reforef.ru 1 2 ... 8 9

Личность и общество: человек в социуме, социальное в человеке







Человек по природе своей есть животное общественное, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне общества, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек… Тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо божеством.

Аристотель

«Политика», ок. 328 г. до н.э.

Вынесенное в эпиграф главы высказывание Аристотеля требует некоторых комментариев. Безусловно, уподобление человека просто «общественному животному» - это всего лишь метафора. Человек принципиально отличается от собственно общественных животных – например, муравьев, пчел или даже высших обезьян. Отличается своей разумностью.

Что это означает? Во-первых, все поведение животного ограничивается теми рамками, которые заданы врожденной инстинктивной программой. Если природа и оставила высшим животным возможность некой адаптивной вариативности поведения, в том числе и передачи знаний от более опытных соплеменников менее опытным, эта свобода все же далеко не полная. Как правило, и она ограничена рамками инстинктов, определяющих, в частности, у кого и чему можно учиться. Так, В.Дольник описывает любопытный эксперимент с павианами. Молодые павианы «учатся» у старых самцов, жизненный опыт (т.е. возраст) которых имеет четкое внешнее выражение – пышную длинную гриву. Наличие этой гривы выступает пусковым механизмом для разворачивания у молодых особей соответствующих инстинктов: молодежь учится у того, чья грива длиннее. Исследователи побрили павиана – молодежь перестала к нему «прислушиваться», надели на него парик – он обрел прежний статус1. Человек же, по известному выражению Гегеля, «не является от природы тем, чем он должен быть». Это дает человеку, с одной стороны, больше «степеней свободы» в организации собственной жизни, но, с другой, требует большой внутренней работы в процессе становления и личностного развития и, соответственно, возлагает на человека несравнимо большую ответственность за его поступки.

Во-вторых, «животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек». В этом часто цитируемом высказывании немецкого психолога А.Гельба2, в иронической форме подчеркивается, что психическая деятельность и поведение человека не ограничиваются удовлетворением биологических потребностей, а, как мы увидим позже, простираются гораздо дальше.

В-третьих, животное не способно действовать в «идеальном плане» - планировать свою деятельность, представляя цель, мечтать, фантазировать, овладевать речью, как символическим отражением реальности, не представленной в непосредственных ощущениях.

О природе, становлении и развитии человека, о загадках, с этим явлением связанных (и о некоторых отгадках), и пойдет речь в данной главе. Но сначала – внесем ясность в содержание основных понятий, которые мы будем использовать.


Индивид - личность – индивидуальность: сущность и соотношение понятий
Пожалуй, трудно найти другое столь же часто упоминаемое в социально-гуманитарных науках понятие, как понятие «личности». И в определениях личности, предлагаемых разными авторами, нет однозначности. Уже один этот факт свидетельствует о сложности и многогранности самого феномена личности. Кроме того, понятие личности тесно соприкасается с рядом других понятий, также описывающих человеческое существо.

Человек – существо уникальное, поскольку существует одновременно в трех измерениях: природном, культурном и индивидуальном. Причем последнее не выводимо непосредственно из первых двух. Именно эта многоплановость человеческого бытия и привела к появлению нескольких терминов, обозначающих человека, но акцентирующих его разные проявления и свойства.

Первое понятие – «индивид», описывает человека как представителя биологического вида Homo sapiens, биологическое существо, обладающее набором характеристик, общих для всех представителей вида, в частности, определенным строением тела, обеспечивающим способность к прямохождению, структурой мозга, обусловливающей развитие интеллекта, строением руки, предполагающим возможность использования орудий труда, и т.д.

Человек рождается индивидом, но с самых первых мгновений своей жизни человеческий детеныш включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, и в результате приобретает особое качество – он становится личностью. Таким образом, «личность» - это категория, обозначающая человека как носителя определенных социальных свойств, как продукт социальных взаимодействий.



следующая страница >>