reforef.ru
добавить свой файл
1
Книга - мой самый лучший друг

Кучеренко Н.В.,

школа-гимназия №11
ИСТОРИЯ КНИГ И БИБЛИОТЕК КАЗАХСТАНА
Учебно-воспитательные цели:

Обучающая: расширить знания о появлении письменности, книг, типографий, библиотек на территории современного Казахстана и в частности о появлении первых библиотек в Усть- Каменогорске.

Развивающая: развивать умение работать с книгой, первоисточником, анализировать, умение составлять и выступать с сообщениями перед классом.

Воспитательная: воспитание потребности к чтению, расширению кругозора, изучению истории своего края. Тип урока: Усвоение новых знаний

Оборудование: Книжная выставка, таблица "Шумерские и тюркские знаки", раздаточный материал, таблицы. Структура урока: План Вступительное слово библиотекаря


  1. Из истории возникновения письменности:

    1. Петроглифы,

Б) Руническое письмо,

    1. Арабское письмо, Г) Казахский алфавит

  1. Создание печатной книги в Казахстане.

  2. История библитек.


Вступительное слово.

Сегодня у нас очередной библиотечный урок. Тема нашего урока "История книг и библиотек Казахстана". На уроке вы узнаете историю возникновения письменности, ее различных видов, как она повлияла на становление письменности. Познакомимся с историей возникновения и развития библиотек Казахстана. Мы работаем по следующему плану (план на доске).

I. Из истории возникновения письменности.

Изобретение книги - одно из величайших достижений цивилизации. А необходимость такого изобретения человек ощутил еще в незапамятные времена, едва поняв, что мысли, опыт и знания надо каким-то способом сохранять, чтобы передавать другим.Давайте вспомним предыдущие библиотеч­ные уроки, где мы с вами говорили о том, что послужило праобразом книги.

Вопросы учащимся:

1) Каким же образом в древности люди передавали информацию? Ответы: наскальные рисунки- петроглифы, узелковое письмо, пиктографическое письмо, иероглифы.


Ответы: глиняные таблички, папирус, камень, пергамент, береста, бамбук, дерево, шелк, бумага.

2) На чем писали люди древних цивилизаций?

Библиотекарь: На уроках истории вы знакомились с петроглифами. Более подробно вы можете узнать о древней письменности на территории современного Казахстана в книге "Древний Казахстан".

Показываю книгу "Древний Казахстан" (глава "Арии") и иллюстрации с наскальными изобра­жениями на стр18. Наскальные изображения- петроглифы в горах Айракты в окрестностях Мангышлака дают наглядное представление о том, какое место в жизни кочевников занимал животный мир. На стр. 19-20 на юге Казахстана в ущелье Арпаозен сохранились петроглифы приблизительно 2-ой половины 2-го тысячелетия с изображениями воинов с луками, копьями, несущихся на колеснице, подтверждает, что предки казахов умело использовали колесницу в качестве военного транспорта. На стр 23 по теме "Наскальные изображения Тамгалы" изображен "Бог Солнца", найдены на южном склоне.

Чу-Илийских гор, оба рисунка символизируют умственную деятельность человека.

А вот на стр.25 изображены " Бестерекские петроглифы" - группа памятников эпохи бронзы, найденные у подножия горы Калба, недалеко от села Бестерек Уланского района Восточно-Казахстанской области, т.е. рядом с нашим городом. И вы можете совершить туда экскурсию. Бестерекские петроглифы охватывают период между серединой 2-го тысячелетия и началом 1-го тысячелетия до н.э. На Бестерекских петроглифах изображены дикие звери и домашние животные.

б)Руническое письмо

Давайте с вами попробуем определить истоки еще одного вида письма. Оно называется руническое. Табличка "Руническое письмо - знаки древнейшего алфавита тюркоязычных народов". Самые известные памятники рунического письма тюрков - это "Памятник Билге Кагану" (обратимся вновь к книге "Древний Казахстан"). Этот памятник самый крупный среди "вечных камней". Он посвящен знаменитому хану Тюркского каганата Билге кагану (иллюстрация на с. 134-137), посмотрите скульптурный портрет Кюльтегина. Надписи "Кюльтегина", высеченные на камне, повествуют о героических делах государствен­ного и общественного деятеля полководца Кюльтегина. Копия памятника Кюльтегину установлена в большом зале Евразийского университета в Астане.


А теперь предлагаем вам стать исследователями письменности.

Задание: У вас на партах есть таблички "Шумерские и тюркские знаки". Ваша задача сравнить по данной таблице шумерские и тюркские знаки. Определить, что они означают. У доски по таблице "Шумерские и тюркские знаки" ученики читают знаки и объясняют их значение.

Вывод учащихся: Знаки шумерские и тюркские похожи и имеют одинаковое значение.

Библиотекарь: Обобщающий вывод: " В основу рунического письма положены шумерские и тюркские знаки. Ребята, не забывайте, что их отделяют тысячелетия".

Библиотекарь: Я вам предлагаю прочесть книгу Асана Бахти "Шумеры. Скифы. Казахи", где рассказано о точке зрения создания рунических надписей. О расшифровке и прочтении рунических надписей русским ученым Радловым и датским ученым Вильгельмом Томсеном. Автор доказывает, что в основу тюркского языка легли шумерские знаки, в чем вы убедились сами. Дается много интересных фактов об открытии ученых истории и культуры шумеров, скифов, казахов (показываю иллюстр. на стр.59-67).

в) Арабское письмо

С X по XX в. вплоть до 1929г. в государственной переписке, во всех документах, в духовных и светских школах писали на арабском языке. Главная книга мусульман Коран написана на арабском языке.

Вопрос: А почему тюркоязычные народы писали на арабском языке? Вспомните урок истории тему "Арабский халифат".

Ученики: В VII веке с образованием Арабского халифата и распространением его влияния в завоевательных походах, результатом которых стал захват территории Южного Казахстана и Средней Азии. Главный итог захватнических войн - это распрос­транение новой религии ислам. А отсюда и распространение нового языка.

Вывод: Влияние арабов распространилось на обширнейшей территории, в том числе на территории Казахстана и Средней Азии.

Итог: Почти 1 ООО лет тюрки использовали арабский язык.


В 1924 г. Ахмет Байтурсынов усовершенствовал арабицу, что позволяла казахам читать тюркоязычные издания. Для обучения казахских детей на родном языке написал ряд учебников "Учебное пособие"(1912), "Пособие по языку" (1914), "Азбука" (1924), "Новая азбука" (1926-1928). Байтурсынов - реформатор казахской письменности на основе арабской графики, которая применялась до 1928г. Казахи, проживающие в Китае, Афганистане, до настоящего времени пользуются ею для обучения детей.

В декабре 1928г. Советская власть узаконила переход на латинский алфавит, но он не прижился. Позднее в основу казахского алфавита взяли кириллицу с добавлением специфических 9 букв - всего 42 буквы. В нач. 20-х годов население было неграмотное, на арабском языке умели писать немногие. В книге Кана "История Казахстана" (2005 г.) указывается, что в 1920- 1921 г работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72232 человека (население 400000).

Вывод: Введение нового алфавита привело к всеобщей грамотности. В XXI веке пользуемся казахским алфавитом на основе кириллицы.

Вопрос? На чём же писали народы, населявшие территорию Казахстана? Послушаем сообщение учеников.


  1. ый ученик: В средние века тюрки писали на папирусе, пергаменте и позднее на бумаге. Папирус употреблялся до XVIII века, окончательно был вытеснен в XI веке, до нас дошло около 16000 арабских папирусов, фрагментов, свитков, небольших кодексов. Пергаментских, т.е. написанных на пергаменте, арабских рукописей сохранилось около 2000 экземпляров. Хранятся в музеях, частных коллекциях в Турции, Египте, Иране, Ираке, Казахстане.

Вопрос: Где впервые изобрели бумагу? (в Китае) А как же обстояли дела с производством бумаги в Азии?
  1. ый ученик: Бумагу использовали с VI-VIIIb. Она была привозной, в 760-х годах ее производство впервые было налажено в Самарканде, в X веке в Хапче, Каире. Широкое производство дешевой высококачественной бумаги послужило материальной базой для размножения арабской рукописной книги.


  2. ой ученик: Главное орудие письма - калам, тростниковая палочка с расщепленным острием, черные чернила делали двух видов: железистые из ореха и блестящие из сажи. Внешнее оформление средневековой арабской рукописной книги прост и строг. Главное украшение рукописи считается каллиграфическое письмо с закругленными линиями и плавными поворотами. Правила геометри- зированного пропорционального письма ввел Ибн Мулла в X в.

Библиотекарь: Оформление мусульманской книги.

Распространенным элементом оформления служит Унван в начале книги, выполненный в красках, овальной или прямоугольной формы. Чаще и роскошнее других украшали рукописи книг. Корана. Древние города Бухара, Самарканд, Отрар, Туркестан славились не только работами ремесленников, золотых и серебряных дел мастерами, но и знаменитыми на весь мир школами каллиграфии, где трудились каллиграфы, переписчики, переплетчики рукописных книг. Рукописи писались почерком НАСТАЛИК.

Красивым орнаментированным почерком СУЛЮС в то же время украшали колонны, карнизы и купола исторических памятников и сооружений. Предметы быта из металла, глины, дерева, оружие, монеты почерком ДИВАН. В средние века книга была доведена до совершенства и превратилась в настоящее произведение искусства. Обложка и переплет делались из лаковой и сафьяновой кожи или из шелковой материи с тиснениями. Иногда рукописные книги имели специальные футляры с серебряными или золотыми застежками. Такие книги ценились высоко и были собственностью знати. Для небогатых людей особенно учеников мусульманских школ-медресе предназна­чались книги в простом переплете, но исполненные красивым почерком насталик.

Вопрос: Подумайте, в чем отличие мусульманских книг от христианских изданий?

Ответ: В христианских изданиях есть иллюстрации из библейских сюжетов, буквица, заставка, концовка. В мусульманских нет иллюстраций, ислам запрещал рисовать людей.

Первый печатный станок появился в Европе.


Вопрос: Кто изобрел печатный станок и в какой стране?

Ответ: Иоганн Гуттенберг в 1456 г. в Германии. Первая печатная книга "Библия 42 строчная"

Вопрос: А в России кто впервые напечатал книгу?

Ответ: Иван Федоров. Петр Мстиславец в Москве "Апостол", 1564г.

Прошли века и в Казахстане тоже стали печатать книги. О книгопечатании в Казахстане послушаем сообщения учеников.

4-ый ученик: Первая типография, где печатались казахские книги, была открыта при Казанском университете еще в 1800г. Книги печатались на арабском, персидском, татарском языках В 1802г. в Казани вышла первая казахская книга "Ер Таргын" на казахском языке на основе арабской графики. В 1807г в Казани вышла на казахском языке книга "Сейфуль- Малик".

5 -ый ученик: В XIX веке Казань становится вторым после Петербурга крупным центром изучения культурного и научного наследия народов Средней Азии и Казахстана. В Казани создана хорошая полиграфическая база, действовало около 20 типографий. По разнообразию шрифтов, оформлению и печатанию они были в числе лучших в Российской империи.

6-ой ученик: До 1917 года книги издавались наказахском языке на основе арабской графики в городах России: Казань, Санкт-Петербург, Уфа, Астрахань, Оренбург. Во второй половине XIX в. в Петербурге были изданы сочинения исследования ученого, просветителя Валиханова. В начале XX века сборник стихов Абая. В 1879 году в Оренбурге изданы набранные русскими буквами "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку" и "Киргизская хрестоматия" известного казахского писателя, педагога Ыбрая Алтынсарина.

Запись в тетради (табличка на доске)

Казань, Ташкент,Оренбург Х1Хв - впервые напечатаны книги на казахском языке. Первые типографии в Казахстане: нач. ХХвека Семипалатинск, Верный, Уральск.

1879 г, Оренбург " Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", "Киргизская хрестоматия " Ы.Алтынсарина.


3. История библиотек

А теперь поговорим о библиотеках, аптеках души, как говорили в древности.

Вопрос: Назовите древнейшие библиотеки мира?

Ответы: А) Александрийская библиотека в Египте

Б) Ашшурбанипала в городе Ниневия государство Ассирия

В) Пергамская библиотека город Пергамы.

А теперь послушайте сообщение о старейшей библиотеке в Казахстане.

7-ой ученик: Старинный г. Отрар находился на перекрестке дорог вдоль Великого Шелкового пути. В V-VII в. из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан везли шелк (поэтому и назывался Шелковый путь). Днем и ночью текли караваны верблюдов с диковинными товарами: ладан, женьшень, красители, слоновая кость, шелк, золото, ковры, позднее бумага. Эти караваны доставляли в Отрар ткани, ювелирные изделия, книги. В Отраре было несколько медресе (мусульманская школа). В медресе изучали Коран, суры - это главы из Корана, затем изучали арабский язык, математику, географию, астрономию, философию.В медресе Отрара изучали труды Аристотеля, Платона, Аль-Фараби. Книги этих ученых привозили со всех концов света и они были собраны в Отрарской библиотеке. В Отраре жили звездочеты, ученые, предсказатели судеб. Перечитав книги знаменитой библиотеки, они сами писали замечательные эпосы и поэмы.

Библиотекарь: В глубокой древности в городе Хорезм находилась богатейшая библиотека. Ребята, обратите внимание на доску. Здесь расположены таблички:" Средние века-библиотеки при медресе в г. Сыганак, Сайрам. ХИ-ХШв. Туркестан. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссави - зал, где располагалась библиотека". Запись в тетрадь. Первые библиотеки в XIX веке-Уральск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Актюбинск, Павлодар, Зайсан.

Запись в тетрадь: 1883 год- в Усть-Каменогорске открылась первая библиотека при трехклассном училище.

20 марта 1896 год-в Усть-Каменогорске открылась первая публичная библиотека в Народном доме (сейчас драматический театр). Инициаторы открытия: Михаэлис, Костюрин, Федоров, Емельянов- политические ссыльные.


8-ой ученик: История областной детско- юношеской библиотеки ведет свое начало с 1939 года. Именно тогда в Усть-Каменогорске в областной библиотеке им.Пушкина было выделено отдельное помещение для обслуживания детей. Вскоре это подразделение получило самостоятельность и до 1959 г. существовало как "Городская детская библиотека №1". В 1959г. ей был присвоен статус "Областной детской библиотеки", а в 1964 году - имя Гайдара. Большой вклад в становление и развитие библиотеки внесла Ерофеева Галина Арсентьевна, проработавшая на посту руководителя почти 30 лет. Книжный фонд тогда насчитывал 32290 единиц хранения, штат библиотеки 15 человек. Небольшое здание по улице Бурова, в котором до 2001 г. располагалась библиотека, не могло вместить всех желающих, с каждым годом рос книжный фонд. В июне 2001 г. областная детская библиотека им. Гайдара получила отдельное просторное здание в Ульбинском районе по ул. Космической.В 2003г. библиотека получила статус "Областной детско- юношеской библиотеки". Техническое оснащение библиотеки представлено компьютерным парком из 15 машин, 4 принтерами, ксероксом, термо-переплетной машиной, ламинатором, факсом.

Библиотекарь: Наша школьная библиотека открылась в 1975г., книжный фонд 10012 экземпляров, учебников - 10247экз.Выписываем 60 наименований газет и журналов.

Вывод: Подводя итог, о чем говорили, ребята? Помните, что вас ждут библиотеки города, в библиотеках вы найдете ответ на любой вопрос.