reforef.ru 1
ПРОЕКТ

КОДЕКС ЭТИКИ

членов Комитета по аудиторской деятельности при Омской ТПП
ВВЕДЕНИЕ

Современное общество испытывает возрастающую потребность в развитии независимого аудита, основанного на глубоких знаниях в области экономики, финансов и права. Доверие к аудиторам во многом зависит от их профессиональной подготовленности, включающей не только специальные знания и навыки, но и соблюдение необходимых этических норм и правил.

Термин “этика” был введен еще Аристотелем для обозначения учения о нравственности. Нравственные же принципы не устанавливаются теоретиками, а вырабатываются в процессе работы практиков. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Интересы каждого отдельного члена Комитета и всей профессии в целом совпадают. Каждый член Комитета должен прилагать усилия для создания и поддержания общественного доверия к профессии.
I. ЦЕЛИ.

1.1. Кодекс содержит рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в аудиторской практике.

1.2. Кодекс этики членов Комитета по аудиторской деятельности при Омской ТПП (далее Кодекс) признает, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечение наилучших результатов работы и в целом удовлетворение общественных интересов.

1.3. Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:

- Достоверность. Общество в целом испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах.

- Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита.


- Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества.

- Уверенность. Лицам, пользующимся услугами аудиторов, необходима уверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.
II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

2.1. Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов.

Такими фундаментальными принципами являются:

- Честность и порядочность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно. Аудитор, выступая в различных качествах, должен всегда соблюдать объективность и действовать с профессиональной компетентностью, избегая какой-либо зависимости своих суждений от суждений других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений, которые могли бы привести к предвзятости, или нарушить объективность проведения аудиторской проверки.

- Независимость. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен быть не зависимым от аудируемых лиц и от третьих лиц.

- Объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы.

- Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий.

- Конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.


- Профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло ее дискредитировать.

- Регламентирующие документы. Аудитор обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Аудитор обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организации или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.
III ЧЕСТНОСТЬ И ПОРЯДОЧНОСТЬ

3.1 При осуществлении профессиональной деятельности аудитору необходимо руководствоваться принципами честности, открытости и порядочности. Данные принципы должны соблюдаться не только при общении с клиентами, но и в сфере профессионального общения.

3.2 Аудитор должен трезво оценивать ситуацию в процессе оказания услуг. Необходимо руководствоваться приоритетом качества перед количеством. Объем предоставляемых услуг должен соответствовать возможности аудитора качественно выполнить свои обязательства перед аудируемым лицом.
IV. ОБЪЕКТИВНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

4.1 Аудитор должен соблюдать объективность и быть свободным от конфликта интересов при выполнении своих профессиональных обязанностей. Аудитор должен быть по настоящему независим при проведении аудиторских проверок и оказании иных аудиторских услуг. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.

4.2 Все аудиторы должны быть независимы от аудируемых организаций и третьих лиц.

Аудиторам запрещается вступать в непрофессиональное общение с работниками и должностными лицами.

Аудиторам запрещается принимать подарки или иные материальные блага от аудируемых организаций или их работников.

Аудиторам запрещается во время нахождения в аудируемых организациях участвовать во внутрикорпоративных мероприятиях, не имеющих профессиональной направленности.


4.3 Аудитор не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, создающими или могущими создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации аудитора.
V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

5.1 Аудитору необходимо добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности с надлежащим вниманием, компетентностью и усердием.

5.2. Аудитор должен проявлять себя достойным доверия, возложенного на его профессию обществом и клиентами.

5.3. Аудитор должен обеспечивать соблюдение настоящего Кодекса ассистентами и помощниками, находящимися под его руководством.

5.4 Аудитор, соглашаясь оказать услуги, должен быть уверен в том, что у него достаточный уровень профессиональной компетентности, знаний и навыков для выполнения аудиторских услуг, необходимых клиенту. В противном случае он должен отказаться от их выполнения либо обратиться за помощью (рассмотреть вариант сотрудничества)
VI. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.

6.1. Вся без исключения информация, которая доступна аудиторам в связи с их работой, является конфиденциальной. Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и аудируемой организацией или работодателем.

6.2. Аудитор всегда должен соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.

6.3. Аудиторы обязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.

6.4. Конфиденциальность не только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но и включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.


6.5 Аудиторам запрещается сообщать (раскрывать) информацию относительно клиентов, характера работы, применяемых методик, содержания деятельности и документов клиентов, включая общение в быту.

6.6 Раскрытие информации аудитором осуществляется в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В случае если прямого указания на раскрытие информации действующим законодательством не предусмотрено, то информация может быть раскрыта при наличии соответствующего разрешения собственника информации, а при необходимости и контролирующих органов, обеспечивающих ее конфиденциальность.

6.7 При решении вопроса о возможности раскрытия конфиденциальной информации необходимо учитывать, что обязательным условием для этого является предварительное получение разрешения на раскрытие. Разрешение на раскрытие информации аудитор может получить только у руководителя аудируемой организации по специальному запросу.
VII. НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА.

7.1 Аудитор, предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовки налогового законодательства. Эти услуги предоставляются с профессиональной компетентностью, что полностью гарантирует честность и объективность заключения аудитора.

7.2 Аудитор не должен заверять аудируемую организацию в том, что подготовленные им заключения и рекомендации не могут быть оспорены, выраженное им мнение не должно восприниматься как установленный факт.

7.3 Аудитору, который осуществляет проверку правильности формирования налогооблагаемой базы, начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие в подготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую организацию о том, что ответственность за содержание декларации лежит на аудируемой организации. Аудитор должен принять необходимые меры по обеспечению надлежащей подготовки своих заключений и рекомендаций на основе полученной информации.

7.4 В целях последующего хранения все рекомендации по вопросам налогообложения, высказанные аудируемой организации в отношении возможных последствий, следует оформить документально.


7.5 Аудитор может участвовать в подготовке налоговой отчетности клиента только в качестве консультанта.
VIII ВЕЖЛИВОСТЬ И ВНИМАНИЕ К КЛИЕНТУ

8.1. Аудитор обязан проявлять к клиенту вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний облик аудитора должны соответствовать общепринятым нормам делового этикета и вызывать у клиентов и общества уважение к профессии аудитора.

8.2 В процессе проведения аудиторской проверки аудитору необходимо тщательно и внимательно изучать все проблемы, касающиеся клиента, не допуская при этом нарушения правил вежливости.

8.3 Даже в случае заметной разницы в образовательном уровне аудитора и клиента, являющейся следствием повышенных требований, предъявляемых к образованию аудитора и специальной подготовки, аудитор не имеет права демонстрировать свое интеллектуальное превосходство, позволить себе быть небрежным.

8.4 У Клиента необходимо корректно и в доступной форме выяснить цели и потребности по итогам проверки для уточнения содержания запроса на проведение аудита. Аудитор должен максимально содействовать решению вопросов удовлетворению потребностей Клиента.

8.5 Клиенту необходимо корректно и в доступной форме объяснить, какие профессиональные услуги, в каком объеме и качестве он должен получать при проведении аудита в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Целью является сформировать у клиента понимание, что результаты работы аудиторов могут быть использованы в процессе финансовой деятельности для целей принятия оптимальных и обоснованных управленческих решений.

IХ. ОТНОШЕНИЕ С КОЛЛЕГАМИ ПО ПРОФЕССИИ

9.1. Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных отношений с коллегами по профессии и воздерживаться от необоснованной критики их деятельности, соблюдать исключительную корректность и тактичность.
Х. РЕКЛАМА И МАРКЕТИНГ.

10.1. Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, адресных и телефонных справочниках, публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм.


10.2 При участии в рекламной компании или продвижении услуг аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не должны допускать преувеличений, заявления рекламного характера должны быть честными и достоверными.

10.3 При доведении информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг аудиторы:


  • Должны воздерживаться от применения приемов и методов, которые могут дискредитировать профессию;

  • Нe должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить;

  • Не должны принимать предложения об оказании аудиторских услуг не отвечающие соотношению трудозатрат, цены и качества;

  • Не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов.


ХI. ПЛАТА ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

11.1. Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Аудиторской организации или индивидуальному аудитору необходимо устанавливать достойный уровень цены за исполнение профессиональных услуг, который должен включать в себя не только оказание услуг, но и оформление необходимого пакета рабочих документов и документов для клиента с целью повышения качества работы и эффективности вложенных аудируемым лицом средств.

11.2. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме указанных в п. 11.1.

11.3. Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.

11.4. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.

11.5. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
Руководитель разработки

Директор ООО АФ «Правовая инициатива»

Вавилова М.В.