reforef.ru 1 2 3 ... 9 10
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИМИДЖ СПОРТСМЕНА

Опираясь на вышеизложенное, можно отметить, что имидж спортсмена - это образ, который целенаправленно (или стихийно) формируется и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на различные социальные группы, связанные со спортом. Целенаправленно формируемый образ спортсмена используется для популяризации (или дискриминации) спортсмена, рекламы и т.д.

Довольно интересным объектом исследования является имидж советских спортсменов, его особенности и процессы формирования. Вот что пишет об этом заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, чемпион Олимпийских игр (1956, 1964 гг.), неоднократный чемпион мира (1957-1962 гг.) и СССР (1953-1964 гг.) в личном и командном зачетах по современному пятиборью Игорь Александрович Новиков: «Олимпийские игры 1956, 1960, 1964, 1968 годов. Команда СССР только появилась на международной арене, но уже твердо заняла позицию лидера. К нашей стране, к нашим спортсменам моментально возникает огромный интерес: кто мы? Но то с внешней стороны, а с внутренней - как вы думаете, о каком имидже могла идти речь в советское время, когда само слово было вражеским и неприемлемым для нашей идеологии. И тем не менее, если разбирать выдающихся спортсменов-олимпийцев с позиций сегодняшнего времени, то можно смело говорить о существовавшем имидже вокруг советского спортсмена. Он имеет две отличительные особенности: во-первых, имидж имел не сам спортсмен как личность единственная и неповторимая, а как советский спортсмен, наделенный определенными стереотипными качествами: упорством, чрезвычайным трудолюбием и патриотизмом. Об этом может свидетельствовать факт из жизни: о связи спортивной формы и побед писал американский журналист: «О, Новиков - коммунист! Это сразу видно - у него все красное: и шапочка, и таблица!» В таблице фехтовального турнира поражения отмечали синим цветом, а победы - красным.

Во-вторых, имидж имела советская команда в целом. Спортсмены, какими бы талантливыми они не были, в ней сливались, теряя свою индивидуальность на благо всей команды. В подтверждение этого можно привести случай из выступления советской команды по пятиборью на Олимпийских играх в Мельбурне: один спортсмен из команды СССР выиграл у своего земляка, а победу засчитали не ему. Он к тренеру, на что последний ответил: "Да брось! Какая разница? Очки-то у команды остались". Так была проиграна бронзовая медаль в личном зачете, зато завоевано 1-е командное место" (52).


Слова тренера сыграли решающую роль: на протяжении 40 лет, с 1952 по 1992 год, команда советских пятиборцев в Олимпийских играх занимала исключительно 1-е место. А по мнению Игоря Новикова, победа команды более ценна.

Интересным может показаться также высказывание мастера спорта международного класса, заслуженного тренера СССР и Украины, пятикратного чемпиона Европы, двукратного чемпиона мира, неоднократного призера Олимпийских игр (две золотые, одна серебряная и одна бронзовая медали) Алексея Баркалова. Беседуя со студентами Национального университета физического воспитания и спора Украины о проблеме имиджа советских спортсменов в 70-е годы, он рассказал следующее.

В проблеме имиджа спортсмена того времени можно выделить два аспекта: имидж спортсмена внутри страны (СССР) и его же имидж за рубежом. Дома имидж советского спортсмена зависел, во-первых, от результатов, которые он показывал на чемпионатах, а во-вторых - от того, какую из союзных республик представлял. Самый высокий имидж был у спортсменов России, в особенности Москвы. Очень большое значение имело также то, кто был тренером команды. Взять, к примеру, тот же футбол. Ни для кого не секрет, что В. Лобановский в свое время, пользуясь большими связями и авторитетом, собрал лучших игроков Союза в киевскую команду «Динамо», которая в течение многих лет показывала блестящие результаты.

Имидж спортсмена в стране Советов по сути представлял собой стереотип: обычный парень (девушка) из народа, который (которая) в результате упорного, тяжелейшего труда достигает выдающихся спортивных результатов. Относительно сборных команд подход был несколько иным. Советский спортсмен в глазах иностранцев в те времена был символом "снежной королевы" - безмолвный, холодный, всесильный. В те времена наши ребята редко давали интервью иностранной прессе, так как боялись сказать не то. В заграничных поездках при команде всегда был человек, который представлял силовые структуры. Обычно он и общался с западной прессой.


Рассказывая о формировании имиджа спортсмена в 70-е годы, А. Баркалов отмечал, что в то время не спортсмен работал на имидж страны, а сначала страна создавала ему имидж. Одно лишь упоминание на то, что ты - представитель сборной СССР, уже играло большую роль и вызывало уважение со стороны иностранцев.

Сегодня на формирование имиджа спортсменов оказывает влияние множество факторов, но, если их проанализировать, то схема окажется очень простой. В начале своей карьеры спортсмен "зарабатывает себе имя", создает свой имидж, работает на него. После того как он показал какие-то выдающиеся, серьезные результаты, имидж начинает работать на него, позволяя заключать ему более выгодные контракты и зарабатывать деньги на рекламе.

На вопрос о том, чем отличается сегодня формирование имиджа спортсменов в нашей стране и за рубежом, А. Баркалов ответил, что в Украине сейчас лишь отдельные спортсмены занимаются разработкой своего имиджа. В других странах этому вопросу уделяют серьезное внимание большинство спортсменов. Но, на его взгляд, это дело времени, в скором будущем как сами спортсмены, так и их тренеры поймут всю важность и необходимость того, что называют созданием имиджа.

Ряд выдающихся спортсменов считает, что главной проблемой имиджа спортсменов сегодня есть то, что он не всегда положительный. А отрицательный имидж, естественно, не способствует популяризации спорта в стране. Для определенной части спортсменов постсоветского пространства характерны такие черты, как погоня за деньгами, утрата нравственных ценностей и чувства патриотизма, использование запрещенных фармакологических препаратов, «звездная болезнь».

Конечно, эти черты присущи в большей или меньшей степени и спортсменам других стран мира. Однако, опираясь на положительный опыт, никто не будет возражать, что имидж спортсмена должен соответствовать запросам общества (его морали и принципам) и иметь в своей основе такие характеристики, как общительность, обаяние, воспитанность, патриотизм, стойкий иммунитет к "звездной болезни", благожелательность к представителям СМИ и болельщикам, уважительное отношение к проявленным знакам внимания (приглашения на встречи, письма поклонников и т.д.).


Семантика понятия "имидж" многообразна. Оно может означать оригинальную манеру общения человека, его стиль деятельности. Часто под ним подразумевают внешнюю привлекательность личности. В специальной литературе (1; 2; 5; и др.) обобщен опыт исследователей, которые изучили влияние разнообразных характеристик и свойств личности на формирование ее имиджа. Так, по мнению В. М. Шепеля (5) добиться личного обаяния можно благодаря следующим группам качеств.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречие (способность воздействовать словом). Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Как подтверждает практика, обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного имиджа.

Вторую группу составляют характеристики личности, которые являются следствием ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, деловой спич, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций и др.).

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценным является опыт, который помогает ей обострять интуицию в ситуации общения. Это имеет колоссальное значение в имиджировании. Самоуверенность и стандартность поведения отрицательно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении.

Смысл понятия "имидж" складывается из разных составляющих. Рассмотрим их применительно к деятельности спортсмена, опираясь на разработки в этом вопросе Л. К. Аверченко, и выделим наиболее общие слагаемые имиджа спортсмена (12).

  1. Профессионализм и компетентность. Спортсмен должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100, не имея возможности проявить свой талант, всю жизнь вынуждены занимаются не своим делом.


Развитию общества сегодня препятствует неквалифицированный труд в производстве, управлении, науке. Ироническая шутка - "Раньше академики становились директорами, теперь директора становятся академиками" - вполне отражает реалии нашего времени. Для развития спорту, как и общества в целом, крайне необходимы профессионализм и компетентность. Спорт требует от спортсмена динамизма, быстрой реакции на изменяющуюся ситуацию и многое другое. Каждый спортсмен должен профессионально знать, как тренироваться и выступать на спортивных соревнованиях наилучшим образом, учитывая свои индивидуальные особенности. Эти знания, навыки и умения могут быть получены из имеющейся литературы если спортсмен достаточно настойчив и усидчив, из опыта своих спортивных тренировок, если он достаточно волевой и трудолюбивый, а также из опыта других, если он достаточно восприимчив. Спортсмен не должен позволять себе учиться только на собственных ошибках. Вместе с тем некоторые из спортсменов не стесняются перекладывать свою вину в случае неудачи на других. Дело спортсмена - установить причины неудачи, а не искать виновных. Поэтому такому неудачливому спортсмену не мешает усвоить несколько адаптированный к спорту принцип Питера: «В любом виде спорта каждый спортсмен имеет тенденцию подниматься до своего уровня возможностей (некомпетенции)». Действительно, если спортсмен добивается определенных результатов или показателей без особого труда и напряжения, то это показывает, что данный уровень, мастерство команды не дают ему возможности проявить себя надо подняться выше.

Применительно к тяжелой атлетике можно сказать так. Да, вес покорен. Цель достигнута. Но тут возникает новая цель. Еще одна – более высокая ступень, на которую надо подняться. Не всякому это удается. Однако, когда спортсмену предстоит преодолеть нечто, с чем он уже не может справиться (планка результатов, мастерство команды), то именно этот уровень деятельности становится постоянным (на определенное время) его занятием, предаваясь которому он "заваливает" дело, приводит в отчаяние коллег, снижая эффективность всей команды. Вот и выходит, что в спорте, где компетентность служит основанием, а некомпетентность – преградой для продвижения, каждый спортсмен достигает в конечном итоге уровня своей некомпетентности.


  1. Нравственная надежность спортсмена. Хотя сегодня такое понятие, как "человек чести" для многих кануло в Лету, утекли с чистыми реками, кое-где еще остались чистые родники. Вообще говоря, нравственный человек ощущает потребность жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда пребывает в плену у собственных страстей и страстишек и его идеал - вседозволенность.

Нашему обществу нужен нравственно надежный спортсмен, стремящийся к самосовершенствованию и прежде всего – духовному. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь разносторонние гуманитарные знания.

  1. Гуманитарная образованность спортсмена. Ф. Достоевский считал, что гуманитарное развитие облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О справедливости этого наблюдения великого писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Какие же гуманитарные ценности должны составлять ядро мировоззренческого кредо спортсмена? Как минимум, это любовь к своей Родине, гуманизм, любовь к спорту, взаимовыручка и товарищеская поддержка, готовность прийти на помощь, высокий моральный дух. Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Не удивительно, что глаз японца способен различать 47 оттенков одного цвета, а русского – только 7. Это одно из последствий снижения в бывшем СССР уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество гуманитарных предметов в школах уменьшилось на треть.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира граждан в основной составляющей их имиджа.
  1. Спортсмен должен иметь прочные знания, навыки, умения в области психологии. Психология раскрывает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Она изучает психические явления, процессы их возникновения и развития, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.


Объектом изучения психологии является психика человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности. Задачами этой отрасли психологии являются определение психологической характеристики различных видов спорта, спортивных соревнований, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с целями спортивной тренировки и обучения физическим упражнениям, а также установление значения спорта в процессе формирования морально-волевых черт личности человека и др. (26; 27).

Есть и другие точки зрения на проблему факторов, которые формируют имидж профессионального спортсмена. Так, Д. Дадаускас, изучая мнение спортивных агентов, представителей организационных комитетов Литовской баскетбольной лиги и Североевропейской баскетбольной лиги, спортсменов, тренеров и спортивных журналистов о роли имиджа для профессионального спортсмена выделяет три группы факторов.

Первая группа - это факторы, которые зависят от мастерства спортсмена. Они определяются его талантом, усилиями на тренировках, самоотдачей в игре, силой воли, желанием победить, что, безусловно, отражается на его спортивных результатах. В баскетболе, например, это количество результативных передач, блоков, набранные очки, коэффициент полезности игрока и другие.

Вторая группа - это факторы, не зависящие от мастерства спортсмена. Они складываются из факторов, связанных с культурой поведения и факторов, связанных с его социальным статусом. Культура поведения включает общую культуру спортсмена, его деятельность за пределами спортивной площадки, отношения с тренерами, игроками команды и представителями СМИ. К факторам, связанным с социальным статусом, относят врожденные (раса, возраст, пол, национальность, антропогенетические характеристики) и приобретенные (образование, статус в семье, общественная деятельность, профессия). Факторы, которые не зависят от мастерства спортсмена, формируются СМИ, тренерами, игроками команд, конкурентами и усилиями самого профессионального атлета.

Третья группа - это факторы, частично зависящие и не зависящие от мастерства спортсмена. К ним относят поведение игрока на протяжении игры, травмы, допинг, наркотики, алкоголь, клуб, лига, где играет атлет.

Все эти факторы способствуют созданию целостного имиджа профессионального спортсмена, и в зависимости от того, каким будет этот имидж решается вопрос о контракте с ним.

Дальнейшие исследования Д. Дадаускаса подтверждают, что большое влияние на заключение контракта спортсмена с клубом и лигой оказывает уровень его мастерства. Влияние факторов, не зависящих от мастерства спортсмена, на его имидж становится все более ощутимо из-за реальной возможности получить большой доход от рекламных контрактов и спортивной атрибутики. На сегодняшний день из-за небольшого рынка вакансий в Литве возможности спортсменов заработать деньги за счет собственного имиджа очень ограничены, кроме того, нет ни одной организации в стране, которая помогала бы спортсменам создавать свой имидж. Вместе с тем на Западе этими проблемами занимаются давно. Так, Борис Беккер, завершив свою карьеру теннисиста, открыл контору спортивного менеджмента. С тех пор его фирма защищает финансовые интересы звезды украинского футбола - Андрея Шевченко.


<< предыдущая страница   следующая страница >>