reforef.ru 1 2
ЗА ОКНАМИ АВГУСТ...


СПАСЫ

Å

сть на Руси особенный месяц.

Стоит он межевым столбом на грани лета и осени, приходя на светлорусское приволье после семи старших братьев-месяцев. “Заревом”-месяцем и “зорничником” называли его отдаленные предки русского пахаря, “серпенем” величали малороссы. “ “Август-густарь, густоед-месяц”, говорил русский мужик, не подозревая даже, что имя это дано предосеннему месяцу в честь прославленного современниками древнеримского императора Августа .

Хоть и появляется в этом месяце во многих местах на Руси “хлебец-новина”, но работы у деревенского хлебороба хоть отбавляй. “Мужику в августе три заботы”, - замечает крылатое народное слово, - “три заботы: и косить, и пахать и сеять!”, “Август-каторга, да после будет мятовка*: мужицкое горло - суконное бердо, все мнет!” Сиверкой-холодком потягивает на август с идущего ему навстречу сентябрьского “бабьего лета”, но по народной примете “В августе вода холодит, да серпы греют!”, “Август-батюшка работой-заботой мужика крушит да после тешит!”

Август не июль, его не “приберихой”, а наоборот - “соберихой” да “припасихой”-месяцем зовут. Что соберет мужик в августе - тем и зиму-зимскую сыт будет!

Хоть и “густоедом“ зовется август-месяц, а половина его под постом ходит. Но “Успенский пост - мужика досыта кормит!” Поспевает к этому времени не только хлеб, но и овощи: где позаботятся бабы огород вовремя засадить, там - и огурцы, и редька, и свекла, и репа, не говоря уже о луке, - все поможет “поститься - не голодая, работать - не уставая”. “Не до жиру, быть бы живу!”- говорят в народе, прибавляя к этому: “От первого Спаса накопит и мужик запаса!”,”В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче - дольше ночи, ломота в спине - да разносол на столе!”


________________

*Мятовка - раздолье, обилие пищи

В августе и православная церковь, и народный календарь отмечают много праздников. Среди них и три Спаса: первый, или медовый Спас 1 (14) августа *; второй, или яблочный Спас - 6 (19) августа; третий Спас - 16 (29) августа - это Спас на полотне, или ореховый.

Все эти праздники связаны с теми или иными эпизодами из жизни Иисуса Христа, посвящены ему и носят его имя (“Спас” - от слова “спаситель” - перевод древнееврейского имени Иисус ).

Все Спасы, в основном, крестьянские праздники. Может быть потому, что главным в жизни крестьян всегда был труд с его страдой и урожаем, бедами и радостями, сытостью или голодом...

Именно трудовой календарь земледельца определял бытие русского мужика.

______________

*В скобках приводятся даты по новому стилю

ПЕРВЫЙ СПАС - НА ВОДЕ - МЕДОВЫЙ


П

ервое августа - день, на который приходится церковный праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, слывет у нас под именем “Первого Спаса”. Праздник ведет свое начало от бытовавшего в Константинополе обычая носить крест по улицам для отвращения болезней. В Византии в это время года стояла обыкновенно сильная засуха, отчего было много больных. Поэтому там и выносили из царской сокровищницы в храм Святой Софии для поклонения частицу Креста Господня, которая потом и проносилась через весь город.


Это - один из последних летних-предосенних праздников народной Руси, исстари веков привыкшей начинать с этого дня, благословясь, первый посев озимого хлеба. “Первый Спас - первый сев!” - гласит народная мудрость: “До Петрова дни взорать*, до Ильина - заборонить, на Спас - засевать!” - и продолжает в том же роде: “Спас - всему час!”, “Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т.е. - кто вовремя, и даже раньше других соседей уберется в поле)!” Приведенные пословицы, приуроченные к Первому Спасу, ясно показывают, что этот день должно считать одним из земледельческих праздников. Эти праздники с древнейших времен справлялись всеми народами, “сидевшими на земле”, - по образному выражению русских летописцев.

Русский народ издавна был не только хлебопашцем, но и пчеловодом. Первый Спас у него не только “первый сев”, но и “Спас медовый”. “На первый Спас и нищий медку попробует!” - говорит пословица, и молвится она не зря. Утро первого августа начинается у пчеловода на пасеке. Он старательно осматривает, осенясь крестным знамением, все свои ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, он выламывает из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несет в церковь для освящения и “на помин души родителей”. После обедни священник выходит к паперти - благословлять “новую новину” от вешних и летних трудов

_________________

*Взорать - вспахать

пчелы и начинает святить принесенные соты. Дьячок собирает в заранее приготовленное корытце “попову долю”.Часть освященного меда разделяется тут нищей братии, поздравляющей пчеловодов с первым Спасом - медовым. А затем большая половина этого праздника проходит у заботливого хозяина возле пчел: до вечерней зари идет по пчельникам горячая работа. Вечером обступает каждый пчельник толпа ребят и подростков с чашечками, а то и просто с сорванными поблизости широкими лопухами репейника в руках. Это - охотники до сластей, пришедшие получить от особенно щедрых в этот день пчеловодов свою “ребячью долю”. Целый год ждет деревенская детвора первого Спаса,- знает, что не обнесут ее, не обделят в этот медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: “Спасовка-лакомка”. Медолом щедрою рукою накладывает ребятам их “долю” из особого корытца, куда соскребались им из выламываемых ульев обломки сотов. А разлакомившиеся ребята причитают - ведут голосом:

Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета - долгие годы!

А и долго ему жить - Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить -

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение.

Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить, малых детушек растить,

Уму-разуму учить!

Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой

Сладко есть, сладко пить,

А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многия лета!
С Петрова дня до первого Спаса кипит в полях страдная бабья работа, не кончающаяся даже и с наступлением августа. Но ни в какое другое время не водится столько хороводов, не поется так много песен, как в эту рабочую пору: вечерами чуть не утренней зорьки - вся молодая деревня поет-заливается.

После первого Спаса уже не слышно ни одной песни; с самого начала Успенского поста и до осенних покровских свадеб, особенно обильных в хлебородные веселые годы, молчат все деревенские певуны .

В некоторых местностях на первый Спас устраиваются так называемые “сиротские и вдовьи помочи”. Работа помочью - работа за угощение. Грех работать во всякий праздник, по убеждению народа, но не в этот день, день “первого сева”. Тем более не считается грехом праздничная работа - “вдовья помочь”, на которую сходятся по большей части после обедни, до обеда. “На вдовий двор хоть щепку кинь!” - гласит старый завет. С этим изречением связано и другое: “С миру по нитке - голому рубаха!” С сирот и вдов многого не спросит помогающий люд за работу на первый Спас; бывает даже и так, что не только поможет им “мир”, а и сам нанесет в избу всяких припасов. “Не нами установлено - не нами и кончится!” - замечает деревенская Русь об этом, вызванном сердобольностью, обычае и нараспев приговаривает:

Ты - за себя,

Мы - за тебя,

А Христов Спас -

За всех нас!
В этот же день освящают воду в реках, озерах, колодцах. “Царица-водица - царю-огню сестрица!” - величает воду простодушный богатырь-пахарь и относится к ней едва ли с меньшим чувством уважения, чем к дару Божию, хлебу. Умышленно засорить чужой, а тем более общественный, колодец считается немалым грехом.

В этот же день в старину в освященные воды реки или озера погружались и мужчины и женщины, и старые и малые - одновременно в одном и том же месте. По народному присловью “На Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся”.

В Пермской губернии, например, пермяки мыли и купали после водосвятия приводимых или приносимых детей, причем снятые с детей рубашки бросали в воду, а надевали новые.

Точно также купали лошадей, чтобы они были крепче и здоровее. Крестьянин был твердо уверен в том, что, если после этого дня выкупать лошадь, то она не переживет предстоящей зимней стужи: “кровь застынет”.

Многие же не только умывались “святой водой”, купались, но и обливаясь ею “мокрили” все и всех, изгоняя нечистого. Неудивительно поэтому, что праздник имеет еще одно имя - “мокрый” или “Спас на воде”.

К этой поре бледнеют лесные и полевые цветы, собираясь отцветать. Пчелы потихоньку перестают добывать свой медовый “взяток”. Зато, на соблазн деревенской детворе, все еще алеет в лесу малина. “Первый спас: Авдотьи-малиновки, доспевает малина!” - говорят в деревне.

Первый Спас в некоторых местностях отмечается “проводами лета”, устраиваемыми девушками и молодыми парнями за околицей, на “выгоне” или в лугах, за речкою. Веселая толпа молодежи с песнями несет наряженную в сарафан и кокошник куклу, сделанную из новой соломы, и топит ее в речке, или, разрывая на клочки, пускает их по ветру.

ВТОРОЙ СПАС - НА - ГОРЕ – ЯБЛОЧНЫЙ


К
рупным праздником христианской церкви, посвященным Иисусу Христу, является праздник Преображения. Преображение Господне, празднуемое в шестой день (19) августа именуется на Руси “вторым Спасом”. Народ называет этот праздник также “Спас-Преображенье” или яблочный Спас.

Праздник Преображения установлен в память одного из событий земной жизни Христа - его чудесного “преображения”, свидетелями которого стали его ученики.

В Евангелии от Матфея рассказывается, как Иисус вместе с тремя своими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - поднялся однажды на гору Фавор. Лик и одежда его внезапно засияли. К изумлению присутствующих, Иисусу явились небесные пророки Илья и Моисей. В это время голос с неба провозгласил Иисуса возлюбленным сыном божьим. Испугавшись, ученики пали на землю. Иисус же поднял апостолов и стал ободрять их. Ученики встали и увидели Христа в его обыкновенном виде, утвердились и уверовали в его воскресение, преображение и в то, что Он есть Владыка живых и мертвых.

На Русь праздник Преображения был занесен из Византии вместе с христианством. По времени он приходился на конец лета. Уже начинались холода, чувствовалось приближение осени. Это нашло свое отражение в крестьянских поговорках-приметах: “Со Спас-Преображения погода преображается”; “После второго Спаса - дождь-хлебогной”;Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас”. В сельскохозяйственном производстве со второго Спаса обычно начинали сев озимых и сбор урожая целого ряда огородных и садовых культур. В первую очередь это относилось к яблокам. До праздника Преображения есть яблоки считалось большим грехом.

Таким образом, праздник Преображения в быту был днем первой пробы яблок, яблочным праздником. Отсюда и его название - яблочный Спас. В этот день несли в церковь яблоки и другие фрукты и овощи и укладывали на расставленные на паперти столы. После обедни священник выходил из церкви и благословлял принесенные плоды - горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок, - читал над ними молитву. За это благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины, понемногу от каждого сорта принесенных плодов.


После освящения и благословения, крестьяне набожно осеняли себя крестом и разговлялись яблоками: есть плоды (кроме огурцов) до этого времени считалось большим грехом. А если кому случалось, по забывчивости или невоздержанию, попробовать яблок раньше срока, то такой человек не должен был есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину. Особенно должны воздерживаться от преждевременного вкушения плодов те, у кого умерли в младенческом возрасте дети, так как считалось, что на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки и эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от употребления плодов до второго Спаса.

Разговляясь на второй Спас яблоками, молодежь загадывает о своей судьбе: желание, задуманное в ту минуту, когда проглатывается первый кусочек Спасова яблочка , должно - по старинному поверью - непременно исполниться. Прикусывая яблоко, девушки приговаривают: “Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется! “ И все-то, все у них на уме думки-думушки о суженых-ряженых... А бабы, прикусывая яблоко, думали о своем веке. Ведь время, как вкопанное, не стоит, вспять его не повернуть. Потому и женскую осеннюю пору надобно встречать не казнясь.

С глубокой старины существует на Руси добрый обычай, о котором в народе говорят: “На второй Спас и нищий яблочком разговеется!” Все бедняки наделялись в этот день яблоками - от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную розговень у себя на дому. Кто не исполнил этого установленного вековым преданием обычая, тот считался за человека “недостойного общения”.

В некоторых местах с Днем Преображения Господня связывается особый обычай, известный в народе под именем “столованья”. На площади, перед церковью, ставят длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедается прихожанами после обедни и крестного хода. В других местах был обычай всеобщих разговин горохом: отслужив в поле молебен, крестьяне всем селом устремляются на гороховое поле и, до самого вечера, лакомятся зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой. В это время звучат “гороховые” песни:


Девушки, горох будем сеять,

Эх, красные, горох будем сеять.
Ой, горох мой, горох,

Зеленый мой горох,

Со виклиною горох,

Со гороховиною горох.
Девушки, горох будем смотреть,

Эх, красные, горох будем смотреть.
Девушки, горох пойдем щипать.

Эх, красные, горох пойдем щипать.
Эти гороховые разговины составляют истинный праздник и величайшее наслаждение для деревенской детворы, которая целый день ныряет в зеленых кустах и наедается до того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу.

Со Спас-Преображенья - погода преображается!” - говорят в народе. И впрямь, если все еще дышат летом красным августовские дни, то изукрашенные яркой россыпью звезд темные ночи уже повевают осенним холодком.

ТРЕТИЙ СПАС - НА ПОЛОТНЕ - СПОЖИНКИ


Н
а переломе августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, либо в следующий за ним день перенесения образа Спаса Нерукотворного, народ русский справляет третий и последний из своих предосенних земледельческих праздников - “Спожинки”, именуемый иначе Успеньевым днем или третьим Спасом.

Третий Спас считался праздником всех праздников. Церковная версия его происхождения такова:

Правитель города Эдессы Авгарь, страдающий много лет проказой, получил облегчение утершись холщовым убрусом (полотенцем), на котором чудесным образом был отражен лик Иисуса Христа.

Увидев это чудо, жители Эдессы вместе с Авгарем приняли христианство, а чудесную икону (убрус) на полотне установили для всеобщего поклонения над главными воротами своего города.


Спустя много времени в 516 г. на Эдессу напали враги с большим войском. Христиане города совершили крестный ход вокруг городских стен с открытым образом Христа. Божественною силою враг был вынужден отступить. Хотя прежде мусульмане разграбили город и захватили с собой полотняный образ Христа. И только в Х веке византийские императоры выкупили у магометан эту икону, а 16(29) августа торжественно водрузили ее в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В память об этом событии и празднуется третий Спас, или Спас на полотне.

К этому дню крестьянки кончали белить свои домашние полотна, освящали их святой водой, после чего начинали продавать.

В народе третий Спас называют еще и ореховым, т.к. в это время созревает лесной орех.

До третьего Спаса полагается, по установленному в незапамятные годы обычаю, успеть дожать последний сноп в озимом поле. Поэтому еще этот день называют “Спожинками - дожинками”.

“Спожинать” - кончать жатву, дожинать хлеб. Кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня живущая “на земле”, должна “успеть” в поле, начинаются “осенины”, и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа - “молодое бабье лето”(настоящее - начинается с 1-го сентября) - время осенних хороводов. “Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник” - говорят в народе. По народному изречению - “С Успенья солнце засыпается!”, а потому и говорит деревенский опыт, что “До Успенья пахать - лишнюю копну нажать!”, и добавляет при этом: “Озимь сей за три дня до Успенья да три дня после Успенья!”Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздывания с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается на деле.


Хорошо, если - Спас на полотне, а хлебушко на гумне! Третий Спас - хлеба припас. Хорош третий Спас - зимой будут хлеб и квас” говорят на Руси. Спожинки - “последний сноп дожинают” и у самых неторопливых хозяев. А у хороших хлеборобов, - если у них самих засилье не берет - устраивается в этот день веселый сноповоз - “дружной помочью”, за посильное хлебосольное угощение по-праздничному, во время которого звучат иногда такие “помочанские” песни :
Ты хозяин наш, ты хозяин,

Всему дому господин!

Наварил, сударь,хозяин,

Пива пья-пьянова про нас!

Накурил, сударь, хозяин,

Зеленова, братцы, вина!

Нам не дорого, хозяин,

Твое пиво и вино!

Дорога, сударь да хозяин,

Пир-беседа со гостьми!

Во беседушке, хозяин,

Люди добрые сидят,

Басни ба-бают, рассуждают,

Речь хорошу говорят...
В таких трогательных словах величают гостьи-помочане, праздничные работнички, своего “хозяина”, честь-честью, по заведенному обычаю дедами-прадедами обычаю, угощающего их за помочь-работу.

На Спожинки, - там, где к этому времени заканчивается жатва, - по деревням устраивают мирскую “складчину”, варят “братское пиво” и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи. В урожайные годы в этот день колют купленного на мирские деньги барана. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами. Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли, с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо хором выходили боярин с боярынею и с боярышнями и приглашал жниц во двор, принимая венок и сноп, которые после этого и ставились в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.


С Успеньева розговенья начинаются по деревням осенние “посиделки”,”засидки”,”беседы”. Время не ждет: до Покрова только-только успеть молодежи досидеться до свадеб. Принято не засылать и сватов раньше как через две недели после Спожинок. А известно исстари, что “первый сват - другим дорогу кажет”. Потому-то и начинают деревенские красавицы засматривать себе женихов после Успения. “С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в девках просидеть!” - увещевает красную девушку народная мудрость устами старой пословицы, взявшейся из крестьянского быта, тесно связанного с полевыми работами и твердо помнящего, что: “На белом Божьем свете всему - свой час”.

На третий Спас соблюдается до сих пор сохранившаяся традиция загадывать о посеве. Из “дожиночного снопа”, - о котором велась речь выше, - берутся три колоса. Вылущенные из них зерна, из каждого наособицу, - зарываются в землю на примеченном укромном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса - значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний.

От Спожинок, дожинающих последний сноп, рукой подать и до “Досевок”. Народный опыт отводит на окончание озимого сева всего три дня после Успения. К восемнадцатому августовскому дню хороший хозяин должен бросить последнюю горсть жита в землю. О запоздавших ленивцах, оправдывающихся своим недосугом, в народе говорят: “До Фролова дня (18 августа) сеют ретивые, после Фролова дня - ленивые!” и “Кто сеет рожь на Фролов день, у того родятся одни Фролки (цветочки)”.

Лето прошло. Впереди осень и длинная-длинная зима.

Улетают последние стрижи и ласточки. В народе говорят: “Ласточки отлетают в три раза , в три Спаса. Ласточка весну начинает, осень накликает”. И еще примечают: если журавли отлетают к третьему Спасу, то в Покров будет морозно, если нет, то зима будет поздняя.


Все три Спаса почитались крестьянами, они свято соблюдали все сроки при проведении сельскохозяйственных работ. Земля же одаривала их хорошим урожаем.

ЛИТЕРАТУРА:

Барская Н. Преображение // Юный художник. - 1993. - № 3. - С.13-15. - (Годовой круг праздников).

Два Спаса // Библиотекарь. - 1991. - № 8. - С. 31-32.

Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ( Русичи ).

Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вст ст. и прим. А.Ф.Некрыловой - М.: Правда, 1989. - 496 с., ил.

Преображение Господне: 6 (19 по новому стилю) августа // Наука и религия. - 1994. - № 8.- С. 12-13. - (Православные праздники).

Преображение Господне - второй, или яблочный, Спас // Уральский месяцеслов. 1992. - Челябинск, 1991. - С. 214-216.

Рожкова П. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Нравы; Заговорные слова. - М.: Дружба, 1992. - 176 с.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр. М.Забылиным.- Репринт. воспр. изд. 1880. - М.: ИПО “Автор”, 1992. - 615 с.

Сказание русского народа ,собранные И.П.Сахаровым :Сб./Вст. ст., подгот. текста В.Аникина. - М.: Худож. лит., 1989. -398с. - /Забытая книга/

Спас // Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - С.-П., 1994. - С. 401-403.

Спас нерукотворный //Здоровье. - 1994. - № 2. - С. 41.

Три Спаса (Ìåäîâûé, ÿáëî÷íûé, õîëùîâûé) // Ïðàâîñëàâíàÿ áåñåäà. - 1995. - № 4. - С. 38.



следующая страница >>