reforef.ru 1 2 ... 8 9
Обобщение педагогического опыта


Цель: показать систему своей работы, показать, какими разнообразными средствами можно пользоваться для того, чтобы помочь ученику достойно пройти итоговую аттестацию. Что надо сделать, чтобы ребенок не боялся «страшного» экзамена, а был готов к нему?

Ведущая педагогическая идея: формировать и развивать интеллект и речь ребенка, повышать уровень компетентности в области решения актуальных проблем, в частности – тестирования, развивать критическое и творческое мышление.

2011

МБОУ «Далайская СОШ №11»

Иланского района Красноярского края

Фамилия: Червякова

Имя
: Вера

Отчество: Васильевна

Должность: учитель

Общий педагогический стаж работы: 41 год

Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы средней школы

Квалификационная категория: высшая

Название проблемы, над которой работает не менее трёх лет и имеет устойчивые результаты: «Система ранней подготовки учеников к ЕГЭ с помощью тестов»

1. Условия возникновения проблемы:

ЕГЭ как новая форма аттестации как-то плавно перешла из стадии эксперимента в обязательную, тем самым поставив учителя- предметника перед необходимостью приноровиться к этой реальности. Период паники перед тестами позади, и учителю, хочет он того или нет, надо готовить учеников и родителей к «страшному» экзамену. Важно объяснить, что это общая проблема и решать её необходимо совместно – последовательно и целенаправленно

ЕГЭ в форме тестов проверяет, насколько хорошо усвоен школьный курс русского языка во всём объёме. Чтобы эта картина была исчерпывающей, лишённой выпавших «кусочков мозаики», неизбежных за 10-11 лет учёбы, необходимо периодическое повторение материала. И в этом может помочь систематическая работа с тестами в форме ЕГЭ и ГИА.


Именно помочь, а не подменять собой планомерную, ежедневную работу по развитию устной и письменной речи детей. Проверенные временем методы ни в коем случае нельзя отбрасывать, они служат учителю свою добрую службу. Нужно найти компромисс между традиционными и современными технологиями обучения.

В первую очередь необходимо внедрить тематические тесты (хотя действительность такова, что они внедряются учителями начальных классов уже чуть ли не с первого класса) На их решение достаточно отвести 7-10 минут урока. Ученики должны твёрдо знать, что каждая тема обязательно закончится тестом - проверкой, из которой станет ясно, что именно он не понял, поэтому им удобнее все вопросы решать сразу, по мере изучения темы.

Обобщающие тесты (по нескольким темам) можно использовать на контрольных занятиях наряду с традиционными видами контроля.

Итоговые контрольные тесты в форме ГИА можно проводить в мае. Построены они должны быть по аналогии с КИМами 9 класса, то есть содержать блоки А, В и части С. Задания части С предполагают создание небольших высказываний на заданную тему. Постепенно от класса к классу задания части С. усложняются, ответы на них требуют большей содержательности, а значит, ученики получают большую возможность проявить свою индивидуальность, высказать своё мнение. Что же касается блоков А и В, то учителю несложно проанализировать динамику развития орфографических и пунктуационных навыков каждого ученика.

К числу достоинств тестов можно отнести быстроту проверки. Кроме того, учитель получает возможность увидеть пробелы каждого ученика не только в рабочих тетрадях и диктантах, но и в тематических тестах, что даёт возможность устранить слабые места сразу после их выявления.

Использование КИМов обеспечивает интеграцию уроков русского языка и литературы. Многие примеры взяты из программных литературных произведений. Следовательно, включается механизм узнавания – одного из методов познания.


Серьёзная проблема качественного выполнения тестов – понимание формулировки вопросов. Чтобы правильно ответить на вопрос, надо понять, о чём тебя спрашивают. А это возможно лишь в том случае, если ты можешь вникнуть в суть вопроса, переформулировать его для себя так, чтобы он стал ясен. Тут необходим опыт, нарабатываемый при изучении на уроках тем, который достигается в процессе длительного традиционного обучения.

Положительно ещё то, что несмотря на ежегодные частичные изменения в КИМах, за границы школьного курса они не выходят, и для учителя есть возможность и время скорректировать свою работу.

Ещё, мне, как руководителю ШМО учителей гуманитарного цикла, удобно использовать наработанные тесты для проверки знаний учеников не только в тех классах, где я работаю, но и у других учителей русского языка. Этому помогает то, что каждый из нас, учителей – русоведов поставлен перед необходимостью подготовить к итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ своих учеников.

Итоговое тестирование за курс 6 и 7 классов имеет много общего, так как содержит основные орфографические правила и отвечает требованиям написания сочинения-рассуждения (блок С)

Конечно, как учитель, проработавший почти полвека, я вижу не только достоинства, но и все недостатки подобного подхода к подготовке к ЕГЭ.

Однотипность заданий частей А и В порождает много проблем: учителя вынуждены предлагать ученикам постоянно «прорешивать»такие задания в ущерб остальному материалу; такая подготовка не способствует развитию любви к предмету, знания «подгоняются» под стандарты, «критерии оценивания» части С ориентированы не на расширение кругозора молодого человека, не на оригинальность его мышления, а на его стереотипность, выпускник вынужден загонять свои мысли в трафарет, может быть отчасти поэтому наши ученики стали плохо справляться с олимпиадными заданиями, особенно с их творческой частью.

Как бы мы не старались изменить создавшееся положение, но именно результаты ЕГЭ являются показателем работы учителя русского языка и он вынужден искать выход, чтобы помочь своим детям поступить в вуз, что является главным на данном этапе их жизненного пути.


Поэтому делать это лучше заранее - уже с пятого класса, когда до «страшного» экзамена целых 7 лет.


Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 1

Часть1

А1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?


  1. благотворительность

  2. светец

  3. треуголка

  4. конка

А2. Какая из данных пар слов не является антонимами?

  1. сходство — различие

  2. дружественный — враждебный

  3. восход — закат

  4. храбрый — трусость

A3.Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

  1. брать быка за рога — бесстрашно брать быка за рога

  2. обводить вокруг пальца — ловко обманывать

  3. без мыла в душу лезть — лестью, хитростью добиваться чьего-либо расположения

  4. белая ворона — о человеке, который отличается от окружающих

А4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

  1. Китайская стена простирается почти на тысячу километров.

  2. Он бросил перчатку в сидящего на столе кота, но тот не сдвинулся с места.

  3. Дедушка решил тряхнуть стариной и пустился в пляс.

  4. Собака мчалась, высунув язык, стараясь догнать машину.

А5. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?

  1. (речи) торжестве..ы — в кратком прилагательном пишется столько н, сколько в полной форме — торжественный

  2. одеж..нка — после шипящих под ударением в суффиксах существительного пишется о

  3. заг..рать — в безударном положении в корне пишется гор-

  4. (они) кле..т — окончание -ют, так как глагол отвечает на вопрос что делают?


А6. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
А. дост..влять
Б. расст..лить
В. предл..жить
Г. ут..шать
1) Б, Г 2) А, В 3)А,Г 4) Б, В

А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

А. рассматр..вал, на лекци.., в планетари.., увид..м, закле..л

Б. провер..т, брезж..т, овраж..к, на окраин.., деревн..
В. дыш..шь, ларч..к, постро..л, высп..шься, о семен..

Г. на нижн..й ступен.., посе..л, расспраш..вал, со времен..м
1) В,Г 2) A,B 3) Б,Г 4) А, Г

А8. В написании каких слов допущены ошибки?»

А. заклеял

Б. заведывал

В. предыюньский

Г. блестнуть

1) Б,Г 2) А,Б,Г 3)В,Г 4) А, В

А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?
А. утеш..ся, горяч.., лис..ей шубы, гон..щик

Б. вееш.., пустош.., пил..щик, назнач..те

В. подреж..те, похож.., сокровищ.., тиш..

Г. не тревож..ся, спряч..ся, июл..ский, в рыбач..ем посёлке

1) А,Б 2) Б, В 3) Б,Г 4) А, В

А10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е'

А. пр..небречь, пр..дание, пр..образовать

Б. пр..одолеть, пр..мерзкий, непр..менно

В. пр..обретение, пр..подавать, пр..готовить

Г. непр..ступный, пр..тащить, пр..украсить

1) А,Б 2) Б, В 3)В,Г 4) А, Г

A11. В каком слове ударение падает на первый слог?

  1. включишь

  2. начать

  3. давнишний

  4. искра

А12. В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?


  1. моя автобиография

  2. я кушаю

  3. одеть пальто

  4. играть роль

А13. Какое слово соответствует составу: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание + суффикс?

  1. заблестело

  2. предполагалось

  3. разрастался

  4. приближаться

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

A. лебеди..ный, путеши..ный, карти..ный
Б. ю..ный, песча..ный, кожа..ный

B. овся..ная, ветре..ый день, глиня..ный

Г. были..ный, произведение бесце..но, клюкве..ный
1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А, Г

А15. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. (сине) глазый, (свето) чувствительный, (широко) плечий
Б. (кто) нибудь, (темно) синий, (северо) западный

B. (ярко) красный, (кем) то, (чешско) русский

Г. (бело) головый, (черно) бровый, (пяти) томный
1) Б,Г 2) Б, В 3) А, Б 4) В, Г

А16. Найдите предложение без грамматической ошибки.

  1. У обоих девочек были проблемы с математикой.

  2. Лес находился в полтораста километрах от деревни.

  3. Сегодня мы собрали более семидесяти белых грибов.

  4. У Вити почерк менее красивее, чем у Пети.

А17. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

  1. Вспомн..те ваши любимые стихи.

  2. Когда вы их вспомн..те, то прочитайте друзьям.

  3. Выйд..те из класса!

  4. Когда вышл..те мне книги, сообщите об этом.

А18. Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?


  1. (не) участвовать; сказать (не) правду

  2. (не) хотел; (не) громкое чтение

  3. (не) неприступная крепость; (не) глубокий, а рыбный пруд

  4. (не) внимание, а рассеянность; (не) высокий дом

А19. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. С крыши стаивают последние капли, и по мостовым бегут шумные ручьи.

  2. Под дуновением ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

  3. Вспышка света померкла на горизонте и стало темно.

  4. Он неожиданно произнёс: «Я где-то видел вас раньше».

А20. Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков данных слов.

  1. (в) каждой (книге) — местоим., начальная форма — каждый, опред., Пр. пад., ед. ч.

  2. тёплого (дня) — прилаг., начальная форма — тёплый, качеств., в полн. форме, Род. пад., ед. ч., муж. р.

  3. (воздух) прохладен — прилаг., начальная форма — прохладный, качеств., в крат, форме, ед. ч., муж. р.

  4. прочитайте — глаг., начальная форма — прочитать, сов. в., перех., I спр., повел, накл., мн. ч., буд. вр., 2-е л.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Я разбивал лёд, доставал замёрзшие листья и приносил их домой.

  1. Определите стиль речи.

    1. художественный

    2. научный

    3. официально-деловой

    4. разговорный

  2. Определите тип речи.

      1. повествование

      2. описание
      3. рассуждение


  3. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

  1. слова одной тематической группы (ключевые слова)

  2. глаголы одного вида

  3. повтор одного и того же слова

  4. синонимы

  1. Какое средство выразительности языка использовано в тексте?

  1. сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)

  2. слова в переносном значении

  3. олицетворение (наделение неодушевлённых предметов свойствами, характерными для человека)

  4. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но образно рисуют его, придают ему особую выразительность)

  1. Найдите ошибку в синтаксическом разборе второго предложения.

  1. грамматическая основа предложения — пузырьки виднелись

  2. (видел) по утрам — обстоятельство времени

  3. (видел) под коркой — дополнение

  4. под стеклянной (коркой) — определение

  1. Выпишите из текста 2 существительных, образованных суффиксальным способом.


Часть 3

Выполните только одно из заданий: С3.1 или С3.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С3.1 или С3.2

С3.1 Прочитайте текст и выполните задание к нему.

Иван Сергеевич шел к другу. Была жара, и он обрадовался, увидев на улице киоск с соками. «Ну-ка дай мне пакетик яблочного», - обратился он к молодой продавщице. Девушка обиженно надула губы и молча обслужила его. «И что я такого обидного сказал?» - подумал Иван Сергеевич.

Прочитайте текст ещё раз.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему надо быть вежливым?»
Почему обиделась продавщица? Напишите развернутый ответ: объясните, в чём состояла ошибка Ивана Сергеевича.

Объём сочинения 30-40 слов.
Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.
С3.2 Прочитайте предложения и выполните задания.

Д’Артаньян поставил свои ботфорты рЯдом с кроватью.
Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Верно ли утверждение, что слово БОТФОРТЫ является историзмом?»
Ответ напишите в виде сочинения-рассуждения. Вспомните определение историзма. Отталкиваясь от него, постройте свой ответ. Приведите свои примеры историзмов.
Объём сочинения 30-40 слов.
Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 2



следующая страница >>