reforef.ru 1
НЕОБХОДИМОСТЬ АПЛОГЕТИКИ


  • Что такое апологетика?

  • В чем цель апологетики?

  • Обличение ошибок

  • Нетерпимость к иной вере

  • Шесть препятствий на пути апологетики

  • Апологетика для верующего

  • Апологетика: устаревший жанр или насущная потребность церквей ?

 Что такое апологетика?

Термин “апологетика” произошел от греческого слова, которое обозначает “защищать”. Апологетика имеет давнюю историю, восходящую к временам Нового Завета. Книга Деяний свидетельствует о том, как христиане давали обоснованные ответы на всевозможные обвинения против христианства. Евреям Церковь указывала, что Христос - исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета, а язычникам возвещала, что Бог призывает их отвернуться от суеверий к истинному Богу, явившему Себя в Иисусе Христе. Главным акцентом апологетики в ранней Церкви была защита реальности Воскресения Христа. По сути дела, этот вопрос и сейчас является тем краеугольным камнем, на котором основано и держится все христианство.

Петр в своем 1-м Послании 3:15 говорит, что каждый христианин должен быть готов дать ответ каждому, кто спрашивает о причине его веры в Иисуса Христа. Конечно, некоторые христиане, как в ранней Церкви, так и сейчас, могут получить от Бога особое призвание к апологетическому служению, но каждый христианин обязан быть готовым обосновать и защитить свою веру (Иуды 3).

Поскольку грех извратил человеческий разум, одни лишь аргументы, какими бы хорошими они не были, не смогут побороть неверие. Но мы видим в апологетических аргументах средство, используемое Святым Духом для просвещения умов нехристиан. Таким образом, апологетика должна всегда сочетаться со смиренной молитвой и признанием нашей зависимости от Святого Духа.

Апологетика подразумевает ответ на любой вызов христианской вере. Это значит, что она имеет дело, прежде всего, с полным отрицанием христианства, культивируемым в атеизме и нехристианских религиях, и во-вторых, с извращениями христианства, имеющими место в культовых группах и некоторых обособленных группировках внутри самой Церкви. Таким образом, христианская апологетика должна противостоять любым нападкам в адрес исторической библейской веры, от кого бы они ни исходили.


Зачем заниматься апологетикой? Разве недостаточно просто верить?” Такой ответ часто можно услышать от христиан, которые уверены в ненужности апологетики. В чем же ее цель?

Первая причина, почему апологетика нам нужна, состоит в том, что так говорит Библия. Вопреки мнению многих современных проповедников, которые буквально издеваются над апологетикой, Писание призывает нас быть готовыми дать ответ каждому, кто спрашивает нас о нашей вере, и твердо стоять за эту веру (1Пет.3:15; Иуды 3). В 1Пет.3:15 есть греческое слово “апологиа”, от которого и происходит в первую очередь понятие апологетики.

В том, что касается апологетики, Библия предлагает нам множество примеров для подражания. Апостол Павел выступал в этой роли, когда объяснял основания своей веры иудеям и язычникам (Деян.17:15-34; 18:4). Другой прекрасный пример - Аполлос. В Ахайе он твердо подвизался за веру, публично опровергая слова иудеев и доказывая Писанием, что Иисус есть Христос. Сам Христос показал значимость апологетики тем, что защищал Свою божественность в спорах со скептически настроенными руководителями Его времени. Апологетика - надежная защита от лжеучений. Идет ли речь о культах, мировых религиях, мирском гуманизме или даже сбившихся с пути христианах, апологетика не только хранит чистоту евангельской вести, но и показывает, почему мы верим в то, во что верим. И еще, апологетика - это не только защита истины, но и залог безопасности слабого брата во Христе, который должен знать, что его вера - не прыжок в ничто с завязанными глазами, а вера, твердо основанная на факте.

Апологетика - не замена вере. Она лишь убирает с нашего пути препятствия, которые не дают неверующему ответить на призыв Бога. По сути дела, апологетику можно назвать спутницей благовестия. Поистине, сердце не может радоваться тому, чего не постигает разум.

Обличение ошибок в учении: “охота за ведьмами” или библейское учение? Ведь христиане должны любить друг друга и хранить единство веры. Правы ли, в таком случае, те, кто открыто обличает возникшие в Церкви учения, которые явно противоречат Библии?


Прежде всего, следует сказать, что не очень приятно, когда тебя называют “охотником за ведьмами”. И все-таки, как Павел наставлял Тимофея, мы должны ревностно защищать чистоту Благой Вести, доверенной нам Богом, и делать это из чистых побуждений (1Тим.1:18,19; 6:20; 2Тим.4:2-5).

В 20-й гл. Деяний и во 2-й гл. 2 Послания Петра мы читаем, что восстанут лжепророки, которые принесут в мир гибельные учения, извращая истину и разрушая в некоторых веру. Более того, очевидно, что эти лжеучителя придут не только извне, но так же и изнутри самой Церкви. Следовательно, мы обязаны все испытывать Писанием (1Фес.5:21). Именно из этих побуждений Верийские верующие исследовали слова апостола Павла, за что их называют благомысленными (Деян.17:11).

Библию можно и нужно использовать не только для проповеди, учения и наставления, но и для исправления и обличения (2Тим.4:2). Кстати, мы, христиане, будем отвечать за то, проповедовали ли мы всю волю Божью, предупреждая людей о лжеучениях. Деян.20:26-28; см. Иез.33:7-9; 34:1-10.

Это не просто наше предложение, это, по сути, библейская заповедь. Конечно, если ереси исходят от лжеучителей из среды Церкви, мы должны сперва попытаться объяснить им, что нас беспокоит. Если же это не решит проблему, то в 18 гл. Матфея нам сказано обличить их ошибки перед всей Церковью; а если это потребуется, то назвать имена этих людей. 1Тим.1:20; 2Тим.2:17,18; 4:14,15; 3Ин.9,10.

Таким образом, мы поступим правильно, прислушавшись к ясным предостережениям Писания бодрствовать и быть готовыми обличить лжеучения (Рим.16:17,18; см. 1Тим.1:3,4; 4:16; 2Тим.1:13,14; Тит.1:9; 2:1) перед нашими братьями и сестрами во Христе (1Тим.4:6).

Сотрудники библейского общества апологетических исследований не стремятся к спорам по периферийным вопросам, в которых мнения честных христиан могут различаться. Мы призваны обличать тех, кто искажает основополагающие учения исторического библейского христианства. Помните о том, что обличение ради обличения - грех. Но обличение ради истины - заповедь Божья.


Но почему христиане не могут просто верить, как им хочется, и оставить в покое тех, кто верит как-то иначе? Где их любовь? Ведь это нетерпимость к иной вере.

Мы живем в эпоху терпимости, когда право на существование имеет практически все, поэтому открытая критика верований других людей может быстро заработать вам ярлык нетерпимого, узко мыслящего, злобного, фанатичного невежды. В приложение к христианству часто цитируют (следовало бы сказать “вырывают из контекста”) Матфея 7:1 “Не судите, да не судимы будете ...” пытаясь отвратить христиан от критического отношения к учениям и действиям других людей.

Но этот довод, попросту говоря, неверен, поскольку Библия совершенно ясно выступает не против суждений как таковых, но против несправедливых и некорректных суждений (Прит.24:23; 31:9; Ин.7:24). В 1-м Коринфянам 2:15 Павел говорит, что христиане могут “судить обо всем”. Однако наш суд должен быть основан исключительно на том, что нам открыл Бог, а не на одной лишь человеческой мудрости (ст.13).

Данное Богом Слово говорит, что Иисус Христос - единственный путь, который может привести нас к Богу, и что другого пути нет ,Ин.14:6). Отсюда логически вытекает, что все остальные учения, предлагающие людям доступ к Богу, на самом деле оканчиваются тупиком. И если мы, христиане, действительно хотим исполнить учение Господа о любви к ближним, мы не можем избежать необходимости предостерегать их от гибельных путей, вымощенных нехристианскими учениями (Прит.14:8,12,15). Истинная любовь должна заставить нас во весь голос призывать окружающих к осторожности - даже если это вызывает у некоторых неприязнь - и тогда мы сумеем увести бесчисленное количество душ с дороги, ведущей к вечному проклятию. Поймите, что, выступая против каких-то учений, мы не нападаем на людей, нами движет беспокойство за их вечную участь и последствия проповедуемых ими учений. Давайте также помнить о том, что Библия не призывает нас развязывать войну с лжеучениями - Писание говорит, что мы должны показывать людям библейскую истину с кротостью и смирением ,1Пет.3:15; 2Тим.2:24-26).


И помните, что терпимость - достоинство, когда дело касается личных взаимоотношений, но когда речь заходит об Истине, терпимость превращается в карикатуру.

Шесть препятствий на пути апологетики.

Христианский мир, мягко выражаясь, беспомощен по части апологетики. У нас нет сильного интеллектуального влияния ни в академической, ни в популярной культуре (хотя в некоторых областях, например, в философии, дела обстоят несколько лучше). Причины этой беспомощности многогранны и сложны. Ниже я вкратце изложу шесть факторов, которые сегодня мешают христианам встать на защиту своей веры.

1. Безразличие

Слишком многих христиан, похоже, совсем не заботит тот факт, что в нашей культуре стало обычным делом высмеивать христианство, как устаревшее, неразумное и узкое учение. Они нередко жалуются, что их “обижает” такое отношение (как и всех нас время от времени что-то “обижает”), но не слишком стремятся положить конец этим обвинениям, показав с различных точек зрения разумность христианства. Однако Писание заповедует всем христианам быть готовыми дать неверующим отчет в своем уповании с кротостью и благоговением (1Пет.3:15). Мы должны подражать апостолу Павлу, который “возмутился духом” при виде идолопоклонства, процветавшего в Афинах. Эта ревность о Божьей истине заставила Павла обратиться с горячей речью к философам, собравшимся, чтобы обсудить новые идеи (Деян.17). То же самое должно произойти и с нами.

2. Пренебрежение разумом

Некоторые христиане полагают, что вера не должна сопровождаться фактами и логическими доводами. Для других смысл веры заключается в том, чтобы стоять на своем вопреки всем фактам. Чем более нерациональна наша вера, тем лучше, тем “духовнее” они себя чувствуют. Хотя Бог и обращает в безумие “мудрость века сего” (поскольку это ложная мудрость), Его откровение не лишено разумности; а значит и слепо верить в откровение не следует. Бог не требует от нас отречься от способности критическому мышлению, чтобы поверить в то, что Он нам открывает. Устами пророка Исаии Бог возвещает Израилю: “Придите и рассудим” (Ис.1:18). Иисус заповедал нам любить Бога всем разумением своим (Мф.22:37). Когда христиане избирают путь пренебрежения разумом, они становятся лишь еще одной из многочисленных религий и встают в один ряд с “Небесными Вратами”, “Обществом Плоской Земли” и другими интеллектуально ослабленными группами. После того, как члены “Небесных Врат” покончили с собой, несколько популярных американских журналов: Esquire, Newsweek и US News and World Report – заявили, что убеждения людей, покончивших с собой в соответствии с догмами фантастической религии Маршалла Эпплуайта, не более странны, чем христианство, последователи которого также верят в разные нелепости. Как ни печально, но поведение некоторых христиан дает хороший повод для подобных обвинений в слабоумии.


3. Невежество

Многим христианам попросту невдомек, какими невероятными интеллектуальными ресурсами мы располагаем, чтобы встать на защиту “веры, однажды преданной святым” (Иуда 3). Происходит это потому, что многие большие церкви и внецерковные организации практически игнорируют апологетику. Одно крупное студенческое христианское служение, имеющую прекрасную историю и во всех прочих отношениях замечательный выбор литературы, не предлагает студентам никаких материалов, способных помочь им противостать неверию, исходящему от светской профессуры. Лишь изредка проповеди евангелических пасторов касаются свидетельств в пользу существования Бога, воскресения Иисуса, справедливости вечного ада, всевышности Христа или логических проблем в нехристианских мировоззрениях. Самые популярные христианские книги, за редким исключением, посвящены беспочвенным рассуждениям на апокалиптические темы, подробностям жизни христианских знаменитостей и методологическим изысканиям. Многое можно сказать о движении по тому, какие книги оно читает... и какие не читает.

4. Трусость

В нашей пропитанной духом плюрализма культуре давно стал нормой принцип “живи сам и дай жить другому”, и евангельское движение постепенно отступает под давлением общества. Слишком многие христиане сегодня заботятся о “вежливости”, чем о верности единственному Евангелию, записанному в их Библиях. И очень немногие евангельские христиане готовы свидетельствовать о своей вере и отстаивать ее, когда им бросают вызов окружающие. Слишком велико искушение сделать веру частным делом, спрятать ее глубоко внутри и полностью отделить ее от повседневной жизни. Да, мы христиане (в глубине души), но нам трудно объяснить другим, во что и почему мы верим. Это трусость и предательство по отношению к нашей вере. Вдумайтесь в богодухновенный призыв апостола Павла к молитве и действию: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. (Кол.4:2-6).


Мы можем бояться неприязни окружающих, но Иисус называет гонимых за имя Его “блаженными”: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф.5:11,12).

Апостол Павел вторит словам своего Господа: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. (1Пет.4:14).

С другой стороны, когда Святой Дух благословляет наши усилия, люди откликнутся на них с интересом и даже спасительной верой (Рим.1:16)!

5. Надменность и пустые умствования

В другом конце спектра ошибок лежит надменность апологета-всезнайки, которого больше занимают собственные способности, чем необходимость подвизаться за веру, как этого хочет Бог. Губительнее всего на апологетике сказывается грех гордости за свой интеллект – его (грех) следует избегать любой ценой. Истина, которую мы защищаем, - это благой дар, а не достижение нашего интеллекта. Мы развиваем свои апологетические навыки для того, чтобы глубже познавать истину, приводить людей ко Христу и прославлять Бога. Мы должны говорить истину с любовью (Еф.4:15). Истина без любви – надменность, любовь без истины – пустая сентиментальность.

6. Поверхностные доводы и “дешевые” приемы

Некоторые христиане, с восторгом отдающиеся апологетике, вполне удовлетворяются поверхностными ответами на в действительности трудные вопросы. Наша культура стимулирует быстрые ответы на любые вопросы, и методология является ключевым моментом. Некоторые христиане попросту заучивают штампованные ответы на самые распространенные вопросы и сорят ими направо и налево, не обладая должным знанием предмета и нимало не заботясь о дальнейшей участи того, кто задал им этот вопрос. Девизом Френсиса Шейффера было давать “честные ответы на честные вопросы”.

Во-первых, мы должны услышать суть заданного вопроса или выдвинутого возражения. Мы должны понять, что движет человеком, отстаивающим свое право не следовать за Христом. Каждый человек не похож на других, какими бы распространенными ни были его возражения. Не сводите человека до уровня клише.


Во-вторых, честно отвечайте на то, что услышали. Не отвечайте на вопрос, который вам не задавали! Подобное отношение едва ли произведет впечатление на думающего собеседника. Если вы не сможете сразу же дать обоснованный ответ, не пытайтесь скрыть свое невежество. Честно признаться в своем несовершенстве лучше, чем давать низкопробные ответы. Скажите своему собеседнику, что он задал хороший вопрос, и что вам нужно подумать над ответом. Христианство – абсолютная истина; но это не значит, что каждый отдельный христианин способен ответить на любое возражение против христианства. Избегайте апологетических приемов – стремитесь больше знать и больше общаться с неверующими.

Дуглас Грутайс

АПОЛОГЕТИКА ДЛЯ ВЕРУЮЩЕГО

Апостол Петр в своем 1-м Послании говорит: "...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ..." (8:15). В этом стихе употреблено греческое слово апология ("ответ"). Каждый христианин должен быть готов защитить свою веру и поделиться с другими Благой Вестью о спасении во Христе. Апологетика — это христианская дисциплина, которая нужна не ограниченному кругу специалистов, а каждому верующему.

Конечно, христианская апологетика — это широкое и разностороннее служение. Например, некоторые апологеты специализируются на философском опровержении доводов атеистов и агностиков. Многие христиане-философы несут плодотворное служение, убеждая людей в существовании Бога, в возможности чудес и жизни после смерти, а также разъясняя многие другие вопросы. Сегодня многие из лучших и наиболее известных философов мира являются христианами. В конце концов, слово "философия" происходит от греческого выражения, означающего "любовь к мудрости", а в Притчах 9:10 мы читаем: "Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум." другие взяли на вооружение различные естественнонаучные дисциплины: биологию, физику, геологию, химию — чтобы показать достоверность библейской истории о сотворении мира в противовес атеистической теории эволюции. В конце концов, разве вся вселенная не свидетельствует о величии Всемогущего Бога? Даже один из основополагающих законов природы гласит: "Из ничего не происходит ничего."


Третьи активно противостоят теориям, предлагаемым мирскими социальными науками. Например, современная социология и психология, в попытках определить и разрешить проблемы человечества, полностью игнорируют их подлинную причину. Конечно же, эта причина — грех. Решением проблем сегодня считается любовь к себе, а не библейский принцип любви к Богу и отвержения себя. В результате, аборты, например, стали таким обычным явлением, что никого, похоже, это больше не заботит, как не заботит никого порнография, сексуальные извращения, разводы и прочее. Удовольствия, деньги и власть в сегодняшнем обществе стали цениться превыше всего. В результате, личность и общество в целом находятся в состоянии упадка. Выход из этой ситуации можно найти только в Боге — поверьте в Него, покайтесь, примите Его прощение и позвольте Ему изменить вас изнутри, прощайте других и помогайте им. Тот, кто встал на защиту христианских общественных ценностей, в действительности отстаивает власть и достоинство Господа.

Наш Центр ставит своей главной задачей дать ответ на возражения, выдвигаемые многочисленными новыми религиозными движениями (культами). Эти группы проповедуют ложные евангелия и ложных христов и соблазняют многих. Мы скорбим о людях, которые были некогда обмануты современными лжепророками и теперь, сами того не ведая, уводят от истины других. Апостол Петр предостерегает: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении" (2 Пет. 2:1-2). Конечно же, не нужно иметь высшее специальное образование, чтобы подвизаться за свою веру. Но в апологетике не обойтись без молитвы, знания Библии, посвящения, любви ко Христу, любви к людям и терпения. Задача всякого апологета — и всякого христианина— защищать библейское учение о Личности, власти и искуплении Иисуса Христа. Готовы ли Вы к этому?

К чему бы конкретно Вы ни были призваны, как христианин, Вы должны "Господа Бога святить в сердцах ваших" (1 Пет. 8:15); "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд. 8); "стараться представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15); "проповедовать слово, настаивать во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 2:4:2); "всегда быть готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 8:15). Это задача для всех христиан. Это апологетика. Чарльз Спайн, директор ЦАИ.


Из книги "Казнить нельзя, помиловать" Геннадий Мохненко.

Апологетика: устаревший жанр или насущная потребность церквей ?

"Защищаю" - так переводится греческое "apologeatai". Книга, предлагаемая читателю, принадлежит к разделу "популярной апологетики". Предметом ее является один из самых горячих споров последнего десятилетия на пост коммунистическом богословском пространстве - "харизматическое учение веры".

Hе о танцах, не о женских покрывалах, не о формах служения, не о богословских проблемах пойдёт речь ниже. И защищаться будет не что иное, как учение.

Апологетика не является новым жанром в церковной истории. Ветхий и Hовый Заветы полны апологетическими отрывками и борьбой за чистоту слова Господня. Практически каждый новозаветный автор сравнивает свои взгляды с теми искажениями, которые набирали силу в его время.

Иаков пишет:

... Что пользы, братья мои, если кто говорит... (Иак. 2:14)

И далее идет защита здравого понимания веры от перекосов.

Петр заявляет о необходимости защиты своих взглядов (1 Петра 3:15),

Павел не раз и не два защищает Евангелие от искажения (Рим. 6:1; 11:19).

В ранней истории церкви апологетика, как богословский жанр, играла не последнюю роль: в споре не столько рождалась истина, сколько защищалась. Разумеется, не "в споре, в смысле "ссоры", а в споре, как "категории рассуждения".

Церковь пронесла нам Евангельское учение через 20 столетий не под аплодисменты сторонних наблюдателей, но под давлением: как внешним (от репрессий и языческого прессинга), так и внутренним (ветроучений и ересей).

Церковь занималась Апологетикой всегда, одной рукой неся Евангелие народам, второй - защищая Слово Божие, посредством слов апологетов против прибавок и новшеств.

Hет оснований полагать, что сегодня нужда в защите Евангелия отпала. Пожалуй, даже наоборот: наш век предъявил больше всего попыток исказить вечное Евангелие. Слава Господу, попыток бесплодных в конечном итоге, ибо Слово Божие, как скала, не поддается нападкам даже самых сильных волн. Hо, что касается людей, стоящих на этой скале, картина принципиально иная. Сам


Иисус предупреждал, что лжепророки и лжеучения "многих прельстят", (Мф. 24:11). Стоит ли перечислять те волны заблуждений, которыми срывало и уносило в море ересей христиан в последнюю пару столетий. С середины прошлого века, со дня "Великого разочарования" и несбывшихся пророчеств Уильяма Миллера (22.X. 1844), церковь чрезвычайно сильно подверглась атакам новых идей и откровений.

Безусловно, в апологетическом прицеле данной книги - не антихристианский культ. Речь идет лишь об опасной и популярной внутрихристианской тенденции уклонения от чистоты учения. Hо стоит напомнить, что все "крупные ереси" начинались с "малых заблуждений". ...



Материал скачан с сайта - http://horoshoe.info