reforef.ru 1

Консультация по теме:


Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР.

Учитель-дефектолог,

учитель-логопед :

Мхитарьян Г.Г.

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Так, по данным Е.В.Мальцевой, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 29,9 % учеников младших классов для детей с ЗПР, что составляет 76,3 % от числа детей с ЗПР, имеющих нарушения речи. По данным В.А.Ковшикова и Ю.Г.Демьянова, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 70 % учащихся 7-9 лет с ЗПР. В то же время в младших классах массовой школы нарушения звукопроизношения отмечаются лишь у 5-7 % школьников (по Е.Ф. Рау).

Наибольшая распространённость нарушений звукопроизношения имеет место у учеников 1 класса (55,8 %, по данным Е.В.Мальцевой). К 4 классу это количество значительно снижается (32,5 %).

У учеников массовой школы, как правило, отмечается мономорфное нарушение звукопроизношения, т.е. нарушения произношения какой-либо одной группы звуков. У учащихся же с ЗПР, по данным Е.В. Мальцевой, мономорфное нарушение звукопроизношения встречается только у 52,1 % детей. У 30, 9% этих детей отмечаются нарушения произношения двух фонетических групп, у 11,2 % - трёх групп звуков, а у 5,6% - даже четырёх фонетических групп звуков. Это свидетельствует о том, что почти у половины школьников младших классов с ЗПР имеет место полиморфное нарушение звукопроизношения. В речи детей с ЗПР, как, как и учеников массовой школы, чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные (р, рь, л, ль).

Распространённость нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с ЗПР и без нарушений психического развития неодинакова.

У детей с ЗПР преобладающим является нарушение произношения свистящих и сонорных звуков. У детей с ЗПР - большое место занимают смешения свистящих и шипящих звуков. На втором месте по распространённости являются искажения, на третьем месте – стойкие замены. У детей с ЗПР нарушения произношения в большинстве случаев носят характер дислалии. У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощённое твёрдое нёбо, дефекты строения зубного ряда. У большинства детей с ЗПР отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка: движения неточные, излишне напряжённые, трудность удержания позы, переключения от одного движения к другому. В процессе выполнения задания «сделать язык чашечкой-иголочкой-лопаткой» у детей часто наблюдается нарушение плавности и последовательности движений. У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны. Многие артикуляционные движения дети могут выполнить только по подражанию после нескольких попыток. Часто речь таких детей напряжённая, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребёнок произносит чётко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная. Одним из характерных признаков нарушений речи при ЗПР (церебрально-органического генеза) является «специфическая ассимиляция». Это нарушение проявляется в том, что ребёнок не может произнести правильно слова, содержащие звуки, близкие по артикуляции и звучанию. При этом изолированные слоги, а также слова, не включающие фонетически близких звуков, ребёнок правильно произносит. «Специфическая ассимиляция» проявляется в двух формах: ассимиляция гласных и ассимиляция глухих и звонких согласных. Сочетание расстройств звукопроизношения и «специфической ассимиляции» часто проявляется и в нарушениях письменной речи, в трудностях овладения правописанием, в дизорфографии. Часто причиной «специфической ассимиляции» являются не только расстройства артикуляции, но и нарушения слуховой дифференциации. Причина кроется как в недоразвитии слухового восприятия, так и в трудностях огранизации моторной программы высказывания, особенно тогда, когда в нём содержится много артикуляторно близких звуков.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия. Нарушения фонематического развития у детей с ЗПР проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения фонематического анализа и синтеза у этих детей очень стойкие. По данным Е.В.Мальцевой, они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма. Особенно большую трудность представляет определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На формирование фонематического анализа отрицательное влияние оказали и трудности слуховой дифференциации звуков.