reforef.ru 1
Патриотическое воспитание как фактор социализации личности младших школьников.

Социализация (от лат.socialis- общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целостное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Существуют различные способы воздействия на личность. Одним из мощных факторов является патриотическое воспитание, которое, по сути есть стержень всего российского воспитания. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

«Родина без нас обойтись может, мы без нее - ничто». Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.

С первых школьных дней мы воспитываем в детях любовь к родному краю, родной культуре, родной речи. А это начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Знание своих корней, ощущение себя частью исторической цепи поколений ребенку помогает обрести чувство собственного достоинства. «Ты недавно родился, ты еще ничего не совершил сам, чтобы утвердиться в этом мире, но ты родился не на пустом месте. До тебя на этой Земле жили поколения людей, твоих предков, утвердивших тебя на ней в самом начале твоего пути». Чтобы правильно проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать источники педагогического мастерства; опыт, накопленный веками.

В соавторстве с Трофимовой О.А. я провела работу по социализации младших школьников средствами патриотического воспитания в следующих направлениях:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- внеклассная работа.

Мы организовали систему работы с 1 по 4 класс на основе анализа учебной и методической литературы для каждого класса. Проанализировали возможность учебных предметов в патриотическом воспитании, таких как литературное чтение и окружающий мир. Данные систематизировали и обобщили. Они представлены в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Социализация личности в процессе обучения и воспитания».


Внеклассная работа также является одним из важных направлений этой деятельности. Ценность ее заключается в том, что она позволяет погрузить ребенка в толщу времени, заглянуть в прошлое. От того, что узнает ребенок о себе и о мире, на какой почве произрастут эти знания, во многом зависит, как в дальнейшем распорядиться он своими силами, талантами, своей судьбой.

Виды внеклассной работы:

- экскурсии: в музей Народного творчества («Народные мастера Ульяновской области»); в Краеведческий музей («Природа родного края»); в музей Городского быта («Традиции нашего края»); музей пожарной охраны; музей Метеорологическая станция Симбирска, Планетарий; в Дом-музей В.И.Ленина; экскурсия по улицам нашего города; экскурсии в природу (походы в лес совместно с родителями);

-посещение Экологического центра, посещение городской детской библиотеки №28 (беседа о Пластове А.А.); посещение выставочного центра «Радуга»;

- экскурсии в аэропорт «Восточный», на молочный комбинат «Алеф». Запланирована экскурсия в Центр народного творчества в с.Новая Беденьга.

Внеурочная деятельность также была спланирована с 1 по 4 класс:

-классные часы, посвященные символике страны «Почему флаг нашей Родины – триколор?», «Как создавался герб России». В 4 классе – «Знакомство с Конституцией России».

-конкурсы рисунков: «Моя улица», «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Природа родного края»;

-урок «Родная сторона», которому предшествовали экскурсии по историческим местам города.

Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми города. В школе проходили беседы с ульяновским поэтом В.Гришиным. Были организованы встречи с родителями, которые принимали участие в боевых действиях. Встречались с участницей Великой Отечественной войны (прабабушкой ученицы) Милюковой Полиной Ильиничной.

Работу, посвященную Дню Победы, начинаем сразу с 1 класса:

- в 1 классе начинаем создавать альбом «Дети рисуют о войне», на классном часе читаем рассказы, стихи о войне;


-во 2 классе проводим классный час «Дети войны»;

- в 3 классе совместно с классом Трофимовой О.А. готовим литературно-музыкальную композицию «Поклонимся великим тем годам»; читаем книги о войне, проводим классные часы «Не детская доля на детских плечах»; создаем альбомы «Моя семья и Великая Отечественная война», «Ульяновцы в боях за Родину», дети участвуют в конкурсах «Аленький цветочек», совместно с родителями создают презентации о своих родных – участниках Великой Отечественной войны;

- в 4 классе проводим викторину по произведениям о войне.

Учитель начальных классов Герасимова Н.И.