reforef.ru 1 2 3 4

Курсовая работа «Что скрывает жадность?»



Институт коучинга Александра Савкина


Курсовая работа

«Что скрывает жадность?»


Студентка 1 курса группы ВГ -6

Булденко Марина Алексеевна

Руководитель курсовой работы

Кавина Т.А.

Рецензенты


____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________
Санкт-Петербург

2008

«Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими».

(Л. И. Толстой).

Введение

На одном из сеансов психотерапии у меня был запрос: пресыщение новым материалом, невозможность усваивать и интегрировать в жизнь полученные знания и навыки.

На этом занятии были выявлены две субличности: Прет – ненасытное существо, которое готово заполучить все, что видит вокруг и Матильда - воплощение рассудочности и взвешенности решений.

Образ, который возник в процессе работы, очень ярко отразил мой подход к приобретаемым знаниям и вообще новому в моей жизни. Чувство, которое было выявлено и осознано, стало полной неожиданностью для меня – жадность. Жадность у меня проявлялась в непреодолимом желании получения новой информации, знаний, накоплении и удержании их при себе. Использование уникальных знаний возможно только в каких-то «особых случаях»: блеснуть эрудицией, привлечь внимание, решить задачу, которую никто решить не может (т.е. опять же привлечь внимание к своей персоне!). Для меня эта тема оказалась очень важна и коренилась глубоко, за один сеанс ее невозможно было решить. Именно поэтому я решила взять для более полного изучения всех аспектов такого явления как жадность тему «Что скрывается за жадностью?»


Цель исследования

Подробное и максимально полное изучение всех аспектов и природы жадности: причины появления, возможные проявления, сферы жизни, на которые влияет этот феномен, последствия наличия этого качества.

Гипотеза


  1. жадность не может возникнуть сама по себе как качество характера, всегда есть какая – либо причина;

  2. жадность может быть результатом или проявлением каких-то других скрытых/неявных проблем .

Теоретическая часть

Начнем наш обзор теоретической части понятия «жадности» с определений, данных в Толковом словаре русского языка Ушакова:

ЖА'ДНОСТЬ, и, мн. нет, ж.

стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания. С жадностью выпил стакан воды. 2. Скупость, корыстолюбие (разг.). К старости развилась у него ж. 3. перен. Напряженный интерес, напряженное внимание. С жадностью слушал музыку.

И словаре Даля:

ЖАДАТЬ и ЖАЖДАТЬ - …сильно хотеть, желать. ЖАДНОСТЬ – свойство, принадлежность жадного.

ЖАДНИЧАТЬ – быть нескромным в желаниях своих, страстно и ненасытно хотеть приобрести ч.-л., присваивать все себе одному, увлекаться корыстью.
Жадность существует в мире столько же, сколько существует человек.

Б Библии, великой книге книг, приведено описание семи смертных грехов. Ими являются гнев, гордыня, глупость, жадность, леность, чревоугодие и уныние.

В буддийской мифологии мы находим понятие о существах - духах, которые как нельзя лучше служат символом/ воплощением жадности. Это ПРЕТЫ.

В Мифологическом словаре Е.М.Мелетинского приводится следующее определение:

ПРЕТЫ (др. -инд. ушедший) 2) В буддийской мифологии духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, например, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где преты живут), преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше чем игольное ушко. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми.


В своей работе мы не будем акцентировать внимание на духовных и мифологических аспектах этого явления. Это тема другой работы.

Рассмотрим причины появления существования жадности, описанные в научной литературе.

Жадность - можно считать явлением социальным, потому что чаще и ярче всего она проявляется именно в отношениях с другими людьми. Однако предпосылки для ее развития есть и в структуре личности, в особенностях характера .

Многие авторы придерживаются мнения, что психологическим основанием жадности являются следующие:

1)недостаток родительской любви и внимания в детстве

2) желание\потребность привлечь внимание группы или значимого человека

3) неосознанное чувство собственной неполноценности

4)и внутренний страх, порождающий внешнюю агрессию.

Рассмотрим отдельно каждую из вышеназванных причин.

1. Недостаток родительской любви и внимания в детстве.

Чувство уверенности, защищенности, безопасности - первоначальные ценности, которые дает ребенку мать. Если малыш был лишен этого в своем детстве, он будет компенсировать свою отчаянную потребность любить и быть любимым и получать тепло различными, доступными ему способами.

Состояние ребенка, когда ему не хватает тепла от значимых людей, поддержки близких, ободряющих ласковых слов называется депривацией. Сегодня многие дети страдают от этого. Родители слишком заняты, они «устраивают» будущее детей, не задумываясь, что калечат их настоящее.

Дети, лишенные внимания значимых взрослых часто очень любят сладкое («заедают проблему»), восполняя таким образом эмоциональный недостаток. Родители часто дарят им дорогие игрушки, но никогда не играют с ними вместе. Вещи, подаренные родителями, становятся для ребенка «суррогатом» любви, единственным доказательством небезразличия родителей. Именно поэтому таким детям трудно делиться и сладким, и игрушками с другими детьми. Заместители близости приходят к ребенку в разной форме, но всех их обычно можно охарактеризовать как подкуп. Родители ощущают свою вину перед ребенком и стараются загладить ее предложением игрушек, сладостей денег, поездкой на каникулы, позволением с утра до вечера просиживать у телевизора и обещанием других многочисленных развлечений. Все родители время от времени прибегают к таким методам защиты от постоянно требующего внимания ребенка, но для детей, пораженных драконом жадности, это становится, обычным, а не случайным явлением. Вместо ласки и предоставления им того, в чем нуждается каждый ребенок, им, чтобы как-то их занять, начиная с грудного возраста дают бутылочки с молочной смесью, даже когда они не испытывают чувство голода.


2) В основе детской жадности также могут лежать иные проблемы - ревность, жажда лидерства.

Для реализации потребности признания в группе, лидерстве дети часто прибегают к манипулированию, использованию игрушек, сладостей, значимых вещей («у меня есть то, чего ни у кого нет!»)

В этом случае дети чувствуют себя по-настоящему значимым и главным, когда вокруг него все «прыгают», уделяя им повышенное внимание. Они готовы поделиться своими игрушками или значимыми для них вещами, сладостями с другими детьми, но для этого нужно, чтобы их поуговаривали, попросили подольше, таким образом они усиливают свою значимость. Перед такими детьми слишком много «прыгают» родители, бабушки и дедушки. Это так называемая позиция «маленького тирана» в семье. Ребенок с самого юного возраста привыкает, что именно его желания самые главные.

Довольно часто целью жадности для таких детей (а позже и взрослых, механизм остается прежним) является получение преимущества над кем-то или над чем-то путем поглощения, порчи, разрушения. Способ проявления выбирается исходя из личностных особенностей каждого человека.

В книге «Приручи своих драконов» автор говорит о том, что условная любовь родителей или вовсе ее отсутствие дает хорошие возможности для роста дракона самоуничижения.

Каждый дракон в своем развитии проходит семь ступеней. Для дракона самоуничижения это следующие этапы:

Первая ступень: ребенок начинает осознавать, что любовь в его доме является условной.

Ребенок сталкивается с родительскими ожиданиями на его счет, являющимися для него завышенными.

Вывод и принятое решение: "Меня не любят таким, какой я есть".

Ребенок чувствует, что он каким-то образом недооценен с точки зрения родительского внимания, и начинает подозревать о существовании некоего препятствия, которое ему нужно преодолеть, чтобы снискать их любовь и

признание.

Вторая ступень: ребенок боится не соответствовать предъявляемым ему требованиям.


Ребенок не может понять, как ему угодить своим родителям. Он не знает, как ему разрешить проблему с недосягаемым образцом для подражания, и у него рождается опасение, что он никогда не сможет выполнить условия, необходимые для завоевания родительской любви.

"Я не соответствую их требованиям". Ребенок придерживается определенной политики: вместо попытки угодить родителям своими успехами, он торопится сдаться без борьбы. Он соглашается с собственной неполноценностью.

Третья ступень: ребенок учится приносить извинения за все, что он делает.

Находящийся под воздействием дракона самоуничижения ребенок развивает в себе привычку приносить извинения, чтобы предупредить реакцию окружающих и заранее занизить их высокие ожидания. Он учится выживать путем заблаговременного разрушения ожиданий окружающих относительно благополучного исхода дела, за которое он берется. Он пытается предотвратить разочарование окружающих до того, как они начнут его выражать. Он отпускает в свой адрес самоуничижительные шутки, замечания, первым указывает на свои недостатки и подвергает критике то, что говорит.

Каждый, кому приходилось попробовать убедить людей с сильно выраженной склонностью к самоуничижению в том, что они на самом деле являются вполне достойными членами общества, на собственном опыте испытал силу упрямства, с которым эти люди держатся за представление о себе как об отбросах общества.

Вывод и принятое решение: "Всегда приноси извинения прежде, чем что-нибудь сказать или сделать".

Четвертая ступень: ребенок учится чувствовать себя маленьким и незначительным Стремясь избежать негативного внимания или проявления критики, такой ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он учится мелко и часто дышать, словно прячась таким образом от окружающих. Голова его уходит в плечи, взгляд скользит по земле, а спина и грудь сутулятся и подаются вперед. Он нередко в защитном жесте прижимает руки к груди, к солнечному сплетению. Голос у него становится приглушенным, и ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно проникать и выскальзывать из комнаты. Он учится быть невидимым.


Вывод и принятое решение: "Если я стану маленьким и незаметным, никто не будет ничего от меня ожидать".

Пятая степень: ребенок начинает понимать, что он может быть прав, заранее предсказав свою неудачу.

Ребенок начинает осознавать, что может сохранить хотя бы частичку самоуважения, по крайней мере тем, что он оказался прав, заранее зная, что его постигнет неудача. Его идея состоит в том, чтобы продемонстрировать свою неполноценность прежде, чем кто-либо успеет обвинить его за это. Фактически он приходит к следующему заключению: "Мне не следует далее пытаться одержать победу. Я уже сейчас наверняка могу сказать, что проиграю или не уложусь вовремя". Таким образом он, по крайней мере, может с уверенностью сказать: "Я знал об этом наперед".

Вывод и принятое решение: "Я не смогу этого сделать и заранее это предрекаю. По крайней мере, в этом я совершенно прав".

Шестая ступень: ребенок учится подвергать себя критике.

Ребенок начинает осознавать и принимать концепцию своей неполноценности. Как только это происходит, он больше не нуждается в родителях и воспитателях для вынесения себе неодобрения. Теперь, где бы он ни находился, он способен сам провести над собой экзекуцию. При этом он может иметь последнюю престижную марку автомобиля с откидывающимся верхом или находиться в кругу самых любимых для него в мире людей - ничто не способно прекратить его никому не слышное самобичевание. Вывод и принятое решение: "Если я не могу их победить, я присоединюсь к ним в их критическом ко мне отношении. Я, как и они, тоже себя презираю".

Седьмая ступень: ребенок учится любой ценой избегать успеха.

Успех означает повышение ожиданий окружающих людей и повое, более сильное их разочарование по поводу следующей за ним неизбежной неудачи. Если ребенку удается преуспеть в каком-то начинании, ему придется затем снова испытать мучительное чувство неловкости, вызванное ощущением своей неполноценности, поскольку он не в состоянии этот успех удержать. В конце концов ребенок приходит к заключению, что лучше ничего и не начинать.


Вывод и принятое решение: "К успеху не стремись".

В конце концов человек верит в то, что он выйдет победителем, только если навсегда сохранит о себе представление как о неполноценном, несостоятельном. Он боится успеха в жизни и делает все, чтобы его избежать.

Избегание боли и разочарований поиск успокоения в бездействии и неприметности свойственны для таких людей. Находящиеся во власти этого дракона неизменно пребывают в состоянии легкой или более жесткой депрессии, поскольку глубоко переживают свою беспомощность и крушение всех надежд.

В результате «успешного» прохождения всех этих ступеней мы получаем неуверенного в себе человека, являющегося легкой добычей /открытого интервенции любого из остальных «драконов». В том числе и дракона жадности. Об этом драконе более подробно мы расскажем ниже.

3) Чувство собственной неполноценности, низкая самооценка.

Как уже говорилось выше, довольно часто низкая самооценка появляется в результате отсутствия безусловной родительской любви.

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери с которой ребенок проводит наиболее важные для дальнейшего развития годы. Ложные принципы, 'ценности и убеждения передаются детям через поведение и реакции родителей и с легкостью усваиваются впечатлительным сознанием ребенка. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с проблемами дома или в школе. Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности и никчемности.


Еще один важный фактор, влияющий на формирование самооценки — отсутствие понимания или признания неповторимости, уникальности своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Часто несогласие чада воспринимается либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой родителей и проявляется в потребности всегда быть правым.

Уверенность и внимание родителей или значимых людей тесно связаны между собой. Если родители не проявляли к ребенку должного внимания, то в дальнейшем его, с большой долей вероятности, будет преследовать чувство неуверенности в себе.

Чувство неуверенности постепенно вырастает из убеждения в собственной неполноценности, несостоятельности, в неспособности что-то сделать. Во многих случаях неуверенность вовсе не означает, что внутренние ресурсы человека и в самом деле малы; это чувство просто отражает тот факт, что сравнение реальных способностей с воображаемым идеалом - совершенным Я, всегда оказывается не в пользу реального человека, невольно возникает ощущение собственной неполноценности.

Неуверенный в себе человек постоянно думает, что он «не такой» - недостаточно хороший, недостаточно счастливый, не компетентный, не уравновешенный - этот список можно продолжать до бесконечности.

Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому заместителю, притупляющему боль. Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания. Такое отношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.


Чувство неуверенности появляется там, где существует постоянная необходимость доказывать себе и окружающим собственное превосходство в чем - то.

Но, как ни парадоксально это звучит, любое движение возможно только при доле сомнения в своих успехах, достижениях, знаниях и при условии присутствия желания что - либо изменить или добиться какой-либо важной для нас цели. Должен быть сильный побудительный мотив.

4) Внутренний страх, порождающий внешнюю агрессию.

Страх захватывает и материальную, и духовную сторону жизни, подрывает уверенность в себе, подавляет воображение, порождает жадность, раздражительность, злобу к другим, постоянно держит человека в высоком нервном напряжении, отнимает огромное количество творческой энергии.

Страх часто спрятан в подсознании, поэтому его трудно заметить. Только сам человек может и должен узнать о существовании своих страхов. Наличие страха перед жизнью и страха перед другими людьми не позволяет быть гармонии, и плодотворно взаимодействовать с самим собой.

Ни один человек никогда не бываете нейтральным в отношении предмета своих желаний. Он всегда испытывает внутреннее напряжение, когда дело касается вещей, на которых фиксируется внимание, и нередко сворачивает с прямого пути, чтобы заполучить предмет своих желаний или, наоборот, обойти его стороной, после чего нередко испытываете муки совести.

Жадность – можно назвать общим знаменателем всех страстей. О чем бы мы не мечтали - об изысканных кушаньях, о сексуальных наслаждениях, о взаимности в чувствах , о богатстве, о власти, о славе, - глубинный мотив всех желаний - жадность. Когда человек в чем-то нуждается, к чему-то стремится, он испытывает потребность получить желаемое. Только получив вожделенный предмет или чувство, он испытывает удовлетворенность. Человек постоянно чего-то хочет. В этом опосредованно проявляется его зависимость от других, окружающих, т.к. зачастую желание получить нечто, не связано непосредственно с личными индивидуальными истинными потребностями, а обусловлено социальными нормами или принятыми условностями: статусный автомобиль, высокооплачиваемая работа, престижное образование и прочее.


Жадность фиксирует внимание на накоплении заменителей, а не на реализации возможностей.

Жадность может и оказывает сильное влияние не только на состояние самого человека, но и на характер устанавливаемых им отношений. Жадный человек хочет полностью и безраздельно владеть тем, о чем он мечтает. Но равные партнерские отношения подразумевают не только способность брать, но и возможность отдавать. Ведь невозможно выстроить общение с тем, кто только «берет», но ничего не «дает». А именно этой способности, необходимой для выстраивания полноценных отношений, лишен этот человек.

У человека жадного требования к отношениям очень высоки, но сам он не проявляет желания удовлетворить чьи-либо потребности. Он требует от партнера полной самоотдачи, включая его внимание, привязанность, понимание и сочувствие. Обычно он встречает в штыки малейшие признаки невнимательности или бесчувственности со стороны партнера.

Жадность - это неумение отпускать что-либо от себя, это состояние негармонии, неудовлетворенности. Постоянный внутренний диссонанс порождает в таком человеке страх перед жизнью и желание иметь все больше и больше, для того, чтобы обеспечить себе психологическую безопасность.

Испытывающий чувство обделенности во всем; вечно голодный; ненасытный; жаждущий удовлетворения и не находящий его; боящийся пронести что-либо мимо своего рта грубый, завистливый, стремящийся заполучить себе все что можно. Он набирает себе больше, чем кто-либо способен потребить.

Очень сильным источником чувства жадности является лишенность желаемого объекта, человек испытывает страх перед тем, что количество таких объектов ограничено и они могут пройти мимо него.

Секрет состоит в том, чтобы не подавлять свои желания, не доводить себя до возникновения чувства обделенности, но и не потворствовать малейшим прихотям - то есть вести обычную, нормальную жизнь.

Важно осознать то, чем уже располагаешь. Насладиться своим богатством. Если мы не пользуемся тем, что имеем, не испытываем от этого радость, таким образом, мы отвергаем все накопленное вплоть до физической его потери. Следовательно, теряем все и заканчиваем ни с чем.


Страстное желание существует потому, что не проходит познание вещи, которую желаете.

Жадность компенсационна. Люди, склонные к скупости/жадности, ограничивают себя во всем, пытаясь сохранить имеющееся («денег всегда не хватает»). Этим самым они парализуют свою инициативу и живут по остаточному принципу. А то, что имеют - не приносит им ощущения удовлетворенности. При этом деньги теряют свое значение, даже, если их много. Парадокс! Даже имея материальные ценности, такие люди несчастны.

Человек какое-то время жаден, а потом срывается с цепи, и удержать его нельзя: он теряет, тратит, разбазаривает, проигрывает, у него крадут, и так. То есть, он довел жадность до абсурда и подошел к крайней ее степени. Но человек не может жить в таком напряжении: как только жадность доходит до крайней степени, и дальше подсознание уже не может ее удерживать, происходит срыв. А потом снова борьба за предметы желания.

Жадность - это сон души человека.

Среди многочисленных проявлений жадности - ненасытность в еде, непомерное приобретение ненужных, бесполезных вещей, накопление богатства ради самого факта обладания и открывающимся в связи с этим возможностями (которые никогда не будут использованы!), обладание властью, есть одно, стоящее как бы особняком - это неутолимая жажда приобретения, накопления знаний.

Познание доставляет удовольствие. Путь к знанию полон предвкушений и энтузиазма. Неподатливость реальности, которую человек хочет покорить во что бы то ни стало, только разжигает любопытство и желание приобретать все больше знаний.

Но несмотря на всю внешнюю привлекательность этой «экзистенциальной» жадности, природа ее остается той же - желание накопления и компенсация неполученного в детстве внимания и неуверенности в себе.

Они не могли найти себе места в жизни, пребывая в постоянном, поиске чего-то, по имевшего конкретных очертаний, и. не находя искомого. Жадность к знаниям проявляется весьма схожим образом. Жадные взрослые люди постоянно переключают


свое внимание на нечто новое, что им хотелось бы изучить, поэтому они оказываются неспособными извлечь что-либо интересное из материала, рассматриваемого в данный момент. По этой причине некоторые люди продолжают оставаться вечными студентами, так и не сумевшими приобрести знания, необходимые для профессиональной деятельности. И здесь дракон жадности выступает в качестве их главного врага: время, сила и деньги оказываются потраченными этими людьми напрасно.

Мне очень близко мнение Виктора Франкла, которое он приводит в своей книге "Человек в поисках смысла": «…все, вне зависимости от того, насколько любили их в детстве, обладают жгучим желанием познать свое место в космосе, узнать цель и назначение собственной жизни. Иными словами, вы хотите ощущать свою связь с миром, знать, что вы принадлежите и у вас есть свое место во вселенной. Вы можете не отдавать себе отчета в том, что это и есть истинный источник ощущаемого вами голода, поэтому вы и ищите заменителей, которые не приносят вам удовлетворения. Постепенно вы узнаете, что открытие вами для себя духовной жизни удовлетворит ваши самые страстные желания. Вот каким способом вы можете быть излеченными от ваших привязанностей. Если вы действуете на более ранних уровнях зрелости, ваше духовное развитие может привести вас в религию, моральные устои которой дадут вам необходимый внутренний стержень. Если же ваше развитие соответствует уровню зрелости взрослого человека, вашему духовному процветанию не понадобится никакая религия. Оно будет включать в себя обширную философию жизни, учения метафизиков или жизнеутверждающие реализации о вашем истинном предназначении и о задачах вашей жизни. Высшим источников* счастья для вас служит признание и освоение настоящих взаимоотношений с самим собой, с окружающими вас людьми и со всей природой. Для того чтобы осуществить это, у вас не должно быть желания выносить суждения; принятие взаимоотношений должка быть безусловным, Когда вы сумеете этого добиться, у вас не будет ни пагубных привычек, ни страданий.


Вы должны взять на себя всю ответственность за собственную жизнь. Раз у окружающих есть все, что вам нужно, значит, вы тоже можете это иметь "Что отдаешь - то и получаешь".

Раздражение порождается необходимостью самому сделать для себя что – то хорошее.

Наиболее полно и подробно, во всяком случае, из той литературы, которую мне удалось найти, феномен жадности рассмотрен Стивенсом в книге «Приручи своих драконов», которая уже упоминалась выше. Описание семи «драконов»: высокомерие, самоуничижение, нетерпеливость, жадность, мученичество, саморазрушение, упрямство - сходно с общепринятым представлением о семи грехах.

Терзаемый драконом жадности человек не замечает или отказывается от предлагаемых вещей или людей и стремится отыскать в них всевозможные недостатки. Он слишком обеспокоен возможностью потерять «свои» вещи и чрезмерно поглощены их преумножением. Проще всего определить, испытывает ли человек муки жадности, - это посмотреть, радуется ли он тому, что имеет или нет.

Как правило, такой человек не любит и не ценит того, что находится в его распоряжении.

Дракон жадности заставляет людей поверить, что обретение следующего предмета желания принесет им чувство удовлетворения.

Их мучает страх, что они умрут слишком рано, не успев испытать и испробовать всего, чего бы им хотелось. Следствием подобного стремления является их неспособность проникнуть в глубины того, чем они занимаются, поскольку, не окончив одного, они немедленно принимаются за другое. Они неизменно ощущают неудовлетворенность собственной жизнью, так как не обладают способностью остановиться на чем-нибудь одном.

Как правило, наше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает нас в действительности. Избавившись от своих кошмарных фантазий, мы убеждаемся, что жизнь прекрасна и удивительна, если доверять ей.

Наш ум - это стена вокруг вас. Мы заключены в нее, как узники. Но эта стена прозрачна. Поскольку это - стеклянная стена, состоящая лишь из мыслей, предрассудков, теорий, мы не можете ее коснуться, иногда мы даже не осознаем ее.


К какому бы решению мы ни пришли, подтверждение в уме всегда найдется. Наш ум может создавать переживания и опыты. Жадность в переживаниях идет от ума.

Разум, счастливый дар человека — и его проклятие; он заставляет его вечно трудиться над разрешением неразрешимой дихотомии жизни и смерти. В этом отношении человеческое существование отлично от существования всех других организмов; оно полно постоянной и неустранимой неустойчивости. Человеческая жизнь не может "проживаться" по образцу, заданному родом: человек должен жить сам. Человек — единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек — единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином самому себе.

Полностью просветленный человек, свободный от жадности, гнева и других негативных состояний ума, не имеет ни желания, ни необходимости скрывать правду или поступать неэтично.



следующая страница >>