reforef.ru 1
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского



Кафедра нормальной анатомии человека


3.3. Методические разработки по учебным занятиям
для студентов:




УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Д.м.н., профессор В.С. Пикалюк

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« » 200 г.



Тема:

Артериальная система



Дисциплина:

Анатомия человека с основами гистологии




Факультет:

Фармацевтический




Курс:

1

Семестр:

1


Специальность:

Клиническая фармация



Куратор темы:

К.м.н., доцент Н.А. Новосельская

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь


  1. Актуальность темы.


Необходимо знать, что артериальная система обеспечивает доставку кислорода к органам и тканям, что обеспечивает их бесперебойную работу. Пусковым механизмом патогенеза многих заболеваний являются нарушения в работе сердца или периферических сосудов. Поэтому врачам любого профиля необходимо знание строения сердца и основных звеньев сосудистого русла.


  1. Цель обучения.


Используя материалы лекционного курса изучить общие закономерности и частные особенности артериальных сосудов различных органов, систем и областей. Уметь обобщить эти данные для понимания особенностей кровоснабжения жизненно важных органов.


    1. Учебно-целевые задачи:




      1. Студент должен знать:






Аорту, её отделы топографию отделов.



Магистральные сосуды, идущие к областям (верхние и нижние конечности), органам и системам.



Топографию поверхностно расположенных сосудов.

Понятие о париетальных и висцеральных ветвях.




Особенности кровоснабжения жизненно важных органов.




      1. Студент должен уметь:






Найти и показать аорту и её отделы, место бифуркации.



Найти и показать сосуды, отходящие от дуги аорты, проследить ход общих сонных артерий до места деления.



Найти и проследить ход магистральных сосудов (подключичная, подмышечная и т.д.; наружная подвздошная, бедренная и т.д.)



Найти и показать висцеральные ветви грудной и брюшной части аорты.



  1. Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.




Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

1. Хирургия.

Места поверхностного расположения артерий.

Найти и показать на скелете и трупе место прохождения лицевой, лучевой, бедренной, подключичной артерий, где их можно прижать к кости для остановки кровотечения.

2. Терапия.


Особенности кровоснабжения внутренних органов.

Найти и показать на таблицах и на трупе висцеральные ветви грудной и брюшной части аорты.




  1. Программа самостоятельной подготовки.




№ п/п

Учебные задания

Конкретизация заданий



1. Изучить отделы аорты и ветви дуги аорты.

1. На трупе найти и показать сердце с отходящей аортой, отделы аорты, ветви дуги аорты.



2. Изучить наружную и внутреннюю сонные артерии, зоны кровоснабжения.

1. Проследить на трупе ход общей сонной артерии до бифуркации. Найти и показать наружную и внутреннюю сонную артерии; зоны их кровоснабжения.



3. Изучить подключичную артерию. Обобщить данные по кровоснабжению головного и спинного мозга.

1. Проследить на трупе ход подключичной артерии; найти и показать позвоночную артерию. На препарате головного мозга с сохранёнными артериями рассмотреть образование Вилизиевого круга.



4. Изучить и проследить ход магистральных артерий верхней конечности, зоны их кровоснабжения.

1. Найти и показать на трупе подмышечную, плечевую, локтевую, лучевую артерии. Поверхностную и глубокую артериальные дуги кисти.



5. Изучить висцеральные ветви грудной и брюшной части аорты.

1. Найти и показать на трупе висцеральные ветви грудной и брюшной аорты и органы, которые они кровоснабжают.



6. Изучить артерии таза.

1. Найти на трупе место деления аорты, общие, наружные и внутренние подвздошные артерии.



7. Изучить и проследить ход магистральных сосудов нижней конечности, зоны их кровоснабжения.

1. Найти и показать на трупе бедренную, подколенную, переднюю и заднюю большеберцовые артерии и их конечные ветви – тыльную артерию стопы и латеральную и медальную подошвенные артерии.



Сделать записи в рабочих тетрадях.


По всем пунктам самостоятельной работы в тетрадях для самостоятельной работы сделать записи: написать словарь анатомических терминов, зарисовать схемы, рисунки и обозначения к ним.

  1. Алгоритм практической работы студентов.




Первый этап

Изучение артерий головы и шеи

Второй этап

Изучение артерий туловища

Третий этап

Изучение артерий конечностей


  1. Тесты по теме для контроля знаний, ситуационные задачи – см. в разделе

    3.3. «Методическая разработка по учебным занятиям для студентов» – Итоговое занятие по сердечно-сосудистой системе (theme 13).




  1. Место проведения занятия.


Секционная комната, препаровальный зал


  1. Источники информации.


Литература.

Основная:

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека., СПб.: Гиппократ, 2001 – 704 с.

  1. анатомия человека в 2 томах. т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина., М.: Медицина,

1996 – 544 с.

  1. Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1, М..: Медицина, 1989 – 344с.

  2. Лекция.

Дополнительная:

  1. О.В.Федотов, О.М.Очкуренко, К.М.Фенчин. Морфологiчний словник медичноi термiнологii. Киiв: Вища школа, 1985 – 312 с.

  2. И.И. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. т. 1, Учебник для мед. вузов – СПб.: Спецлит, 2001 – 500 с.

  3. Р.П. Самусев, Н.И. Гончаров. Эпонимы в морфологии. Справочное пособие, М.: Медицина, 1989 – 352 с.

  4. Анатомия человека //Под ред. С.С. Михайлова. М.: Медицина, 1999 ­– 735 с.

  5. А. Андронеску. Анатомия ребенка. Бухарест: Меридиане, 1970 – 363 с.

  6. С.Ю. Кравчук. Анатомiя людини, в 2 томах, т. 1, Чернiвцi, 1998 – 296 с.

  7. Т.Г. Казаченок. Анатомический словарь. Минск: Высшая школа, 1984 – 400 с.

  8. Міжнародна анатомічна номенклатура //Під ред. І.І. Бобрика, В.Г. Ковешнікова. Київ; Здоров,я, 2001 – 328 с.