reforef.ru 1 2 3
Жан Кальвин.

Комментарий к 19 псалму

Начальнику хора. Псалом Давида.

Давид призывает верных к созерцанию Божьей славы. Во-первых, он показывает, что устройство небес и высочайшее мастерство, с которым они были созданы, отражают славу Бога. Во-вторых, Давид призывает нас вспомнить Закон, благодаря которому избранные люди ближе узнали своего Господа. Далее он продолжает обширное описание величия небес, и призывает людей следовать Закону. Завершается псалом молитвой Давида.

Псалом 19:2–6

2. Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердьРанее я упоминал, что этот псалом состоит из двух основных частей. В первой части Давид превозносит Божью славу, которая отражена в «делах рук Его». Во второй он прославляет Божье знание, воссиявшее в Его Святом Слове. Давид упоминает только небеса, но под этой частью творения, наиболее благородной и превосходной, он подразумевает все Божье мироздание. Поэтому не стоит относиться с пренебрежением к наималейшим проявлениям Божьего творения, в которых сила и мудрость Господня не заметны в полной мере. Но поскольку небеса отражают величие Бога явным образом, Давид для своих размышлений выбрал именно их. Ведь созерцание величия небес приведет нас к осмыслению величественности всего Божьего мироздания. Человек, признавший величие Бога посредством созерцания небес, также научится восхищаться Его мудростью и могуществом, явленными на этой земле. Он будет восхищаться не только общей картиной, но и самыми малыми растениями, произрастающими на земной поверхности. В первом стихе псалмопевец, по своему обыкновению, повторяет эту истину дважды.

Давид представляет небеса как свидетеля и проповедника Божьей славы. Псалмопевец приписывает бессловесному творению качество, которым, строго говоря, оно не обладает. Тем самым Давид укоряет людей за их неблагодарное отношение к Богу, за игнорирование ясного и понятного свидетельства небес. Если бы он использовал выражение «небеса отражают или демонстрируют Божью славу», это не возымело бы должного эффекта. Эти слова не повлияли бы на нас так же сильно, как выражение «небеса свидетельствуют и проповедуют Божью славу». Поэтому, мы восхищаемся величием небес. Ибо они представляют нам живой образ Бога. Живой голос намного сильнее привлекает наше внимание и научает с большей пользой для нас, чем простое созерцание, не сопровождаемое устным поучением. Понимая это, нам следует признать силу образной речи, которая используется псалмопевцем: «Небеса своей проповедью

провозглашают Божью славу». Повторение, которое использует Давид во второй части этого предложения, является объяснением первой части. Псалмопевец показывает нам, каким именно образом небеса проповедуют Божью славу. Их устройство демонстрирует нам, что они не были образованы в силу стечения обстоятельств, но сотворены по чудному замыслу Верховного Зодчего. Созерцая небеса, мы обращаем свой взор к их Великому Творцу. Прекрасное устройство и удивительное разнообразие в положениях и движении небесных тел, их красота и величие являются очевидным доказательством Божьего провидения. Конечно, в Святом Писании описано, когда началось творение, и каким образом Бог осуществил Свой замысел. Но сами небеса, хотя Бог ничего не говорил относительно этого предмета, четко и ясно провозглашают: «Мы были созданы Его руками!» Небеса, таким образом, убедительно свидетельствуют людям о Божьей славе. Если мы признаем Бога Верховным Зодчим, который образовал прекрасное строение вселенной, тогда мы обязательно должны восхищаться чудом Его неограниченной благости, мудрости и силы.

3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Ученые и мыслители, которые знают об этом предмете больше, чем другие люди, понимают, каким образом звезды располагаются в такой прекрасной последовательности и, несмотря на их огромное количество, образуют упорядоченную структуру. Но для необразованного люда последовательная череда дней является более сильным доказательством Божьего провидения. Поэтому Давид, рассмотрев величие и славу небес, переходит к описанию отдельных явлений мироздания, которые наиболее понятны для нашего разума. Он подтверждает все, о чем говорилось ранее. А именно – что небеса не только отражают величие Бога, но и провозглашают Его. Можно по разному истолковывать слова этого стиха, но все существующие толкования не слишком влияют на общее понимание текста. Некоторые считают, что в каждом дне Бог свидетельствует о Своей силе и могуществе. Другие придерживаются мнения, что слова «день дню» указывают на возрастание наставлений и знаний о Боге. То есть каждый день предоставляет новые доказательства существования Бога и Его совершенства. Есть толкователи, которые считают, что дни и ночи общаются друг с другом, размышляя о Божьей славе. Я думаю, что последнее толкование слишком надуманно. Я уверен: Давид на основании понимания чередования дней и ночей учит нас, что пути и вращения солнца, луны и звезд управляются чудной Божьей мудростью. Большой разницы не будет, переведем ли мы это предложение как «день дню», или «день за днем». Ведь Давид подразумевает под этим выражением прекрасное обустройство времени, которое отражается в последовательном порядке дней и ночей. Если бы мы были достаточно внимательны, то в каждом дне и ночи нашей жизни мы замечали бы свидетельство Божьей славы. Но когда мы наблюдаем за суточными вращениями солнца и луны, когда солнце появляется на небосклоне, а луна исчезает, когда солнце то приближается к нам, то отдаляется, когда мы видим, что благодаря этому регулируется ежегодная долгота дней и ночей в соответствии с непреложным законом, тогда мы осознаем, насколько величественное свидетельство Божьей славы представлено в этих процессах. Поэтому Давид, преследуя высокие цели, провозглашает: даже если бы Бог не говорил ни единого слова человеку, стройная последовательность дней и ночей красноречиво провозглашает Божью славу, не оставляя людям ни единого шанса для оправдания своего неверия. Ведь дни и ночи – мудрые и старательные учителя. И если мы будем их прилежными и внимательными учениками, то получим крайне необходимый для нас багаж знаний.


4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

Есть два основных истолкования этого стиха. И они противоречат друг другу. Тем не менее каждое из данных толкований кажется вполне вероятным и обоснованным. Буквальный перевод этого стиха звучит так: «Нет языка, нет слов, их глас не слышен». На основании этого буквального перевода некоторые толкователи связывают четвертый и пятый стихи в одно целое. Они считают, что смысловая нагрузка четвертого стиха зависит от содержания пятого стиха: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их».

Поэтому они предлагают следующее толкование. Небеса – бессловесное творение. Они не наделены даром речи. Несмотря на данную особенность, они громко и ясно провозглашают Божью славу. Но если Давид подразумевал именно это, тогда зачем он трижды говорит о том, что небеса не могут говорить? Было бы излишним чрезмерно настаивать на существовании всем известного факта. Поэтому более приемлемо второе толкование. Кстати, с ним соглашаются большинство библейских комментаторов.

Иврит склонен к краткости. Очень часто слова этого языка нуждаются в дополнительной словесной поддержке. Нередко отсутствуют относительные местоимения. Например: «Нет языка, и нет наречия, (где) не слышался бы голос их». Кроме того, третье отрицание – ylb, beli – скорее указывает на исключение из того, что было перечислено предшествующими членами предложения. Поэтому оно как бы говорит, что разница между языками и их разнообразие не могут стать препятствием для проповеди небес. Небесный язык будут понимать и слышать во всех частях этого мира. Языковые различия становятся препятствием для налаживания нормальных отношений между народами. Человек, блистающий красноречием в своей родной стране, будет выглядеть глупцом или варваром в чужом краю. И если бы какой-то человек знал все языки мира, он все равно не смог бы одновременно общаться с греком и римлянином. Ибо если он будет беседовать с греком, тогда римлянин не сможет понять смысл сказанного. Поэтому Давид, делая молчаливое сравнение, улучшает действенность свидетельства, которое небеса повозглашают о своем Создателе. Давид говорит следующее. У разных народов разные языки. Они отличаются друг от друга. Они не понимают друг друга. Но у небес есть общий язык, понятный всем народам. Небеса учат всех людей без исключения. И только собственная беспечность людей, чуждых друг другу и живущих в самых отдаленных уголках земли, может воспрепятствовать получению полезного знания, проповедуемого небесами.


5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их.

В данном стихе псалмопевец по наитию Духа Святого показывает, что небеса проповедуют всем народам без исключения. Это возможно по одной простой причине. Все люди, живущие во всех странах, во всех частях этого мира, могут понимать небесное свидетельство о Божьей славе. Они знают, что небеса являются Божьим свидетелем. Еврейское слово wq, kav, иногда переводится как «линия, последовательность», а иногда как «здание». На основании слова «линия, последовательность» некоторые толкователи считают, что структура небес, будучи созданной в определенной последовательности, провозглашает Божью славу. Но Давид образно описывает величие и великолепие небесных тел как учителя, преподающего в семинарии. Поэтому было бы странно предполагать, будто последовательность небес достигает пределов вселенной. Кроме того, Давид добавляет, что слова их слышны везде. Какую же тогда взаимосвязь мы можем провести между словами и красотой здания? Однако если мы переведем wq, kav, как «писание» (в русском синодальном переводе – «звук». – Прим. пер.), тогда все встанет на свои места. Во-первых, это будет означать, что Божья слава написана на небесах. Небеса являются открытой книгой, которую может прочитать любой человек. Во-вторых, небеса громогласно провозглашают Божью славу повсеместно. Их слышит каждый человек. Таким образом, этот язык небес является, так сказать, видимым языком. Язык, который обращен к нашему зрению. Мы «слышим» небеса нашими глазами, но не ушами. Вот почему Давид сравнивает чудное устройство небесных тел с писанием. То, что еврейское слово wq, kav, означает строку в писании, можно доказать на основании текста из книги пророка Исаии 28:10. В этом отрывке Бог сравнивает израильтян с детьми, которые не приобрели достаточно жизненного опыта.

«Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного».

Я считаю, что слава Божья не записана мелким, непонятным шрифтом. Она записана заглавными буквами, которые с легкостью может прочитать любой человек. На мой взгляд, это и есть истинное значение слов псалмопевца. Некоторые толкователи пытались аллегорически истолковать этот стих псалма. Но мои читатели легко поймут, что в такого рода толковании нет необходимости. В начале моего комментария я упомянул, что Давид, прежде чем перейти к рассмотрению Закона, описывает структуру мироздания, дабы мы могли созерцать Божью славу. Поэтому если мы будем думать, что небеса означают апостолов, а солнце – Христа, тогда все, о чем говорилось ранее, будет бессмысленным, а ставить Евангелие прежде Закона совершенно неприемлемо. Абсолютно ясно, что Давид рассматривает вопрос Божественного знания, которое отражено в этом мире как в зеркале и явлено всем без исключения людям. Но если бы сторонники аллегорического метода толкования обосновывали свои выводы словами апостола Павла, тогда данная трудность была бы устранена. Павел, рассматривая вопрос призвания язычников, устанавливает следующий принцип: «Всякий, кто призовет Имя Господне, будет спасен». Далее он добавляет, что никто не сможет спастись, если не услышит Евангельское учение. Апостол Павел обращался к язычникам с обетованием спасения. В глазах иудеев это было святотатством. Несмотря на это Павел спрашивает язычников: «Неужели вы сами ничего не слышали о Боге?» Дальше он отвечает им, цитируя данный отрывок. Существует школа, открытая и доступная для всех, в которой все люди могут научиться бояться Бога и служить Ему: «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:18). Павел на тот момент не мог утверждать, что глас Евангелия услышан по всей земле. Ведь Евангельское послание апостолов (которые проповедовали язычникам) было услышано и принято всего лишь в нескольких странах. В то время все остальные апостолы проповедовали исключительно на территории Израиля. Не трудно понять смысл слов, сказанных апостолом. Павел считал, что Бог в древние времена провозгласил Свою славу язычникам. Это провозглашение было прелюдией будущего Евангельского послания. И хотя избранный народ Божий в те времена был отделен от языческого мира, не следует удивляться тому, что Бог явил Себя в общем откровении – как иудеям, так и язычникам. Таким образом, Он объединил их, используя определенные средства, благодаря которым знание о Боге стало доступным для всех групп людей. В другом отрывке Павел говорит так:


«Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17).

Итак, можно утверждать следующее: те, кто считает, что Павел неправильно понимал слова Давида, жестоко ошибаются. Читатель согласится со мною еще больше, прочитав мой комментарий к вышеупомянутому тексту из послания к Римлянам.

Он поставил в них жилище солнцу.

Давид из всего разнообразия Божьего мироздания выбрал для созерцания именно небеса. Он смог показать в небесах отражение Божьего образа, который явлен нам в небесном устройстве, видимым образом. Но затем Давид показывает нам, что солнце занимает более высокое положение, чем небеса. Потому что в его прекрасном сиянии Божье славное величие проявляется намного сильнее, чем во всем остальном творении. Конечно, у других планет есть свои траектории движения, и небосвод со всеми звездами, укрепленными на нем, совершает свое вращение, но я не думаю, что Давид пытался преподать необразованным людям курс по астрономии. Напротив, он старается простым поэтическим языком укорить весь мир за неблагодарность по отношению к Богу, если, даже созерцая солнце, люди так и не научились бояться и познавать Его. Вот почему псалмопевец говорит, что Бог поставил жилище солнцу и сделал так, что это небесное светило «шествует от края до кря небес». В данном случае Давид не проводит научное рассмотрение астрономических фактов (он бы это сделал, если бы проводил беседу с учеными, мыслителями относительно орбиты солнца, но нисходит до уровня понимания обычного люда. Он рассматривает деятельность солнца с точки зрения простого обывателя. Давид ничего не говорит о другой половине хода солнца, которая не видна в нашем полушарии. Он предлагает нашему вниманию рассмотрение трех вещей, связанных с деятельностью этого небесного светила: 1) грандиозность и величие формы солнца, 2) скорость, с которой оно пробегает свое поприще, 3) поразительная сила тепла солнца. Для усиления описания превосходной красоты солнца, Давид сравнивает солнце с женихом, выходящим из брачного чертога. Далее следует другое сравнение: солнце подобно исполину, который стремится пробежать свое поприще и получить приз. Скорость, с которой древние бегуны пробегали, а всадники или возницы колесниц проезжали свое поприще, была поразительно высокой. Хотя эта скорость – ничто по сравнению со скоростью движения солнца, Давид тем не менее приводит это сравнение, как наиболее подходящее для данного описания. Некоторые считают, что третье предложение, в котором говорится о солнечном тепле, подразумевает вегетативное тепло. Другими словами, благодаря солнечному теплу у всех растений, произрастающих на поверхности земли, есть жизненная сила. Солнечное тепло дает им подкрепление и рост. Но я не думаю, что данное толкование верно. Конечно, я согласен, что мощное влияние солнечного тепла на землю является чудным Божьим деянием и явным доказательством Его благости. Но псалмопевец говорит, что «ничто не укрыто от теплоты его». Я считаю, что, скорее всего, здесь говорится об ультрафиолетовом излучении, которое воздействует на людей, животных и растительный мир. Относительно живительного тепла солнца, которое укрепляет всех людей, могу сказать, что всякий живой человек желает получать его.


следующая страница >>