reforef.ru 1 ... 6 7 8 9 10

Постижение характера изображаемого лица. Это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников. Как пояснял Ф.И.Шаляпин, он просто усваивал урок, как ученик в школе.


  • Воображение
    – одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить – это значит вдруг увидеть. Увидеть образ и в целом, и его характерные детали.

  • Психологический грим. Никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ, если актер не передаст тончайшие нюансы души персонажа. Недаром Г. Лессинг подчеркивал:«Красота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение».

  • Жест – тоже важная составляющая сценического творчества. Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность – первоосновы актерской игры.

  • Дисциплина чувств. Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой.

  • Постоянное накопление опыта. Зрительный зал и идущие из него на подмостки флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа.

    В шаляпинской системе вхождения в образ каждый прием – это своеобразная мини-технология, отработанная с помощью многолетнего тренинга. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции.

    Но фасцинация и аттракция – неотъемлемые элементы создания имиджа, который так необходим нашим политикам, бизнесменам и, конечно спортсменам.

    Людское признание в буквальном смысле слова завоевывается. Такова одна из закономерностей имиджирования. Чем шире круг людей, на которые выходит личность (спортсмен), тем труднее ей рассчитывать на успех социального восприятия. Публика – это зрители. Психология массового созерцателя требует яркой образности и, что очень существенно, выброса эмоциональной энергии. Перед зрительской аудиторией преуспевает тот, кто доставляет публике удовольствие в виде эмоционального экстаза. Как говорят в политической имиджелогии, умеет педалировать потребность людской массы в психологическом взаимозаражении, в слитности своих переживаний. Искусная апелляция к этой человеческой потребности и ее стимулирование составляет то, что называется самодвижущей силой имиджеэффекта.


    Нелегкое дело – очаровывать людей! «Эффект личного обаяния» теоретически – достояние каждого. Однако его обретение – результат огромных усилий над самим собой. Цена их во многом определяется наличием или отсутствием определенных способностей личности. Чем меньше их дано спортсмену от Бога, тем больше надо приложить усилий для достижения эффекта личного обаяния. Помочь в этом могут компетентные службы ПР.

    Формирование имиджа – целенаправленный, управляемый процесс. Однако имидж может формироваться и стихийно. Тогда его корректируют, так как имидж должен «работать», выполнять определенные функции.

    Как же формируется имидж спортсмена если этот процесс поставлен на самотек ? Опираясь на исследования А. Зверинцева ход этого процесса можно представить следующим образом(30).

    Рассматривая имидж как результат кумулятивного информационного воздействия на аудиторию, представим структуру этого кумулятивного потока информации:


    1. обычная, проходная информация о деятельности спортсмена, появляющаяся в прессе, на радио, телевидении;

    2. публикации сенсационного характера ( как правило, именно такие публикации лучше всего запоминаются, особенно различные разоблачения);

    3. слухи о закулисной деятельности, личной жизни спортсмена;

    4. система собственной организованной информации на аудиторию, реклама;

    5. личные наблюдения, то есть информация, полученная конкретным человеком в результате непосредственного контакта со спортсменом.

    Таким образом, стихийное формирование имиджа происходит под воздействием самой разнохарактерной, случайной информации, и, естественно, что такой имидж редко бывает привлекательным. Возможно, администрацию города или района это не слишком заботит, конкурентов у них все равно нет, а вот для банка, страховой фирмы, спортсмена, спортивного клуба, которые сами себя кормят, нередко это вопрос жизни или смерти.

    Каков же процесс целенаправленного формирования имиджа ?


    На этот вопрос можно ответить так: сколько имеется профессиональных имиджмейкеров, столько и характеристик этого процесса. К тому же следует иметь в виду, что каждый клиент – претендент на имидж в силу своих специфических особенностей по-своему индивидуализирует этот процесс.

    В качестве типового можно предложить следующий алгоритм формирования имиджа спортсмена:


    1. Выявление сложившихся у аудитории представлений об объекте, чей имидж предстоит сформировать.

    2. Выявление определенных предпочтений и ожиданий аудитории, черт и характеристик, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендующий на позитивный имидж объект.

    3. Конструирование имиджа данного объекта как ответ на предпочтения и ожидания аудитории.

    4. Разработка стратегии формирования имиджа, плана действий.

    5. Непосредственное формирование имиджа, то есть перевод сконструированной модели в реальность. Реализация стратегического и оперативного планов.

    6. Контроль за реализацией плана, замер промежуточных результатов, корректировка при необходимости как самой модели, так и стратегий и действий по ее воплощению в жизнь.

    7. Мониторинг сформированного имиджа, деятельность по его поддержанию и при необходимости модернизации.

    Обычно формированием имиджа занимаются службы ПР или службы связи с общественностью и прессой, рекламные агентства, специально созданные группы профессионалов. Полезно привлекать к процессу формирования имиджа «фокусные» и «экспертные» группы.

    Менеджеру ПР в области спорта следует учитывать, что у одного и того же объекта может быть несколько имиджей. Например, известный спортсмен имеет в народе один имидж, среди членов своей команды, клуба – другой, а среди ближайшего окружения – третий. Имидж спортсмена в столичной аудитории значительно отличается от его имиджа где-нибудь в глубинке. Имидж, который создает спортсмену окружение, далеко не всегда совпадает с имиджем, создаваемым средствами массовой информации. Кроме того, негативные публикации при определенных условиях также могут быть полезны и далеко не всегда работают на разрушение имиджа.


    В этом плане Ричард Никсон, бывший президент США, писал: «Мне кажется, я потратил слишком много времени в последней кампании на существо выступлений и слишком мало на внешность. Я придавал больше значения тому, что я собираюсь сказать, чем тому, как я выгляжу»(31).

    Рэй Прейс, автор речей Ричарда Никсона считает, что: «Выбор избирателя не имеет отношения к реальности, он вызван лишь особой «химической реакцией» между избирателем и образом кандидата. Выбор относится именно к образу, а не к человеку, поскольку у 99 процентов избирателей не было и не будет контакта с кандидатом. Засчитывается не то, что есть на самом деле, а то, что проецируется на экран, и не то, что сам кандидат проецирует, а то, что воспринимает избиратель. Поэтому мы должны изменить не кандидата, а получаемое от него впечатление»(31).

    В общегосударственном масштабе задачи борьбы за высокий позитивный имидж спортсмена и спорта в целом сформулированы в законах и других нормативных актах страны.

    Так, в Законе Украины «О физической культуре и спорте» принятом Постановлением Верховной Рады Украины 24 декабря 1993 года находится целый ряд важных положений.

    В статье 1 записано, что «Физическая культура – составная часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования его личности.

    Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружественных отношений между народами и укрепления мира.

    Социальная ценность спорта определяется его действенным стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди различных слоев населения».

    Статья 2 Закона основными задачами физической культуры и спорта определяет постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения, способствование экономическому и социальному прогрессу общества, а также укрепление международного авторитета (в том числе и имиджа) в мировом сообществе.


    Статья 8 отмечает, что сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная и социально-бытовая.

    Государство создает необходимые условия для подготовки научных и преподавательских кадров, развития научных исследований в области физической культуры и стимулирует внедрение их в общественную практику.

    Основными направлениями внедрения физической культуры есть физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание и развитие массового физкультурно-спортивного движения.

    Правовое и информационное обеспечение физической культуры и спорта закреплено в Статье 31 Закона Украины «О физической культуре и спорте». Там отмечается, что органы государственной исполнительной власти по делам физкультуры и спорта, в вопросах образования и охраны здоровья, другие государственные органы и органы местного и регионального самоуправления, общественные организации физкультурно-спортивной направленности в соответствии с их компетенцией издают акты, которые регулируют деятельность в сфере физической культуры и спорта. Нормативные акты Министерства Украины по делам молодежи и спорта, изданные соответственно его компетенции являются обязательными для других центральных и местных органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.

    Государство способствует проведению широкой пропаганды физической культуры и спорта как фактора укрепления здоровья, физической и духовной закалки человека. Пропаганда здорового образа жизни ведется государственными и другими средствами массовой информации путем популяризации оздоровительного значения физической культуры, спорта высших достижений, достижений Украины на международных спортивных аренах, олимпийских идеалов и т.д..

    В деле популяризации спорта, формирования положительного имиджа спортсмена ключевую доминирующую роль играют средства массовой информации, которые сегодня оказывают информационное воздействие практически на все население любой страны.


    По каналам СМИ необходимо показывать, что среди спортсменов много образованных, культурных людей, которые не запрограммированы лишь на высокие результаты и победы, а вместе с тем являются порядочными гражданами своей страны, интересными собеседниками, имеют хобби и увлечения. Нужно вспомнить забытую тему «В здоровом теле – здоровый дух», возродить ее в форме массового физкультурного движения, показывая спортсмена как человека развитого, как сильную неординарную личность.

    Большую пользу должны принести возрождение старых спортивных и физкультурных традиций, передачи и публикации о выдающихся отечественных и зарубежных спортсменах, о их достижениях, о том, как они нашли свое место в жизни после окончания спортивной карьеры.

    Наверное нужно меньше обсуждать в СМИ финансовую сторону спорта, больше делать акцент на тяжелом и кропотливом труде спортсменов, показывая, что каждая спортивная победа, каждая спортивная медаль – это долгая и кропотливая работа спортсмена, тренера, команды и обслуживающего персонала.

    Значительный вред имиджу спортсмена и спорта в целом в глазах широких народных масс наносит раздувание в СМИ шумихи и скандалов вокруг негативных проступков и происшествий в спортивной среде вроде хулиганского поведения М. Тайсона, приема наркотиков Марадонной, М. Джонсоном и т.д.

    СМИ не должна акцентировать внимание общественности только на сенсациях, негативных фактах и скандалах из жизни спортсменов, а раскрывать те трудности, которые спортсмен, команда и тренер преодолевают благодаря своим трудолюбию, самоотдаче, усердию и т.д.

    Несомненно самую большую роль в формировании имиджа спортсмена играет телевидение. Значительную пользу в этом важном вопросе принесут выступления известных спортсменов на телевидение, демонстрация интервью, бесед с ними, создание и показ художественных и научных фильмов о спортсменах, проведение интеллектуальных игр, «брейн-рингов» с их участием, проведение «горячей линии» на телевидении с выдающимися, известными спортсменами. Живое общение спортсмена по телефону с телезрителями, его грамотные и красивые ответы на вопросы помогут значительно улучшить представление зрительской аудитории о данном спортсмене, его тренере, команде и т.д.


    Весьма полезным является также издание разнообразной литературы о спортсменах, их личных публикаций, методических пособий и воспоминаний. Велика роль в этом процессе и радио, которое является главным источником информации для автолюбителей, определенной части пенсионеров и жителей сельской местности.

    Большое место в процессе формирования личности позитивного имиджа спортсмена занимает его мировоззрение, общая культура и воспитанность, те моральные и нравственные принципы, которыми он руководствуется в жизни.

    Личность спортсмена формируется в ходе его социализации благодаря усилиям семьи и других общественных воспитательных институтов (детского сада, школы, учебных заведений, спортивных коллективов и т.д.). Очень желательно чтобы образование спортсмена включало знания, навыки и умения, сформированные в ходе изучения таких дисциплин как философия, психология, педагогика, этика делового общения, основы имиджелогии и ПР.

    Но особая роль в педагогическом процессе воспитания спортсмена принадлежит тренерам, коллективу, спортивной команде и спортивным менеджерам различных уровней. Они должны учить спортсменов как прилично вести себя на поле (ринге, спортивной площадке), доброжелательно относиться к соперникам, судьям, тренерам, болельщикам, журналистам и т.д. Тренер, спортивные менеджеры должны заботиться об экипировке, внешнем виде спортсменов. Последние должны стараться как можно меньше появляться в спортивной форме с огромными сумками в общественных местах. Спортсмен должен стремиться показать себя в обществе, на телевидении с хорошей стороны. Прекрасным примером этого может служить поведение братьев Виталия и Владимира Кличко.

    Тренеры, менеджеры должны заботиться об организации встреч молодых атлетов с известными, выдающимися спортсменами, командами, где они могут продемонстрировать свою воспитанность, интеллект, остроумие, юмор, коммуникабельность и другие положительные качества.

    На общенациональном уровне должны целенаправленно проводиться пропаганда и агитация, направленные на всеобщее увлечение занятиями физической культурой и спортом, создание культа спортивного атлетического тела, формирование образа спортсмена как кумира и идола молодежи.


    Спортсмены, в свою очередь должны на личном примере доказывать, что все свои положительные качества они создали сами, руководствуясь как в спорте, так и в личной жизни девизом олимпийского движения: «Быстрее! Выше! Сильнее!», постоянно помня лозунг «Ты лучше других, потому что ты – спортсмен!».

    Огромное значение в формировании позитивного имиджа спортсменов играет их социальная защищенность, особенно в период постспортивной деятельности. Для спортсмена не существует выбора – уходить из спорта или остаться. Его стезя напоминает рекламный трюк «два в одном флаконе»: вот, дорогой, и пробил час, жизнь № 1 заканчивается, начинается жизнь № 2. Не все преодолевают этот, казалось бы, безобидный барьер, легко. Вспоминается, по крайней мере, три советских фильма, где бывший спортсмен:

    а) спивается («Москва слезам не верит»);

    б) неприкаянно болтается по жизни, периодически надираясь в стельку («Влюблен по собственному желанию»);

    в) попросту бомжует («Зал ожидания»).

    В реальной жизни таких примеров куда больше. Доктор психологических наук, профессор Г.В. Ложкин, анализируя эту проблему, отмечает следующее. У спортсмена сформировался четкий образ жизни, через который он воспринимает окружающий мир. В этот образ вписываются многие вещи: тренировки, труд, пот, травмы, поражения, необходимые нормативы, сборы ... Время, в котором он находится, строго структурировано. В спортсмена вложили деньги и время. И он вложил свои силы и время. И спортсмен, и тренер желают получить результат. Спортсмены – очень обязательные и ответственные люди. Они живут от тренировки до тренировки, от сборов до сборов, от соревнований до соревнований. Человек втянулся в этот режим, не мыслит жизнь без него, не представляет даже, что может быть иначе. И так проходит полтора-два десятка лет, до окончания спортивной карьеры.

    Возьмем гимнастку. Ей 18-20 лет, добилась успеха, имеет награды. На пятки ей уже наступают 13-14 летние, они помоложе, посильнее, выполняют совершенно иные упражнения. Куда ей деваться ? Хорошо, если девушка получила образование и становится тренером. Но, во-первых, все не могут пойти в тренеры, а во-вторых, далеко не каждый в состоянии передать свой опыт, стать хорошим преподавателем.


    Что получается ? После жесткого режима и расписаний по минутам жизни, человек остается один на один со своими проблемами и ощущает себя потерянным. Для девушки выходом может стать замужество и рождение ребенка, правда, потом все равно хочется найти себя.

    Уход из спорта – чрезвычайно болезненная проблема. Вот вам и объяснение, почему многие впадают в депрессию, попросту спиваются. Долгое время в СССР людей вытесняли из спорта в силу возраста. Но когда мы открылись миру, а он – нам, увидели совсем иную картину: о профессионалах судят не по возрасту, а по классу. Ведь у нас раньше к профессиональному спорту относились презрительно. Сейчас все меняется и настоящих профи ценят.

    Исследования, проведенные группой психологов профессора Г.В. Ложкина, показали, что спортсмены, закончившие карьеру, чувствуют, что у них нет будущего – только яркое, насыщенное событиями прошлое. Многие начинают жить прошлым, не обращая внимание на настоящее. Исследователи выяснили, что психологический возраст 18-20 летних гимнасток – 30-35 лет. По мироощущениям это взрослая зрелая женщина. К 18 годам она достигла того, чего хотела: денег, славы, бытовой устроенности, на ее хрупких плечиках – норковая шубка. Но она вдруг понимает, что один жизненный цикл завершен. Карьера окончена. Булки, оказывается, на деревьях не растут, и надо как-то устраиваться. Это, по сути, трагедия.

    Происходит деформация характера, даже внешнего вида. Человек начинает позволять себе то, что было недозволенно ранее.

    Очень сильно расслабляет испытание деньгами, славой. Это все грани одной проблемы. Далеко не все спортсмены понимают, что сегодня есть деньги и признание, а завтра – нет. Первую олимпийскую чемпионку независимой Украины Оксану Баюл встретили в Америке с распростертыми объятиями: вот тебе «Айс-ревю», вот тебе деньги, пожалуйста, катайся. Вилла, автомобили, то, другое, третье ... А ей всего 18, и никого рядом, кто мог бы поддержать ! Путь к рюмке очень возможен в данном случае.


    Если спортсмен не спивается, то часто уходит в никуда, на обочину, теряя интерес к жизни. Галина Кулакова, знаменитая лыжница, трехкратная олимпийская чемпионка, уйдя из спорта, осталась одна. Семьи нет, что делать дальше? Давай обустраивать быт. Угнали у нее одну машину, угнали вторую. Она в деревне заасфальтировала улицу перед домом, купила корову и сказала: все, больше мне ничего не надо. К ней примкнула еще одна лыжница, так они вдвоем живут и доят коров.

    Есть, разумеется, и удачные примеры. Елена Борисовна Терешина, семикратная чемпионка мира по гребле, закончила два вуза, защитила диссертацию, стала кандидатом психологических наук, доцентом, преподает и работает над докторской. Хотя многих достижения «второй» после спорта жизни не успокаивают. Е. Терешина говорит: «Подумаешь, диссертация. Все равно не сравнить с ощущением, когда я стояла на пьедестале, и исполняли наш гимн!» Г. Крисс, олимпийский чемпион, ныне директор спортивной школы «Динамо», сокрушается : «Эх, раньше я был тем-то и тем-то, а сейчас ... Не то!»

    Но все равно, люди находят себя: В. Борзов, О. Блохин, И. Дерюгина, Б. Шахлин, Л.Турищева продолжают карьеру, связанную со спортом, футболисты В. Чанов и С. Балтача ушли в бизнес. Спортсмены, оказывается, удачливы в бизнесе потому, что готовы проигрывать и абсолютно спокойно относиться к своим поражениям. В отличие от других людей, спортсмен воспринимает сорвавшуюся сделку или же банкротство не как катастрофу, а просто как неудачную попытку. Не получилось сейчас, получится в следующий раз.

    Кроме того, спорт постоянно требует от человека умения принимать решения, мгновенно оценивать ситуацию, предусматривать различные варианты. Например, если ты в боксе неправильно просчитаешь ход, получишь в лоб. Этот опыт потом очень помогает в бизнесе.

    В советские времена спортсмены воспринимались этакой колонной полпредов СССР, гордо вышагивающей под красными флагами. Со студентами-спортсменами вузов, профилем которых не являлся спорт, носились, как с писаной торбой: гордость факультета сдавала экзамены с легкостью необыкновенной, на пропуски занятий закрывали глаза. В результате показывают телеинтервью очередной такой «гордости» и оценка ответов на вопросы напрашивается сама: неграмотно, коряво, некрасиво ...


    Все это еще раз говорит о необходимости перестройки обучения и воспитания спортсменов, рассматривая последних не в качестве объекта спортивной деятельности, некой груды мышц, от которой добивались результата. В результате – старый, давно известный штамп: сила есть, ума не надо.

    Сегодня спортсмен уже не объект, а субъект, которым манипулировать нельзя. Тренеры, спортивные менеджеры должны находить время для того, чтобы человек развивался разносторонне, как физически так и интеллектуально / Г. Ложкин: «Бывшие спортсмены спиваются, заводят коров, защищают диссертации» // Независимость. – 1998. - 22 июля/.

    Все вышесказанное еще раз подтверждает необходимость существования четко организованной (и, главное, профинансированной) системы социальной защищенности спортсменов на всех этапах их жизни.

    В данной главе была сделана попытка наметить основные пути формирования имиджа спортсмена. Реально это сложный процесс во многом зависящий от самого спортсмена, его тренера, спортивных менеджеров, имиджмейкеров и специалистов в области ПР.



  • << предыдущая страница   следующая страница >>