reforef.ru 1
Смирнов А.П.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ – ВЕК XXI

Международный клуб ученых.

E-mail: smirnov@shaping.org

Исторически наука и образование возникли как социальные системы осмысления Бытия через осознание знания о Мироздании. Наука – творение знаний, образование – овладение знаниями. И вполне естественно, что ключевым моментом в создании явилась система знаний о Природе, то есть физика, предназначение которой и состояло в установлении и изучении законов Природы. Эта наука разветвилась на большое число разных наук в соответствии с конкретным содержанием целей и задач. Для понимания всего круга явлений, которые и составляют суть Бытия, служила система образования, которая одновременно и обеспечивала распространение этого знания и передачу его от поколения к поколению. Не будем касаться многотысячелетнего пути развития этих социальных институтов, а перейдем к осознанию современной ситуации. Наступило время подытожить результаты из этого богатого арсенала знаний, тем более, что конец XX века был насыщен откровенными признаниями ведущих ученых Мира о неразрешимых проблемах, возникающих в самой науке, которые невольно приводили авторов к заключению о “конце науки, к ограниченности знания на закате Века Науки” [ 1 ]. Обострилась ситуация и в образовании, которое призвано обеспечить связь времен, формируя специфику передачи знаний, необходимых для развития общества и цивилизации. Не менее катастрофично сегодня и состояние философии, которая, казалось бы, должна обеспечивать на основе этого богатейшего арсенала знаний направление стрелы времени в развитии общества и его сознания. “Философствуют” по всякому поводу, предварительно излагая элементы своего мировоззрения, демонстрирующие его принадлежность к сонму исторически признанных профессионалов в соответствующей области любомудрия. Фактически в текстах многочисленных философских эссе трудно усмотреть в логике изложения первооснову и принципы философии как таковой. Примитивная обыденность выступает в обертке вычурной схоластики в рамках пресловутой актуальности, вовсе не подозревая, что в громадном наследии прошлого было допущено много неверных переводов и некорректных трактовок передаваемого знания, что должно было неминуемо отразиться и на логике мышления, приводя к трансформации сознания. Что же произошло ? Почему исчезла научная основа осознанного миропонимания ? Какова же логика здравого смысла ?


Ответ оказывается поразительным до невероятности. Если философию первых тысячелетий нашей эры питала мудрость далекого прошлого, запечатленная на скрижалях истории и в фолиантах древних библиотек, доведенная до прозаических истин, то философия последних столетий взяла на вооружение знание, приобретенное зарождающейся наукой нового времени, особенно естествознанием, физикой, взявшей на себя миссию науки об общих свойствах материального Мира. Питающим истоком миропонимания стали “Математические начала натуральной философии” И.Ньютона [ 2 ], его “Аксиомы или законы движения”, тексты которых на латинском языке украшают стены аудиторий Университетов. Именно эти законы со школьной скамьи стали в умах всех поколений основой представлений человечества о специфике Бытия, олицетворением свойств и проявлений Реальности. Именно эти основы стали, как считается, формирующим агентом в самой механике, в физике и других науках и технических решениях, основой Мировоззрения. И вот наступает XX век, констатирующий “ограниченность знания на закате Века Науки”, и приходит откровение: “Законы Ньютона”, принятые и хорошо усвоенные научным сообществом, не имеют никакого отношения к его создателю, а являются чудовищным искажением переводов с латинского, выполненных … великим Леонардо Эйлером [ 3 ] .Под именем законов И.Ньютона господствовали в механике Л.Эйлера утверждения, не имеющие ничего общего с тем фундаментальным знанием, которое отражают законы, сформулированные И.Ньютоном в “Началах” [ 2 ]. Сопоставим содержание основ механики И.Ньютона и механики Л.Эйлера.

1. И.Ньютон в качестве исходного положения в анализе процессов рассматривал элементарные акты действия как причины изменения состояния объекта. При этом действие оценивал произведением величины действующей силы на величину скорости приложения действующей силы, ибо сила сама по себе ничего не может совершить, не будучи приложенной с определенной скоростью. Именно эта приложенная с определенной скоростью приложенная сила и есть действие, которое и следует рассматривать как причину изменения состояния.


У Л.Эйлера в качестве причины выступает сила, а роль действия выполняет путь, который проходит тело под действием этой силы, и это действие пропорционально силе.

По И.Ньютону действие D = F V является мгновенной мощностью, которая и определяет механизм действия силы F = M A для смещения объекта на d l за время d t, так что V = d l / d t. Таким образом, действие D = F V определяет изменение энергии состояния за время действия силы в элементарном акте изменения состояния. Но это означает, что из законов И.Ньютона при замене понятия “приложенная сила” понятием “сила” изъята энергетическая составляющая в причине изменения состояния, то есть исключена возможность реализации самого процесса изменения состояния.


  1. И.Ньютон дает определение количества движения как величины, пропорциональной массе и скорости, то есть PM V. Утверждение второго закона сводится к следующему: причина, роль которой выполняет действие D = F V, приводит к изменению количества движения, которое пропорционально этому действию, то есть P D = F V, и происходит в направлении этой приложенной с определенной скоростью силы. Таким образом, во втором законе И.Ньютона идет речь о переходе действия D = F V от одного тела ( причины ) к другому телу ( следствие ). Такова структура причинно-следственной связи по И.Ньютону.

У Л.Эйлера все характеристики представлены как характеристики “состояния”, хотя в действительности они являются характеристиками динамическими, то есть проявляются только в действии и по прошествии действия из тела исчезают. Обратим внимание, что у Л.Эйлера в определении количества движения знак пропорциональности превратился в знак равенства, но тогда p = M V следует трактовать не как количество движения, а как импульс массы, и тогда действие P = D = F V можно трактовать как импульс силы и как количество движения.


Теперь становится понятным, что за счет своеобразной трактовки характеристик у Л.Эйлера изменение “количества движения” за счет передачи действия от одного тела к другому представлено “скоростью изменения количества движения”, то есть производной по времени от импульса массы:

d p / d t = F = MA. Вследствие таких манипуляций с характеристиками у Л.Эйлера, а затем и во всех науках F = M A представляется как уравнение движения И.Ньютона, каковым оно в действительности не является, поскольку не имеет энергетической меры для обеспечения изменения форм движения.

3. У И.Ньютона действие передается в равном количестве от причины к следствию в реакции. Иными словами: FД VД = - F Р V Р . Знак минус означает поглощение действия.

У Л.Эйлера сила действия равна и противоположно направлена силе противодействия: F Д = - F П . В этом случае процесс передачи действия не обеспечен энергией. Более того, сила противодействия возвращается к вызвавшей ее причине. Акт действия замкнулся сам на себя.

Следует особо подчеркнуть, что третий закон И.Ньютона открывает перед человечеством новое универсальное свойство реальных процессов. Для случая воздействия света на вещество: f C = - F s , или F / f = C / s  1 . Это означает, что малая сила воздействия f световой волны, распространяющейся с большой скоростью C, в веществе с малой скоростью реакции s может вызвать силу F, достаточную для разрушения вещества и даже атомов ! Вот в чем суть реального фотоэффекта, открывающего путь к пониманию процессов, которые древние называли алхимическими. Это и есть тот “философский камень”, который искали ученые ушедших эпох.


Поразительно – фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия является и законом действия рычага Архимеда, который в такой форме не был известен научному сообществу и не осознан в своей сути. И действительно, исторически закон рычага Архимеда представлен как закон равновесия: F1 R 1 = F2 R 2 . Но у Архимеда закон действия рычага сформулирован иначе: сколько проигрываем в скорости, столько выигрываем в силе. Иными словами, при действии рычага Архимеда происходит увеличение силы F, импульса массы p , концентрации энергии E . Но это означает, что результатом действия рычага Архимеда является творение характеристик Действительности ! Третий закон И.Ньютона – это фундаментальный закон творения Действительности и Бытия !

Фактически Л.Эйлер представил анализ механики с использованием анализа бесконечно малых. Приняв за основу вовсе не ньютоновские аксиомы или законы движения, использовал для описания математику, не способную описать процедуру изменения состояния. По своей сути это была попытка описать последовательность состояний системы, каждое состояние которой характеризуется определенным значением равномерной прямолинейной скорости, то есть характеристиками состояний покоя. Но это модель “равновесного” Мира, а не модель реальных процессов перехода системы из одного состояния в другое при изменении внешних условий, которая и была представлена в законах И.Ньютона.

Как мы видим, используемые в традиционной физике “Законы Ньютона” не имеют никакого отношения к их создателю. И.Ньютон представил научному сообществу фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия в элементарном акте изменения состояния, то есть по сути закон квантового явления, где квантовость определяется значением величины действия D = F V в каждом элементарном акте изменения состояния. Этот закон универсален: он необходим и достаточен для описания взаимосвязи причины и следствия в явлениях любой природы. Далее достаточно просуммировать упорядоченную последовательность этих элементарных актов, чтобы получить математическую форму представления эволюции реальной многочастичной системы с изменением внешних воздействий с использованием дискретной математики конечных дискретных множеств, коими представим любой многоэлементный объект. Этот принцип – ПРИНЦИП ПОРЯДКА и дает решение проблемы многих тел [ 4 ].


В дальнейшем после Л.Эйлера вся физика и другие науки делают акцент на изучение состояний, которым приписываются динамические характеристики процессов. Изменение же состояний пытаются рассматривать в рамках так назыаемых “равновесных” или “неравновесных” процессов с использованием континуальной математики бесконечно малых, в принципе неспособной к описанию дискретной последовательности элементарных актов в той форме, в которой они происходят в реальных явлениях. Из всего вышеизложенного следует заключить, что методы анализа в описании механики как науки о движении на основе трансформаций Л.Эйлера не пригодны для адекватного описания реально происходящего, то есть процессов эволюции реальных многочастичных систем с изменением внешних условий.

Принятие в арсенал физики законов сохранения усугубило и без того безнадежное описание процессов на существующих принципах, предназначенных для описания “равновесных” состояний, ибо законы сохранения утверждают неизменность характеристик причин и следствий в явлениях, что отражает отсутствие изменения вообще. Теперь становятся понятными истоки проблем, которые возникают в физике, философии и других науках при попытке дать описание реально происходящего в модели идеальных “равновесных” и неравновесных” систем, то есть по пути развития механики Л.Эйлера. В рамках старой парадигмы изъят собственно процесс изменения, развития, процесс творения Действительности и Бытия. Различного рода математические ухищрения описать “неравновесность” не привели к решению проблем. Только переход к основам новой научной парадигмы приведет к осознанию накопленного знания и обеспечит дальнейшее развитие философии, физики и других наук для понимания и описания Реальности. Но это будет другая философия, философия правильных действий, другая физика, физика реальных процессов. Существенно изменят структуру анализа и другие науки.

В свете всего вышеизложенного должно измениться и само образование и подход к его реализации. В первую очередь это коснется основ физического мышления, которое и определяет восприятие Мира как данного в движения и его законы – законы движения. Это чрезвычайно сложный момент в развитии познания, поскольку неверные представления о научных основах физики привели к возникновению и развитию “псевдонауки”, научной по форме построения умозаключений, но ложной в своей основе и выборе предмета и методологии исследований. Сложившаяся ситуация потребует и пересмотра основ других наук с позиции новой парадигмы, что откроет перед человечеством гигантские возможности активного творчества в соответствии с законами природных процессов. Итак, перед человечеством чистое не вспаханное Разумом поле явлений Природы, поле сознания для осознания знания Бытия и Мироздания.

Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. ДЖОН ХОРГАН. “Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки”. Изд-во АМФОРА / ЭВРИКА. Санкт-Петербург. 2001 г. 480 стр.

  2. НЬЮТОН ИСААК. “Математические начала натуральной философии” Перевод академика А.Н.Крылова. “Известия” Николаевской Морской Академии. Выпуск IV, V. Петроград. 1915-1916 г.г. Книги I,II,III. 620 стр.

  3. ЭЙЛЕР ЛЕОНАРД. “Основы динамики точки”. Перевод с латинского В.С.Гофмана и С.П.Кондратьева. ГР ТТЛ. Москва-Ленинград. 1938 г. 500 с.

“ПРИНЦИП ПОРЯДКА”. СМИРНОВ А.П. “Физика реальности”. ПРОХОРЦЕВ И.В. “Метафизика реальности” ЗАО ”ПиК”. СПб. 2002г. 296 с.