reforef.ru 1 2 3 4


ГОУ ВПО

Санкт – Петербургский государственный

университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

КОЛЛЕДЖ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ



Рабочая тетрадь

для студентов заочного отделения

всех специальностей

Составила:

преподаватель Цой Г.П.




Утверждено


на заседании предметной комиссии

«___» _________ 2005 г.

Председатель: ( )
Санкт – Петербург

2005


Cписок вопросов


  1. 3 вида мировоззрения…………………………………………………3

  2. Космоцентризм, теоцентризм, антропоценризм, наукоцентризм….6

  3. Диалектика……………………………………………………………..7

  4. Метафизика…………………………………………………………….9

  5. Догматизм………………………………………………………………9

  6. Эклектика……………………………………………………………….10

  7. Софистика………………………………………………………………11

  8. Герменевтика……………………………………………………………11

  9. Материализм и идеализм………………………………………………12

  10. Эмпиризм……………………………………………………………….13

  11. Рационализм и иррационализм………………………………………..14

  12. Дуализм и монизм………………………………………………………15

  13. Деизм…………………………………………………………………….16

  14. Гностицизм и агностицизм…………………………………………….16

  15. Конфуцианство, буддизм, ислам………………………………………18

  16. Категорический императив Иммануила Канта…………………...…..18

  17. Декабристы, западники и славянофилы……………………………….19

  18. Прагматизм……………………………………………………………...20

  19. Психоанализ Зигмунда Фрейда…..…………………………………….21

  20. Экзистенциализм………………………………………………………..22

  21. Онтология………………………………………………………………..23

  22. Гносеология……………………………………………………………...24

  23. Культура………………………………………………………………….26

24. Основные выводы………………………………………………………28

Основные понятия философии

Основные понятия философии представляют собой её основные методы, направления. В курсе дисциплины «Основы философии» мы не будем подробно рассматривать историю философии, оставим это интереснейшее занятие для вашего самостоятельного изучения.

Философия, как и всякая область знания, имеет свой специфический специализированный язык. Мы постараемся разобраться с основными понятиями философии для того, что понимать её язык и уметь говорить на этом языке философии.

Более того, студенту колледжа было бы неплохо ориентироваться в этих понятиях философии для более глубокого понимания сути проблем современности, так как эти понятия прямо или косвенно присутствуют в жизни каждого современного человека через литературу, искусство, средства массовой информации.

Основная цель нашей с вами работы состоит в попытке научиться самостоятельно мыслить. Для этого в конце каждого из рассматриваемых пунктов приводятся вопросы, ответы на которые требуют обоснования (доказательства).

Пожелаем друг другу успехов!

1. Три типа мировоззрения

Мировоззрение (или воззрение на мир, видение мира) традиционно принято рассматривать как мифологическое, религиозное и философское.
frame3
МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Философское (доказательство)
frame4

Мифологией, религией и философией пропитан весь наш внутренний жизненный мир. К этим видам мировоззрения мы можем иметь разное отношение, но всегда остаемся непрерывно связанными с ними.

1. Мифология – наиболее древнее мировоззрение, оно совмещает в себе и фантастическое и реалистическое восприятие всего того, что окружает человека.


Изначально люди не отделяли себя от природы, а считали себя частью этой природы, окружающего мира. Это наиболее присуще античной философии (то есть древнегреческой и древнеримской), которая охватывает период с VII века до нашей эры вплоть до возникновения раннего христианства в I веке в Римской империи.

В античной философии природа обожествлялась, и сами боги были разнообразны и многообразны. Боги жили в сознании древних людей в образах человека, животного, или, например, дерева.

Вспомните из литературы течение пантеизм, которое в буквальном переводе с греческого означает (pan+theos) - всё бог, в котором вся природа обожествлялась. Или вспомним мифы-сказания древней Греции или древнего Рима о богах Олимпа, героях, разных демонах и духах.

Итак, мифологическое мировоззрение – это мировоззрение древнего общества, когда люди считали себя частью обожествленной окружающей действительности.
2. Религия. I-XVI века – это период средневековой теологической (theos - бог) философии. В этот период мировоззрение людей меняется. Теперь Бог – это не природа или окружающий, и существует не множество богов Олимпа (Олимп – гора, где живут мифологические боги), а Единый Бог, который включает в себя Бога-отца, Бога-сына и Святой дух. Такое понимание Бога присуще религии христианства. И в других религиях, таких как буддизм и ислам, сеть Единый Бог. Этот бог уже не живет в тесной связи с людьми, а отдалён от них как некий чистый Дух или Дух во плоти.

В религии ключевым понятием является «вера», человек верит в Бога как в сверхъестественную силу, которая влияет на жизнь человека и окружающий мир.

Итак, религиозное мировоззрение – это мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественной силы – Бога.

3. Философия. Начиная с эпохи Возрождения (XIV-XVII века), мировоззрение опять начинает меняться. Это связано с тем, что появляется вера уже ни столько в Бога, а сколько вера в великие духовные и физические возможности человека. Философы высказывают взгляды: Бог есть, он сотворил мир, но уже не принимает участие в дальнейшей жизни людей.


Философия в переводе с греческого (phileo- люблю; sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости». Мудрость – это образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Если человек усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок, скорее всего, он не ошибётся.

Философия зародилась в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, древней Греции. Призванием философии стал поиск ответов на вопросы жизни, постановка вопросов, связанных с мировоззрением.

Философия как мировоззрение выносит на первый план понимание мира и человека с позиций знания, разума. Философия ничего не принимает на веру, а всегда требует обоснования, доказательства. Поэтому философия является научно-практическим видом мировоззрения.

Итак, философское мировоззрение – это мировоззрение, основанное на знании, имеющее внутреннее единство и систему, опирающееся на четкие понятия и определения.

Существуют мнения, что философия не является наукой, что она не исследует, а только сохраняет прежние знания. Но при любом подходе к философии, она остаётся наукой наук. Изначально философия находила ответы на вопросы жизни, доказывала различные точки зрения. И только позднее из накопившихся знаний философии стали ответвляться отдельные специфические направления мысли, появились отдельные науки, дисциплины.

И сейчас философия как бы надстоит над всем знанием и ставит глобальные вопросы, касающиеся жизни вообще и человека в частности. Сегодня философия ставит вопрос о возможности существования на планете Земля, связанный с результатами технического прогресса: экологическим, демографическим и другими кризисами человечества. А отсюда возникает потребность в постановке в философии вопроса о том, как достойно прожить человеку данную ему жизнь в сложившихся современных условиях. Философия – это мудрость веков, которой мы при желании можем, а иногда и должны воспользоваться.


В этом смысле философия – это учение о спасении: как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить своё человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед неизбежностью смерти.

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что её знания и идеи никогда не устаревают.

Философия как в древности, так и сейчас бьётся над одними и теми же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? На что я могу надеяться? Что такое человек? – На эти вопросы нет и никогда не будет бесспорных и однозначных ответов. Для философии всё вокруг является тайной – рождение человека, смерть, сияние солнца, мужество и честь, любовь и ненависть, падение камня и полёт орла. Тайну нужно прожить.
Ответьте на вопросы:


  1. Можно ли религиозное мировоззрение считать научным и почему?

  2. Какое из трёх перечисленных мировоззрений наиболее близко для вашего понимания и почему?

  3. Каким, на ваш взгляд, должен быть основной вопрос философии и почему? Попробуйте сформулировать его.


2. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, наукоцентризм
Основными объяснениями окружающего мира являются перечисленные «центризмы», или то, что ставилось в центр рассмотрения философии на разных этапах её развития.

Космоцентризм Теоцентризм Антропоцентризм Наукоцентризм




космос Бог человек мышление
1. Космоцентризм наиболее проявляется в период античной философии, а также в древнеиндийской, древнекитайской и некоторых стран Востока. В космоцентризме весь окружающий мир, явления природы объясняются через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и всё существующее зависит от Космоса.

Космоцентризму свойственны страх и преклонение перед Космосом (вселенной). У философов проявляется интерес прежде всего к проблемам происхождения материального мира, к объяснению явлений окружающего мира.


Основные школы и представители античной философии: милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, атомистическая школа, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, киники, стоики, Эпикур, Сенека.

2. Теоцентризм наиболее характерен для периода философии средневековой Европы. В теоцентризме в центре рассмотрения уже не Космос, а Бог. Бог понимается как необъяснимая, сверхъестественная сила, через Бога объясняется всё существующее.

В теоцентризме господствуют догматы. Догматы – это истины, не нуждающиеся в доказательствах, о творении всего Богом и об откровении Бога о самом себе в Библии.

В средневековье считалось, что через веру в Бога можно познать Бога. И только уже через познание Бога можно познать мир.

Наиболее яркие представители средневековой философии: Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.

В схоластике (теологической средневековой философии) присутствуют крайний догматизм, полное и бесприкословное подчинение религиозным идеям, Библия воспринимается как жесткий нормативный текст, как абсолютная истина.

3. Антропоцентризм наиболее проявляется в эпоху Возрождения, новое и новейшее время; в центре рассмотрения философии стоит проблема человека.

В антропоцентризме отрицается средневековая схоластика, как философия, обслуживающая интересы церкви. Происходит процесс возрождения идей античности после многовекового теоцентризма средневековья, появляется вера в безграничные возможности и достоинства человека. Так, в Германии в XVI веке сторонники реформации во главе с Мартином Лютером протестовали против гнёта католической церкви и требовали изменения (реформы) её устройства. В результате реформации в Германии и некоторых других странах возникла протестантская церковь, в Англии – англиканская церковь.

Наиболее яркие представители философии Возрождения: Николай Кузанский,


Мартин Лютер, Жан Кальвин, Николо Макиавелли, Томас Мор.

В антропоцентризме человек рассматривается как центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

4. Наукоцентризм наиболее характерен для периода Нового времени. Центром рассмотрения всего существующего является человек разумный (Homo sapiens), размышляющий субъект. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». Главной идеей в наукоцентризме является идея рационализма: сомнение – свойство мысли, значит, сомневаясь, человек мыслит, и мышление является основой как бытия, так и познания.

Основные представители философии Нового времени: Рене Декарт, Барух Спиноза, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Готфрид Лейбниц.
Ответьте на вопросы:

1. Какой из перечисленных основных центризмов философии, на ваш взгляд, наиболее характерен для современности и почему?

2. В чем возможные сходства и отличия античного Космоса и средневекового Бога?
3. Диалектика
Диалектика – метод исследования в философии. В диалектике вещи, явления природы рассматриваются с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, единства и борьбы противоположностей.

Первоначально, в древней Греции диалектикой называлось искусство вести спор, добиваясь истины путём столкновения противоположных мнений.

В диалектическом материализме К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина законы диалектики распространяются ни только на всю природу, но и на жизнь общества. Например, классовая борьба, претерпевая изменения, получает поступательное развитие через отмену старого общественного порядка новым и так далее.

Иными словами, диалектика – это теория развития всего существующего в единстве и борьбе противоположностей. Так, например, противоположности: день и ночь, горячее и холодное, противоречат друг другу, но всегда сосуществуют в единстве.

Итак, 3 закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей: всё существующее состоит из противоположных начал, которые едины по своей природе и находятся в противоречии и борьбе друг к другу. Единство и борьба противоположных начал является внутренним источником движения и развития всего существующего.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные: количество не может изменяться бесконечно. Наступает момент, когда изменение количества приведет к изменению качества. Например, при закипании вода превращается в пар.

3. Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место. Но постепенно это новое уже само превращается в старое и отрицается более новым, - таков процесс поступательного развития. Например, дети – это частично родители, но уже на новой ступени. Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития.



Ответьте на вопросы:


  1. Могут ли, на ваш взгляд, рассматриваться в диалектике явления и вещи в их статичности, неизменяемости, и почему?

  2. Какие из примеров к трём законам диалектики вы могли бы привести? Проиллюстрируйте свои примеры.


4. Метафизика
С греческого meta (после), physika (физика, природа) – после физики. Это название впервые ввёл Аристотель. «Метафизика» - это название философского произведения Аристотеля, которое он поместил в своём собрании сочинений после произведения «Физика».

Метафизика – это антинаучный метод философии, противоположный диалектике. Метафизика рассматривает вещи и явления не в их развитии и взаимной связи, как в диалектике, а, наоборот, разрозненно, изолированно, в состоянии покоя, неподвижности и неизменяемости.


Метафизика присутствует в идеалистической философии как ненаучное мышление о духовных первоначалах бытия, о предметах, которые недоступны чувственному опыту, например, мышление о Боге, о душе.

Иными словами, метафизика рассматривает всё то, что недоступно физическому, чувственному опыту, следовательно, рассматривает идеи, идеальное, духовное.

Основные различия между диалектикой и метафизикой




Диалектика

противоположности

Метафизика

развитие




статичность

взаимосвязь




изолированность

изменяемость




неизменяемость

единство и борьба противоположностей




покой и неподвижность


Ответьте на вопросы:

  1. Может ли в метафизике рассматриваться материя как духовное начало и почему?

  2. Приведите примеры с применением метода диалектики и метода метафизики.


5. Догматизм
С греческого dogma – установленное мнение.

Догматизм – это мышление, восприятие окружающего мира через призму догм. Догмы – это недоказуемые, принятые на веру положения, которые носят абсолютный (безотносительный, неограниченный, безусловный) характер.


Догматизм характерен для религиозных верований средневековья, метафизических пониманий мира.

Иными словами, догматизм – это принятие какого-либо убеждения, которое недоказуемо и является абсолютной истиной.



Ответьте на вопросы:


  1. Какому из основных воззрений философии (космоцентризму, теоцентризму, антропоцентризму или наукоцентризму) наиболее присущ догматизм и почему?

  2. В чём, на ваш взгляд, возможные сходства и отличия между догматизмом и диалектикой?



6. Эклектика
С греческого eklektikos – выбирающий.

Эклектика – метод философии, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала, фактов, понятий, концепций. В результате этого метода достигаются поверхностные, внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными, выводы. Взгляды и идеи эклектики не имеют реальной ценности и достоверности.

Часто эклектика применяется для доказательства взглядов, идей, привлекательных для массового сознания: в средние века применялась в религии, в современности – в рекламе, в искусстве – как механическое соединение различных стилей.

desklamp Ответьте на вопросы:

  1. В чём, на ваш взгляд, возможные сходства и отличия эклектики и метафизики?

  2. Приведите примеры эклектики в рекламе и в искусстве. Можно эти примеры проиллюстрировать или показать теоретически.


7. Софистика

Первоначально в древней Греции софистами называли платных учителей философии и ораторского искусства. Затем, со второй половины V в. до н.э., софистами стали называться философы, которые используют метод софистику.


Софистика – это метод, при котором преднамеренно применяются ложные, обманчивые доводы софизмы. Софизмы – это словесные ухищрения, которыми софисты специально вводят в заблуждение собеседника. И собеседник запутывается в собственных мыслях.

К примеру:

1 посылка (основание доказательства): То, что ты не потерял, ты имеешь.

2 посылка (основание доказательства): Ты не потерял рога.

Вывод: Значит, ты имеешь рога.

В данном примере первая посылка ложная, но выдается за правильную, отсюда и получается неправильный вывод.

Наиболее известные представители софистики: Протагор, Горгий, Гиппий, Критий, Трассимах.


Ответьте на вопросы:


  1. Каковы, на ваш взгляд, возможные сходства и различия между софистикой и эклектикой?

  2. Приведите пример использования метода софистики.



8. Герменевтика
С греческого hermёneutikё – толкование, объяснение.

Герменевтика – это теория и искусство истолкования текста литературных произведений (рукописей, книг, памятников).

Своё название герменевтика получила от имени древнегреческого бога торговли, покровителя стад и дорог, - Гермеса. Гермес выступал еще и как посредник между богами и людьми: истолковывал волю богов и доносил пожелания людей богам.

Первыми герменевтами были средневековые теологи – схоласты (Фома Аквинский и другие). Они занимались толкованием смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

Но герменевтика занимается не только толкованием текстов. Одна из основных идей герменевтики - понимание: существовать – значит быть понятым.

Немецкий философ современности Хайдеггер считает, что человеческое бытиё изначально герменевтично, то есть основано на понимании. Сначала человек обнаруживает, что он есть, и становится понимающим. А понимание – это истолкование и раскрытие смысла. Человек истолковывает своё бытие в мире. И это истолкование является пониманием человеком смысла своей жизни, своего места в мире.

Иными словами, человек через понимание раскрывает смысл свой жизни.


следующая страница >>