reforef.ru 1
Название работы: Интегрированный урок с использованием приемов, воспроизведение которых наиболее обосновано на интерактивной доске


Авторы:

Колосов Сергей Валерьевич (Е- mail tristean@me.com), Иванова Светлана Владимировна (Е- mail ivanovasveta.70@mail.ru)

Место работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Удмуртия, Завьяловский район, село Октябрьский 39

Индекс 427006,федеральный телефонный код города 3412,телефон 690028, e-mail: oksosh@mail.ru

Предмет: биология, математика (интегрированный урок – ознакомление с новым материалом)

Тема: Теория вероятности в законах Г.Менделя

Продолжительность: 45 минут

Класс: 9

Технологии:
Презентация в программе PowerPoint, использование инструментов интерактивной доски в программе Star Board

Проблема: Применение математических понятий в 1, 2 законах Г. Менделя на практике.

Цель:


  1. Научиться применять законы Г. Менделя в решении задач.

  2. Научиться применять математические понятия в решении задач.

  3. Развивать мышление, речь и умение анализировать.

  4. Воспитывать познавательный интерес.

Задачи:

  1. Повторить 1, 2 законы Г. Менделя.

  2. Ввести понятие «вероятность».

  3. Научить применять понятие «вероятность» в решении задач.

  4. Научить применять элементы работы с интерактивной доской на уроке.

Ход урока:


  1. Оргмомент


pc170002

Учитель биологии нацеливает учащихся на урок (слайд 3) и дает краткую историческую справку о жизни и работе Г. Менделя.

Грегор Иоганн Мендель (1822-84) — австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности.


Грегор Мендель родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.

Будучи монахом, Грегор Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования.


  1. Проверка знаний

Задание по биологии:

  1. расшифровать генетические символы (слайд4)

учащимся предлагается записать биологический термин символами

pc170003

  1. правильно сформулировать 1 закон Г. Менделя (слайд 5)

учащимся в группах предлагается составить формулировку законов Менделя из отдельных слов с последующей проверкой у доски

pc170007

  1. правильно сформулировать 2 закон Г. Менделя (слайд 6)

учащимся в группах предлагается составить формулировку законов Менделя из отдельных слов с последующей проверкой у доски

  1. определить наследственные признаки, изученные Г.Менделем (слайд 7-8)

по рисунку найти 7 признаков, изученных Менделем и занести их в таблицу (в тетради), отнеся к доминантным и рецессивным

  1. Учащимся предлагается решить задачу в тетрадях с последующей проверкой у доски на 1 закон Г. Менделя (слайд 7)

Задача.

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гетерозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от такого брака?

Задание по математике:
  1. Что называется процентом? (слайд 10)


pc170014

  1. Определить зависимость между %, десятичной и обыкновенной дробью (слайд 10).

Задачи.

50% -

75% -

2% -

25% -

100% -

30% -

pc170017

  1. Какие 3 типа задач на % вы знаете? (слайд 11).

Задачи.

    • Найдите 25% от 200

    • Найдите число 75% которого составляет 150

    • Найдите сколько % составляет число 20 от 1000

  1. Решить задачу по биологии.

Задача.

При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получено 330 потомков, 80 из которых имели зачаточные крылья, а 250 – нормальные крылья. Определите: 1. Какой признак является доминантным? 2. Каковы генотипы родителей и потомства? (слайд 12-13)

  1. Формирование новых знаний.

  1. Определение математической вероятности (слайд 14)

  2. На столе у учащихся лежат листочки с определениями понятий:

Эксперимент заключается в наблюдении за объектами или явлениями в строго определенных условиях и измерении значений заранее определенных признаков этих явлений.

Событием, наблюдаемым в эксперименте, называют появление исхода, обладающего заранее указанным свойством.

Исходом эксперимента называют значение наблюдаемого признака, непосредственно полученное по окончании эксперимента

Введение обозначений:

(слайд 14)

А – событие

mколичество исходов, при котором событие А появляется

n – конечное число равновозможных исходов

Р(А) – вероятность события

Определение: Р(А)=m/n (Вероятность события равна частному от деления числа исходов на число всех равновозможных исходов)

3) Учащимся предлагается решить задачу по биологии в группах с последующей проверкой у доски.

Задача.

Выпускник при подготовке к экзамену по физике не успел выучить один из 25 билетов, которые предложены на экзамене. Какова вероятность того, что выпускнику достанется на экзамене выученный билет?


  1. Формирование практических навыков в решении задач.

Учащимся предлагается решить задачу в тетрадях самостоятельно с последующей проверкой у доски.

Задача.

При скрещивании комолого быка айширской породы с рогатыми коровами было получено 35 телят. Из них 7 телят – комолые. Какова вероятность появления таких телят?

После решения задачи, внимание учащихся заостряется на том, что вероятность появления события выражается в % или долях.

Вероятность может равняться 0 (слайд 15)

  1. Итог урока.

Учитель открывает (слайд 3) и с помощью учащихся делает выводы о том, чего достигли учащиеся в течение урока.

  1. Домашнее задание.

Решить задачу. Мендель скрещивал растения гороха с гладкими и морщинистыми семенами. В F2 были получены 7324 горошины. Из них 5474 с гладкими семенами и 1850 - морщинистые. Какова вероятность появления гладкосеменных растений, полученных в результате анализирующего скрещивания растений F2 с гладкими семенами?