reforef.ru 1 2 3 4

На период 2009-10 уч. года в курсах повышения квалификации нуждаются 24 педагогических работника. Из них 9 учителей начальных классов, 2 учителя английского языка, 2 учителя музыки, 2 учителя технологии, учитель коррекционного класса 8 вида, учитель географии, учитель физической культуры, 2 учителя истории, учитель русского языка, учитель математики, зам. директора по социальной работе, зам. директора по БЖ. Запланировано прохождение курсов переподготовки по интернет – технологиям 10 преподавателей. Батуринна Л.М., Бешкильцева Л.П., Гилева Л.В., Зелинкевич Е.И., Кетова М.П, Кокшарова И.С., Кононенко Е.М., Пересунько И.Н., Смирнова Л.Д., Чуйкина Н.В.- это учителя недостаточно владеющие интернет технологиями.

Аттестация педагогических кадров

Происходящие в стране социально- экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогических работников. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования. В связи с этим аттестация педагогических и руководящих кадров стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. В процессе аттестации педагогов не только диагностируется уровень их профессиональной компетентности, но и определяются перспективные направления их деятельности. Проведение аттестации в МОУ СОШ №3 проводится на основании приказа Министерства образования РФ от. 26.06.2000 г. №1908 “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”, приказа Департамента образования ЯНАО от 28.10.2005г. 3771 “О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений автономного округа”, Положения по МОУ СОШ №3 “О школьной аттестациооной комиссии”.

Руководствуясь приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. №256 , в школе ежегодно создается и утверждается приказом директора аттестационная комиссия. Утверждается состав, план работы, график проведения экспертизы деятельности педагогических работников, аттестующихся на вторую квалификационную категорию, график проведения заседаний школьной аттестационной комиссии.


Согласно плану работы аттестационной комиссии членами аттестационной комиссии ежегодно проводится следующая работа: экспертиза результатов педагогической деятельности аттестуемых учителей (анализ статистических данных, проведение контрольных срезов, оценка качества подготовки учащихся, посещение уроков и открытых мероприятий); подготовка материалов аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории.

На первом заседании члены аттестационной комиссии знакомятся с типовым положением “О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”, функциональными обязанности председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии, утверждается план работы в течение учебного года.

Ежегодно на совещании с аттестуемыми педагогическими работниками, учителя знакомятся с типовым положением “О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”, сроками прохождения аттестации, с требованиями к уровню квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда второй квалификационной категории, в учительской школы оформляется информационный стенд “Аттестация педагогических кадров”.

Председателем аттестационной комиссии проводятся консультации для экспертных групп с целью оказания помощи в проведении экспертизы и составлении экспертных заключений. Экспертными группами проводится экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников, и готовятся на них экспертные заключения.

Ежегодно в апреле проводится семинар- практикум для педагогов по изучению нормативно- правовых документов по аттестации педработников. В октябре – по оформлению педагогического портфолио, т.к. в основном из предлагаемых вариативных форм педагоги выбирают прохождение аттестации в форме презентации педагогического портфолио.

Сравнительный анализ аттестации педагогических и руководящих работников за 3 года показывает следующее:






2006-2007

2007-2008

2008-2009




Высш. категория

первая

вторая

Высш. категория

первая

вторая

Высш. категория

первая

вторая

Подали заявления

1

10

-

-

10

7

3

3

4

Отозвали заявления

-

-

-

-

4

2

-

-

-

Аттестовалось

1

10

-

-

6

5

3

3


4

Не аттестовалось

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Подтверждали категорию




1




-

2

-

2

-

1

Вновь аттестованные




9




-

4

4

1

3

3

Оценка труда аттестуемого педагога производится на основе анализа результатов деятельности школы, материалов внутришкольного контроля, мониторинга эффективности педагогической деятельности, продуктивности участия учеников аттестуемого педагога в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней, участия педагога в профессиональных конкурсах, наличия авторских разработок (программ элективных курсов, факультативных занятий, дополнительного образования детей, методических пособий), участия аттестуемого в методической работе школы и города. С целью установления соответствия профессиональной компетентности педагога требованиям квалификационной категории, члены аттестационной комиссии посещают открытые уроки и внеклассные мероприятия аттестуемых педагогов.


Одним из основных вопросов, стоящих сейчас перед аттестационной комиссией является вопрос аттестации педагогов - стажистов, которые до 1 января 2009г. имели 12 разряд по стажу. Таких учителей в педагогическом коллективе на конец 2008-2009 уч. года насчитывается в школе 9 человек.

Работа с молодыми специалистами

Особую роль в организации научно-методической работы школы играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых специалистов.

Ежегодно коллектив пополняется молодыми специалистами. За анализируемый период в МОУ СОШ №3 пришли работать 12 молодых учителей.

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Макарова Т.С., учитель математики

Брыскина М.В., учитель химии

Петрова Ю.Л., учитель начальных классов

Кельчин Б.А., учитель физической культуры

Осипов С. Л., учитель физической культуры

Амихалатей М.А., учитель начальных классов

Менажиева Р.А., учитель математики-информатики

Маланюк О.А., учитель начальных классов




Салиндер Н.Н., учитель английского языка

Канева Е.Г., учитель начальных классов







Кетова М.П. , логопед



В то же время недостаточный уровень оплаты труда молодых специалистов и отсутствие жилья явились причинами ухода трех молодых специалистов из сферы образования).


С целью повышения мастерства молодых специалистов ежегодно в сентябре месяце приказом директора создается “Школа молодого специалиста” (ШМС). В состав ШМС входят молодые специалисты и их наставники. Руководителем ШМС назначается высококвалифицированный педагог. Основными задачами школы молодого специалиста являются:


  1. Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и самосовершенствования методов обучения и воспитания.

  2. Углубленное изучение методик по предметам.

  3. Овладение достижениями педагогической науки.

  4. Повышение общекультурного уровня учителя.

  5. Изучение принципов перспективного и текущего планирования.

  6. Разработка поурочных планов особо трудных тем.

  7. Разработка и проведение открытых уроков.

Наставниками совместно с молодыми специалистами составляется план работы на год, который включает в себя организацию методической помощи в процессе самообразования учителя. На заседаниях ШМС молодые специалисты знакомились с локальными актами школы, учились составлять календарно- тематическое планирование и рабочие программы, анализу и самоанализу урока. Были изучены следующие методические темы: Индивидуализация и дифференциация обучения - основные направления современного образования, Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры), Роль самообразования в росте педагогического мастерства; Современные образовательные технологии; Нестандартные формы проведения уроков; Организации индивидуальных заданий на уроке; Развитие когнитивного восприятия; Формы и методы работы на уроке; Стимулирование желания учиться.

В 2008-2009 уч. году для молодых специалистов и их наставников была проведена проектно – исследовательская игра “Затерянный мир”, цель которой научить проводить исследовательскую работу по теме самообразования и в работе с учащимися. На протяжении года психологом школы Кокшаровой И. С. были проведены консультации, тестирование молодых специалистов.


Подведением итога работы ШМС является “Неделя успехов”, в рамке которой молодые специалисты ежегодно дают открытые уроки, после которых проводится заседание круглого стола по различной тематике. Так в 2007-2008 уч. году был проведен круглый стол “Активные формы и методы обучения”. На заседании круглого стола в 2008-2009 уч. году “Копилка моего педагогического опыта” молодые специалисты поделились результатами работы по темам самообразования.

Наставниками молодых специалистов, заместителями директора по УВР и НМР в течении года были посещены уроки молодых учителей. Были проведены подробные анализы каждого посещенного урока и даны рекомендации по методике их проведения. Для роста профессиональной компетентности учителей на заседаниях МО было спланировано взаимопосещение уроков учителей в целях обмена опытом, что, безусловно послужило повышению квалификации и молодых специалистов. Результатом работы наставника Ореховой О.Ю. и руководителя “Школы молодого специалиста” стала успешная аттестация молодого специалиста-учителя математики Сулеймановой Т.С. в 2008-2009 уч. году на вторую квалификационную категорию.

Выводы:


  • В школе ведется планомерная работа по повышению педагогического мастерства педагогов. Однако есть учителя, которые в силу тех или иных обстоятельств не принимают активного участия в методической работе школы.

  • Курсовая переподготовка учителей ведется в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей. В городе не проводятся курсы повышения квалификации учителей технологии, музыки.

  • Аттестация педагогических кадров ведется в соответствии с нормативно- правовыми документами.

  • В педагогический коллектив ежегодно пополняется молодыми специалистами и педагогами из других школ. Работа с молодыми специалистами ведется в системе.

Предложения:
  • Предложить учителям технологии, музыки такую форму повышения квалификации, как дистанционное обучение.


  • Запланировать прохождение курсов учителями по интернет - технологиям

  • Запланировать работу по аттестации учителей – стажистов.

  • Учителям-предметникам принимать активное участие в методической работе различных уровней в межаттестационный период.

Работа методического кабинета

Важную роль в работе научно-методической службы школы играет методический кабинет, цель которого состоит в оказании методической и практической помощи педагогу. В школе действуют два методических кабинета: методический кабинет учителей школы I ступени обучения и методический кабинет учителей школы II и III ступеней обучения. Не смотря на то, что методические кабинеты были созданы только в 2008-2009 уч. году и их работа требует доработки и систематизации методической службой был собран и упорядочен методический материал по направлениям. Для эффективной работы учителя - предметника ведётся сбор методической литературы, готовятся выставки новинок, оформляется стенд “Из опыта работы”, а также учитель может найти для себя следующую информацию:

1. В помощь руководителю методического объединения.

2. В помощь аттестуемому педагогу.

3. Методические материалы по разработке рабочих программ.

4. Разработчику элективных курсов.

5. В помощь молодому специалисту.

7. Нормативно-правовая база по вопросам образования.

8. Методические материалы по организации познавательной деятельности учащихся и развивающему обучению.

10. Методические материалы по применению информационных технологий.

11. Методические материалы по технологии формирования папки личных достижений учащихся - “портфолио”.

12. Методические материалы по технологии формирования Портфолио учителя.

13. Методические материалы по мониторингу и диагностике.

14. Методические материалы по рецензированию и экспертизе материалов.

15. Методические материалы по здоровьесберегающим технологиям.


1 6. Методические материалы по инновационной деятельности.

17. Методические материалы по экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов.

18. Методические материалы исследовательской деятельности учащихся.

19. Методические материалы по оформлению научно- исследовательских работ учащихся.

20. Методические материалы по составлению образовательных программ дополнительного образования детей.

В соответствии с требованиями времени и в связи с освоением компьютерныл технологий многими педагогами стали востребованы как электронные информационные, так и методические накопительные папки. По запросу педагогов были созданы следующие папки:

1. Нормативно-правовые и методические материалы по внедрению федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г.

2. Нормативно-правовая база по аттестации педагогических и руководящих кадров.

3. Банк достижений педагогов и учащихся.

4. Банк адресов образовательных сайтов.

5. Банк данных по организации научно-методической работы школы: печатные труды, благодарности, выступления, инновации, аттестация.

Методические литература активно используются педагогами при проведении работы над темой самообразования, в период самоанализа деятельности. При подготовке выступлений на заседаниях ГМО и ШМО, при подготовке к открытым урокам.

Выводы:


  • работа методических кабинетов находится на стадии становления.

Работа методических объединений

Методическое объединение учителей – предметников (МО) является основным организационным звеном методической работы. Методические объединения образуются ежегодно на основании Положения о методических объединениях учителей- предметников в МОУ СОШ №3 и утверждаются приказом директора по школе. В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности решаются следующие задачи:


  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

  • выбор школьного компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;

  • отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;

  • утверждение индивидуальных планов работы по предмету; анализ авторских программ и методик;

  • утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах; аттестационного материала для выпускных классов (для устных экзаменов);

  • ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;

  • работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих инструкций, охрана здоровья;

  • взаимопосещение уроков по определенней тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;

  • организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных разделов программ;

  • изучение передового педагогического опыта; экспериментальная работа по предмету;

  • выработка единых требований в оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;

  • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.);

  • ознакомление с методическими разработками по предмету; анализ методики преподавания предмета;

  • отчеты о профессиональном самообразовании; работа педагогов по повышению квалификации в институтах (университетах); отчеты о творческих командировках;
  • организация и проведение предметных недель в образовательном учреждении; организация и проведение I этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров; организация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные курсы, кружки, и др.);


  • укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, к соответствию современным требованиям к образованию.

В 2008-2009 учебном году была организована работа 6 МО:

  1. МО учителей начальных и специальных (коррекционных) классов 8 вида.

  2. МО учителей английского языка.

  3. МО учителей гуманитарного цикла.

  4. МО учителей математического цикла.

  5. МО учителей естественного цикла.

  6. МО учителей технологии, физической культуры, ИЗО, музыки, хореографии, ОБЖ

Каждое МО имеет свой план работы, в соответствии с темой и целью методической службы школы. Руководители МО в своём планировании старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними. Они строят свою деятельность согласно годовым планам, в которых предусматриваются вопросы повышения профессионально-квалификационного уровня учителей, в первую очередь, путем самообразования, организации методической помощи учителю в межкурсовой период, цели, задачи и способы их решения, определенные на данный период времени, актуальные учебно-методические проблемы, выявленные в процессе учебно-воспитательной работы.

Всеми МО проводятся: мониторинг успеваемости и качества обучения школьников по предметам, анализ текущих показателей учебно-воспитательной работы, итогов педагогической деятельности по учебным четвертям, полугодиям и учебному году в целом. По итогам мониторинга определяются причины тех или иных качественных изменений в учебном процессе, вырабатываются рекомендации для преодоления негатива и оптимизации результатов преподавания.

Так же целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся

навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.


Анализируя тематику вопросов, рассматриваемых на заседаниях МО, можно сделать вывод, что работа МО способствуют выполнению задач, стоящих перед школой. Ежегодно тематика заседаний отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать весь педагогический коллектив.

Одним из традиционных видов работы МО являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Цель предметных недель увлечь учащихся, пробудить в них желание узнать факты и понятия за страницами школьных учебников, развивать их мышление и кругозор и в то же время содержательно и творчески организовать досуг. Работа предметных недель строится по отдельному плану, который состоит из внеклассных мероприятий: выставок, викторин, турниров и олимпиад. В рамках предметных недель ежегодно оформляются стенды в холлах школы, выпускаются газеты, проводятся открытые уроки и разнообразные внеклассные мероприятия. Такие внеклассные мероприятия как Математический турнир, Биологические забеги, Рождество в Англии, День святого Валентина стали уже традиционными. В то же время следует отметить, что учителя музыки, физики и информатики не принимают участие в этой работе, это вопрос планирования на следующий учебный год.

Важным подспорьем для профессионального становления и повышения методического мастерства учителей является взаимопосещение уроков коллег. Данный вид методической работы предусматривает не только взаимное посещение открытых уроков, проводимых учителями на школьном и городском уровнях, но и взаимопосещение рабочих уроков коллег-предметников с последующим их анализом и рекомендациями методического характера. Особенно ценной эта форма работы является во взаимодействии молодых и вновь прибывших учителей с их наставниками.

Одним из главных направлений в работе МО является самообразование учителей. Ориентация методической работы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.


Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:


  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

  • овладение новыми формами, методами и приемами учения и воспитания детей;

  • изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической науки, новых педагогических технологий;

  • развитие в школе инновационных процессов.

Тема самообразования определяется, исходя из:

  • методической темы школы;

  • затруднений педагогов;

  • специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2 до 5 лет. В начале каждого учебного года вниманию педагогов предлагается перечень возможных тем для самообразования, непосредственно связанных с методической темой школы. Каждая кафедра готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации и подобрать материал для работы над своей темой. На первый учебный период (в то время, когда учителя выбирают темы для самообразования) планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: “Как выбрать тему для самообразования”, “Как работать над методической темой”, “Как оформить творческий отчет по самообразованию”.

В нашей школе каждый педагог имеет тему самообразования, отчет о работе над которой заслушивается на заседаниях МО. Один раз в пять лет в рамках аттестации педагогических кадров педагог в целом анализирует свою деятельность в рамках методической темы, что позволяет определить технологию формирования педагогического саморазвития как условия продуктивности его педагогической деятельности.

Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.


Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Другим направлением организационной поддержки является организация работы творческих объединений педагогов, которые содействуют осуществлению инновационной деятельности, созданию благоприятной среды для обмена опытом, профессионального роста и развития кадров. Их действия направлены на практическую разработку проблем, связанных с модернизацией образования. В состав творческой группы входят педагоги различных специальностей, объединившиеся вокруг одной интересующей их проблемы, желающие вести творческую исследовательскую работу. Руководителем группы избирается высококвалифицированный учитель, имеющий опыт работы по этой проблеме.

В 2006-2009 г.г. была организована работа следующих творческих групп:


  1. В рамках методического объединения учителей начальной школы была создана творческая группа учителей, работающих по программе “Школа – 21 век”

  2. Учителей начальной школы, работающих в режиме эксперимента “Безотметочное обучение, как новая система оценивания учащихся школы 1 ступени обучения” Творческая группа, работающая по профильному обучению. (информационно - технологический профиль).

Основная работа, которая проводилась творческими группами – это изучение нормативных документов, анализ программ, учебников, методических пособий, написание рабочих программ, оказание методической помощи учителям, взаимопосещение уроков, диагностика учебных возможностей учащихся, написание программ элективных, факультативных курсов.

Работа в режиме творческих групп - одна из самых продуктивных форм, так как в состав группы входят педагоги, увлеченные одной проблемой, что способствует повышению социально-педагогической значимости для развития мотивации к поиску,


Выводы:


  • Все методические объединения школы в основном выполнили план своей работы.

  • Наиболее активно работает МО учителей начальных и специальных (коррекционных) классов 8 вида (Руководитель-Палладий Л. А.), МО учителей английского языка (Руководитель - Вараксина Т. И.), МО учителей математического цикла (Руководитель - Орехова О. Ю.).

  • Признать работу МО учителей- предметников удовлетворительной

Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта

С 2006 года в школе сложилась определенная система работы по повышению профессионального мастерства педагогов школы. Так одной из целей методической работы школы в рамках реализации методической темы школы “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения и здоровьесбережения” и реализации программы развития школы на 2007-2012 г. “Школа успешности” является Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя, готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой. 2. Создание условий для обобщения передового педагогического опыта.

Методическая служба школы на протяжении 3-х лет успешно работает над реализацией данных задач, что наглядно видно из сравнительного анализа участия учителей школы в профессиональных конкурсах различных уровней.

Учителя школы обобщают свой опыт как на школьном уровне через выступления на заседаниях МО, педагогических советах, через открытые уроки в рамках аттестации, предметных недель, в рамках “Методического вернисажа”, на городском уровне на заседаниях ГМО, семинарах, открытые уроки так и через участия в конкурсах различных уровней и публикациях в журналах. Так в журнале “Учитель” №3, 2006 г. обобщен опыт работы в русле Национального проекта “Образование” следующих учителей школы: Ямполец Н.И., Семеновых А.В., Смирновой Л.Л., Чуйкиной Н.В., Бусуек М.В., Чернецкой И.Г., Желтухиной Т.Г., Омельченко А.В., Данилкиной Т.А., Аширбаевой О.А. Обобщение опыта работы учителей (Ямполец Н.И., Вараксиной Т.И., Чуйкиной Н.В., Донец Л.В., Васильевой О.П., Бусуек М.В., Морозова Р.Н., Макаровой Т.С., Куготова Р.Х., Ворокова А.А.) по профильному обучению было представлено в журнале “Учитель” №5 2007г. В конкурсе “Лучший управленец образования России” Ямполец Н.И. завоевала Диплом 3 степени (Специальный выпуск журнала “Учитель”, Москва, 2007г.). В течение 2007-2009 г.г. опыт учителей школы также обобщался на страницах журнала “Образование в современной школе”.


Одним из основных достижений методической службы является ежегодное обобщение опыта учителей в Конкурсе на получение денежного поощрения в рамках ПНПО. Так Победителями в Конкурсе на получение грантов Главы города Салехарда учителями, активно внедряющими инновационные программы в 2006-2007 уч. году стали Аширбаева О.А., Куготов Р.Х., Данилкина Т.А., Васильева О.П., в 2007-2008 уч. году- Данилкина Т.А., Васильева О.П, Гизатулина Н.А., Свиридова Л.Л., в 2008-2009уч. году – Зелинкевич Е.И.

Победителями в Конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей, внедряющих инновационные технологии образовательных учреждений ЯНАО в 2006-2007 уч. году стали Аширбаева О.А., Куготов Р.Х., в 2007-2008 уч. году - Данилкина Т.А., Васильева О.П, Гизатулина Н.А.

Победителями в Конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей, внедряющих инновационные технологии образовательных учреждений России стали в 2007-2008 уч. году - Гизатулина Н.А., в 2008-2009 уч. году – Куготов Р.Х.
Участие учителей школы в конкурсах различных уровней




Как видно из вышеприведенных диаграмм, растет не только количество учителей принявших участие в конкурсах различных уровней, но и качество подготовленных ими материалов.

За последние два года увеличилось участие учителей во Всероссийских конкурсах и уменьшилось участие в окружных и областных, сто связано с отсутствием конкурсов на данном уровне. В 2007-08 уч. году резко упало участие учителей в конкурсах муниципального уровня, т.к. в данном учебном году проводилось всего 3 конкурса, в то время как в 2006-07 уч. году их было 5, а в 2008-09 учебном году- 6.

Выводы:

  1. Признать работу методической службы по реализации таких задач, как Развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя, готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой и Создание условий для обобщения передового педагогического опыта удовлетворительной.


  2. Продолжить работу по обобщению опыта учителей школы.

  3. В соответствии с планом ИМЦ Департамента образования Администрации МО г.Салехард, программой развития школы на 2007-2012 годы запланировать участие учителей в конкурсах различных уровней на 2009-2010 учебный год.

Анализ участия школы за три года в конкурсах различных уровней

Ежегодно методической службой школы обобщается опыт работы не только отдельных учителей, но и всего педагогического коллектива школы. Так в 2006-07 уч. году школа стала Победителем Конкурса образовательных учреждений России, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно является Лауреатом Национальной образовательной программы “Интеллектуально- творческий потенциал России” и “Познание и творчество”.

Вывод:

  • Педагогический коллектив школы ежегодно принимает участие в конкурсах различных уровней и качество участия в них находится на стабильно высоком уровне.

Изучение эффективности методической работы

Руководство профессиональным ростом педагогов, забота о повышении их квалификационного мастерства, создание благоприятных условий для развития творческих способностей учителей, своевременное оказание грамотной методической помощи каждому педагогу – одна из ведущих управленческих проблем в нашей школе. Реализация национального проекта “Образование” ввела в нашу повседневную практическую жизнь такие относительно новые для системы образования и педагогической науки понятия, как “показатель”, “индикатор”, “мониторинг”. Показатели эффективности труда учителя рассматриваются как критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты педагогической деятельности и дать им оценку. Под индикатором понимается характеристика, которая измеряется и которая количественно характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель.

Мониторинг (от лат слова “монитор” - предостерегающий) в широком смысле слова – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями. Мониторинг по определению А.Н. Майорова, в образовании – “это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития”.


Мониторинг в нашей школе проводится на основании Положения о системе оценки качества образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа №3” и представляет собой процедуру периодического сбора и анализа различных структурированных данных с целью сопоставления получаемых образовательных результатов и текущего состояния основных элементов образовательной, управленческой и социальной подсистем школы с заявленной миссией и образовательными целями. Результаты мониторинга выступают основой для проектирования развития школы и управления школьной организацией.

Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка – неотъемлемая часть управления. Мониторинг позволяет сделать вывод о том, какие проблемы учителя успешно решают и могут поделиться опытом, с какими вопросами справятся сами, и какую помощь в повышении профессионального роста должна оказать администрация школы учителю. Полученные данные используются при составлении плана работы школы на новый учебный год для решения методических и профессиональных затруднений каждого педагога.

В процессе работы администрации школы с педагогами возникла необходимость оценки результатов труда учителя, так как без оценивания знаний, умений и навыков педагогов невозможно программировать движение вперед школы в целом и каждого учителя в отдельности. В школе проводится мониторинг творческой активности учащихся, педагогов, школы. Это систематизированный информационный материал (математический и текстовый анализы), который администрация школы и учителя успешно используют в аттестационный период, наблюдая рост педагогического мастерства, успехи учителя, его достижения. Накопление материала для мониторинга происходит постепенно, в течение каждого нового учебного года и демонстрирует уровень профессионально-личностных качеств учителя.

При проведении мониторинга используются различные диагностические методики: собеседование, анкетирование, интервьюирование, изучение мнения.


Мониторинг в течение отчетного периода проводился по следующим направлениям деятельности педагогических кадров:

- Анализ нормативно-правового обеспечения образовательного процесса

(анализ локальных актов (положений), приказов, писем федерального и регионального значения, обеспеченность ГОС НПО и комплектами учебно-программной документации);

1. Мониторинг педагогических затруднений (ежегодно, срок - сентябрь)

2. Диагностика “Оценка организации методической работы учителей по МО (ежегодно, срок – сентябрь)

3. Мониторинг оценки работы учителя (начальная школа, ежегодно)

4. Анкетирование учителей на предмет отношения к научно-исследовательской деятельности с учащимися.

5. Диагностика оценки и самооценки деятельности и личности учителей школы 2 и 3 ступени обучения (2009)

6. Диагностика “Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива”.

7. Завтрашний день моей школы (прогноз предложение ученика) (2008)

8. Анкета (вопросы по выявлению отношений родителей, учителей и учащихся к состоянию дел в школе) (2008)

9. Анкета “школа глазами учащихся” (2008)

10. Школа глазами учителя (2008, 2009)

11. Школа глазами родителей. (2009)

12 Анализ эффективности использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в образовательном процессе (ежегодно, декабрь)

13. Мониторинг творческой активности педагогов, учащихся, школы (ежегодно, май)

14. Профессионально-личностная готовность учителя к работе (общественная и инновационная деятельность) (ежегодно)

15. Диагностика самообразования учителей (ежегодно, сентябрь)

Таким образом, администрация школы создает благоприятные условия для работы учителей, их инновационных поисков, способствует мотивации каждого педагога на профессиональную самоотдачу, владеет данными обо всех, даже незначительных, результатах учителя – его успехах и неудачах. Для того чтобы объективно оценить труд учителя по принципу результативности (рейтинга), необходим процесс диагностики, непрерывный в течение всего учебного года.


Инновационная деятельность

Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационных процессов — лицеи, гимназии, образовательные учреждения, участвующие в реализации ПНПО “Образование” и получившие статус “базовая школа”, “ресурсный центр”. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу существенных изменений в системе образования, вызванную ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Обеспечение доступности общего образования, внедрение в систему образования новых организационно - экономических механизмов, повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения и управления, повышение его инновационного потенциала – одни из задач нашего образовательного учреждения.

Цель инновационной деятельности: создание условий для профессионального саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса.

Задачи образовательного учреждения:


  • Обеспечение доступности общего образования;

  • Внедрение в систему образования новых организационно-экономических механизмов;

  • Повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения и управления;

  • Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов;

  • Проектирование, моделирование новых педагогических практик;

  • Создание условий для развития мотивации к профессиональному росту;

  • Повышение инновационного потенциала;
  • Образовательный консалтинг


В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, в “Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы” намечены основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации развития образовательной политики. Приоритетные национальные проекты в сфере образования, объявленные бывшим Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, представляют собой, по сути, инновационный подход к достижению поставленной цели. Инновационная деятельность в МОУ СОШ № 3 происходит в соответствии с программой развития школы “Школа успешности”. В своей инновационной политике школа руководствуется приоритетными национальными проектами “Образование” и “Здоровье”, модернизацией процесса образования, повышением качества образовательных услуг.

Администрация школы и педагогический коллектив работает над повышением качества результатов обучения и воспитания, внедрением современных образовательных технологий, обеспечением доступности качественного образования, созданием условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования – ведь все это в совокупности способствует повышению рейтинга школы. В настоящее время школа располагает целым рядом средств и способов организации учебного процесса, способствующих повышению рейтинга. Учащиеся школы вовлечены в процесс информатизации образовательного процесса. С 2005 года введено обучение информатики со 2 по 11 класс, учителя – предметники активно используют информационные технологии, мультимедийные учебники, цифровые образовательные ресурсы в своей педагогической деятельности. Работа учителей, исследовательская и проектная деятельность учащихся ведётся с использованием компьютеров. Такая работа приносит свои результаты. Многое сделано педколлективом за последние годы по обновлению содержания дошкольного образования и образования в начальной школе. С 2005 года на базе школы функционирует дошкольная группа “Малышок”, деятельность которой повышает рейтинг школы в окружающем социуме. Работа дошкольной группы позволяет осуществлять безболезненную адаптацию и подготовку воспитанников к обучению в школе. В начальной школе в рамках обновления образования со 2 по 4 класс введен предмет “Педагогика здоровья”. Учителя начальных классов выстраивают траекторию дальнейшего развития детей, приобщают их к основам поисковой и исследовательской деятельности. Учащиеся школы принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах различных уровней.


Сохранению и укреплению здоровья детей способствуют не только уроки физической культуры и занятия спортом. С 2002 года в школе реализуется программа “Здоровье”. Муниципальная экспериментальная площадка “Укрепление здоровья школьников немедикаментозными способами в условиях Крайнего севера” с 2006 года переведена в режим функционирования, В школе I ступени обучения первыми уроками проводится зарядка. В 2006-2007 учебном году на базе школы открыта новая муниципальная экспериментальная площадка “Влияние новой системы оценки знаний (безотметочное обучение) на уровень самооценки личности учащихся и их психоэммоциональное состояние”. В школе сложилась система работы по организации профильного и предпрофильного обучения. С 2005 года в школе реализуется информационно-технологичексий профиль, а с 2008 года еще и технологический профиль, где профилирующими предметами являются математика, информатика и технология. В ходе эксперимента по организации профильного обучения и предпрофильной подготовки отработана система работы, состоящая из следующих этапов:

- предпрофильная подготовка;

- организация выбора;

- формы организации профильного обучения;

- реализация стандартов нового поколения;

- подбор и расстановка кадров;

- организация профильного обучения;

- мониторинг результативности профильного обучения;

- создание условий для реализации индивидуальных учебных планов на старшей ступени обучения. Профильное обучение определяется как система специализированной подготовки в учащихся старших классов, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе реальных потребностей рынка труда.

Инновационная деятельность - важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. МОУ СОШ №3 воспринимает инновационную деятельность как необходимое средство в построении программы развития образовательного учреждения. Только развивающаяся школа создает условия для полноценного развития ученика.


С 2006/07 учебного года вся система научно-методической работы школы была направлена на повышение интереса педагогов к инновационной работе, что практически совпало с результатами прогноза о готовности учителей работать в инновационных условиях. Анализ инновационной деятельности школы в период с 2006 года показал, что организация инновационной, опытно-экспериментальной работы способствовала повышению профессионального педагогического мастерства учителя, создала предпосылки для достижения нового качества образования через внедрение разнообразных форм, методов, технологий, направленных на реализацию компетентного подхода в обучении.



<< предыдущая страница   следующая страница >>