reforef.ru 1 ... 7 8 9 10

ВЫВОДЫ

После всего ранее изложенного материала можно подытожить, что имидж в спорте – это образ спортсмена, тренера, команды и т.д., который целенаправленно или стихийно формируется и оказывает психологическое воздействие на различные социальные группы, связан­ные со спортом. Целенаправленно формируемый имидж в спорте используется в целях популяризации (или дискредитации) спортсмена, тренера, команды и т.д.

Проблема имиджа в спорте является комплексной, многогранной и содержательной. Ее можно анализировать по таким уровням: имидж спорта; имидж спортивной команды; имидж тренера; имидж спортсмена.

Этот имидж может проявляться через информацию в СМИ, общественное мнение, представления спортсменов, болельщиков, поклонников, любителей, тренеров и т.д.

Формирование имиджа спорта, имиджа спортивной команды, имиджа тренера, имиджа спортсмена может происходить посредством действия целого комплекса разнообразных факторов. Это могут быть государственные программы, государственное финансирование, систе­ма образования, воспитания и аккредитации, повышение квалифи­ка­ции, система тренировок, деятельность СМИ, крупных спортивных клубов, тренеров, спортсменов, болельщиков, поклонников. Проблема­ми, которые придется решать в ходе формирования требуемого имиджа, будут финансовые, социальные, политические, расовые, нацио­наль­ные, психологические. Сферами общественной жизни, в которых будет происходить процесс формирования и функционирования спор­тив­ного имиджа, могут быть информационная, историческая, духов­ная, куль­тур­ная, экономическая, политическая, социальная, педаго­ги­ческая, юри­ди­ческая, психологическая, психофизиологическая и другие сферы.

Факторами, влияющими в разной степени на формирование по­ложительного имиджа спортсмена, в результате исследований автора были определены следующие: спортивные достижения, участие в международных соревнованиях, годовой доход, участие в благо­тво­ри­тельной деятельности, участие в коммерческой деятельности, наличие спонсорской поддержки, спортивный характер, культура поведения, умение общаться с представителями СМИ, умение общаться с болельщиками, коммуникабельность, этическая и адекватная реакция на провокационные вопросы, положительные отношения с тренером, позитивные отношения с партнерами по команде, позитивные отно­ше­ния с судьями, позитивные отношения со спортивными менеджерами, позитивные отношения со вспомогательными работ­ни­ками, общая культура, интеллект, образование, научная деятельность, владение ино­странными языками, профессиональные знания (спор­тив­ная фи­зио­логия, спортивная психология и т.д.), внешние данные (лицо, рост, фигура), умение одеваться.


В ходе исследований эти факторы условно были разбиты на три группы: 1. Результаты деятельности; 2. Взаимоотношения; 3. Интел­лект; 4. Внешность.

Факторами, влияющими на формирование отрицательного имид­жа спортсмена, были определены недисциплинированность, занос­чи­вость, агрессивность, амбициозность, «звездная болезнь», отсутствие выдержки, снобизм (претензии на изысканно-утонченный вкус), непунктуальность, систематическое нарушение морально-этических норм пове­дения и законов.

Анализ результатов проведенного опроса среди различных групп спортивных менеджеров показал следующее:
В группе факторов «Результаты деятельности» очень важными факторами были признаны:


  • спортивные достижения – 59 % опрошенных;

  • участие в международных соревнованиях - 59 % опрошенных;

  • наличие спонсорской поддержки – 35 % опрошенных;

  • спортивный характер – 35 % опрошенных.


В группе факторов «Взаимоотношения» очень важными факто­рами были признаны:

  • умение общаться с представителями СМИ – 65 % опрошенных;

  • культура поведения – 47 % опрошенных;

  • умение общаться с болельщиками – 35 % опрошенных;

  • коммуникабельность – 35 % опрошенных.


В группе факторов «Интеллект» очень важными факторами были признаны:

  • общая культура – 41 % опрошенных

  • интеллект – 29 % опрошенных

В группе факторов «Внешность» очень важными факторами были признаны:

  • внешние данные (лицо, рост, фигура) – 29 %

  • умение одеваться - 29 %

В целом доминирующими факторами формирования положи­тель­ного имиджа были признаны:

1. умение общаться с представителями СМИ – 65 % опрошенных

2. спортивные достижения – 59 % опрошенных;


3. участие в международных соревнованиях - 59 % опрошенных;

4. культура поведения –47 % опрошенных;

5. общая культура – 41% опрошенных (см. диаграмму 1).

Д
иаграмма 1
Анализ ответов относительно факторов влияющих на формиро­ва­ние отрицательного имиджа спортсмена показал, что к факторам, ко­то­рые сильно и очень сильно влияют на этот процесс, были отнесены следующие:

- недисциплинированность – 82 % опрошенных;

- систематическое нарушение морально-этических норм поведе­ния и законов – 76 %опрошенных;

- агрессивность – 76 % опрошенных;

- «звездная болезнь» – 76 % опрошенных;

- заносчивость – 53 % опрошенных;

- амбициозность – 47 % опрошенных.

Все эти факторы непосредственно связаны с деятельностью СМИ, в первую очередь с телевидением, радио и периодической печатью. Эти ин­фор­мационные каналы воздействуют на массы людей через такие пси­хи­чес­кие процессы, как зрение и слух. Зрение и слух в свою очередь фор­ми­ру­ют комплексы соответствующих ощущений и восприятий, которые в даль­нейшем реализуются как представления. Поэтому с точки зрения пси­хо­ло­гии интерес представляет определение имиджа как системы представлений.

Однозначно, что имидж в спорте представляет из себя сложный фе­номен, состоящий из комплекса факторов, среди которых одно из самых важных мест занимают социально-психологические. В новых со­ц­иально-экономических условиях деятельность по формированию имиджа в спор­те приобретает особую значимость как в сфере при­вле­че­ния людей всех возрастов к занятиям спортом, так и в сфере про­фес­сионального спорта в целях получения максимальной прибыли. Таким образом, формирование имиджа невозможно без учета его социально-психологических основ.

Вторая часть этой книги будет посвящена анализу следующих проблем.

В главе “Общие принципы организации связи с обществен­нос­тью через средства массовой информации” будут рассмотрены потреб­ности СМИ и принципы установления контактов с ними, разработка эф­фективной стратегии организации связей с прессой, организация ра­бо­ты отдела по связям с общественностью (пресс-службы), орга­ни­за­ция "кампании" по связям с общественностью.


В главе “Формы связей с общественностью через средства мас­со­вой информации” будут рассмотрены практические рекомендации по ре­шению таких задач как подготовка, написание и рассылка пресс-релиза.

Особый интерес может представить раздел “Имидж спортсмена и возможности спортивной журналистики”, который посвящен анализу особенностей спортивной журналистики, подготовке и написанию та­ких спортивных сообщений для СМИ в стиле основных жанров (форм) журналистики как информация, заметка, отчет, репортаж, авторская статья, корреспонденция, обозрение, комментарий, письма в редак­цию, сообщение-эссе.

В книге изложены рекомендации как давать интервью средствам массовой информации, организовывать и проводить посещение объек­тов, дни открытых дверей, экскурсии для журналистов. Даются прак­ти­ческие советы по написанию рекламного текста, проведению бри­фин­гов и пресс-конференций.

Издание завершает анализ некоторого опыта работы спортивных организаций Украины по формированию имиджа в спорте.

ЛИТЕРАТУРА
1. Браун Л. Имидж - путь к успеху. – С.-Пб., 1996.

2. Криксунова И. Создай свой имидж. – С.-Пб., 1997.

3. Культ спортивных звезд и воспитание молодежи. – Информационный сборник № 3. – М.: ВНИИФК , 1971.

4. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: Учебник: В 2 кн. Кн. 2.– К., 1997.

5. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния.- С.-Пб., 1994.

6. Гуськов С.И. Спонсор и спорт. – М., 1995.

7. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. – К., 1996.

8. Платонов В.Н. Олимпийский спорт. – К., 1996.

9. Джейн Э. Эффективная презентация. – М., 1997.

10. Почепцов Г.Г. Профессия – имиджмейкер. – К., 1998.

11. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. – К., 1998.

12. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. – Новосибирск, 1992.

13. Аверченко Л.К. Психологические аспекты формирования имиджа. Реформируемая Россия: Социологический аспект // Материалы II научной конференции. - Новосибирск, 1994.


14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.,1990.

15. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. - М., 1994.

16. Мескон М. и др. Основы менеджмента. - М., 1992.

17. Тарасов В.К. Персонал–технология: Отбор и подготовка менеджеров. - Л., 1989.

18. Шепель В.М. Управленческая этика. - М., 1989.

19. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарилогия. - М., 1992.

20. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М.,1996.

21. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокжанцев, В.М. Николаенко. - Новосибирск, 1999.

22. Сорины, сестры. Необходимый имидж или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. - М., 1999.

23. Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. - М., 1999.

24. Сорины, сестры. Язык одежды или Как понять человека по его одежде. - М., 1999.

25. Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. - М., 1999.

26. Руденский Е.В. Психотехнология общения менеджера. - Новосибирск, 1994.

27. Руденский Е.В. Психотехника общения. - Новосибирск, 1990.

28. Руденский Е.В. Введение в психосоциологию праздничного общения. - Кемерово, 1991.

29. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М., 1989.

30. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. – 2-е изд., испр.– С.-пб., 1997.

31. Феофанов О. США: реклама и общество. - М., 1974.

32. Данчева О.В., Швалб Ю.М. Практична психологія в економіці та бізнесі. – К., 1998.

33. Лобановский В.В. Бесконечный матч / Литературная запись А.Горбунова. - М., 1989.

34. Шелухин А. Владимир Васин - Прыжок. - М., 1980.

35. Пеле Э. Моя жизнь и правая игра: Автобиография / Пер. с англ. – М., 1989.

36. Фесуненко И.С. Пеле. Гаринча. Футбол. - М., 1970.

37. Фонтан А. Пеле – король футбола / Пер. с франц.– М., 1972.


38. Блохин О.В. Экзаменует футбол: Повесть о футболе, написанная совместно с Игорем Заседой. - К., 1986.

39. Блохин О.В., Аркадьев Д.А. Право на гол. - М., 1984.

40. Блохин О.В., Аркадьев Д.А. Футбол на всю жизнь. Документальная повесть. - К., 1988.

41. Маєвський В. Сибірський характер // Олімпійська арена. - 1997. - №1.

42. Шахлин Б.А. Моя гимнастика. - М., 1973.

43. Психология. Учебник для ин-тов физич. культ. / Под ред.П.А. Рудика.– М., 1974.

44. Роднина И.: Фотоочерк / Фото М.Боташева и др.; Авт.-сост.

А. Чайковский. – М., 1977.

45. Ирина Роднина и Александр Зайцев: Фотоочерк / Авт.-сост.:

А. Чайковский. - М., 1981.

46. Атлет и мыслитель // Спортивная жизнь России. - 1994. - № 10.

47. Голубев В. Звонкие мышцы Карелина // Спортивная жизнь России. - 1997. - № 10.

48. Александр Карелин // Спорт-экспресс. - 1998. - № 10.

49. Профи: Об американском баскетболе. - М., 1990.

50. Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для мужчин. - М., 1996.

51. Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для женщин. - М., 1996.

52. Новиков И.А. Пять дней и вся жизнь. - Лит. запись А. Пинчука. - М., 1974.

53. Энциклопедия современного олимпийского спорта / Гл. ред. В.Н.Платонов. - К., 1998.

54. Олимпийская энциклопедия / Гл. ред. С.П.Павлов. - М., 1980.

55. Хавин Б.Н. Все о советских олимпийцах. - М., 1985.

56. Карнеги Д., Питер Г., Паркинсон С., Блох А. Ваше преуспевание в ваших руках. – М., 1993.

57. Кропоткин П.А. Этика. – М., 1992.

58. Якокка Ли. Карьера менеджера / Пер. с англ. – М., 1990.

59. Во Вік – О‘басс. Як набути популярності або Правдивий сучасний етикет. – Тернопіль, 1992.

60. Дороніна М.С. Культура спілкування ділових людей: Посібник для студентів гуманітарних факультетів вищих навчальних закладів. – К., 1997.


61. Коваль А.П. Ділове спілкування. – К., 1992.

62. Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!”: Речевой этикет в нашем общении. – Елиесеев А.Г.– М., 1982.

63. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. – К.: МАУП, 1999.

64. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

65. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.

66. Леммерман Х. Учебник риторики. – М., 1997.

67. Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

68. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры. Тренинг.– М., 1993.

69. Васильева-Гангус Л. Правила этикета. – М., 1992.

70. Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет. – М., 1994.

71. Новохатская Л.П. Краткий справочник по этикету. – К., 1992.

72. Правила хорошего тона: 240 кратких рекомендаций.– К., 1993.

73. Романов М.В. Справочник по этикету для бизнесменов, туристов и отправляющихся в гости за рубеж. – К., 1994.

74. Холопова Т.И., Лебедева М.И. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 1994.

75. Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М.,1994.

76. Берд П. Подай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа. – Минск, 1997.

77. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. – М., 1997.

78. Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М., 1998.

79. Федорченко Е.Л. Профессиональная этика. – К., 1998.

80. Сарин О.Л., Чачух М.Ю. Спутник военного журналиста. - М., 1990.

81. Кэссон Г. Как завоевать престиж. – М., 1998.

82. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. – М., 1996.

83. Моллой Дж. Одежда для успеха // Персонал.– 1994.– №2.


84. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992.

85. Бебик В. Як стати популярним, перемогти на виборах і утриматися на політичному олімпі. – К., 1993.

86. Берт П. Подай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. – Минск. 1997.

87. Березкина О. Слуги народа: имидж и идеология. – М., 1998.

88. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. – М., 1994.

89. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. – К., 1997.

90. Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. – М., 1996.

91. Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации (“Паблик рилейшнз” – система пропаганды большого бизнеса США). – М., 1971.

92. Королько В.Г. Основи паблік рілейшнз. – К., 1997.

93. PR: международная практика / Под ред. С.Блэка. – М., 1997.

94. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. – С.-Пб., 1995.

95. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.

96. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. – М., 1994.

97. Блэк С. Паблик рилейшнз? Что это такое? – М., 1990.

98. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М., 1996.

99. Компьютерная программа “Приемы журналистики “Public Relation”. – С.-Пб., 1998.

100. Поплавський М. Азбука паблік рілейшнз. – К., 1997.

101. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз. – К., 1996.

102. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М., 1998.

103. Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. – М., 1997.

104. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. – С..-Пб., 1995.

105. Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relation. – М., 1998.

106. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М., 1996.

107. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relation. Часть І. – С.-Пб., 1995.

108. Дейян А. Реклама. –М., 1993.

109. Зазыкин В.Н. Психология в рекламе. – М., 1992.

110. Картер Гарри. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса / Пер. с англ.; общ. ред. Е.М.Пеньковой. – К., 1998.

111. Рубель К., Чернюк Л., Сидоренко О., Позднишев Є. Формування іміджу органів місцевого самоврядування та громадських організацій за допомогою засобів масової інформації. Матеріали тренінга. - Київ: Центр соціально-психологічної реабілітації "ГЕШТАЛЬТ", Центр інновацій та розвитку, 1998.

112. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. – М., 1990.

113. Эдварс Ч., Браун Р. Реклама в розничной торговле США: Практическое пособие. – К., 1992.

114. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. – С.-Пб., 1995.

115. Борисов Б. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. Академия рекламы. – М., 1998.

116.Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.,1998.

117. Попеску І. К. Малий античний олімпійський словникрь. - К., 2000.

118. Тульчинский Г.Л. Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. – С.-Пб., 1994.

119. Вартанов Г.І., Шкляр В.І. Основи журналістики. - К., 1997.

120. Жанры советской газеты. - М., 1972.

121. Сидоренко О., Сидоренко Н. Зв'язки з громадськістю. Як їх встановлювати і підтримувати? - К., 1998.

122. Рубель К.В. Зв'язок з громадськістю через засоби масової інформації. - К., 1998.

123. Спасский О.Д. За кого болеют журналисты. - М., 1986.

124. Кудіненко В.М. Про форми та мову спортивного репортажу (спроба аналізу) // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию современного Олимпийского движения (11 - 14 января 1994 года). – Харьков, 1994.

125. Леонід Каневський: "Журналістика - каторжний труд..."// Спортивна газета. - 1997. - 4 січня.

126. Омельченко Е.И. Имидж менеджера отрасли – следствие и условие перестройки физкультурного движения // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 6.


127. Сергеев В. Роль средств массовой информации в олимпийском образовании населения // Материалы международного форума "Молодежь - Наука - Олимпизм".- 14-18 июля.– М., 1998.

128. Метлушко О.С. Имиджи спорта в мире: итоги международного конгресса // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 2.

129. Кузьмін Г. Два тайми з Маслаченком // Старт. - 1989. - № 5.

130. Головко О. Куди йдуть чемпіони, або життя зірок після спорту// Урядовий кур'эр. - 2000. - 14 жовтня.

131. Сарин О.Л., Чачух М.Ю. Спутник военного журналиста. - М., 1990.

132. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М.. 1995.

133. Ложкин Г., Позднышев Е. Психология имиджа в спорте // Наука в олимпийском спорте. – 2001. - №2.

Научно-методическое издание
ПОЗДНЫШЕВ

Евгений Вячеславович

Имидж спортсмена

Научно-методическое издание

Серия «Паблик рилейшнз в спорте»
Первая часть

Редактор Вавилова Е.А.

Художественное оформление Михайловой Н.С.

Компьютерная верстка Михайловой Н.С.

Подписано в печать 14.10.2004 г.

Формат 60Х84 1/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,6…Усл.печ. л. 2,7…. Тираж 300 экз. Зак. №147
Издатель Позднышев Е.В.

(E-mail:leon2003@svitonline.com)

Свидетельство о внесении в Государственный реестр субъекта издательского дела ДК № 1929 то 07.09.2004 г. г. Киев
Напечатано СПД ФО БОЕВ В.А.

г. Белая Церковь (E-mail:boev@magnus.kiev.ua)


<< предыдущая страница