reforef.ru 1
Первое в России закрытое женское учебное заведение для дворянского сословия, положившее начало женскому образованию, основано в 1764г. В основе системы воспитания и учебной программы лежали педагогические воззрениями западноевропейской просветительной философии. Этим воззрениям сочувствовала и Екатерина II. Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного звания». Обучение продолжалось 12 лет. Жизнь в заведении отличалась простотой и сообразовывалась с требованиями гигиены. Девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию, истории и географии, словесным наукам, скульптуре, архитектуре, геральдике, физике, токарному делу. Воспитанницы по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. Стол был простой и здоровый, состоял, главным образом, из мяса и овощей; пили только молоко и воду. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: кофейного, голубого, серого белого (по преданию фасон платья нарисовала Екатерина II). Классные дамы обязаны были поступать с воспитанницами с благоразумием и кротостью. Наказаний предписывалось избегать, допускались только «увещания» провинившихся. Родители посещали дочерей только в назначенные дни с позволения начальницы – заведение должно было полностью заменить семью. Смолянки первых выпусков вспоминали о годах пребывания в заведении, как о счастливейшем времени в своей жизни. Воспитательное общество находилось в ведении самой императрицы, которая уделяла учреждению много внимания, давала указания начальницам, входила в подробности жизни. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. Выпускные экзамены 1-го набора состоялись в апреле 1776. 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены Золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору.


Смолянки.

. Сюжетной основой портретов послужили балы, маскарады, концерты, спектакли, на которых смолянки, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения:

-на фоне театральных декораций танцуют Нелидова и Борщова;

-в танцевальной позе изображена Левшина;

-сценку из спектакля разыгрывает Хованская и Хрущева;

-томная красавица Алымова музицирует;

- самые младшие смолянки — Давыдова и Ржевская — демонстрируют свои светские манеры

Хронологическая последовательность написания портретов: портрет Ржевской и Давыдовой (1772), портрет Нелидовой (1773), Хрущевой и Хованской (1773), Лёвшиной (1775), Борщевой (1776), Молчановой (1776), Алымовой (1776).

Художнику удалось добиться невиданного до того в его искусстве размаха парадности. Хотя в смолянках нет ни подчеркнутой торжественности поз и обязательной демонстративности указующих жестов, ни высокомерного и бесстрастного выражения лиц, нет той условности в подборе и размещении вокруг фигуры портретируемого аксессуаров, которые мы видим в портрете Кокоринова и даже Демидова. Смолянки не позируют, они живут в окружающей их среде легко и свободно.

Однако, несмотря на то, что художник в данном случае так решительно отошел от привычных схем, портреты смолянок отнюдь не потеряли своей парадности. Эффектность и представительность портретам придают:

-утонченные манеры и светская выучка «благородных девиц»,

-их великолепные костюмы,

- театральная роскошь окружающей обстановки.

Но «блеск и роскошь маскарада» не закрыли для Левицкого человеческих качеств его моделей. «Благородные девицы» на портретах Левицкого ведут себя, несмотря на пройденную ими школу строгого светского воспитания, в полном соответствии с возрастом и особенностями характера каждой.