reforef.ru 1
Интегрированный урок толерантности "Возьмемся за руки, друзья!" (по материалам художественных и документальных произведений XX века).


Форма урока: попурри телепередач.

Общая цель мероприятия: воспитание толерантности, развитие таких качеств как терпимость друг к другу, гражданственность, патриотизм.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, сцена, реквизит.

Структура мероприятия:

Урок состоит из 3 блоков:


  1. Другие нации. Посвящен отношениям с представителями различных национальностей и народов. Направлен на формирование толерантного отношения учащихся к другим культурам, обычаям и народам.

  2. Неприемлемые явления. Посвящен самым ярким проявлениям национальной нетерпимости: войнам, расистским и нацистским организациям, терроризму. Нацелен на воспитание неприятия и отвращения к таким проявлениям нетерпимости.

  3. Толерантность.

Сценарий урока

Категория детей: 8-10 класс.

Звучит песня “Ты, я, он, она…”

Ведущая программы «Новости». Здравствуйте, уважаемые телезрители. Мы приветствуем вас в выпуске программы «Новости». Основным известием на этот час явилось то, что в МГСОШ №1 проходит мероприятие, которое называется «Возьмемся за руки, друзья». Посмотрим репортаж с места событий.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости.

Ведущий 2. Сегодня мы собрались с вами не случайно.

Ведущий 1
. Цель нашего мероприятия – рассмотреть на материалах художественных и документальных произведений XX века столь важную для современного общества проблему взаимоотношения людей.

Ведущий 2. А какие проблемы взаимоотношения людей существуют в нашем обществе?

Ведущий 1. Да, вы правы. Межнациональные конфликты, терроризм, равнодушие к бедам тех, кто рядом с нами, незнание собственного культурного наследия, традиций и обычаев других народов - реальности сегодняшнего дня.

Ведущий 2. О них и пойдет речь на нашем мероприятии.


Ведущий 1. Мы надеемся, что вы примите самое активное участие в обсуждении столь важных вопросов.

Ведущий 2. Ребята, хорошо ли мы знаем культуру своих товарищей, которые являются представителями других национальностей?

Ведущий 1. Хорошо ли это?

Ведущий 2. Тогда мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие с программой «Вокруг света», соприкоснуться с жизнью других народов.

1 раздел: Другие нации (Заставка телепередачи «Вокруг света»).

1ученик: Однажды, когда я была маленькой, я спросила у мамы: “А какой я национальности?” Мама мне ответила: “На этот вопрос не так просто ответить: дедушка твой с Дона, а прабабушка из Армении”.

Когда я обратилась с этим вопросом к отцу, он мне ответил: “ Хотя считаю себя русским, корни нашей семьи уходят в Германию. Твой прапрадед был немцем”. Тогда я подошла к карте, которая висела на стене и увидела:

(слайды “Армения”) Армения – прекрасная, горная страна. Славится своими песнями и озером Севан, чистым и прозрачным, как слеза младенца. Армяне – гордый, красивый народ, с богатой историей, культурой.

Чтение стихотворения на армянском языке.

(слайды “Германия”) Германия – старейшая Европейская страна, богатая своей культурой и ролью в истории человечества. Германия – это Рейн, Берлин, множество маленьких уютных городков.

Ведущая берет в руки стикер красного цвета и говорит: (слайд “Красное сердце”) Красный цвет любви и горячего сердца. Красный – цвет крови, кровного родства. Так как во мне бежит кровь разных народов, то я в родстве с ними. Армения – я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает красный стикер на карте на Армению), Германия - я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает красный стикер на карте на Германию).

2 ученик. (выходит на сцену, а первый в это время ее покидает) В этом (слайды “ ВДЦ Смена”) году мне посчастливилось побывать во Всероссийском детском центре “Смена ”. Там были ребята с 25 регионов России, в нашем отряде были ребята разных национальностей, представители различных национальных республик. Несмотря на то, что все мы были очень разные, всех нас теперь связывает крепкая дружба (слайды фото отряда). Я никогда не забуду наши песни, которые мы пели у костра все вместе.


Песня под гитару «Изгиб гитары желтой».

Ведущий 1. Лиза, а знаешь ли ты, кто является автором песни, которая сейчас прозвучала? Ее сочинил поэт и композитор Олег Митяев. О дружбе, взаимопонимании, уважении написано немало песен, авторами которых являются люди разных национальностей. Когда я в твоем возрасте была в лагере, мы исполняли песни Булата Окуджавы, отец которого был грузин, а мать – армянка.

Ведущая берет в руки стикер зеленого цвета и говорит: (слайд “Зеленый росток”) Зеленый цвет – цвет спокойствия, развития, мудрости. Зеленый цвет - цвет уважения и дружбы. Бурятия, (слайды с изображением перечисляемых регионов) Якутия, Еврейский автономный округ, Хабаровский край, Читинская область, Томская область, Тюменская область теперь для меня не просто регионы на карте, это близкие мне места, там живут мои друзья (вешает зеленые стикеры на карту). Я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этих регионов.

3 ученик. (выходит на сцену, а второй в это время ее покидает) (слайд “Панорамы города”) Я живу и учусь в Городище. Но так было не всегда. Я родился в другой стране. Дагестан. Высокие горы под (слайды “Дагестан ”) лазурным небосводом, поля тюльпанов, седой ковыль. Там мои друзья, мое начало.

- А лезгинку ты умеешь танцевать? (вопрос из зала).

- Умею, это у меня в крови.

Танец «Лезгинка»

Ведущая берет в руки стикер желтого цвета и говорит (слайд “Желтое солнце”) Желтый – цвет солнца и жизни, цвет радости. Как два солнца светят для меня две Родины –Дагестан – я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает стикер на карте на Дагестан). Россия – я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает стикер на карте на Россию, Волгоградскую область).

Выступление фольклорного коллектива. Песня «Кострома».

Ведущий 2. Знание культуры другого народа делает нас ближе к нему. Ребята, скажите, пожалуйста, а могут ли проблемы, возникаемые в обществе, объединить людей разных национальностей? Какие?


Ведущий 2. На территории нашей страны не раз проходили войны и локальные конфликты, в которых, желая отстоять независимость, народ объединялся против общего врага.

Ведущий 1. Нередко в сложной ситуации люди теряют связь друг с другом. Но дружеские чувства, соучастие, забота других людей помогают им встретиться.

2 раздел: Неприемлемые явления (телепередача «Ищу тебя»).

Ведущий 1. Здравствуйте, кого вы ищете?

1 зритель. Однажды я листала старый семейный альбом. Там (слайд “ Фронтовик”) я нашла фотографию молодого парня в форме. Как я узнала потом, это мой прадед. И он навечно («Великая отечественная война») остался молодым бойцом, потому, что не вернулся с фронта. Он погиб, как и много таких же молодых парней, в жестоких и кровавых боях. Хочется, чтобы откликнулись те люди, которые знали моего прадеда.

Ведущий 2. Во время ВОВ бок о бок сражались люди разных национальностей. Их общая цель была – победить фашизм.

Советский солдат

Над вольным Дунаем,
Над славным Днепром
Душевные песни
Слагают о нем.
В нагорных лесах,
На просторе долин
Его вспоминают
И чех, и румын.

— Пылало село, —
Вспоминает хорват, —
Он кинулся в пламя,
Советский солдат!
Из хаты горящей,
Из дыма-огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку — меня!

Словачка сказала:
— И мне он помог —
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.
Назвал по-отцовски
Дочуркой своей.
Шутя подмигнул мне:
«Гляди веселей!»

Вздохнула румынка:
— Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой...
Убит, он лежит
Под холмом у села.
Калина над ним
Поднялась — расцвела.

— Нет, — молвил болгарин,
Он жив, не убит!

Я видел его:

Он в дозоре стоит.
Стоит он в дозоре,
И зорок и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел!


Ведущий 1. Не все солдаты вернулись с полей сражений. Им мы посвящаем песню «Журавли» на стихи дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Ведущий 1.Не только поэтические, но и прозаические произведения рассказывают нам о том, как ковалась великая победа.

Ведущий 2. Мы живем с вами на героической земле. Сталинград был и остается величайшим символом мужества нашего многонационального народа.

Ведущий 1. О буднях сражений, о событиях того непростого времени повествуют художественно-документальный роман Михаила Алексеева «Мой Сталинград», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Ведущий 2. Кого вы ищете?

2 зритель. Это мой отец с друзьями. У него замечательные друзья, только (слайды “Афганцы. Афганистан”) их судьбы омрачает война. Война в Афганистане. Никому ненужная и беспощадная. Мы живем в Волгограде, связь отца с лучшим другом оборвалась, знаем, что живет в Ростове, хотим найти его.

Ведущий 2. Эту войну называют ненужой…(рассказ учителя истории).

Ведущий 1. О войне в Афганистане написано немало стихотворений, многие из которых стали песнями. Вашему вниманию представляем произведение Юрия Слатова, которому самому довелось принимать участие в военных действиях. В основу стихотворения «Ордена не продаются» легла реальная история, случившаяся с автором.

Инсценированная песня «Ордена не продаются».

Ведущий 2. Кого вы ищете?

3 зритель. (слайд “Воин”) Мой старший брат и его друзья прошли Чечню, это мрачные черные, незаживающие раны. Много (слайды “Чеченская война”) молодых, замечательных парней не вернулось из Чечни.

Ведущий 1. Во все времена поэты, писатели были обеспокоены разобщенностью людей, возникающими между ними конфликтами, а потому в своих произведениях призывали к миру. Исключением не явилось и стихотворение дагестанского поэта Гамзата Цадаса, отца Расула Гамзатова.


Сыновей не рождает война,

Сыновей поедает она,

Жадный враг никогда не сыт…

И вставали солдаты мощной стеной.

Молодые ребята, сыны отчизны родной.

Говорили, что вместе мы только сильны.

Ибо мир все равно сильнее войны.

Черный (слайд “Черная дыра”) цвет – скорби, потери, цвет войны (держит черный стикер в руках). Мы не приемлем войну…(вешает стикер на слово война)

Ведущая 2. Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Ведущая 1.

Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

Ведущий 2. Была война, люди сражались, отдавая жизнь ради Родины. Но ведь и в мирное время погибают люди. Почему это происходит?

4 зритель. Я (слайд “Дети в школе”) простой ученик. Однажды, когда я пришел домой с линейки, я включил телевизор и увидел ужас… Именно его и постарался передать в стихотворении «Беслан» молодой карачаево-черкесский поэт Динислам Дудов.

Сентябрь, Осетия, солнечный день.
Дети в школу идут, у них сегодня важный день
Но вдруг по всем телеканалам передали сообщение:
Захвачена школа, захвачены дети…
Но никто не поверил, такого не бывает
Этот мир сошел с ума, уже детей убивают.

(Звучит музыка ) Такие же ребята (слайды “Дети – жертвы Беслана”) как я: постарше, помладше. Кто имел право, лишить их детства, лишить их жизни. Даже те, кто из них не погибли, искалечены на всю жизнь, искалечены страхом, их глаза не светятся радостью, их глаза выражают скорбь… Терроризм – жестокость, неоправданное ничем унижение и уничтожение людей. Пока горит эта свеча, я скорблю в память обо всех жертвах террористических актов… Черный – цвет пустоты, цвет ада. Нет аргумента, который бы оправдал терроризм. Я не понимаю и не принимаю его.


Ведущий 1. Не исчезнет угроза войн, террористических актов, насилия, пока люди не научатся быть терпимее друг к другу, добрее. В наши дни остро стоит вопрос толерантности. А что это такое? Последние сообщения из этой области мы получим с вами снова в программе «Новости».

3 раздел. Передача «Новости» (заставка).

Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. Наши корреспонденты провели соцопрос у учащихся МГСОШ №1.

Ведущий 2. Ребята, как вы понимаете значение слова «толерантность»?

Ведущий 1. Обратимся к авторитетным источникам (работа с словарной статьей).

Ведущий 2. Что является составляющими толерантности?

Ведущий 1. Вопрос взаимопонимания, дружбы, сострадания был актуален во все времена. Об этом свидетельствуют слагаемые народом пословицы и поговорки, к мудрости которых и в XX, и в XXI веках мы продолжаем обращаться.

Ведущий 2. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации. Выход найти подчас очень непросто, но всегда нужно помнить, успешный исход возможен лишь тогда, когда человек, сохранив собственное достоинство, не унизит чужое.

Ведущий 1. Идея терпимости, взаимоуважения, добросердечности не оставляет равнодушной писателей и поэтов во все времена. XX век принес много бедствий человечеству, но оно не сломилось, не потеряло веру в светлое, справедливое, прекрасное. Герои многих литературных произведений, как и реальные люди, смогли преодолеть трудности благодаря своим лучшим человеческим качествам.

Ведущий 2. В мире много цветов – (слайд “Радуга”) есть цвета жизни, окрашивающие наши дни в яркие краски радости, чистоты, дружбы, родства. Есть краски скорби, ненависти и пустоты. Каким цветом раскрасить свою жизнь выбирает сам человек. Наши души тоже раскрашены разными красками. Какими? Все зависит от того, как мы воспринимаем мир, как относимся к другим людям. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо (слайд “Поле с разноцветными цветами”) безоблачней.


Ведущий 1. Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки. Посмотрите на соседа слева, взгляните друг другу в глаза и скажите :“Я уважаю, понимаю и принимаю тебя”, теперь соседу справа “Я уважаю, понимаю и принимаю тебя”, не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе, вы сильнее и можете окрасить мир в те цвета, которые должны быть…(фоном звучит песня «Возьмемся за руки, друзья»).

Ведущая 1. Все мы разные, но объединяет нас то, что мы живем в России, гордимся ею, любим ее.

Песня «Россия».