reforef.ru 1 2
Аннотация

Образовательная магистерская программа

«Объемные исследования полезных ископаемых аэрокосмическими и наземными методами (аэрогеофизика, малоглубинная геофизика, магнитотеллурические исследования Земли)»

Направление 020300 ГЕОЛОГИЯ

Профиль Геофизика

1. Присваиваемая степень - магистр геологии.
2. Требования для поступления.

Претенденты, желающие освоить образовательную программу подготовки магистра геологии по профилю Геофизика, должны иметь высшее профессиональное образование первого уровня, имеющие степень «бакалавр» и соответствующий документ государственного образца. Лица, имеющие диплом бакалавра наук по направлению подготовки 020300 Геология профиль Геофизика, зачисляются на основную образовательную программу подготовки магистра в области геологии на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются правилами МГУ имени М.В.Ломоносова.

Претенденты, имеющие диплом бакалавра наук по иным направлениям подготовки, допускаются к конкурсу по результатам испытаний в объеме требований к выпускному государственному экзамену бакалавра наук по профилю Геофизика.

3. Цели и задачи.

Основной целью программы является формирование у магистрантов четких научных представлений о геологической и физической природе аномалий естественных и искусственных физических полей Земли и связи их с физическими свойствами полезных ископаемых, возможности объяснения аномалий физико-математическим моделированием, выполнения компьютерной интерпретации геофизических материалов с учетом конкретной геологической обстановки и поставленных задач.

Программа обеспечивает формирование компетенций будущего магистра посредством решения следующих задач: обучение и практическое освоение современной техники и технологии лабораторных и полевых (экспериментальных) геолого-геофизических работ, компьютерной обработки и интерпретации геофизических данных, решения задач объемных исследований Земли, поиска и разведки полезных ископаемых методами аэрогеофизики, малоглубинной геофизики и магнитотеллурических исследований.

4. Компетентностно-квалификационные характеристики выпускника по данной магистерской программе предусматривают:


    1. Область профессиональной деятельности.

    Магистерская программа предусматривает возможность работать выпускнику в следующих организациях:

  • предприятия Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, Министерства атомной промышленности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Госстроя России;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических и экологических проблем;

  • геологические, геологоразведочные, горные и добывающие фирмы и компании, осуществляющие поиски, разведку и добычу минерального сырья;

  • организации, связанные с решением инженерно-гидрогеологических, мерзлотно-гляциологических, техногенных, археологических, экологических и других задач, занимающихся мониторингом окружающей среды;

  • учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования;

    1. Объекты профессиональной деятельности:

Земля, ее оболочки, горные породы, геологические структуры и геологическая среда, грунты, почвы, мерзлые толщи, природные и техногенные процессы, месторождения твердых, газообразных и жидких полезных ископаемых..

    1. Виды и задачи профессиональной деятельности.

    Магистр геологии с присвоением степени подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

    – научно-исследовательская;

    – производственно-технологическая;

    – организационно-управленческая;

    - педагогическая.


    4.4. Решаемые профессиональные задачи.

Магистр геологии по направлению Геофизика должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач, дополнительных к задачам, решаемым бакалавром геологии в соответствии с этой квалификацией:

    а) научно-исследовательская деятельность:

– проведение научно-исследовательских, полевых, лабораторных и интерпретационных работ, связанных с объемными исследованиями Земли, поисками и разведкой полезных ископаемых аэрокосмическими и наземными методами геофизики;

– умение анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских геолого-геофизических работ с использованием достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геофизики и современных методов компьютерной обработки;

– проводить семинары, заседания на научно-технических конференциях, готовить и редактировать научные публикации;

– оценивать экономическую эффективность научно-исследовательских и научно-производственных работ в области геофизики;

    б) производственно-технологическая деятельность:

– проведение производственных и научно-производственных, полевых, лабораторных и интерпретационных исследований в области геофизики;

– эксплуатация современного геофизического полевого и лабораторного оборудования и приборов;

– обработка, анализ и систематизация геофизической, геологической и экологической информации с использованием персональных компьютеров и современных методов автоматизированного ее сбора и обработки;

    в) организационно-управленческая деятельность:

– организация научно-исследовательских и научно-производственных полевых, а также лабораторных и интерпретационных работ в области геофизики;

– проведение экспертизы научно-исследовательских работ в области геофизики;

г) педагогическая деятельность:


- проведение семинарских, лабораторных и практических занятий в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в области геологии.


    1. Компетенции выпускников.

Выпускник по направлению подготовки 020300 Геология с присвоением степени «магистр геологии» по направлению Геофизика в соответствии с целями основной образовательной программы, видами и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 4.1 - 4.4 должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра геологии:

а) универсальными (общими) компетенциями (УК):

    углубленными научными компетенциями (УНК): способность применять углубленные знания в области математики и естественных наук (УНК-1); гуманитарных и экономических наук (УНК-2); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (УНК-3); способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (УНК-4);

    системными компетенциями (СК): способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (СК-1); способность адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению культурных и социальных условий деятельности (СК-2); способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (СК-3); способность к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, к управлению научным коллективом (СК-4);


б) профессиональными компетенциями (ПК):

углубленными профессиональными компетенциями (УПК): способность к свободному владению фундаментальными разделами геологии и геофизики, необходимыми для решения научно-исследовательских и научно-производственных задач в области аэрогеофизики или малоглубинной геофизики или магнитотеллурических зондирований Земли (УПК-1); способность к практическому использованию профессионально-профилированных знаний в области информационных технологий, способность к использованию компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (УПК-2); способность использовать знания современных проблем геологической науки, новейших достижений геологической теории и практики в своей научно-исследовательской и научно производственной деятельности (УПК-3);

    профессионально-профилированными компетенциями (ППК) в соответствии с видами деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

– способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области геофизики и решать их с помощью современных методик, аппаратуры, оборудования, информационных технологий, с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ППК-1);

– способность применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (ППК-2);

производственно-технологическая деятельность:

– способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения геофизических исследований (ППК-3);

– способность к освоению и профессиональной эксплуатации современного геофизического полевого и лабораторного оборудования и приборов (ППК-4);

– способность свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной геофизической информации для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ППК-5);


организационно-управленческая деятельность:

– обладание практическими навыками организации и управления научно-исследовательскими и научно-производственными работами при решении задач геофизики (ППК-6);

– способность к практическому использованию углубленных знаний по управлению недропользованием (ППК-7);

педагогическая деятельность:

- способность проводить семинарские, лабораторные и практические занятия в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в области геологии (ППК-10).

Реализация компетенций указана в программах соответствующих дисциплин, практик и предполагается в ходе проведения научно-исследовательской работы и ИГА.

Уровень компетенций (1 – знать, 2 – уметь, 3 – владеть) указан в правой колонке учебного плана. Для дисциплин 1-го цикла – в основном 1-й уровень, для дисциплин 1-го модуля профессионального цикла – 2-й уровень, а для дисциплин 2 и 3 модулей базовой части профессионального цикла и для всех дисциплин вариативной части профессионального цикла уровень компетенций самый высокий – 3-й 4 уровень.

5. Структура учебного плана подготовки магистранта.

Освоение инновационной магистерской программы «Объемные исследования полезных ископаемых аэрокосмическими и наземными методами (аэрогеофизика, малоглубинная геофизика, магнитотеллурические исследования Земли)» осуществляется на базе реализации учебного плана, состоящего из 4-х циклов: общепрофессионального, профессионального, научно-исследовательского и итоговой государственной аттестации. Магистерская программа сформирована на основе кредитно-модульного и компетентностного принципа в соответствии с рекомендациями проекта ФГОС. Трудоемкость учебного процесса выражена в зачетных единицах (ЗЕ) и параллельно в академических часах. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. При этом трудоемкость экзамена оценивается одной зачетной единицей.

Первый цикл содержит базовую и вариативную части. Базовая часть содержит учебные дисциплины, обязательные для всех магистрантов Геологического факультета: Иностранный язык, Философские проблемы естествознания, История и методология геологических наук и Современные проблемы геологии. Общая трудоемкость первого цикла равна 18 зачетным единицам (ЗЕ): 16 – базовая часть, 2 – вариативная часть.


Второй цикл – профессиональный, также состоит из базовой части, обязательной для всех магистрантов данной программы, и вариативной части, имеющей три варианта в зависимости от выбора магистрантом направленности подготовки: или в области аэрогеофизики, или в области малоглубинной геофизики, или в области магнитотеллурических исследований Земли. Дисциплины базовой части сгруппированы в 4 модуля – геофизические методы, методы обработки и интерпретации, объемные геофизические методы (вводные курсы для модуля вариативной части) и стратегический менеджмент. Общая трудоемкость профессионального цикла составляет 39 ЗЕ (26 – базовая часть и 13 – вариативная часть).

Общая трудоемкость двух первых циклов равна 57 ЗЕ, что при 11 экзаменах не превышает нормативную еженедельную нагрузку за 4-е семестра для полевых факультетов – по 16 часов в семестре при соотношении аудиторной нагрузки к объему самостоятельных занятий 1 : 1. Общая трудоемкость в академических часах по 2-м циклам равна 1656, из которых 834 приходится на аудиторные занятия (лекции, семинарские, лабораторные и практические) и 822 на самостоятельные с разделением на самостоятельные с преподавателем (консультации по лекционному материалу, практическим, семинарским или лабораторным работам, сдачу и прием расчетно-графического материала и пр.) и индивидуальную.

Учебным планом предусмотрено 11 экзаменов, 3 по дисциплинам 1-го цикла, 8 – по 2-му циклу, что составляет 11 ЗЕ. По семестрам экзамены распределяются как 5, 2, 3 и 1.

Распределение аудиторной нагрузки по семестрам составляет 21, 21, 18 и 3 часа в неделю соответственно, т. е. укладывается в отмеченную выше норму суммарных семестровых нагрузок.

В научно-исследовательском цикле выделяются три практики. Научно-учебная практика (3 ЗЕ), организуется в течение 2-х недель перед началом 1-го семестра (после 4-го курса бакалавриата) на специализированном геофизическом полигоне Геологического факультета МГУ. Научно-исследовательская практика (27 ЗЕ), во время которой магистрант получает экспериментальный, как правило полевой геолого-геофизический материал в течении 7 недель после зачисления с 1 августа и 11 недель после 2-го семестра. Научно-педагогическая практика (3 ЗЕ), которую магистрант проходит в двух недельном объеме во время 2-го и 3-го семестров.


Научно-исследовательская работа магистранта в основном сконцентрирована в 2, 3 и 4 семестрах при общем объеме 20 ЗЕ.

Четвертый, завершающий цикл включает итоговую государственную аттестацию (ИГА) и составляет по трудоемкости 10 ЗЕ.

Распределение общей трудоемкости по семестрам в зачетных единицах приведено в таблице 1.
Таблица 1

Распределение общей трудоемкости в зачетных единицах (ЗЕ) по семестрам


Циклы, части, модули

Общая

Трудоемкость ЗЕ

Всего

Экз

(в том числе)

Распределение по семестрам

Индекс

Наименование

1

2

3

4

М.I


Общепрофессиональный цикл

18

3

3

6

7

2

М.I.1

Базовая часть

16

3

3

5

6

2

1

Иностранный язык


7

1




3

4




2

Философские проблемы естествознания

4

1







2

2

3

История и методология геологических наук

3

1

3










4

Современные проблемы геологии

2







2







М.I.2

5,6

Вариативная часть

(не менее 2-х дисциплин)

2







1

1




М.II.

Профессиональный цикл

39

8

21

12

6


М.II.1


Базовая часть

26

5

21

5







7

Геодинамика

2




2










8

Геотермия

2




2










9

Экологическая геофизика

2




2










10

Физика Земли (доп. главы)

2




2










11

Геологическая интерпретация данных электроразведки

4

1

4










12

Статистические методы обработки и интерпретации геофизических данных


3

1

3










13

Глубинная геофизика

3

1




3







14

Малоглубинные геофизические исследования

3

1

3










15

Аэрогеофизика

3

1

3










16

Стратегический менеджмент и управление персоналом

2







2







М.II.2

Вариативная часть

13

3





7



6






Вариант 1 Аэрогеофизика



















17

Аэрогеофизика при решении геолого-поисковых и экологических задач

4

1




3

4




18

Основы теории аэроэлектроразведки

3

1




3







19

Дешифрирование аэрокосмоснимков оптического диапазона

3

1







3







Вариант 2 Малоглубинная геофизика



















20

Электроразведка неоднородных и анизотропных сред

3

1







3




21

Рудная геофизика

3

1




3







22

Малоглубинная сейсморазведка

2







2







23

Георадиолокация

2







2







24

Техническая геофизика

3

1







3







Вариант 3 Магнитотеллурические исследования Земли



















25

Теория электромагнитных зондирований

4

1







5


26


Интерпретационные модели и методы в магнитотеллурике

5

1




3







27

Магнитотеллурические исследования в глубинной геофизике

5

1




5







М.III

Научно-исследовательский цикл


53




13

5

19

16

М.III.1

Научно-учебная практика


3




3









М.III.2

Научно-исследовательская практика

27





10




17



М.III.3

Научно-педагогическая


практика

3








2

1


М.III.4


Научно-исследовательская работа

20







3

1

16

М.IV

ИГА

10













10

ВСЕГО (ЗЕ):

120

11

37

23

32

28



следующая страница >>