reforef.ru 1
Педагогическая Я-кониепиия воспитателя ДОУ

Исследователи (Берне Р., Слободчиков В. и др.) утверждают, что эффективное взаимодействие способен осуществить только педагог с позитивной Я-концепцией.

Как следует из вышесказанного, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности, способности рефлексировать.

Как влияет Я-концепция личности педагога на его деятельность?

Для педагога с позитивной Я-концепцией характерны:

а) чувство собственной значимости;

б) уверенность в способности к избранному виду деятельности (педагогической работе);

в) твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим

воспитанникам в частности;

г) гибкость мышления, любовь к экспериментированию.

Такой педагог считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Он убежден, что, столкнувшись с трудностями, одолеет их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен другим людям, что они его принимают, а его способности, действия и суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении воспитательной деятельности такой педагог проявляет:


  1. стремление к максимальной гибкости,

  2. способность к эмпатии, рефлексии, сензитивности к потребностям детей;

  3. эмоциональную уравновешенность,

  4. владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учениками.

Для педагога с позитивной Я-концепцией внутренняя, психологическая сторона дела важней. Вначале он пытается понять другого человека, а затем уже действует на основе своего понимания; люди, их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненные проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности; человек для него всегда представляет личность, обладающую достоинством.

Педагог с позитивной Я-концепцией демонстрирует готовность к безусловному внутреннему принятию ребенка. Необходимая предпосылка этого - убежденность в своей личной ценности и профессиональной компетентности. Такой педагог легко принимает небеспредельность собственных возможностей, ограниченность возможностей детей, не прибегая к психологической защите.


Высокая самооценка и уверенность в себе предоставляют человеку возможность преодолеть желание самоутвердиться через демонстрацию своей власти или важности своей персоны и сделать ориентиром своей деятельности потребности других.

Позитивная Я-концепция педагога определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у детей чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны воспитателя, педагога. Важно формировать позитивную педагогическую Я-концепцию уже в ВУЗе.

В результате безусловного позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки ребенка, подростка, а это способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность ученика в собственной ценности для значимого учителя дает ему возможность более полной реализации себя. Нацеленность процесса воспитания на максимальное раскрытие потенций учеников необходима также потому, что трудно выделить однозначные критерии развития ребенка.

Убедить учеников в их человеческой ценности — в этом состоит первоочередная задача учителя, так как самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют успеваемость и поведение.

Итак, для того, чтобы побуждать детей к позитивной работе по самовоспитанию, способствовать их личностному росту, развитию позитивной Я-концепции, педагога сам должен представлять собой модель

соответствующего поведения, что и определяет продуктивное педагогическое взаимодействие.

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, если можно так выразиться «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.


Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепции не только могут не совпадать: они обязательно различаются.

Как мы уже говорили самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка».

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и

являясь регулятором ее поведения и деятельности. Хоты, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что и само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки (Реан А.А., 1999).

Исследования А. Реан показали, что образ «Я» у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость.

Такие качества по самооценке педагогов выражены у них слишком сильно. И, следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу «Я» необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым.

Оказывается, чем оптимальнее мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что сформированная Я-концепция основа профессионально-личностного развития педагога.

Эффективное взаимодействие способен осуществить только педагог с позитивной Я-концепцией. Для педагога с позитивной Я-концепцией характерны следующие особенности (которые будут учтены и выявлены нами в экспериментальном исследовании): уверенность, самоуважение, принятие себя, позитивное отношение к себе, демократический стиль учения, любовь к детям, высокая эмпатийность и рефлексивность, эмоциональная уравновешенность, гибкость мышления, высокий уровень общительности, жизнерадостность, адекватная самооценка.