 2004 и специфику инновационных направлений МОУ СОШ №3
2. Разработка и апробация учебных планов и программ информационно-технологического и технологического профилей и предпрофильного образования
3. Реализация компетентностного подхода к развитию, воспитанию и обучению учащихся через обновлениесодержания образования и внедрение новых образовательных технологий на всех ступенях обучения
4. Апробация материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
5. Внедрение безотметочного обучение на 1 ступени обучения
6. Профилактика и укрепление здоровья в условиях УВП
7. Развитие государственно- общественного характера управления школой


Да

1. Технология раскрепощённого развития детей (В.Ф.Базарный)
2.Технология личностно-ориентированного обучения
3. Игровая технология (Г.А.Цукерман)
4. Технология деятельностного подхода
5. Технология коллективного взаимодействия
6. Технология проблемного обучения
7. КСО- коллективный способ обучения
8.Исследовательский метод в обучении
9.

Информационно-коммуникационные технологии
10. Технология на основе активации и интенсификации деятельности учащихся

27/38,6 %
15/21,4%


20/28,6%


9/12,8%

7/10%

8/11,4%


1/1,4%


3/ 4,3%


8/ 11,4%

11/15,7%

Организация научно-методической работы в образовательном учреждении на современном уровне - это необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, образовательного учреждения, работающего в режиме развития.


Экспериментальная деятельность школы

Согласно приказу 409/1-о от 17 мая 2007 года на базе МОУ СОШ №3 была открыта экспериментальная площадка муниципального уровня по теме “Безотметочное обучение, как новая система оценивания учащихся 1 школы обучения” на период с 2007-2010 года. На сегодняшний день в эксперименте задействованы 77 учащихся, 5 учителей, два педагога-психолога и администрация школы.

Основная цель данного экспериментального исследования – создание новой системы оценивания- безотметочного обучения учащихся 1 ступени, обеспечивающей условия младшим школьникам для повышения качества образования, уровня их самооценки, психоэмоционального состояния и готовности к обучению на следующей ступени.

Педагогический коллектив в ходе эксперимента должен решить следующие задачи:

1. Изучить нормативно правовую, научно-методическую литературу по проблеме системы оценивания учащихся школы 1 ступени и её влияние на здоровье младших школьников.

2. Разработать нормативно правовые, научно-методические рекомендации по теме эксперимента.

3. Создать и апробировать новую систему оценки - безотметочное обучение младших школьников.

4. Определить наиболее эффективные формы организации образовательно-воспитательного процесса способствующих, новому качеству образования, здоровьесбережению в условиях безотметочного обучения.

5. Разработать механизмы психолого-педагогической поддержки психоэмоционального состояния обучающихся в образовательном процессе в условиях безотметочного обучения.

Объектом исследования является образовательно-воспитательный процесс школы 1 ступени обучения.

Предметом исследования является:

Система безотметочного обучения по литературному чтению, окружающему миру, английскому языку.

I
этап (организационный) был завершен в мае 2007 года.

На данном этапе был проведен анализ образовательной и оздоровительной деятельности школы 1 ступени обучения для вхождения в эксперимент. В результате анализа были сделаны следующие выводы: все участники эксперимента осознают положительное влияние безотметочного обучения как на физическое, так и на психо-эмоциональное здоровье учащихся. Были оформлены аналитические и статистические отчеты уровня обученности и состояния здоровья учащихся 1-х классов для подготовки эксперимента. Была разработана программа эксперимента “Безотметочное обучение как новая система оценивания учащихся школы 1 ступени обучения”, Положение о безотметочном обучении. Были разработаны локальные и нормативные документы:


  1. Критерии оценки степени обученности учащихся для 2-4-х классов

  2. Листы индивидуальных достижений, которые оформляются на каждый год обучения в зависимости от критериев и от программ.

  3. Положение о портфолио ученика начальной школы в условиях безотметочного обучения

  4. Разработаны основные принципы безотметочного обучения.

  5. Были разработаны следующие виды оценочных шкал, имеющие место в педагогических технологиях современной педагогики: горизонтальные и вертикальные.

  6. Было решено использовать, для реализации эксперимента следующие виды контроля:


Стартовый контрольв сентябре месяце, позволяющий определить актуальный уровень знаний

Текущий контроль  качества обученности учащихся осуществляется в устной и письменной форме: создание критериально - ориентированных тестов по разделу (теме), соответствующих всем требованиям к качеству тестов,  мини-опросы.  

Рубежный контрольв виде тематических проверочных работ (в том числе тестовых) как результат освоения ведущих тем и разделов. 

Итоговый контроль это тестовые работы и публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Для учителей, работающих по теме данного эксперимента, были даны рекомендации по ведению следующей документации:


  • Заполнение листов индивидуальных достижений по предметам

  • Ведение Портфолио учащегося

  • Дневников “Мои достижения”

  • Заполнение журналов

На этом этапе была проведена информационно- разъяснительная работа с родителями. Были запланированы и проведены родительские собрания по темам: “Оценка обученности – как проблема и потребность практики”, “Новая “философия” оценки ”

Была сформирована творческая группа по реализации эксперимента, в которую вошли 3 учителя начальных классов, 2 учителя английского языка, зам. директора по УВР школы 1 ступени обучения, психолог, зам. директора по НМР. Соответственно требованиям была разработана нормативно- правовая база проведения эксперимента, осуществлялось его психолого - педагогическое сопровождение.

Была разработана шкала оценивания учащихся. В классный журнал отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и умений оцениваются следующими видами оценочных суждений:


Шкала оценивания

Очень слабо

(-)

Слабо

-

Посредственно

“-”

Удовлетворительно

(?)

Недостаточно хорошо

?

Хорошо

+

Очень хорошо

+

Отлично

(#)


Великолепно

#

Прекрасно

“#”


По итогам первого этапа эксперимента были намечены следующие задачи:

  1. Проведение исходных констатирующих срезов:

  • уровня самооценки и самоконтроля

  • уровня ключевых умений по предметам: литературное чтение, окружающий мир, английский язык в экспериментальных и контрольном классах.

  1. Реализация системы безотметочного обучения в течении 2007- 2010г.

  2. Информирование субъектов образовательно- воспитательного процесса о состоянии психоэмоционального здоровья и условиях, способствующих развитию самооценки личности учащихся в процессе безотметочного обучения.

  3. Проведение итоговых констатирующих срезов:

  • уровня самооценки и самоконтроля

  • уровня ключевых умений по предметам: литературное чтение, окружающий мир, английский язык в экспериментальных и контрольном классах.

Целью второго (формирующего) этапа эксперимента (сентябрь 2007- апрель 2010 года) является - Апробация системы оценивания “Безотметочное обучение учащихся школы 1 ступени обучения”

В период 2007-09 г. группа работала по следующим направлениям:



направление

Результат работы

1

Удовлетворение в развитии широких познавательных интересов

Развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе

Интеллектуально- личностный марафон для учащихся “Планета знаний” (февраль 2009г)


2

Удовлетворение и развитие избирательных интересов

Поощрение и развитие интеллектуальных и творческих способностей

Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня.(в течении года)

3

Создание механизмов отслеживания результатов уровня обученности

Разработка и проведение критериально- ориентированных тестов (в течении года)

4

Создание благоприятных условий для самопознания и самоопределения

Игра “Планета знаний” .(в течении года)

5

Работа с учащимися по выявлению психоэмоционального состояния детей, проведение коррекционной работы, направленной на решение внутренних проблем возникающих в результате обучения детей без выставления отметок.

Мониторинг психо- эмоционального состояния учащихся ( 2 раза в год)

6

Консультативная работа с педагогами и родителями

Родительские собрания по теме “Как помочь ребенку учиться” (1 раз в четверть)


21 февраля 2009г. был проведен Интеллектуально – личностный марафон “Планета Знаний”. В качестве экспертов, гостей, а также членов жюри были приглашены родители. По итогам Интеллектуально – личностного марафона методической службой школы был выпущен буклет и опубликована статья в газете “Полярный круг”. Интеллектуально- личностный марафон “Планета Знаний” проводенный в рамках реализации программы эксперимента “Безотметочное обучение, как новая система оценивания знаний учащихся I ступени обучения”, показал, что дети


  • владеют имеющимися знаниями;

  • адекватно оценивают свои ответы и знания;

  • положительно воспринимают новые формы контроля и проверки знаний;

  • инициативны в познавательной деятельности.

С целью организации открытого образовательного пространства, привлечению общественного внимания к образовательному процессу в школе в апреле 2009г. учителями, работающими по теме эксперимента, были даны открытые уроки по окружающему миру, литературному чтению и английскому языку на которые были приглашены родители.

6 мая 2009 года творческой группой учителей работающих по теме эксперимента было проведено открытое родительское собрание по теме “Как помочь ребенку хорошо учиться без отметок”. На родительском собрании присутствовали родители 33 учащихся, у которых ведутся предметы, включенные в эксперимент, учителя ведущие эти предметы, администрация школы. Руководителем творческой группы, работающей по теме экспериментального исследования “Безотметочное обучение, как новая система оценивания учащихся школы I ступени обучения” Хайтиной В.А. был подготовлен доклад по теме “Плюсы и минусы безотметочного обучения”, в котором она осветила предварительные результаты реализации второго этапа программы эксперимента. Так же были представлены родителям результаты анкетирования учащихся, которое было проведено педагогом – психологом школы Чуйкиной Н.В. с целью изучения положительного опыта работы в безотметочном пространстве. Учителем начальной школы Данилкиной Т.А. был подготовлен отчёт в форме презентации о проведённом интеллектуальном марафоне “Планета Знаний”. По итогам собрания педагогом – психологом Кокшаровой И.С. было проведено анкетирование учителей и родителей. По итогам родительского собрания методистом школы Данилкиной Т.А. был подготовлен и выпущен буклет. Родительским собранием было принято решение:

1.Признать положительным влияние эксперимента на психо - эмоциональное состояние учащихся.

2. Считать достигнутыми те цели, которые были поставлены на данном этапе реализации программы:


  • повысился уровень учебной активности учащихся

  • повысилась контактность и умение дискутировать

  • повысилась самооценка и самоконтроль

  • сохранилось психоэмоциональное здоровье учащихся

В ходе эксперимента со стороны администрации школы осуществляется контроль за организацией и работой учителей по безотметочному обучению согласно плану работы ВШК с целью выявления трудностей и оказания методической помощи.

Учителя - участники эксперимента, представляли свой опыт на педагогических советах школы. (пр. №16 от 15мая 2008г., пр. №8 от 6 мая 2009г.)

В апреле 2007г. был проведен семинар-практикум по теме “Ситуация успеха - одно из направлений гуманизации учебно-воспитательного процесса”.

В ходе реализации эксперимента в системе ведется работа психолога с целью изучения влияния безотметочного обучения на уровень самооценки учащихся, роли безотметочного обучения в формировании положительного психоэмоционального состояния учащихся на уроках английского языка, литературного чтения, окружающего мира и в целом отношения к школе, преподавателям, к классному руководителю. С учащимися экспериментальных классов проводятся занятия по программе формирования психологического здоровья младших школьников “Хочу быть успешным”. Разработан цикл бесед для родителей. Ежегодно психологом школы проводятся психологические исследования как в экспериментальной группе (классы в которых происходит реализация эксперимента), так и в контрольной группе (классы, которые не участвуют в эксперименте).

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. При безотметочном обучении у большего количества учащихся формируется положительное отношение к учебе

  2. Снижается уровень тревожности учащихся
  3. У учащихся формируются учебные действия самоконтроля, становится адекватной самооценка


  4. В условиях безотметочного обучения снижается уровень тревожности учащихся, что влечет повышение уровня здоровьесбережения

  5. Улучшение показателей уровня самооценки учащихся экспериментальной группы обуславливается тем, на наш взгляд, что использование программы безотметочного обучения повышает мотивацию, делает учащихся более успешными, что создает более комфортную обстановку во время обучения.

Вместе с тем следует отметить трудности, с которыми столкнулись учителя в ходе эксперимента:

  • Возросли затраты времени преподавателя на подготовку к урокам

  • Учителя считают отрицательным моментом ведение дополнительной документации, громоздкую систему оценивания

  • Безотметочное оценивание ориентировано на учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с высоким уровнем развития. Учащиеся у которых удовлетворительные оценки по остальным предметам не испытывают желания к совершенствованию своих способностей.

  • Учащиеся менее ответственно относятся к выполнению домашних заданий по предметам, которые входят в эксперимент, эти же предметы меньше контролируются со стороны родителей.

Проблемы эффективности безотметочного обучения, как новой системы оценивания учащихся 1 ступени обучения, возможны из – за особенности учебной работы, от которых зависит ход психического развития в целом и ход познавательной деятельности.

По завершению формирующего этапа программы экспериментального исследования ожидаются следующие результаты:

  • повышение качества уровня обучения по предметам: литературное
    чтение, окружающий мир, английский язык; оценочной самостоятельности обучающихся;

  • повышение сформированости учебных действий, самоконтроля и самооценки, учебно-познавательного интереса, способности к рефлексии, самостоятельности суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

  • ученик будет инициативен в познавательной деятельности, научится владеть
    основами умения учиться;


  • появится возможность осуществления индивидуализации обучения;


На основании письма Департамента образования ЯНАО от 7 октября 2008г. “Об апробации материалов федеральных государственных стандартов общего образования”, приказа Департамента образования Администрации МО г.Салехард № 598 –О от 30 октября 2008г. МОУ СОШ №3 является апробационной площадкой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования институционального уровня. Технология проведения апробации документов Проекта ФГОС второго поколения включала в себя следующие этапы:

  1. Ознакомление с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

  2. Ознакомление с документами апробации.

  3. Коллективное обсуждение апробируемых документов, специфики экспертных форм, особенностей их заполнения.

  4. Индивидуальное заполнение экспертных форм, анкет в соответствии с техническим заданием на выполнение работ

  5. Обсуждение итогов индивидуальной экспертной деятельности.

  6. Подведение итогов экспертной деятельности апробационной площадки. Заполнение сводных форм.

  7. Предоставоление всех материалов муниципальному координатору апробации.

В октябре 2008г. было проведено исследование по направлению “Выявление динамики запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как субъектов общественного договора на основе мониторинговых исследований”. В групповых дискуссиях и анкетировании в рамках работы по апробации ФГОС второго поколения приняли участие 106 учащихся, 227 родителей, 15 представителей общественных организаций, 62 учителя. Ответственными за данный вид работы были зам. директора по НМР Костюкевич Е.Ф., педагог-психолог Чуйкина Н.В., зам. директора по ВР Шакун Н.Н., зам. директора по УВР Донец Л.В., учитель начальных классов Хайтина В.А., зам. директора по УВР Омельченко А.В., зам. директора по ВР Рахматулина З.И., зам. директора по УВР Комиссарова Е.В., зам. директора по социальной работе Шабалина Г.Н. Анализ и отчет о проделанной работе был предоставлен в ГОУ ДПО “ЯНОИПКРО”.


Выводы:


  • Проделана большая работа в режиме эксперимента“Безотметочное обучение, как новая система оценивания учащихся 1 школы обучения”.

  • Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии

  • Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру города.

Организация работы с мотивированными на учебную деятельность учащимися. Работа с одаренными детьми.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития образовательной системы ОУ, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие становятся одними из важнейших аспектов деятельности нашей школы, что подтверждает методическая тема над которой работает школа с 2008 года “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения и здоровьесбережения”.

Анализ участия учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Салехард” в различных конкурсах, смотрах, районных и краевых олимпиадах показывает, что в ОУ имеется довольно значительный потенциал одаренных детей. Вместе с тем возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удавалось реализовать. Работа педагогического коллектива школы, в контексте работы по реализации модели “Школа успешности”, позволила более отчетливо увидеть и данную проблему: невозможно только средствами и возможностями урока развивать творческий потенциал личности. И существующее с 2001 года школьное исследовательское общество “Интеллект” также не в полной мере осуществляет функцию выявления и развития учащихся, имеющих особенные образовательные потребности.


Именно поэтому в 2007году была разработана целевая программа “Одаренные дети”, которая является составной частью Программы развития МОУ СОШ №3 “Школа успешности”.

    Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность познавательной деятельности учащихся, рост более глубокого и умелого усвоения знаний.

Основными целями целевой программы “Одаренные дети” являются следующие:


  1. Выявление одаренных детей.

  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

  3. Формирование системы социально-психологической поддержки и сопровождения одаренных детей.

Основные направления работы по реализации программы следующие:

  1. Создание комфортной пространственной среды для развития одаренности школьников

  2. Создание необходимой психологической среды

  3. Организация индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми

  4. Организация работы с учителями

  5. Формирование системы мониторинговых мероприятий

  6. Нормативно- правовая деятельность

  7. Контрольно- аналитическая деятельность.

Методическая служба совместно с психологами школы осуществляет научно-методическое и психолого- педагогическое сопровождение программы.

Ежегодно в начале учебного года педагогами-психологами школы Чуйкиной Н.В., Кокшаровой И.С. проводится диагностика учащихся по выявлению различного вида способностей.
  • Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:


  • Творческое мышление

  • Уровень самооценки

  • Толерантность

  • Предпочтительные виды деятельности

  • Доминирование правого или левого полушария

  • Вы лидер?

  • Что вам нравится? (карта интересов)

  • Диагностика задатков и склонностей личности (по В.П.Симонову)

  • Поведенческие характеристики одаренных детей

Исследование детской одаренности проводится с помощью теста структуры интеллекта Амтхауэра и направлено на сравнение показателей 5 и 6 субтестов (это математическая интуиция и абстрактное мышление). Значение данных показателей важно для педагогического коллектива школы, т.к. в школе реализуется информационно- технологический профиль обучения. Так же педагогами - психологами используются методики Т.В. Дембо и С.Л. Рубинштейна, для диагностики творческого мышления используется Краткий тест творческого мышления “Фигурная форма”.

Психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей осуществляется в процессе работы психологов по следующим направлениям:

Работа с одаренными детьми.

Это психокоррекционная работа, направленная на решение внутренних психологических конфликтов, снятия тревожности, страхов, агрессивных психологических защит и повышения самооценки. Социально- психологическое обучение ребенка, направленное на расширение репертуара поведенческих реакций, коррекция сложившихся форм поведения, осознания ребенком своей позиции в общении. Работа по осознанию ребенком своей одаренности, по построению им своей сиситемы отношений с миром и самим собой.

Работа с родителями одаренных детей

Консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов, склонностей.

Работа с педагогами

Консультативная, методическая работа, направленная на создание для данного ребенка удовлетворяющей его интересы образовательной среды.


В результате диагностической работы проводимой в начале каждого учебного года формируется банк данных о детях, имеющих способности в различных областях деятельности. Так были получены следующие данные по количеству академически одаренных детей.


2006-2007

2007-2008

2008-2009

46

30

46

В целях развития интеллектуального потенциала учащихся в школе, а также организации систематической индивидуальной и групповой работы педагогов школы с детьми, имеющими академические способности в какой – либо области знаний проводятся занятия индивидуальной работы с учащимися. Часы для данных занятий выделяются ежегодно на основании распоряжения Администрации МО г.Салехард для индивидуальной работы с учащимися с целью развития исследовательских навыков, подготовки детей к предметным олимпиадам, конкурсам (далее часы развития). Так в МОУ СОШ №3 в течение последних трех лет часы развития были использованы следующим образом:

2006-2007

2007-2008

2008-2009




Факультативы по разным образовательным областям

Расширение индивидуального образовательного маршрута

Развитие исследовательских и проектировочных навыков

Факультативы по разным образовательным областям


Расширение индивидуального образовательного маршрута.

Развитие исследовательских и проектировочных навыков

Факультативы по разным образовательным областям

Расширение индивидуального образовательного маршрута

Развитие исследовательских и проектировочных навыков

Часы

4

27

9

-

24

16

8

12

20

Учителя

2

10

9

-

16

16

7

7

16

ученики

35

167

9

-

65

20

72

30

23


Наибольшее количество часов выделяется на такие предметы, как русский язык, математика, а также для развития детской одаренности в начальной школе.

В настоящее время учителями предметниками составлены рабочие программы для работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам различных уровней, которые утверждаются ежегодно на НМС школы. Требования к содержанию данных программ:

  • Выходить за рамки общеобразовательных программ

  • Учитывать специфику интересов учащихся


  • Соответствовать их стилю усвоения знаний

  • Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы

Программы по индивидуальной работе с учащимися, факультативов и научно- исследовательской деятельности предусматривают решение конкретных задач по созданию условий для выявления, поддержки и развития способностей одаренных детей в различных образовательных областях.

В преподавании индивидуальных часов учителями - предметниками используются такие элементы современных педагогических технологий как метод проектов, проблемное обучение, применение информационно-коммуникативных технологий и методик работы с одарёнными детьми, реализация которых позволяет детям демонстрировать свои достижения.

Реализуя Программу “Одаренные дети”, педагоги школы осуществляют целенаправленную деятельность по развитию выявленных способностей отдельных учащихся. Следует отметить, что планомерная работа по изучению методик развивающего обучения, личностно- ориентированного и компетентностного подхода а также методик сохранения физического, духовного и нравственного здоровья дала свои положительные результаты. Анализируя, например, участие учащихся школы в интеллектуальных и творческих конкурсах, в научно-практических конференциях, можно проследить, как возрастает интерес и учащихся и учителей к совместной творческой и научно-исследовательской деятельности. А благодарственные письма учителям и завоеванные призовые места свидетельствуют о качественной подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Исследовательская деятельность в данном случае осознается учителями как подход к ведению образовательной деятельности

В первую очередь следует отметить, что повысилось качество подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников. Если сравнивать результаты участия в муниципальном и региональном этапе предметных олимпиадах, то можно сделать вывод, что количество призеров и качество подготовки учащихся увеличилось.


Сравнительный анализ призовых мест во Всероссийской олимпиаде школьников.


Олимпиада

2006-2007

2007-2008

2008-2009




1

место

2 место

3 место

всего

1

место

2 место

3 место

всего

1

место

2 место

3 место

всего

Муниципальная

-

3

3

6

-

2

4

6

5

6

-

11

Региональная

-

1

-

1

1

-

-

1


2

-

-

2

Окружная





































Всероссийская





































Всего




4

3

7

1

2

4

7

7

6




13

Анализ побед по предметам позволяет сделать вывод, что система работы на уроках и во внеурочное время таких учителей, как Бешкильцева Л.П., учитель географии, Ефремова О.П., Ямполец Н.И., учителя истории и обществознания, Чернецкая И.Г., учитель биологии, Морозов Р. Н., учитель физики, требует изучения и обобщения. Вместе с тем, остается проблема - из года в год школа не имеет призовых мест по химии, русскому языку и литературе. Незначительно количество призовых мест по математике и информатике, не смотря на то, что школа реализует информационно-технологический профиль.


За последние три года значительно увеличилось участие учащихся школы в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней. Одним из важнейших критериев результативности работы учителей с учащимися, имеющими способности в определенной области знаний, является получение призовых мест в этих конкурсах.

Участие учащихся в интеллектуальных конкурсах различных уровней


Как видно из вышеприведенных диаграмм, количество участников в интеллектуальных конкурсах выросло.

Участие учащихся школы в творческих и спортивных конкурсах, конференциях, различных уровней


В качестве одного из способов активизации творческого потенциала школьников рассматривается и исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса МОУ СОШ №3. В МОУ СОШ №3 с 2001 года действует Научное общество учащихся “Интеллект”. За эти годы в школе сложилась определенная система подготовки учащихся к научным конференциям. Год от года совершенствуется методическая база: обновляется программа педагогического управления научными исследованиями учащихся, разработаны положения о научном обществе учащихся МОУ СОШ №3 и научной конференции учащихся, имеется тематика детских исследований, городские, окружные и всероссийские положения о научных конференциях учащихся, методические рекомендации по управлению детскими исследованиями.

Разработано две программы индивидуально-групповых занятий с учащимися:


  1. “Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся” (на основе программы З.В.Хамидулиной)

  2. “Программа руководства научными исследованиями учащихся” (основанная на программе В.Г.Паршукова).

Каждый год к исследовательской и проектной деятельности приобщаются новые школьники.


НОУ “Интеллект” - это добровольное объединение учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства и техники, развивать свой интеллект, расширять научный кругозор, приобретать умения и навыки исследовательской индивидуальной и коллективной работы под руководством педагогов и специалистов. Научное общество учащихся участвует в организации школьного интеллектуального марафона учащихся, в проведении научных конференций и предметных олимпиад. В школе выпущено два сборника научных работ учащихся, издается буклет “Одаренные дети”, сборник творческих работ учащихся. НОУ “Интеллект” имеет свой гимн.

Ежегодно в марте проходит школьная научно- исследовательская конференция “Тропа открытий”, где по итогам предварительной экспертизы ученических работ согласно требованиям НОУ учащиеся I, II и III ступеней обучения демонстрируют свои результаты в ходе защиты проекта.

Сложившаяся практика организации научно-исследовательской деятельности учащихся позволяет авторам работ участвовать в региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.

За три года участники НОУ принесли немало “побед” в копилку образовательного учреждения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>