reforef.ru 1

Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.

Цель урока:

обосновать убеждённость в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.

Задачи урока:

1.Рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч.Дарвина как целостное учение.

2.Сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч Дарвина.

3.Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира в ходе самостоятельной работы.

Оборудование:

Книга «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», тесты, портрет Ч.Дарвина, компьютерная презентация, карта полушарий с маршрутом кругосветного путешествия корабля «Бигль».


Ход урока.

1.Организационный момент.

«Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений как на ничем несвязанные . случайные, «Богом созданные « и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность

между ними». /В.И.Ленин/.

Запись на доске.

2.Проверка и актуализация приобретённых знаний.

Задание №1.(слайд № 2).

Закончите предложения.

1.Впервые описал и систематизировал виды…… /Аристотель/.

2. Интерес к биологии возрос в 15 веке- в эпоху ../великих географических открытий/.

3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов , называется.. /систематикой/.

4.Система, в которой организмы располагаются в определённом порядке по существующим признакам. называется ../ классификацией/.

5.Структурным элементом классификации является../ таксон/.

6.Таксоном самого высокого ранга по классификации К.Линнея является ../класс/.


7.Линней считал. что виды…/ неизменны/.

8.Естественная система строится на сходстве в …./ строении, происхождении, развитии./

Задание №2

Определите, о каком учёном составлен синквейн:

( слайд № 3 )


  1. Эрудит, верующий.

  2. Описывал, систематизировал, организовывал.

  3. Создал лучшую искусственную систему.

  4. Трудоголик.

  5. ?

( слайд № 4 )

1.Талантливый, невезучий.

2.Боролся, отстаивал, доказывал.

3.Создал первое эволюционное учение.

4.Творец.

5.?

( слайд № 5 )

1.Трудолюбивый. обстоятельный.

2.Путешествовал, наблюдал. Анализировал.

3.Выяснил причины эволюции живого.

4.Гений.

5.?

Изучение новой темы.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с основными положениями теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира ( слайд № 7 ).

Что способствовало созданию Дарвином глубоко научной теории эволюции спустя всего 50 лет после умозрительного учения Ламарка? Созданию Дарвином учения об эволюции органического мира способствовали определённые естественно -научные и экономические предпосылки.

Сообщение учащегося « Предпосылки возникновения дарвинизма» (приложение 1).

Учитель.

Гениальный ум Ч.Дарвина сумел обобщить огромный фактический материал в свете эволюционной идеи, связать стройной системой рассуждений.

Сообщения учащихся

«Жизнь и труды Ч.Дарвина» (приложение № 2,,слайд №8).

«Путешествие на корабле «Бигль» (приложение № 3,слайд №9).

Учитель.

Энциклопедичность Дарвина, исключительный авторитет, приобретённый им как естествоиспытателем, корректность и дипломатичность в дискуссиях, внимание к точкам зрения оппонентов и критиков, доброжелательное отношение к ученикам и последователям в немалой степени способствовали принятию учения Ч.Дарвина во всем мире.


Переходим к изучению основных положений учения Ч.Дарвина.

Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.

Учитель демонстрирует книгу « Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» и зачитывает цитату, в которой отражена сущность учения Дарвина (Слайд № 10 ).

«Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых, порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы , столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам ещё и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в широком смысле- Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость (…..), зависящая от действия жизненных условий(….), Прогрессия размножения столь высокая, что ведёт к Борьбе за жизнь и её последствию – Естественному отбору, влекущему за собой Расхождение признаков и Вымирание менее совершенных форм.

Таким образом , из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, - образование высших животных».

Учащиеся записывают в тетрадь термины, выделенные Дарвином.

Самостоятельная работа с учебником.

Организуется самостоятельная работа учащихся , разбитых на группы, с тестом §37 в учебнике И.Н.Пономарёвой.

Задание. Прочтите параграф, ответьте на предложенные вопросы.

Группа №1

-На каких факторах эволюции основано выведение пород и сортов культурных растений?

-Назовите движущие силы ( факторы) эволюции.

Группа№2.

-Сравните объяснения возникновения приспособленности видов в природе Ч.Дарвином и Ж.-Б.Ламарком.


-На каких фактах Ч. Дарвин основывал доказательства своей теории?

-Какие положения теории эволюции вызывают у вас чувство сомнения, несогласия?

Группа №3.

- Что такое наследственная изменчивость популяции? Почему генофонд популяции меняется во времени?

- Эволюционное учение Ч.Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания. В чём заключается значение эволюционной теории?

После беседы с учащимися по вопросам, предложенным в самостоятельной работе , делаются выводы ( Во время беседы демонстрируются слайды .Слайды №.11,12

Выводы. ( Слайды № 11,12 ).

1.Основная движущая сила эволюции - естественный отбор на фоне борьбы за существование.

Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость ( мутационная, комбинативная).

Наследственность обеспечивает стабильность вида.

2.Результатом эволюции органического мира является многообразие видов растений и животных, приспособленных к условиям окружающей среды.

3. Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.

4.Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.

Закрепление.

Закрепление можно провести ( в зависимости от состава класса) следующими способами:

1)Предложить составить схемы, отражающие взгляды

Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина на процесс эволюционного развития органического мира.(Образцы схем для проверки – слайды №13,14)

2)Предложить учащимся выполнить тест. ( Приложение № 4 ).

Ответы на тесты:

Линней.


Ламарк.

Дарвин.

2, 3, 5, 7, 12, 22, 23, 27.

1, 4, 6,8, 11, 13, 14, 17, 20, 24, 25, 28, 30.

1, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 18, 19, 21, 26, 29, 31, 32.

Домашнее задание:

§37 ( учебник И.Н.Пономарёвой, записи в тетради, термины.

Составить схемы, отражающие взгляды Ж.-Б.Ламарка и Ч. Дарвина на процесс эволюции органического мира (образцы сравнительных схем в презентации).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Н- Колыбелька Хлевенского района Липецкой области.

« Предпосылки возникновения дарвинизма».



Подготовил сообщение

ученик 9 класса Наумов И.

« Предпосылки возникновения дарвинизма» (приложение1).

В первой половине 19 века в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который стимулировал развитие науки.

Спрос промышленности на сырьё и населения растущих городов на продукты питания способствовал развитию селекции. Селекционеры путём гибридизации и отбора вывели новые породы крупного рогатого скота, лошадей, овец, птиц и сорта сельскохозяйственных и лекарственных растений. Впечатляющие успехи практической деятельности селекционеров свидетельствовали против представлений неизменности видов в природе. Именно данные селекции использовал Ч.Дарвин при создании учения об искусственном отборе.

Большую роль в подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений, разработанных в 18 и в первой половине 19 веков:


•Ж.Кювье создал палеонтологию, заложив основы геохронологии;

•исследования И.В. Геже, Г.Бронца по сравнительной морфологии и анатомии свидетельствовали о едином плане строения позвоночных животных;

•исследования сравнительной эмбриологии К.Бэра приводили к мысли о единстве происхождения хордовых животных;

•клеточная теория Т. Шванна убеждала в единстве происхождения животного и растительного мира;

•труды И.Канта заложили основы представлений о возможности эволюции космических тел;

•геолог Ч.Лайель разработал теорию эволюции Земли;

Эти и другие факты никак не согласовались с учением о неизменности мира и ждали научного объяснения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Н- Колыбелька Хлевенского района Липецкой области.

Чарльз Дарвин и его теория эволюции.



Подготовила сообщение

ученица 9 класса ФЁДОРОВА В.

Чарльз Дарвин и его теория эволюции




Чарлз Роберт Дарвин (1809-1882) – основоположник эволюционной биологии. Ч.Дарвин является также автором ряда крупных работ по вопросам ботаники, зоологии, геологии и сравнительной психологии.

Жизнь и труды Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в семье врача. Во время обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа Дарвин получил глубокие знания в области зоологии, ботаники и геологии, навыки и вкус к полевым исследованиям. Большую роль в формировании его научного мировоззрения сыграла книга выдающегося английского геолога Чарльза Лайеля «Принципы геологии». Лайель утверждал, что современный облик Земли складывался постепенно под влиянием тех же естественных сил, что действуют и в настоящее время. Дарвин был знаком с эволюционными идеями Эразма Дарвина, Ламарка и других ранних эволюционистов, но они не казались ему убедительными.


 Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1832—1837). По словам самого Дарвина, в ходе этого путешествия на него произвели самое сильное впечатление: «1) открытие гигантских ископаемых животных, которые были покрыты панцирем, сходным с панцирем современных броненосцев; 2) то обстоятельство, что по мере продвижения по материку Южной Америки близкородственные виды животных замещают одни других; 3) тот факт, что близкородственные виды различных островов Галапагосского архипелага незначительно отличаются друг от друга. Было очевидно, что такого рода факты, так же как и многие другие, можно было объяснить только на основании предположения, что виды постепенно изменялись, и проблема эта стала преследовать меня».

По возвращении из плавания Дарвин начинает обдумывать проблему происхождения видов. Он рассматривает разные идеи, в том числе идею Ламарка, и отвергает их, так как ни одна из них не дает объяснения фактам поразительной приспособленности животных и растений к условиям их обитания. То, что ранним эволюционистам казалось изначально заданным и не требующим объяснений, представляется для Дарвина самым важным вопросом. Он собирает данные об изменчивости животных и растений в природе и в условиях одомашнивания. Через много лет, вспоминая, как возникла его теория, Дарвин напишет: «Вскоре я понял, что краеугольным камнем успехов человека в создании полезных рас животных и растений был отбор. Однако в течение некоторого времени для меня оставалось тайной, каким образом отбор мог быть применен к организмам, живущим в естественных условиях». Как раз в то время в Англии бурно обсуждались идеи английского ученого Т. Мальтуса о возрастании численности популяций в геометрической прогрессии. «В октябре 1838 г. я прочитал книгу Мальтуса «О народонаселении»,— продолжает Дарвин,— и так как, благодаря продолжительным наблюдениям над образом жизни животных и растений, я был хорошо подготовлен к тому, чтобы оценить значение повсеместно происходящей борьбы за существование, меня сразу поразила мысль, что при таких условиях благоприятные изменения должны иметь тенденцию сохраняться, а неблагоприятные — уничтожаться. Результатом этого и должно быть образование новых видов».





Алфред Рассел Уоллес (1823 – 1913) создал одновременно с Ч. Дарвином теорию естественного отбора. Один из основателей зоогеографии.
Итак, идея о происхождении видов путем естественного отбора возникла у Дарвина в 1838 г. В течение 20 лет он работал над ней. В 1856 по совету Лайеля он начал готовить свою работу к публикации. В 1858 г. молодой английский ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи «О тенденции разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа». Эта статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного отбора. Дарвин был готов отказаться от публикации своего труда, однако его друзья геолог Ч. Лайель и ботаник Г. Гукер, которые давно знали об идее Дарвина и знакомились с предварительными набросками его книги, убедили ученого, что обе работы должны быть опубликованы одновременно.

Книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» вышла в 1859 г., и ее успех превзошел все ожидания. Его идея эволюции встретила страстную поддержку одних ученых и жесткую критику других. Этот и последующие труды Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании», «Происхождение человека и половой отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» немедленно после выхода переводились на многие языки. Примечательно, что русский перевод книги Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании» был опубликован раньше, чем ее оригинальный текст. Выдающийся русский палеонтолог В. О. Ковалевский переводил эту книгу с издательских гранок, предоставленных ему Дарвином, и публиковал ее отдельными выпусками.

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Н- Колыбелька Хлевенского района Липецкой области.

«Путешествие на корабле «Бигль»



Подготовила сообщение

ученица 9 класса Поминова Н.

Приложение 3.

«Путешествие на корабле «Бигль»

Слайд презентации №9

Книга «Введение в философию естествознания» профессора Генсло пробудила в Дарвине горячее желание своими скромными силами хоть сколько-нибудь содействовать возведению величественного здания естествознания. Такая возможность представилась ему после окончания университета. Он был рекомендован профессором Генсло в качестве натуралиста на корабль «Бигль», отправляющийся в кругосветное путешествие.

«Бигль» снаряжался военным министерством Великобритании для осуществления топографических и гидрологических исследований в районе Южно-Американского континента и Фолклендских островов. Именно туда обратило свои взоры правительство Великобритании с целью найти территории, которые бы еще больше раздвинули рамки колоний этой державы. Кроме того «Бигль» должен был собрать налоги с колоний в Австралии, Новой Зеландии и др.

Натуралист в этой экспедиции был не самым главным лицом. Ему даже не платили жалование. Более того, все научное оборудование он должен был купить сам. Условия не лучшие. Тем не менее, Чарлз Дарвин охотно принял это предложение, хотя отец и другие родственники не одобряли его намерения.

Маршрут путешествия.

27 декабря 1831 года «Бигль» отправился из Девон-Порта, далее остров Гран-Канария, острова Зеленого мыса, Рио-де-Жанейро, вдоль Восточного побережья Южной Америки с заходом на Фолклендские острова и длительное изучение Патагонии, далее мимо острова Огненная земля, вдоль Западного побережья Южной Америки с заходом на острова Галапагосского архипелага, о. Таити и о. Маврикий, о. Мадагаскар, мыс Доброй Надежды, о. Святой Елены, снова к Южной Америке и оттуда в Англию. Путешествие продолжалось 5 лет (до 1836 года).


Как выпускник богословского факультета Дарвин перед отправлением в путешествие был верующим человеком. За 5 лет путешествия его мировоззрение резко изменилось под давлением накопившихся наблюдений и под влиянием идей геолога Лайеля, чью книгу «Основы геологии» он читал во время экспедиции.

Дарвин приходит к заключению об историческом развитии органического мира.

Особый интерес для становления его взглядов представляли палеонтологические находки в Патагонии. На основании изучения этих материалов он пришел к мысли о существовании близкого родства между вымершими и современными ленивцами, муравьедами и броненосцами Южной Америки.

Подробное изучение флоры и фауны Галапагосских островов позволило ему сделать следующие выводы:


  • Большинство видов животных и растений свойственны только этому архипелагу.

  • Все они обнаруживают, в то же время, явное сходство с обитателями Южной Америки.

  • Значит, они происходят от материковых видов, которые переселились на острова, приспособились к весьма своеобразным условиям существования.

Так впервые он дал ответ на вопрос о причинах возникновения специфических видов, о причинах их приспособленности к условиям обитания.

На острове Святой Елены Дарвин столкнулся с фактором воздействия на флору и фауну какого-либо одного вида. При колонизации острова сюда завезли свиней и коз. В течение десятилетия они полностью уничтожили густые леса, и на их месте развилась жесткая травянистая растительность. Вследствие этого изменилась и фауна острова. Вымерло 8 видов моллюсков.

В Австралии Дарвин столкнулся со своеобразным миром сумчатых, которые больше нигде не встречались, хотя в Южной Америке и южной Африке климат был для них вполне подходящим. Оставалось предположить, что фауна Австралии развилась в условиях изоляции.

2 октября 1836 года «Бигль» достиг берегов Англии. Материал, собранный Дарвином представлял огромную ценность, он был разнообразен и многочисленен. В его разработке принимали участие, кроме Дарвина, некоторые крупные ученые Англии - зоологи, геологи. На Дарвине лежало общее руководство, написание вводных статей и монографическая обработка некоторых групп (птицы, усоногие раки и др.)


И, наконец, самое главное - наблюдения, сделанные во время экспедиции, изменили мировоззрение Чарльза Дарвина.

Из путешествия он вернулся убежденный в существовании вполне материальных причин эволюции.

Приложение № 4

Тест по теме « Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира».

Перечисли различные воззрения на органический мир и заслуги учёных биологов.

Определите и отметьте в тексте :

А.Что из перечисленных взглядов и заслуг относится к К.Линнею

Б. Что из перечисленного относится к Ж.-Б.Ламарку.

В. Что из перечисленного относится к Ч.Дарвину.

1.Виды произошли путём эволюции от ранее живших видов.

2.Виды созданы творцом.

3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет.

4.Виды непостоянны, медленно изменяются , эволюционируют.

5.Многообразие и единство видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.

6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства.

7.Приспособления ( целесообразность) организмов даны им творцом.

8. Приспособления ( целесообразность) организмов – результат эволюции.

9. Приспособления ( целесообразность) организмов – результат эволюции путём естественного отбора.

10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор.

11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию.

12. Организмы обладают только наследственностью.

13. Организмы обладают и наследственностью и изменчивостью.

14.Изменчивость организмов ( появление у них новых признаков)- результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.

15.Изменчивость –результат только влияния среды.

16.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет.

17.Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно ( любое изменение полезно для вида).

18.Изначальной способностью изменяться только целесообразно организмы не обладают( среди новых признаков бывают и полезные и вредные для вида).

19.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость.

20. Материалом в процессе эволюции служит любая изменчивость.

21.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование .

22.Впервые разработал систематику организмов, хотя и искусственную.

23.Ввёл принцип двойного названия видов.

24.Впервые построил систематику животных в восходящем, эволюционном порядке.

25.Признавал «закон»наследования новых признаков, приобретённых в результате упражнения или неупражнения органов.

26. Такого «закона» не признавал, не всякий признак наследуется .

27.По своему мировоззрению – метафизик и идеалист.

28.Впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии.

29.материалист, опровергал метафизические и идеалистические воззрения на виды.

30.Впервые создал эволюционную теорию.

31.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира.

32.Открыл естественные законы развития живой природы, впервые поставил биологию на вполне научную почву.