reforef.ru 1 2 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Курган


«Средняя общеобразовательная школа № 52»
Оформление альпийской горки

Автор Фенина Татьяна

2007

Тема:
Оформление альпийской горки.

Автор: Фенина Т.И.

Руководитель: Силакова Н.В..

Консультанты: Печерских О.В.Рослякова М.Н.

1.Основание выбора проекта


  • Неосвоенность

2. Цели и задачи

  • Цель: создание проект “Альпийская горка”.

  • Задачи:

- создание проекта для благоустройства окружающей территории

- разработка модели проекта “Альпийская горка’’

- расчет необходимых затрат для реализации проекта

3. Этапы работы

  • Изучение литературы по данному направлению.

  • Описание механизма реализации проекта.

  • Знакомство с технологией создания альпийской горки

  • Создание макета

Организация управленческой поддержки

  • Архитектурный отдел

  • МЖКО

4. Описание ожидаемых результатов проекта: я хотела бы, чтобы мой проект был реализован, и это сооружение украсило бы территорию школы.

5.Дальнейшее развитие проекта (Вывод): возможно создание подобных альпийских горок в рекреации школы “Зеленый уголок” или комплекса альпийских горок на прилегающей территории. Это сооружение будет выделять здание школы, так как таких горок в городе не имеется.


Обоснование выбора темы

Тема данного проекта выбрана неслучайно, так как состояние окружающей территории школы требует благоустройства. В данном проекте рассматривается возможность создания модели для будущего озеленения территории. Проект позволит привлечь школьников к исполнению проекта, воспитание бережного отношения к природе. Альпийская горка радовала бы глаз всех посетителей нашего учебного заведения, и школьники могли бы отдохнуть в благоустроенном уголке природы.


План


  1. Планирование альпийских горок близких к природным.

  2. Выбор подходящего места

    • Естественность вместо регулярной планировки

  3. Выбор камня.

    • Отличительные признаки разных видов камня

    • Твердые породы (базальт, гранит, шифер и порфир)

    • Мягкие породы (серая вакка, травертин, известковый туф, доломит)

    • Критерии выбора каменистых пород

  4. Сооружение горки.

    • Земляные работы

    • Дренаж

    • Установка и группировка камней

    • Земли, почвенные субстраты и др. строительные материалы

    • Защитный слой

    • Вспомогательные материалы

    • Минералы и окаменелости

  5. Посадка и уход.

    • Принцип посадки

    • Календарь ухода за растениями

6. Охрана природы.

Планирование альпийских горок,

близких к природным.
Из истории возникновения альпийских горок
Сооружение каменистых горок восходит, по мнению известных специалистов, ко второй половине прошлого века. Эрих Нокке эксперт в этой области, в книге "Культурное разведение альпийских растений" приписывает создание первых рокариев коренному населению гор и монастырским садоводам. Автор книги "Альпийская горка" Вильгельм Шахт основоположником считает тирольца Кернера фон Марилиана. Он был ботаником, изучающим высокогорные растения, и создал для своих исследований первые искусственные каменистые участки сада. Результаты исследований Марилиан записывал. Так в 1864 году появилась первая книга

"О разведении альпийских растений". Эта монография стала, собственно, основой для подражания в сооружении каменистых участков сада, где бы были воссозданы условия жизни горных растений.

Скоро ботанические сады один за другим начали устраивать альпийские горки. Посетители заинтересовались этими живописными садиками. Со временем рокарии пришли и в частные сады. Но поначалу в них часто помещали именно альпийские растения. Целые участки каменистого сада повторяли известные горные массивы и вершины, иногда даже украшенные" пастушьими хижинами, коровами, овцами и пастухами из гипса и глины имитация природного ландшафта получила широкое распространение, но действительно привлекательные в нашем сегодняшнем понимании картины природных сообществ были редкостью, Нужно особо упомянуть садоводов Англии того периода. Там возникли первые частные коллекции альпийских растений среди живописных камней. Размер альпинария зависел от величины всего сада и от толщины кошелька его владельца. Альпийские горки часто возникали неподалеку от мест отдыха или террас, и служили композиционным центром сада. В садах и парках власть имущих даже отдаленных частей Европы имелись значительные рокарии со специально обученной обслугой. В небольших частных садах картина альпийской горки изменилась. Скопления камней преобразовывались в "гроты", а новые участки для посадки растений в расщелинах камней засаживали роскошной горной растительностью. Часто такие гроты служили обрамлением скамеек или других мест для сидения. В старых садах, особенно в пригородах, еще и сегодня можно увидеть отдельные группы камней, напоминающие гроты, или остатки таких сооружений. Эта мода благоустройства садов с помощью камней не только жива и сегодня, но и переживает новый подъем.
Создание современных альпийских горок



Очень часто альпийские горки сооружают, бездумно смешивая многоцветные растения, и выдавая эту смесь за желаемый результат. Здесь многих садоводов ожидает определенное разочарование, когда уже спустя короткое время они узнают о потере некоторых карликовых растений. Часто причины неудач кроются в их неправильном подборе. Сильно разрастающиеся виды, такие, как обриета, ясколки или очитки подавляют более слабых соседей. Другая проблема кроется в перенасыщении питательными веществами почв альпийских горок. Из-за этого небольшие изящные растения изменяют свой типичный внешний вид, они становятся сочными и теряют свою особенную красоту. Альпинарий, имитирующий природный уголок, - это место в саду для всех видов растений, приспособившихся к экстремальным условиям окружающей среды их обитания. Образец для подражания следует искать в природе, в горах. Там на небольшой площади в расщелинах камней поселяются группы растений, поражающие разнообразием форм и окраски цветов. Главным образующим фактором таких уголков является камень. Растения кажутся дополнением к нему, они обрамляют каменные глыбы и обогащают ландшафт. При сооружении альпийской горки, напоминающей природную, садовод отказывается от крупных растений. Щелей и трещин между камнями в качестве посадочной площади достаточно. В природе растения укореняются в тонком слое бедной перегноем почвы, которая накопилась в щелях и трещинах в результате разрушения материнской породы. Поверхность камня частично покрыта лишайниками и мхами. Если каменистая гряда или сухая стена служат скорее ярким оформлением части сада с большим количеством разных растений, например, однолетними цветами и ярко цветущими луковичными, то альпийскую горку нужно рассматривать скорее как место посадки редких и капризных видов. Часто такие каменистые горки используют для коллекционирования растений, которые можно встретить в данной местности, таких, как камнеломки, примулы, горечавки или даже зимостойкие орхидеи. Страсть коллекционера на альпийской горке не имеет границ.


Выбор подходящего места

Идеальными участками для устройства альпийской горки являются солнечные уголки сада или территории. Южную его часть можно засадить всевозможными зла­ками и древесными растения­ми гор. Юго-восточные и юго-западные участки также по­дойдут для разбивки альпий­ской горки. Но и более темные места, расположенные не на солнцепеке, можно превратить в интересные каменистые уголки и посадить там растения. Образцами для таких тенистых участков являются открытые и частично покрытые порослью разломы в скалах. Для таких мест тоже есть це­лый ряд растений, которые со­вершенно неожиданно могут превратить ваш сад в празд­ник души. Часто предпочтение отдают как бы природным скоплениям камней около до­ма, такую группу можно соот­ветственно прочно укрепить и сделать обрамление. Интерес­ны также те участки, которые всегда на виду, например, край площадки для отдыха или террасы. Интересные возможности оформления предо­ставляет также берег пруда. Размер альпинария, прежде всего, должен определяться размером всего сада. Даже каменистые участки площадью в несколько квадратных метров можно гармонично объединить. Но следует избегать слишком большой альпийской горки, доминирующей на участке, например, в саду дома рядовой застройки или в палисаднике перед домом. Такие группы напоминают монументальные сооружения и часто разрушают образ остального сада или облик дома. Но маленький рокарий у входа в дом может выглядеть очень привлекательно. Например, справа и слева композиция из камней и растений ограничивает дорожки и играет роль каменного сторожа или "приветствует" входящих.

Нельзя разбивать горку под кронами лиственных деревьев. Осенью в пору листопада вам придется постоянно убирать с нее опавшие листья. Под слоем листвы от трех до четырех сантиметров ценные низкорослые растения очень быстро задохнутся. Накопление растительных остатков повышает активность дождевых червей, которые, прорывая ходы, ослабляют прочность прикрепления корней. В оставленной перегнивать листве поселяются слизни и другие вредители. Наконец, невольно повышается плодородность почвы. Это касается также и лепестков декоративной вишни (Prunus) и яблони (Malus). Однако в качестве фона для альпийской горки часто используют небольшие лиственные деревья. Наконец, нужно подумать о том, как подвести воду и


электричество, чтобы орошать горку и чтобы устроить подсветку. Часто на больших альпийских горках даже сооружают водопады, и безусловным преимуществом в этом случае является наличие электрического тока для приведения в движение насоса. Совет для садоводов, имеющих маленьких детей: альпинарий подальше от детской площадки! Иначе он вопреки сем предупреждениям станет любимым местом для игр с пластмассовыми индейцами или машинками. Пара лишних камней у песочницы, безусловно, отвлекут внимание детей от горки. И наоборот, уже ненужный ящик с песком в старых садах может послужить отправным пунктом для сооружения альпинария. Постепенно часть газона или грядок могут быть преобразованы в рокарий. Часто владелец сада только по прошествии лет ощущает потребность сооружения каменистого уголка на своем участке, так горки появляются в уже сложившихся много лет назад садах.
Естественность вместо регулярной планировки

Желание приблизить окружение дома к природному, сегодня отражается и в обустройстве садов. Именно в оживленном пространстве городов и поселков владелец сада более всего ощущает голую функциональность и монотонность своего жизненного пространства. Он пытается избежать этой монотонности, накапливая в своем чаще всего маленьком саду массу природных материалов. Этому бегству на природу обязаны своим существованием бесчисленные садовые пруды, природные биотопы с водоемами, посадки дикорастущих растений и имитирующие альпийский ландшафт горки. Для альпийских горок, напоминающих природные, используют необработанные природные камни. Обратите внимание на различный размер камней! После разме­щения камней поверхность должна казаться естествен­ной, созидающая гармонию ру­ка планировщика не должна быть видна. В старых регуляр­ных садах кажущаяся "ди­кость" каменистой горки не яв­ляется диссонансом, она, мо­жет стать началом новых ландшафтных композиций. В новых садах этот шаг значи­тельно менее сложен. Альпийская горка заставляет наблюдателя мыслить по-новому, принципы упорядочения требуют переосмысления. "Архитектурные" горки в регулярных садах могут подчеркнуть их строгость. Прямолинейность дорожек, геометричность размещения камней, четкое соотношение между материалом-камнем и материалом-растениями — вот принципы таких садов. Аккуратно обработанные строительные камни свидетельствуют о высоком мастерстве садовода. Простые геометрические формы, прямые линии стоят на первом месте.







Наблюдатель заметит сразу, что вся поверхность строго распланирована. Так создается впечатление, что в саду нет ничего случайного, планировщик господствует над природой. Подобные рокарии были популярны в 50 –е и 60 –е годы. Наряду с большими затратами времени и средств, такие сады предполагают и высокое мастерство садовника. Поэтому альпинария, имитирующего природу для большинства садоводов предпочтительнее. Нельзя умолчать и о том, что строгая упорядоченность горки хороша только в подходящем обрамлении. Такие знаменитые растениеводы как Карл Ферстер и Вильгельм Шлахт пользовались подобными элементами устройства сада. Архитектурные альпийские горки и стены из камней прекрасно подходят для разделения пространства больших садов с жилым домом строгой архитектуры в центре. Итак, осмотрите свой дом и план вашего сада. В большинстве случаев естественность следует предпочесть геометрической строгости. К тому же, наряду с местными условиями, важную роль играют и финансовые возможности владельца сада.

Выбор камня

В современном культурном ландшафте можно найти множество искусственных каменных сооружений. При этом строительным материалом часто служит камень местных пород. Из него строят дома или фундаменты, им укрепляют дороги и площади, обрамляют парки и сады. С помощью камня формируют и моделируют различные высоты на местности (например, террасы виноградников). Из имеющегося под рукой камня изготавливались корыта – кормушки и поилки для скота. Орудия каменотеса создавали из него памятники. Камень, подлежащий обработке, сопровождал человека с того периода, который и назван в его честь – каменным веком. Строители прошлого часто работали с такими видами камня, который доставляли издалека. Наиболее впечатляющий пример – это каррарский мрамор из Италии. Бесчисленное количество сооружений было украшено этой породой. Он служил исходным материалом для таких художников, как Микеланджело. А в архитектуре Северного Эссена, например, типичен известняк из окрестностей озера Димельзее. Он украшает портал собора в Аахене. Как видно, в те времена расходы на транспортировку не были такой большой проблемой, как сегодня. Расходы на перевозку строительного камня в наши дни могут сделать его наиболее дорогим строительным материалом.


Отличительные признаки разных видов камня


В зависимости от происхождения, породы делят на три группы:

Вследствие вулканической деятельности появились магматиты или изверженные магматические породы, которые еще и сегодня возникают на земле в районах активной вулканической деятельности, в некоторых районах Тихого океана. К этой группе относятся в первую очередь базальт и гранит. Базальт возник при остывании лавы и лавовых шлаков на поверхности земли. Базальты мелкозернистые не имеют четкой структуры, цвет их иссиня – черный. Сюда входят также диабаз и мелафир. Гранит образовывался в покрытых известняком жерлах вулканов под очень высоким давлением. Структура и цвет гранитов очень многообразны. Спектр их окраски простирается от серого через желтый вплоть до красного, чаще всего в нем имеются более светлые или темные вкрапления. Жильные породы образуют родственную вулканическим группам. Основным представителем этой группы является порфир. Окраска этой мелкозернистой породы с вкраплениями целых кристаллов колеблется от серовато – черного до красноватого цвета. Вместе с кристаллическими сланцами, относящимися к метаморфическим породам, специалисты относят их к твердым горным породам. Путем накопления различных субстанций образовались осадочные горные породы. Типичными осадочными горными породами являются песчаники и известняки. При выветривании вулканических горных пород образовывались первые мелкие частички пород. Настоящие осадочные горные породы рыхлые, частично уплотненные почвы, например, глина, песок, суглинок и пылевидный песок. Сильно уплотненные осадки образовывают известняки и песчаники. При образовании известняков важную роль играли отмирающие органические субстанции. Раковины улиток и моллюсков в некоторых известняках создают дополнительный эффект.

Вода и ветер регулировали процессы накопления. При осадке породы формировались слои, которые и обрабатываются. Группа песчаников образовывалась в течение многих эпох в истории земли. Песчаники встречаются повсеместно. Их цвет и форма исключительно многообразны. Основной составляющей являются зерна кварца, имеющие различный размер. В более твердых песчаниках зерна кварца соединены кремниевой кислотой, в более мягких песчаниках они связаны осадками глины или суглинка. Песчаник бывает различных оттенков красного, серого, коричневого, коричневато – черного, желтоватого и зеленоватого цветов.


Для каменистой горки особенно подходят пестрый песчаник, кейпер и известковый песчаник. Известняки также образовывались в различные периоды развития нашей планеты. Они состоят из песчаных, глинистых частей и окаменелостей, соединенными углекислым кальцием. Частыми представителями этой группы являются ракушечники. Они возникли из донных морских отложений. Частично они содержат превосходные окаменелости, которые долгое время покоились в известковой массе. Известковые туфы – это мягкие и пористые известняки, образующиеся и сегодня в некоторых уголках средневысоких содержащих известь гор путем вымывания извести, а также путем скопления поблизости от воды (источники известняка). Окраска известковых туфов простирается от желтого до белого. Выложенные на воздух, туфы быстро твердеют, после этого они становятся идеальным строительным материалом для каменистых горок.

Последняя группа известняков – это плиточные известняки, которые из-за своей тончайшей структуры часто расслаиваются, превращаясь в маленькие плиточки. Особенно сильно крошится этот камень зимой, когда влажность сменяется морозами, разрушая поверхность камня. Из-за этого неприятного свойства плиточные известняки не годятся для отделки. Но они являются превосходным материалом для основания благодаря хорошим уплотняющим свойствам. Так как известняки и песчаники обрабатывать легче, то специалисты называют их мягкими горными породами. Под воздействием давления и температур из вулканических и осадочных пород возникли так называемые метаморфические горные породы или метаморфиты. Наиболее важные представители этой группы – кристаллические сланцы. Представленные гнейсом и кварцитами, они чаще всего кажутся гладкими. Но и темно – серые или черные пластины шифера тоже относятся к этой группе. Этот материал и сейчас используется для покрытия крыш или облицовки фасадов. На каменистой горке более толстые пластины охотно используют для покрытия дорожек и укладки камней слоями.



следующая страница >>