reforef.ru   1 ... 8 9 10 11 12 13 14

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении областного конкурса «Традиции живая нить»

Учредителями и организаторами являются: Министерство культуры Астраханской области, ОГУК «Областной методический центр народной культуры».



Основные цели и задачи конкурса:

  • стимулировать интерес работников сельских учреждений культуры к сохранению, пропаганде и реконструкции нематериального культурного наследия Астраханской области, активизировать их организаторскую и творческую инициативу, способствовать приобщению широких слоёв населения к ценностям традиционной народной культуры;

  • сохранить богатый пласт нематериального культурного наследия Астраханского края;

  • собрать фольклорно-этнографический материал, соответствующий объявленной теме и изучить фольклор народов Астраханской области;

  • способствовать распространению и популяризации данных о культурном наследии Астраханского края за пределами ее территории с помощью реконструкции обрядов, опубликованных материалов и передачи сборников материалов в центральные периодические издания и российскую государственную библиотеку;

  • пополнить фонд фольклорно-этнографических материалов ОМЦ НК (рукописи, аудио- и видеозаписи, кино- и фотодокументы, предметы материальной культуры)


Общие положения

Конкурс проводится по двум номинациям:

  • Лучший собиратель фольклора среди сельских работников культуры;

  • Лучшее клубное учреждение в деле сохранения и возрождения народных традиций.

Для участия в номинации «Лучший собиратель фольклора среди сельских работников культуры» необходимо предоставить материалы по теме «Календарные праздники и обряды Астраханской области: традиции и новации». В помощь участникам предоставляется указатель и вопросник возможных направлений сбора материалов.

Для участия в номинации «Лучшее клубное учреждение в деле сохранения и возрождения народных традиций» необходимо предоставить информацию о деятельности сельского культурно-досугового учреждения (центра культуры, музея, библиотеки), отражающую использование разнообразных форм культурно-досуговой деятельности по сохранению и возрождению традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия Астраханского края. Впервые по предложению заведующих филиалов «методических центров по работе с клубными учреждениями муниципальных районов Астраханской области», а также старейших участников конкурса, во вторую номинацию в этом году добавлен пункт о выдающихся личностях сел, внесших значительный вклад в историко-культурное развитие Астраханской области и России, и наследие которых может являться объектом изучения и популяризации.


Для участия в обеих номинациях желательно предоставление видео- и/или аудиоматериалов. Также приветствуется использование в печатных и электронных вариантах представляемых материалов графических изображений, собственноручно выполненных рисунков, элементов художественных образов, соответствующих содержанию заявленного материала.

Критерии оценок в номинации «Лучший собиратель фольклора среди сельских работников культуры»:


  • соответствие присланных материалов заданной тематике;

  • локальность, уникальность материалов;

  • электронное приложение текстового файла;

  • грамотность, полнота освещения и аккуратность оформления материалов;

  • ссылка на опрошенных информаторов с указанием их полных Ф.И.О. и год рождения;

  • наличие фотографий (оригиналов и в электронном приложении)


Критерии оценок в номинации «Лучшее клубное учреждение в деле сохранения и возрождения народных традиций»:

  • наличие фольклорных исполнителей, коллективов и любительских объединений, использующих, реконструирующих, пропагандирующих в своей деятельности фольклор (обрядовый, вокальный, инструментальный, хореографический) местной традиции;

  • использование новых форм и методов культурно-досуговой деятельности в сохранении традиционной культуры народов, населяющих данный район;

  • степень отражения деятельности учреждения культуры по сохранению народной культуры в СМИ;

  • наличие электронного приложения с записями носителей народной культуры, наиболее интересных мероприятий по сохранению традиционной народной культуры, фрагментов обрядов, и т.д.


Сроки и порядок предоставления материалов:

Конкурс проводится с февраля по 15 ноября 2012 г. Участники конкурса должны предоставить заявки на участие и конкурсные материалы до 10 ноября 2011 г. по адресу: 414045, г. Астрахань, Кремль, Областной методический центр народной культуры, отдел традиционной народной культуры, тел. 44-57-43.

Итоги конкурса:

В ноябре 2012 г. -

- заседание жюри по итогам конкурса;

- областной семинар с вручением дипломов победителям конкурса;

- издание лучших материалов в очередном сборнике «Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края)», выпуск презентационного диска с лучшими фото и видеоматериалами.

Участникам конкурса по двум номинациям присваиваются следующие звания:


  • лауреат,

  • дипломант.


Указатель и вопросник

возможных тем и направлений для сбора материалов по теме:

«Календарные праздники и обряды Астраханской области:

традиции и новации»1


  • Какие календарные праздники отмечаются в Вашем селе? Как они называются?

  • Как оповещалось о празднике местное население?

  • Какие национальные угощения готовились?

  • Проводились ли на празднике какие-либо национальные игры и спортивные состязания? Какие?

  • Исполнялись на данном празднике песни, танцы? Какие?

  • Как праздновались Святки: Сочельник (6 января), Рождество (7 января), Старый Новый год (13 января), Крещение (19 января)?

  • Кто, когда, с чем обходил дворы на Рождество? В каждую ли избу заходили? Был ли обычай оставлять «тайную милостыньку» на Рождество? Что пели («вопили», «кричали») (рождественский тропарь - «Рождество Твое, Христе Боже наш» — или колядки)? Ворожили ли в Рождество?

  • Кто, когда, с чем совершал обход дворов на Новый год? Ходили ли «наряжёнками»?

  • Как рядились («козой», «медведем», «конем», «цыганами», «покойником» и т. д.)?
  • Какие сценки разыгрывали, какие диалоги происходили между ряжеными и хозяевами дома? Когда в последний раз ходили в этом селе? Был ли обычай осыпать зерном хозяев или «посевать» в домах? Чем одаривали? Какими словами участники обхода благодарили за одаривание? Что говорили, если одаривали плохо? Где исполняли песни (в избе, под окнами, «на мосту»)?


  • Как украшали избу к Сочельнику? Что ставили на стол (кутью, кашу, блины)? Не ставили ли лишний прибор? Что выпекалось к Святкам (какие хлебные изделия)? Как подшучивали над соседями в Святки (приставляли к дверям сани, замораживали дверь, заваливали дровами; накрывали трубу; растаскивали дрова из поленницы)?

  • Устраивались ли в Святки игрища (беседки, вечеринки)? Как они проходили, какие обряды и игры совершались («катали валенки», «ловили косточки» и др.)? Какие песни, приговоры исполнялись?

  • Какое время (вечер, ночь) считалось предпочтительным для гаданий? Как гадали на суженого (ночью слушали у колодца: вода закапает или нет; у стойла: заржет ли лошадь; под окнами: о хорошем или плохом говорят; откуда залает собака; куда покажет носком брошенный через верею валенок и пр.)? В какое время ходили слушать? Ночью? Во сколько часов? Сколько человек ходило? Были ли среди гадающих парни? Стукали ли палкой (скалкой) о верею? Что приговаривали? Ходили ли «на кресты» (перекресток)? Почему ходили ночью? Что делали «на крестах»? Ходили только девушки или парни тоже? Ходили ли к овинам? Ворожили ли с кольцом? Сыпали ли пепел на блюдце? Какой брали стакан для гадания (граненый, простой)? Нужно ли было для гадания зеркало? Сколько человек могло ворожить? В какое время? Что приговаривали, глядя в кольцо? Что надо делать, когда увидишь в кольце суженого? Запирали ли на замок косу, когда ложились спать? Клали матери сковородник под голову? Как еще гадали на сон? Ловили ли квашонку? Кидали ли солому в потолок? Гадали ли по забору? Бегали ли в житницы? Ворожили ли с курицей и петухом? Еще как ворожили? Какие были приметы об урожае, погоде и пр., в каких словесных формулах они высказывались?
  • Какие обычаи связаны с Крещением? Рубили ли прорубь, какой формы, купались ли в ней? Бросали ли в прорубь (колодец) деревянные или соломенные крестики? Какие еще обычаи или поверья связаны с этим днем? Пекли ли кресты на Крещенье? Зачем это делали, куда их клали, ели сами или давали скоту? Как использовали воду, которую святили в этот период (брызгали ею крест-накрест помещение и др.)? Какие страшные истории (былички), связанные с Крещением, могут вспомнить (о колдунах, оборотнях и т. д.)? Как назывались представители нечистой силы («шиликуны», «кулешменцы» и пр.)? Что значит слово «кулешменцы», если оно есть в местном говоре?


  • Как у вас праздновали Масленицу? Катались ли с гор, на ледянках, на шестах? В какие дни катались на лошадях и для чего это делали? Еще как развлекались? Что происходило в каждый день масленичной недели, начиная с понедельника и кончая воскресеньем? Как назывались эти дни?

  • Жгли ли у вас Масленицу? Кто жег, в какой день недели? Делали ли чучело Масленицы или просто жгли костер? Где жгли чучело (костер)? Если делали чучело, опишите подробно, как (из чего, во что наряжали, рисовали ли лицо и как, чем).

  • Пекли ли блины в Масленицу? В какой день?

  • Какие песни пелись при встрече Масленицы, во время празднования, на ее проводах («Прощай, жизнь, радость моя…», частушки, «указы» и пр.)?

  • Что делали молодожены на масленичной неделе (катались на лошадях; купали ли их в снегу, требовали ли выкуп)? Ездили ли молодые к теще на блины? Ходили ли под окошко слушать, как жениха зовут?

  • Ворожили ли в Масленицу? Какие были приметы?

  • С какого времени начинается весна? Какие песенки исполнялись при встрече весны?

  • Кто и как закликал весну? Какие песенки и приговорки исполнялись при первом дожде, громе?

  • Существовали ли какие либо обряды, связанные с крашеными яйцами?

  • Празднуется ли в Вашем селе Навруз? Амиль? Сабантуй? С какого периода?

  • Каков порядок проведения праздника?

  • Существовали ли ритуалы, связанные с подготовкой к народным праздникам?

  • Какие готовятся праздничные угощения и ритуальные национальные блюда?

  • Какие проводят национальные игры, спортивные состязания?

  • Пели ли поздравительные песни? Какие?

  • Принимали ли участие женщины, дети?

  • Проводили ли в Вашем селе обряд вызывания дождя? Под каким названием он у бытовал?

  • Как проводили обряд вызывания дождя?
  • На каком месте в селе? Из чего он начинался? Из каких этапов состоял?


  • Готовили ли на этот обряд кашу? Для чего? Из чего? Как она называлась?

  • Что делали в Благовещенье?

  • Пекли ли жаворонков (на 40 мучеников или в другой день)? Какие песенки в это время исполняли («Чивили», «Жаворонки»)? Из чего пекли жаворонков? Что делали с жаворонками? Ходили ли петь по деревне про жаворонков? В каждый ли дом заходили?

  • Как проводили великопостные обряды (Чистый Понедельник, Середокрестье, Вербное Воскресенье, Великий Четверг)? Пели ли духовные стихи? Что делали в Чистый Понедельник? Ходили ли в баню? Мыли ли горшки?

  • Был ли у вас праздник в середине Великого поста? Что делали в этот день (пекли кресты, ходили по домам и кричали «Крест воскрес», «Середа-середа» и др.)? Как договаривались между собой: «Пойдем кричать (ломать) говинье» или «Пойдем кричать кресты»? Из чего пекли кресты? Кто пек? Запекали ли что-либо в кресты (лучинку, денежку и т. д.)? Что каждый предмет предсказывал?

  • Обливали ли водой или хлестали детей, кричавших «Крест воскрес» и зачем? Если ничего не подавали, что пели скупым хозяевам? Где, в какой части дома, пелись поздравительные песни (на пороге, в самом доме)? Не было ли обычая петь песни под окнами домов? Чем угощали детей и что они делали с собранным угощением?

  • Что делали в Вербное Воскресенье? Святили ли вербу? Пекли ли барашков? Что делали с освященной вербой (хлестали друг друга или скот)? Что при этом пели или приговаривали?

  • Что делали в Великий Четверг? Ходили ли «по верес (можжевёл, можжевел)»? В какое время суток? Что делали с этим вересом? Ходили ли «колдовать»? Пережигали ли соль? Выгоняли ли клопов и тараканов в Великий Четверг? Какие еще обычаи, обряды и поверья связаны с этим днем? Гадали ли в Великий Четверг?
  • Что делали на Пасху? Сколько дней праздновали Пасху? Делали ли качели? Кто качался на качелях? Что пели на качелях или возле них (песни, припевки)? Красили ли яйца, как? Катали ли яйца в Пасху или на пасхальной неделе (Светлой седмице)? В чем заключались правила игры? Все ли крашеные яйца ели? Не оставляли ли одно яйцо на божнице? Если оставляли, то зачем?


  • Какие еще развлечения и забавы были на Пасху?

  • Как отмечали Егорьев день (6 мая)? Какие обряды совершались при первом выгоне скота на пастбище? Кто такой Егорий, почему ему молились в этот день; где молились (в доме, в хлеву, во дворе, вокруг стада, поскотины)? Ходили ли в этот день по дворам, прося угощение и деньги? Что при этом говорили или пели? Что пели добрым, а что - скупым хозяевам? Одаривали ли пастуха? Знал ли он заговоры и умел ли лечить скот? На чем и что играл (рожок, барабанка, дудка)?

  • Когда весной начинали водить хороводы (круги), как они назывались (вёшные, летние)? Была ли определенная последовательность в исполнении хороводных песен? Существовали ли «наборные» и «разборные» хороводные песни? В какую сторону и как двигался хоровод (по кругу - «по солнышку» или «против солнышка», друг за другом, лицом в круги пр.)? Разыгрывалось ли содержание песен и как? Какие песни пели? Исполнялись ли поцелуйные песни?

  • Известно ли исполнителям слово «Семик»? Ходили ли в лес в Семик и Троицу? Кумились ли? Что делали с березками (наряжали, завивали)? Как завивали, кто? Носили ли березки в церковь отпевать? Ставили ли березки под окно? Делали ли яичницу, что пекли? Были ли игрища на Троицу? Оставляли ли с Троицы березовый прутик? Что с ним потом делали? Что пели или приговаривали?

  • Отмечался ли у вас Иванов день? Не было ли названия «Иван Травник»? то делали в Иванов день (собирали росу, умывались ею, катались или босиком ходили по траве утром)? Жгли ли костры, прыгали ли через костер, купались, обливались водой? Собирали ли травы в Иванов день? Искали ли цветок папоротника? Зачем это делали?

  • Гадали ли «на 12 травин»? Колдовали ли в Иванов день? Исполняли ли песни, пляски, играли ли в игры? Какие?

  • Как отмечали Петров и Ильин дни? Пели молебен? Обходили с иконами вокруг села? Какие поверья с этими днями связаны?
  • Что делали перед началом жатвы? Кто и как начинал жать? Что говорили, когда приходили в поле? Куда несли первый сноп, что приговаривали или пели? Оставляли ли что-нибудь на поле, после того как выжнут всё (несжатые колосья, «бороду»)? В какой день кончали жать? Что делали с последним снопом (как его жали, несли)? Как он назывался (барин, гостья и пр.)? Кто нес последний сноп в дом? Куда его ставили? Что говорили, когда его приносили (гоняли ли мух, тараканов, мышей)? Долго ли хранили последний сноп? Что делали с ним потом? Завивали ли «бороду», «коклюшку»? Как это делали, что говорили? До какого дня нужно было закончить жатву?


  • Были ли осенью праздники, в которых принимали участие одни женщины (совместное мытье избы, заготовка капусты)? Что делали, что пели? Что делали с мужчинами, которые попадали (случайно или намеренно) в компанию женщин?

  • На какой праздник гуляли всем селом (деревней)? Что пели? Знаете ли песни, в которых говорится о варке пива? Пелись ли шуточные песни о деревнях и их жителях, присутствовавших на съезжих праздниках?

  • Что делали в Покров? Как «закармливали» скотину? Конопатили ли окошки на Покров? Что при этом приговаривали? Ходили ли матери к церкви выбирать невест своим сыновьям?

  • Были ли у вас беседки? Когда они проводились? Где и кто собирался?

  • Какие календарные праздники, обряды и поэзия исполняются до сих пор? Как отмечаются календарные праздники в наши дни и сохраняют ли они какие-либо традиционные черты?



<< предыдущая страница   следующая страница >>