reforef.ru 1



    АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ДЕЛОВОЙ СОВЕТ

    КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    720040, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 114 Тел.: +996(312)895496; 895443

    E-mail: info@adc.kg

    Сайт: www.adc.kg



    КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН

    КОРРУПЦИЯГА КАРШЫ ИШКЕРЛЕР КЕНЕШИ

    ANTICORRUPTION BUSINESS COUNCIL

    OF THE KYRGYZ REPUBLIC

    114 Chui avenue, Bishkek,

    Kyrgyz Republic, 720040

    Tel.: +996(312) 89 54 96;895443

    E-mail: info@adc.kg

    Site: www.adc.kg



    Аналитический отчет по результатам проведенного мониторинга в пункте пропуска

    «Акжол-Автодорожный» и таможня «Манас» c 1 октября по 30 ноября 2011г.

    Цель проведения мониторинга: оценка деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики в пункте пропуска Акжол автодорожный и таможня «Манас» посредством выявление мнения участников внешнеэкономической деятельности, выявление коррупционных практик в процессе осуществления таможенного, пограничного и иных форм контроля со стороны государственных органов.

    Инструменты мониторинга:
  1. Опрос участников ВЭД, а также физических лиц, пересекающих границу в пункте пропуска «Акжол-Автодорожный», о деятельности таможенного органа и пограничных войск при ГКНБ.


  2. Опрос участников ВЭД о деятельности таможенного органа в таможне «Манас».

  3. Регистрация количества грузов, товаров и физических лиц (челноков), подпадающих под таможенный, пограничный и иной вид контроля.

    Всего опрошено участников ВЭД и физических лиц в пункте пропуска Акжол автодорожный – 154 (Приложение 1: Оценка мнения участников ВЭД по ПП "Акжол)

    Всего опрошено участников ВЭД и физических лиц на таможне «Манас» - 137 (Приложение 2: Оценка мнения участников ВЭД по таможне «Манас»). Количество грузов, товаров и физических лиц (челноков), прошедших таможенный, пограничный и иной вид контроля в пункте пропуска Акжол-автодорожный представлено в Таблице 1 (Мониторинг работы сотрудников ПВ ГКНБ в пункте пропуска “Акжол-Автодорожный” c 1 октября по 30 ноября 2011г.), Таблице 2 (Товары и грузы, выезжающие из территории КР под таможенным контролем на посту «Акжол-Автодорожный» c 1 октября по 30 ноября 2011г.), Таблице 3 (Товары и грузы, въезжающие на территорию КР под таможенным контролем на посту «Акжол-Автодорожный» c 1 октября по 30 ноября 2011г.), Таблице 4 (Количество грузов и товаров, прошедших таможенное оформление в таможне «Манас» c 15 октября по 30 ноября 2011г.).

    Анализ деятельности ГТС в пункте пропуска

    «Акжол-Автодорожный» в соответствие с проведенным опросом

    (с 1 октября по 30 ноября)

    C 1 октября по 30 ноября 2011г. был проведен опрос участников ВЭД и физических лиц по работе Государственной таможенной службы, в котором приняли участие 154 человек.

    Как показано в Приложение 1: Оценка мнения участников ВЭД по ПП "Акжол Автодорожный", в целом деятельность ГТС по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления в пункте пропуска Акжол оценивается удовлетворительно - 69,48 % опрошенных. Количество респондентов, которые доверяют должностным лицам таможенного органа в пункте пропуска «Акжол» как к представителям власти, защищающим интересы государства составляет 63,0 %. 69,48% опрошенных оценивают профессиональную деятельность должностных лиц таможенного органа как удовлетворительное. 44,8% опрошенных отмечают, что у них не было случаев конфликтных ситуаций, возникшие в ходе общения с должностными лицами таможенного органа в противовес 40,9% опрошенных, у которых иногда были случаи конфликтных ситуаций, возникшие в ходе общения с должностными лицами таможенного органа. Но в тоже время 14,29 % опрошенных отметили, что у них постоянно были случаи конфликтных ситуаций, возникшие в ходе общения с должностными лицами таможенного органа.


В режиме экспорта и импорта, транзит и временный ввоз при выезде/въезде на таможенную территорию КР грузовых автомашин проходят регистрацию, водители грузовых машин в основном являются перевозчиками и проходят таможенные процедуры от лица заказчика, а также автотранспорт физических лиц. За время проведения мониторинга зарегистрировалось 40 грузовых машин с товаром по режиму транзит при въезде и 292 автотранспортов по режиму транзит при выезде (CARNET TIR), в режиме импорта зарегистрировано 1353 грузовых машин с товаром. Количество автотранспорта физических лиц, прошедших таможенный контроль с 1 октября по 30 ноября при въезде на территорию КР составило 12801 единиц, при выезде из территории КР 19450 единиц.

    26,62% опрошенных тратят 10-15 минут на оформление документов на таможенном посту

    39,6% опрошенных тратят 30 минут и более на оформление документов на таможенном посту

    33,8% опрошенных тратят более 1 часа до 3-х часов на оформление документов на таможенном посту.




    Выезд/въезд автотранспорта, оформленный в режиме временного ввоза по Т-6. Итого оформленных по Т-6 составило 774 автотранспортов при въезде и 584 автотранспортов при выезде.

    На вопрос «Предлагают ли инспектора Таможенной службы осуществить быстрый проезд без полной проверки декларации Т-6 за денежное вознаграждение?»

    62,34% опрошенных указали, что инспектора Таможенной службы им не предлагают за денежное вознаграждение осуществить быстрый проезд без полной проверки декларации Т-6.

    23,38% опрошенных ответили, что инспектора Таможенной службы иногда им предлагают за денежное вознаграждение осуществить быстрый проезд без полной проверки декларации Т-6.


    12,34% опрошенных ответили, что инспектора Таможенной службы постоянно им предлагали за денежное вознаграждение осуществить быстрый проезд без полной проверки декларации Т-6.

    Процесс оформления товаров в упрощенном льготном порядке без оплаты налогов1, которые предназначены для личного пользования физическими лицами, а не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности. На вопрос «Вымогают ли инспектора таможенной службы за беспрепятственное прохождение товаров, приобретенных на рынке «Дордой?»

    53,2% опрошенных ответили, что деньги инспектора таможенной службы не вымогали за беспрепятственное прохождение товаров, приобретенных на рынке «Дордой»

    11,69% опрошенных указали, что у них постоянно инспектора таможенной службы за беспрепятственное прохождение товаров, приобретенных на рынке «Дордой» вымогают деньги.

    15,6% опрошенных указали, что редко инспектора таможенной службы за беспрепятственное прохождение товаров, приобретенных на рынке «Дордой» вымогают деньги.

    На выезде с КР на посту «Акжол – автодорожный» размещена кинологическая служба, в задачу которой входит проверка автотранспорта на выявления запрещенных к вывозу предметов (наркотики, оружие и т.д.). На вопрос «Предлагают ли сотрудники кинологической службы осуществить быстрый досмотр за денежное вознаграждения?»

    64,94% опрошенных ответили, что никогда сотрудники кинологической службы не предлагали осуществить быстрый досмотр за денежное вознаграждения

    20,78% опрошенных указали, что редко сотрудники кинологической службы предлагают осуществить быстрый досмотр за денежное вознаграждения

    12,34% опрошенных также указали, что постоянно сотрудники кинологической службы предлагают осуществить быстрый досмотр за денежное вознаграждения


    При регистрации грузосопроводительных документов инспектор таможенной службы производит запись в журнал и отправляет к Единому окну.

    63,64% опрошенным не предлагали сотрудники таможенной службы быстрое оформление при регистрации грузосопроводительных документов за вознаграждение

    16,88% опрошенным предлагали сотрудники таможенной службы быстрое оформление при регистрации грузосопроводительных документов за вознаграждение

    18,83% опрошенным редко предлагали сотрудники таможенной службы быстрое оформление при регистрации грузосопроводительных документов за вознаграждение

    Что касается взятки, то 59,09% респондентов отметили, что никогда не давали взятку сотрудникам таможенного органа в пункте пропуска «Акжол», 19,48% опрошенных лично давали взятку сотрудникам таможенного органа в пункте пропуска «Акжол», 21,43 % опрошенныъ были вынуждены дать взятку сотрудникам таможенного органа в пункте пропуска «Акжол» .

    На вопрос о размерах взятки

    48, 05 % не ответили на данный вопрос

    31, 8% из числа опрошенных ответили, что размеры взяток колеблются от 500 до 1000 сом

    10, 39 % опрошенных указали, что размеры взяток колеблются от 200 до 500 сом

    9, 7 % указали, что размеры взяток колеблются от 1000 сом и выше

    Сотрудники всех служб, представленных в пункте Акжол-автодорожный должны носить бейджики для их различия, на котором указаны личные данные, а также, чтобы любая претензия участника ВЭД могла иметь адресный характер.

    57,14 % опрошенных на вопрос «Должно ли должностное лицо таможенного поста иметь бейджик?» отмечают, что сотрудники таможенного органа сотрудники таможенного органа всегда носят бейджики в противовес 31,82 % опрошенных отмечают, что сотрудники таможенного органа данного правила не придерживаются.


    Работа Единого окна.

    72,73% опрошенных не считают, что существующие условия в «Едином окне »создают условия для коррупции.

    25, 32 % опрошенных считают, что существующие процедуры в «Едином окне » создают условия для коррупции.

    Весогабаритный контроль.

    95 % опрошенных оценивают неудовлетворительно работу деятельность весогабаритного контроля и тоннельной службы Министерства транспорта и коммуникации КР, расположенного вне зоны таможенного и пограничного контроля пункта пропуска "Акжол-Автодорожный"

    90% опрошенных отмечают, что сотрудники весогабаритного контроля не проводят процедуру взвешивания автотранспорта, все респонденты согласились (100%), что при прохождении весогабаритного контроля взимаются сборы

    85% опрошенных не знают, за что они производят оплату, в тоже время 65% опрошенных отмечают, что получают квитанцию об оплате

    70,13% опрошенных считают, что созданный Министерством транспорта пост «Весогабаритного контроля и тоннельной службы «Ак-Жол» реально создает условия для коррупции

    90% опрошенных утверждают, что сотрудники весогабаритного контроля не придерживаются правила ношения бейджика, поэтому они затрудняются назвать личные данные сотрудника весогабаритного контроля.



  1. Анализ деятельности ГТС в таможне «Манас» в соответствие с

    проведенным опросом

    (с 15 октября по 30 ноября )

    В процессе проведения мониторинга операторы-консультанты АКЦ АДС вместе с участниками ВЭД и физическими лицами прошли этапы таможенного оформления в таможне «Манас».
  1. При режиме импорта на складе временного хранения (СВХ) диспетчер выдает сопроводительные документы на пришедший груз, затем участники ВЭД проходят оформления у специалиста по таможенному оформлению, где оформляется это грузовая таможенная декларация (ГТД) или товарно-приходной ордер (ТПО). В отделе таможенного оформления главный инспектор таможенного оформления регистрирует в журнал грузосопроводительные документы, далее вводят данные ГТД или ТПО в АСТО (Автоматизированное система таможенного оформления).


  2. Согласно инструкции по таможенному оформлению и таможенного контроля международных почтовых отправлений: экспресс грузы и дипломатические грузы оформляются не более 3 часов и без очереди. При оформлении в режиме Экспорта, затрата времени на оформление груза или товара меньше, так как вывозимый товар не облагается налогами, а взымаются лишь таможенные сборы 0.15%. Затрата времени участника ВЭД на таможенное оформление груза или товара в режиме Импорта или Экспорта разное, так как это зависит от количества наименований товара, если количество и наименования груза или товара большое, то у декларанта больше времени уходит, чтоб напечатать ГТД или ТПО и соответственно больше времени уходит на таможенное оформление и досмотр. В листе опроса на вопрос: Сколько времени занимает в среднем процедура таможенного оформления в таможни Манас, участники ВЭД считают время с подачи грузосопроводительных документов декларанту. В основном на СВХ оформляются постоянные участники ВЭД Физические лица оформляющие по ТПО – это товары народного потребления (ТНП) поступившие на СВХ авиа- транспортом.

    В соответствии с Должностной инструкцией таможенного оформления и таможенного контроля оформление товаров и грузов проводится в 3 этапа по последовательности.

  • Таможенный контроль

  • Таможенные платежи

  • Выпуск.

    На 1 этапе (таможенный контроль) проверяются на наличие всех необходимых документов для выпуска груза или товара, и на обороте ГТД ставится печать, который дает разрешение на выпуск. На территории СВХ в РСК банке оплачиваются платежи.

    На 2 этапе (таможенные платежи) проверяется правильность начисления и оплаты (таможенные пошлины, НДС, акциза) и на обороте ГТД также ставится печать на разрешение на выпуск. На терминале временного хранения производится досмотр груза или товара на соответствие наименования и количества через Рапискан или же, если есть сомнение, инспектор таможни может вскрыть упаковку, после чего составляется акт таможенного досмотра. Также на складе временного хранения проходят фитосанитарный контроль.


    На 3 этапе (выпуск) главный инспектор таможни проверяет первые два этапа и дает разрешение на выпуск.

    Во время проведения мониторинга было выяснено, что в отделе таможенного оформления работают главный инспектор и 2 инспектора таможни, которые занимаются оформлением документов поэтапно. В то же время на складе временного хранения работают два сотрудника таможни Манас, которые отвечают за досмотр груза или товара. По последовательности прохождения оформления участники ВЭД сначала заходят к главному инспектору, для регистрации данных ГТД или ТПО в журнал и в АСТО.

    Результаты мониторинга показали, и это подтверждают сами участники опроса, в процессе оформления происходит двойная работа и затрата времени. При беседе участники ВЭД жаловались на большие очереди и долгое оформление. Также высказались о таможенном оформлении в три этапа, о неудобствах, так как бывают дни, когда много получателей и отправителей, а при прохождение таможенного оформления в три этапа инспектора таможни друг друга дублируют и пока первый этап оформляется, другой инспектор ждет.

    Итоги анкетирования участников ВЭД и физических лиц:

    В процессе проведения мониторинга были розданы участникам ВЭД и физическим лицам бланки с вопросами. Следует отметить, что анкетирование было анонимным.

    Участники ВЭД через анкетирование могли выразить свое мнение о деятельности ГТС в таможне «Манас», отметить наиболее проблемные моменты при осуществлении таможенных операций, оценить качество работы таможни.

    Всего в опросе приняли участие 137 участников ВЭД и физические лица. Значительная часть опрошенных - таможенные брокеры (22,63%), и предприниматели (26,28), декларанты составляют (27,74%) , перевозчики (5,84) и другие (17,5%).

    Большинство участников опроса, а именно 30,66% опрошенных несколько раз в месяц обращаются в таможню «Манас», 21,90% несколько раз в неделю, 15,33 % опрошенных впервые. Количество опрошенных, которые ежедневно и несколько раз в полугодие обращаются в таможню «Манас» составило 22, 63 %.


    Респонденты отметили, что на этапах таможенного оформления таможенники нарушают их права и законные интересы, что в свою очередь влечет финансовые и временные затраты. На вопрос «Какие этапы таможенного оформления приносят наибольшие финансовые и временные затраты в таможни «Манас»,


  • по мнению 55,47% опрошенных именно, прохождение этапа таможенного контроля влечет за собой финансовые и временные затраты,

  • 31,39% опрошенных считают, что данные проблемы возникают на этапе контроля таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей

  • 8,78% уверены, что регистрация декларации влечет за собой возникновение финансовых и временных затрат.

  • 4,38% не ответили на данный вопрос

    Конфликтные ситуации при совершении таможенных операций постоянно возникают у 2,92% участников опроса . Редко возникают конфликтные ситуации у 32,85% и у 62,04% никогда не возникают, 3,3% не ответили .

    Необходимо отметить, что ответы участников ВЭД и физических лиц на провокационный вопрос "Провоцируют ли Вас должностные лица таможни «Манас» на получение от Вас каких-либо видов вознаграждений и как часто?",

  • 76,64% ответили отрицательно,

  • 20,44% респондентов отмечают, что такое случается редко,

  • но 1,46% все, же отмечают, что постоянно должностные лица провоцируют на получение от них каких-либо видов вознаграждений.

  • 2,2% не дали ответ

    Респонденты указывают, что в таможне «Манас» имеют места такие негативные явления как вымогательство. В доказательство этому
  • 5,84% опрошенных отметили, что размеры взяток колеблются от 500 до 1000сом,


  • 2,92% считают, размер взяток от1000 до 3000сом

  • 0,73% отметил, что размер взяток от 3000 и свыше.

  • 85,6% респондентов предпочли не отвечать на этот вопрос



    78,83% опрошенных отметили, что никогда не подвергались надуманным обвинениям, угрозам, психологическому давлению со стороны должностных лиц таможни «Манас», 17,52% редко подвергались, постоянно подвержены надуманным обвинениям, угрозам, психологическому давлению 0,73%., 4,4% не ответили.

    13,14% респондентов постоянно проходят процедуру таможенного оформления международных почтовых отправлений в таможне «Манас», 29,20% редко, 56,20% опрошенных никогда не проходили и 2,2% не ответили.

    По затрате времени:

  • 17,52% отметили, что процедура таможенного оформления в таможни «Манас» занимает в среднем не более одного часа,

  • 65,69% не более трех часов,

  • а 15,33% считают, что процедура таможенного оформления занимает не более 6 часов,

  • затрату времени от 3 дней до 3 месяцев никто из числа опрошенных не указал.



    Предпочтения сотрудников таможни «Манас» по формам вознаграждения:

  • 34,31% опрошенных считают предпочтительным "вознаграждением" для должностного лица таможенного органа - установленную сумму денег в конверте.

  • Другая часть респондентов (5,84%) указывают на дорогие ценные подарки,

  • 2,92% просто подарки,
  • 7,30% опрошенных считают, что сотрудники таможни «Манас» со стороны участников ВЭД и физических лиц предпочитают получить «вознаграждения» в виде услуги (для себя и для третьих лиц).


  • Большой процент участников опроса, а это 46,7% не дали ответ.



    Фактами злоупотребления служебным положением сотрудниками таможенных органов, с которыми сталкиваются участники опроса, в первую очередь отмечают халатность.

  • 22,63% выражают мнение, что данный показатель имеет место в таможне «Манас».

  • Другие респонденты, а их 16,79% отмечают, что со стороны сотрудников таможни идет превышение должностных полномочий,

  • 1,46% указали на факты вымогательства,

  • 8,03% использование должностным лицом своего служебного положения.

  • 49,64% не дали ответ.



    В качестве основных причин допускаемых нарушений исполнительской дисциплины должностными лицами участники ВЭД отмечают, в первую очередь это

  • слабая техническая оснащенность (19,71%),

  • затем имеющийся уровень заработной платы должностных лиц и социальная защищенность (20,44%).

  • 34,3% респондентов указывают на неэффективность организации рабочего времени,

  • 19,71% участников опроса отметили низкий уровень профессионализма инспекторского состава,

  • 9,5% участников ВЭД считают, что контроль за деятельностью таможни со стороны вышестоящих инстанций и правоохранительных органов недостаточен.

  • По мнению 10,22,% имеет место слабость системы контроля со стороны непосредственного руководителя.



    Большинство участников опроса, а именно
  • 49,64% дали удовлетворительную оценку в целом по деятельности таможенной службы на сегодняшний день,


  • 18,98% считают деятельность как успешную.

  • Другая часть респондентов, а это 25,55% затрудняются ответить,

  • 5,84% считают деятельность таможенной службы на сегодняшний день неудовлетворительной.

  1. Заключение

    Результаты проведенного мониторинга c 1 октября по 30 ноября 2011г. как в пункте пропуска Акжол-автодорожный, так и таможне «Манас» месяцы указывают, что в целом деятельность ГТС оценивается положительно. Но необходимо отметить, что участники ВЭД, так и граждане принимали участие в опросе неохотно из-за страха, боязни и недоверия к сотрудникам таможни. Несмотря на тот факт, что большинство респондентов положительно оценивают работу ГТС (40,9% суммарно в среднем), но все же суммарно 12,4% респондентов оценивают деятельность ГТС по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления как неудовлетворительное. В пункте пропуска Акжол респонденты высоко оценивают профессиональные качества сотрудников ГТС (69,47% против 26,6%, которые оценивают профессиональные качества как неудовлетворительную. Такая же степень удовлетворенности профессиональными качествами сотрудников ГТС и в таможне «Манас» (49,64% удовлетворительная против 5,84%% неудовлетворительная). Руководству ГТС необходимо обратить на такие негативные моменты, которые отрицательно влияют на мнение участников ВЭД и граждан: простои из-за длительной процедуры оформления документов более 1 часа (65,69%), факты коррупции и вымогательства (40,91%), быстрый проезд без полной проверки за вознаграждение (12,34%), неэффективная организация рабочего времени и процесса (34,3%), недостаточный контроль со стороны руководства и вышестоящих инстанций (10,22%), халатность (22,63%).

    В пункте пропуска «Акжол-Автодорожный» отсутствует нормативное время прохождения процедур контролирующих служб при пересечении границы автотранспортом. Отсутствует порядок взаимодействия госорганов на границе. Поэтому, ни одна служба, осуществляющая контроль в пограничной зоне, ни перед кем не отчитывается за неоправданный простой автотранспорта.


    В таможне «Манас» имеет место дублирование функций, что ведет к неоправданным затратам финансовым, затратам времени, большим очередям и как результат -долгое оформление и причиненные неудобства.

    Государственная таможенная служба проводит системные изменения, которые направлены на достижение прозрачности и транспарентности, повышение доверия к таможенной службе, внедрение принципов добросовестного управления. Проводимое реформирование Государственной таможенной службы при Правительстве КР в соответствие со Стратегий развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2011-2013гг направлено на социальную защищенность, повышение заработной платы, отбор, обучение и назначение на должность из резерва кадров. Однако проявление коррупции в таможенных органах оказывает негативное влияние на процесс реформирования. Борьба с коррупционными преступлениями в таможенной сфере должна быть направлена на увеличение вероятности того, что коррупция будет выявлена и наказана, т.е. неотвратимость наказания, а также на оценку деятельности каждого сотрудниками, каждого подразделения в соответствие с утвержденными индикаторами оценки. Без системных изменений замена одних сотрудников другими не даст ожидаемых результатов и/ или даст кратковременный эффект.

    VII.Рекомендации


  1. Ограничить количество контролирующих служб в пункте пропуска «Акжол-Автодорожный».

  2. Исключить дублирующие процедуры в таможне «Манас», пересмотрев этапы таможенного оформления и таможенного контроля.

  3. Осуществлять регулярную проверку начальниками службы ПП Акжол-автодорожный наличие у сотрудников бейджиков;

  4. Проводить оценку деятельности сотрудников на постоянной основе в соответствие с утвержденными индикаторами оценки.

  5. Определить нормативное время прохождения процедур контроля и оформления каждому из участников контроля в ПП Акжол-автодорожный.
  6. Министерству транспорта и коммуникаций рассмотреть вопрос о целесообразности нахождения сотрудников весогабаритного контроля в пункте пропуска Акжол-автодорожный, а также дать разъяснение о назначении вносимого платежа.


  7. Повысить профессиональную подготовку инспекторского состава таможни «Манас».

  8. Вернуть доверие участников ВЭД и граждан к контролирующим службам, исключив репрессивные меры к заявителям.



    1 В октябре и ноябре месяце не было оформлений в упрощенной форме по ТПО в связи с внедрением ужесточенных правил для вхождения в Таможенный Союз.