reforef.ru 1
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ


Голышева Мария Олеговна

Аспирант кафедры «Микроэкономика»

ФГОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Предприятия реального сектора являются системообразущим звеном российской экономики. Однако экономический кризис 2008-2009гг. стал самым сильным потрясением для реального сектора России с начала 90-х годов. Индекс промышленного производства за 2009г. снизился на 9,7%. Снижение выпуска в обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте составило от 10% до 15% по итогам 2009г.

Меры госудадарственной поддержки реального сектора экономики в условиях кризиса проводились в несколько этапов. Основной целью антикризисных мер первого этапа стало смягчение последствий кризиса и финансовая поддержка реального сектора. Однако восстановление экономики не значит преобразование сырьевой модели экономики, уход от которой был обозначен как приоритет докризисного развития. Второй этап антикризсиных мер, принятых на 2010г. был направлен на усиление процессов модернизации экономики и развитие технологического потенциала страны. Модернизация осталась приоритетным курсом развития и поддержки реального сектора экономики.

Проведенная нами оценка дополнительных ресурсов по антикризисным мерам поддержки реального сектора экономики составила 2,1-2,5 трлн. руб. в период 2008-2010гг. Основными направлениями поддержки предприятий реального сектора стали: расширение доступа к финансовым ресурсам, снижение нагрузки на бизнес, стимулирование рынка труда, стимулирование внутреннего совокупного спроса, поддержка малого и среднего предпринимательства. Для этого были задействованы инструменты промышленной и общеэкономической политики, включая инструменты монетарного, бюджетного, налогового, таможенного, тарифного, инвестиционного регулирования экономики.

Проведенный анализ мер антикризисной программы, направленных на поддержку и развитие предприятий реального сектора экономики, выявил ряд существенных недостатков, которые препятствуют процессам модернизации и развитию инновационных процессах в отраслях реальной экономики. Оценка мер поддержки реального сектора проводилась на основе следующих критериев: инструменты реализации мер по поддержке предприятий, направления реализации антикризисных мер, основные «бенефициары» государственной поддержки, приоритеты антикризисной программы поддержки реального сектора, основные риски, влияющие на эфективность принятых мер. В соответствии с этими критериями оценки можно выделить следующие недостатки системы государственной поддержки реального сектора:


по направлениям реализации мер:

-Ограниченное количество мер по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, и развитию конкурентной среды.

-В «анктиризисномм пакете» не предусмотрены меры по привлечению инстранных инвесторов как одного из ключевых источников роста релаьного сектора

-Нехватка мер и ограниченное финансирование, направленное на развитие науки и человеческого капитала

-Практически отсутсвие мер, направленных на повышение энергоэффективности и разработки энергосберегающих технологий

-Ограниченное число отраслей, получивших государственную поддержку. Многие отрасли – химическая промышленность, металлургия, большинство отраслей обрабтывающей и легкой промышленности не стали бенифициарами государственной помощи

-Меры по модернизации и развитию инноваций в большей степени носят абстрактный рекоммендательный характер, чем явлются программой конкретных действий. Не определены иточники финансирования модернизационных мероприятий

-Нет мероприятий в рамках антикризисной программы по поддержке и развитию новых отраслей

-Ограниченное финансирование инфрастуктурных проектов

по инструментам:почти половина всех мер (оцененное значение 45%) реализуются посредством инструментов промышленной политики и 55% за счет инструментов общеэкономической политики. Инструменты промышленной политики носят селквтиный характер. Большое количество селективных мер отвлекают на себя расходы бюджета по целевым программам, а также увеличивают риски коррупции и лобирования интересов крупных организаций

по бенифициарам:основными получателями государственной поддержки стали крупные системообразующие предприятия. Средний бизнес оказался в большей степени вне поля дейстия антикризисной политики

по приоритетам:фактически основным приоритетом регулирования реалного сектора стали поддержка крупного бизнеса и стимулирование совокупного спроса, а не модернизация экономики


риски : неэффективное администрирование, недостаточность прозрачности результатов, коррупция и лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб другим экономическим субъектам

В соответствии с проведенным анализом, можно выделить следующие основные направления повышения государственного регулирования реального сектора, необходимых для акселерации модернизации реального сектора и стимулирования инновационного потенциала, а именно:

-Обеспечение доступности государственной финансовой поддержки для средних предприятий

-Увеличение мер по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции

-Расширение списка приоритетных отраслей, получающих государственную поддержку

-Повышение конкурентной среды

-Разработка мер по привлечению иностранного капитала как центрального источника финансирования предприятий реального сектора

-Увеличение ассигнований на развитие науки и человеческого капитала как ключевых источников долгосрочного роста и улучшения производственных факторов

-Разработка и внедрение программ повышения энергоэффективности и финансирование НИР по созданию энергосберегающих технологий

-Обеспечение экономических условий и государственной поддержки создания новых инновационных отраслей

-Разработка целевых мер по модернизации экономики и определения источников их финансирования

-Расширение использования инструментов общеэкономической политики для улучшения конъюнктуры и условий хозяйствования взамен селективных мер, отвечающих приоритетам крупного бизнеса

-Обеспечение мониторинга и прозрачности реализуемых мероприятий

***

Проведенное исследование показало, что для повышения эффективности государственного управления реального сектора экономики и стимулирования процессов модернизации в секторе необходимо изменение ключевых направлений поддержки и приоритетов развития реального сектора.

Литература


  1. Программа антикризисных мер Правительства Р Ф на 2009г. и 2010г.

  2. Болдырев Ю. К диагностике кризиса и оценке вертикальных властей// Российский экономический журнал №9, 2008, с. 19-27

  3. Горбачев Т.А. Иванов В.А. Факторы риска посткризисного развития реального сектора экономики России. 2011// Вопросы экономики, №2 (3). с. 12-19

  4. Мау В.А У истоков кризиса// Российский экономический журнал №8, 2008

  5. Симачев И.А. Яковлев А.А. Оценка антикризисных мер реального сектора экономики // Вестник Ростовского университета, 2010, №14 (6), с. 18-37.