reforef.ru 1 2 ... 9 10

ИМЦ УО г. Анжеро-Судженска



Анализ художественного текста
(Итоговая работа городской проблемной группы)

Шальнова Ольга Геннадьевна

учитель русского языка и

литературы


Анжеро-Судженск

2011


Анализ художественного произведения как средство реализации личностно ориентированного подхода


Перед школой сегодня в условиях модернизации поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных.

Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности?

Предмет «литература» - вид искусства, часть культуры, представляющий вечные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых и есть основа и путь духовного личностного становления и развития ребенка.

Но чтобы это произошло, необходимо освоить богатейшее литературное наследие, т.е. научиться читать художественное произведение.

Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием уроков литературы и системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач.

Данная система основывается на научных сведениях о тексте как самостоятельном разделе лингвистики. Познавательная деятельность адресата направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижение идей субъекта речи (автора), но и на «сотворчество», о котором писал В.В.Виноградов, на то, чтобы продуцировать текст в меру своих возможностей и способностей, то есть выступать в роли «соавтора «. В этой деятельности читателя, разумеется, есть предел, за которым начинается фантазирование, связанное с искажением смысла текста, данный предел объективирован самим текстом, включая все его уровни, прежде всего лингвистические. Именно лингвистический механизм ограничивает субъективность интерпретации.


  1. Имея в виду читателя, автор разрабатывает особую коммуникативную стратегию текста;

  2. Текст не только подвергается воздействию адресата, но и сам воздействует на читателя, побуждая к его дальнейшей деятельности (развитие и воспитание личности).

При этом читатель формирует свое представление как о тексте, так и об авторе, декодируя «образ его создателя « (Гончарова ЕЛ., 1984г.).

Далее, развивая эту мысль и основываясь на концепции Ю.Н. Карауловой (1987г.): «Общение между автором и адресатом становится возможным в силу ряда условий», - мы выходим на следующее положение: процесс восприятия и понимания художественного текста читателем является результатом соотнесения и наложения языковой картины мира автора и языковой картины читателя.

Познакомившись с разными подходами к комплексному анализу (работы Ю.М.Лотмана, Р.Д.Мадера, Ш.А.Махмудова, А.В.Мазура, М.Есина и других), удалось сформировать комплекс требований к художественному анализу зпического текста, который в целом соответствует принципам и приемам анализа литературного произведения, разработанным М.Есиным, добавив к ним лингвостилистический аспект: особенности языка и выявление изобразительных средств выразительности (метафора, эпитет, оксюморон, особенности синтаксиса и др.)

Чтобы научить комплексному анализу текста, использую следующие приемы работы на уроке: предтекстовая работа; ознакомление с текстом (здесь следую принципу А.В.Мазура: «Хороший урок – это несколько интересных вопросов»); индивидуальные, групповые задания; составление схем, графиков, таблиц, рисунков; сравнительные характеристики; создание «эвристических» ситуаций; работа со словом. На первых вступительных уроках сформировав читательские представления о художественном тексте как знаковой системе, познакомившись с общими подходами к его анализу (урок-мастерская в 5 кл. «Художественный текст как система знаков»), ребята хорошо справляются с лингвистическим анализом других художественных произведений. Например, работая над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес», выстраиваем систему образов этого стихотворения, стараемся изобразить картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек)

Анализ пространственной, цветовой организации в стихотворении, перемещения (движение физическое, мысли), ключевых слов помогает определить мысль автора, которую он хотел до нас донести. Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком) – он – великан. (Он счастлив. Он сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет. (Он становится слабым, несчастным и одиноким).

Таким образом, в результате такой работы ребята увидели, что художественный текст - эта система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.

Сформировав читательские представления о художественном тексте как знаковой системе, познакомившись с общими подходами к его анализу, ребята хорошо справляются с лингвистическим анализом других стихотворений. Например, на одном из уроков в пятом классе, посвященном родной природе, записываем строки Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Начинаем с вопроса: «Почему так..., а не ...?», «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» Что значит это слово, когда улыбка на лице человека? Таким образом, изнутри идет работа над средствами выразительности (эпитетами – «озаряющими словами», метафорами, сравнениями и т.д.). В ходе анализа удалось выяснить, что стихотворение радостное, приветливое, выражающее восторг, радость бытия.

Изобразив картину мира и её составляющие элементы (пространственная и цветовая организации), ребятам удалось выйти на звуковую организацию этого стихотворения: услышали легкий шум, вызванный радостным трепетом деревьев. Определив степень раскрытия присутствия в мире лирического героя, нам удалось выяснить, что поэт очарован картиной природы, любуется ею, восхищается. Человек и природа находятся в единстве. Такая связь дарит человеку состояние восторга, легкости, блаженства, радость бытия.


Занятие №1. Об общих принципах анализа текста.

Цель занятия: познакомить с программой и задачами курса « Анализ художественного произведения»; со структурой лингвистического толкования текста; рассказать о новейших исследованиях в области языкознания.


  1. Вступительное слово учителя.

Взаимопонимание между людьми напрямую зависит от их способности понимать тексты. Более того, от этого зависит и судьба человека, ведь современный … мир – это мир текстов. « Живя среди текстов, мы просто вынуждены постоянно их анализировать».

Анализ текста может потребовать привлечения самых разных наук – от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.

Задача курса « АХТ» - научиться лингвистическому толкованию текста, которое является важнейшим этапом его комплексного анализа.

Чтобы вполне оценить произведение художественной литературы как явление искусства слова, чтобы “приблизиться к нему”, надо обратиться к его языковому анализу, понять, как употребляются в нём лексические, грамматические средства языка. Этому мы и будем учиться.

  1. Анализ художественного текста.

Об общих принципах анализа текста.

  1. Слово учителя.

Филологическое изучение художественного текста предполагает его историческую, культурологическую, психологическую характеристику, что вполне закономерно. Ибо текст – это явление, « в котором совмещаются структурность, социальность и психологичность» /134:109/ и которое формируется в определённых исторических условиях, под влиянием той или иной культурной среды. Текст – феномен объёмный, в нём можно проследить и « дух эпохи», и « эманацию личности автора» /134:107/.

Филологическое изучение текста направлено на системность и индивидуальность. Системность текста « есть результат давления системы, жанра, литературного направления, всего историко-культурного контекста. Индивидуальность текста есть проявление языковой личности художника» / 134:106/.


следующая страница >>