reforef.ru
добавить свой файл
1
Истребование доказательств по запросу адвоката.

Автор: Адвокат коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов» Загайнов Дмитрий Иванович

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2007г.) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"* (пп. 1 п. 3 ст. 6) закрепил за адвокатом право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе путем запроса справок, характеристик и иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций (далее - органов и организаций). Таким образом, при оказании любой юридической помощи адвокат имеет право собирать необходимые сведения, в том числе путем запроса документов, их содержащих. Когда речь идет об оказании адвокатом юридической помощи в сфере гражданского судопроизводства (в качестве представителя), полученные таким образом документы могут стать доказательствами по делу.
Проанализировав данное извлечение, можно выделить один важный момент, а именно: только оказывая юридическую помощь, адвокат вправе запрашивать справки, характеристики и другие документы. Сам по себе адвокатский статус не дает лицу, им обладающему, никаких дополнительных процессуальных возможностей. Необходимы действия в интересах лица (лиц).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона N 63-ФЗ участие адвоката в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве является оказанием юридической помощи.

Таким образом, представляя интересы доверителя в гражданском процессе, адвокат имеет право собирать письменные доказательства путем своего официального запроса.

Пункт 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ указывает, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, адвокат для исполнения поручения должен иметь ордер, например для представления интересов в гражданском процессе. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности, причем, как следует из смысла названного п. 2, законодатель имел в виду случаи, когда доверенность является единственным документом, уполномочивающим адвоката на оказание юридической помощи. Гражданское судопроизводство к таким случаям не относится.

По мнению Брюховецкого Н. «адвокат имеет право запрашивать документы, необходимые для использования в гражданском судопроизводстве, на основании ордера как в период досудебной подготовки, так и после принятия судом искового заявления (заявления) к производству, причем сведения, которые запрашивает адвокат, могут содержать информацию, касающуюся не только лично доверителя, но и других лиц»**.
--------------------------------

* СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

**"Ордер как основание для сбора информации адвокатом в гражданском процессе» (Н. Брюховецкий) ("Адвокатская практика", 2007, N 1)
В тоже время адвокат вправе получать информацию в интересах своего доверителя на основании доверенности.
На вопрос адвоката о правомерности действий налогового органа, отказавший предоставить информацию о порядке налогообложения доходов физических лиц, Представитель Пензинской налоговой службы порекомендовал адвокату обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим запросом как уполномоченному представителю налогоплательщика с подтверждением своих полномочий в соответствии со ст. 29 НК РФ.

Согласно п.3 ст. 29 НК, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации*.
Адвокат М. обратился в Домодедовскую таможню с запросом о предоставлении таможней сведений о каталогах иностранных организаций, содержащих ценовую информацию о товарах, на основании которой таможенные органы определяют таможенную стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, а также об источнике получения, местах размещения этих каталогов и о возможности физических лиц свободного пользования каталогами после получения ручной клади и сопровождаемого багажа.

Решением** Домодедовской таможни в предоставлении запрашиваемой информации заявителю было отказано на основании отсутствия доверенности на представление интересов соответствующего заинтересованного лица, как установлено пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".


ФТС России была рассмотрена жалоба адвоката М. на решение Домодедовской таможни об отказе в предоставлении вышеуказанных сведений по запросу.

По результатам изучения материалов жалобы решение Домодедовской таможни об отказе в предоставлении информации по запросу М. было признано правомерным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации одними из основных функций таможенных органов являются информирование (статья 23) и консультирование (статья 25) в области таможенного дела.

В соответствии со статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации с запросом в таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия вправе обратиться лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, и интересы которого затронуты непосредственно и индивидуально.

Ввиду отсутствия в тексте запроса ссылки на какое-либо принятое решение, совершенное действие или бездействие Домодедовской таможни или ее должностного лица по отношению к заявителю, он не подлежал рассмотрению в порядке, предусмотренном положениями статьи 23 Таможенного кодекса РФ.

-----------------------------

* "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

**п.17 Письма ФТС РФ от 12.03.2007 N 01-06/8631 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб»

Согласно статье 25 Таможенного кодекса РФ таможенные органы консультируют по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов, заинтересованных лиц. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ заинтересованными являются лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров или транспортных средств непосредственно и индивидуально. Адвокат, осуществляющий на профессиональной основе оказание юридической помощи лицам в связи с перемещением ими товаров или транспортных средств через таможенную границу, к числу заинтересованных лиц не относится.


Подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено, что адвокат вправе собирать сведения, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти для оказания юридической помощи.

Характер адвокатской деятельности предусматривает оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Осуществляя адвокатскую деятельность и оказывая юридическую помощь физическим и юридическим лицам, адвокат действует на основании ордера или доверенности (пункт 2 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), что не было соблюдено адвокатом М. при обращении в Домодедовскую таможню с запросом о предоставлении информации.
В адвокатской практике возникают проблемы, когда должностные лица или организации отказывают адвокату в предоставлении доказательств.

Государственные органы либо отказываются получать адвокатский запрос, либо игнорируют его, либо отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего дело.

В практике имеются подобные материалы, по которым невозможно получить необходимые письменные доказательства*.

Так, ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ** указывает, что

"1. Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.


2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд. В случае если Единый государственный

--------------------------------

* См.: Гусев В.Г. Защита права на правосудие в стадии обращения с иском или заявлением // Журнал российского права. 2004. N 2.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.

реестр прав ведется на магнитном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому лицу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения за такими сведениями.

3. Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о

признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только:

самим правообладателям или их законным представителям;

физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов".


Однако, несмотря на данные положения, органы юстиции отказывают адвокатам в предоставлении сведений о регистрации права на объекты недвижимого имущества. Подобные случаи возникают и при истребовании адвокатом сведений, предусмотренных законом, от нотариусов и налоговых органов.

В свою очередь, это приводит к: затягиванию поручения по подготовке искового заявления; отложению разбирательства по делу и последующему судебному запросу на неполученную информацию.

Следует сказать, что уполномоченные органы и должностные лица обязаны предоставить необходимую информацию адвокату, ничего не требуя от последнего.
Адвокат Загайнов Д.И.* обратился в ЕМУП «Бюро технической инвентаризации г. Екатеринбурга» с запросом о предоставлении информации собственнике квартире и указано, что информация будет представлена в суде в защиту интересов доверителя, в интересах которого адвокат и обратился с запросом. На запрос адвоката был получен отказ, мотивированный тем, что согласно п.16 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921, существует перечень лиц и органов по заявлениям (запросам), которых предоставляются сведения об объектах учета и в данном перечне отсутствует запрос адвоката.

Отказ ЕМУП «БТИ г. Екатеринбурга» был оспорен в Ленинском районном суде г. Екатеринбурга. В ходе судебного заседания представитель ЕМУП «БТИ г. Екатеринбурга» также отметил, что исходя из законных интересов владельцев объектов недвижимости, с учетом соблюдения принципа баланса публичных и

--------------------

* Из личного архива автора статьи

частных интересов, в процессе осуществления организациями технической инвентаризации своих функций в их распоряжении оказывается значительный объем информации об объектах технического учета, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае непроизвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации, в том числе путем установления перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения за предоставлением сведений, имеющих конфиденциальный характер, в указанных в законе целях. Указанный перечень может быть расширен только за счет включения в него лиц, которые имеют на основании закона право на получение информации в особом, а не в общем, порядке. Предоставление адвокату больших полномочий, чем лицу, которое он представляет не основано ни на положениях Конституции, ни на положения принятых на основе нее федеральных законах и иных нормативных правовых актов.


Удовлетворяя требования адвоката, суд указал, что перечень лиц, которым предоставляются сведения об объектах учета, носит открытый характер, и другие категории лиц определяются законодательством Российской Федерации. Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» наделяет адвокатов правом на обращение в органы и учреждения, организации с соответствующими запросами, а указанные органы обязанностью выдать адвокаты запрошенные документы.
Следует поставить под сомнение срок предоставления адвокату необходимой информации.

В Законе «об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в статье 6 четко говорится о том, что адвокату предоставляются сведения в течение одного месяца. Данный срок был указан законодателем по аналогии с порядком обращения граждан.

Месячный срок, указанный в законе, с которым связано предоставление сведений адвокату, а тем более невыполнение требования адвоката о предоставлении таких сведений нарушает права и интересы доверителя, а также добавляет работы суду, рассматривающему дело.

Так, в силу ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение.

Таким образом, в случае судебного запроса об истребовании доказательства, которое не может быть получено иначе как по запросу суда, судебное разбирательство откладывается.

В данном случае решение данной проблемы возможно только при сокращении срока представления адвокату информации, а также внесением в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекс РФ об административных правонарушениях правовой нормы, устанавливающей ответственность за непредставление либо за несвоевременное представление сведений.

Если законом, в частности ГПК РФ (ст. 57) и АПК РФ (ст. 66), предусмотрен срок, в течение которого любое лицо обязано представить в суд доказательства, равный пяти дням, то вполне возможно установить сокращенный срок для предоставления информации адвокату, который будет равен десяти дням.


«Сокращение срока для ответа на запрос обусловлена необходимостью улучшения качества оказываемой адвокатами правовой помощи, действительным соблюдением принципов состязательности сторон, закрепленных процессуальными законами об уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, а также сокращением фактических сроков рассмотрения дел».*

Подводя итого ко всему вышесказанному отмечу, что несокращение срока ответа на запрос адвоката, а равно неустановление ответственности за отказ в предоставлении адвокату доказательств либо за несвоевременное предоставление ему доказательств будет в дальнейшем восприниматься как одна из основных причин "тормоза" эффективного осуществления правосудия и индивидуальной защиты прав граждан, иных физических лиц и организаций.

--------------------

*Из пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 6 федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», внесенной Законодательным Собранием Красноярского края.