reforef.ru 1

Замечания к Принципам информирования общественности


Европейского банка реконструкции и развития (2008)

Экологическое общество «Зеленое спасение» отмечает, что процесс пересмотра Принципов информирования общественности (ПИО) в 2008 году принёс глубокое разочарование общественности. Предложенные, как Экологическим обществом «Зелёное спасение», так и другими общественными организациями, замечания по улучшению ПИО, были полностью проигнорированы Банком. Поэтому мы не предлагаем Банку новых замечаний, а отправляем те замечания, которые были направлены в 2008 году.

1. Цель Принципов информирования общественности (ПИО) (п.В)

ЕБРР твердо намерен добиваться повышения уровня прозрачности и подотчетности… в целях обеспечения экономически и экологически устойчивого процесса перехода… (стр.1).


  • В силу того, что ЕБРР «считает устойчивое развитие одной из самых главных задач» и «стремится к тому, чтобы его директивные документы и операции содействовали устойчивому развитию», то одним из основополагающих принципов информирования Банком общественности должно быть признано право человека на доступ к информации, необходимой и приемлемой для процесса принятия решений (Повестка дня на ХХI век, глава 40). Поэтому в политике информирования общественности ЕБРР должно быть четко заявлено, что целью данной политики является содействие Банком реализации прав человека на доступ к информации о деятельности ЕБРР, могущей или оказывающей влияние на состояние окружающей среды, здоровье и благосостояние людей. Данный подход будет соответствовать основным положениям Орхусской конвенции.

2. В предыдущей версии Принципов (2006 года) было указано что «ЕБРР будет принимать во внимание Орхусскую конвенцию, общего духа, задач и конечной цели которой он придерживается в своей природоохранной деятельности». В версии 2008 года упоминание об Орхусской конвенции удалено! Орхусская конвенция – конвенция о доступе к информации должна быть основополагающим принципом данного документа. Поэтому в новой версии Принципов необходимо вернуть указание на Орхусскую конвенцию.

3. Категории информации, подлежащей раскрытию (п.D).


  • Необходимо дополнить пунктом «Экологическая информация»! Данный подход будет соответствовать положениям Орхусской конвенции.


4. Перевод утвержденных страновых стратегий на другие языки (п. 2.1.3).

Необходимо дополнить данный пункт информацией о том, в какие сроки Банк обязуется переводить страновые стратегии, например, в течение 3-х месяцев.
5. Перевод документа ПИО (п. 2.3.4).

Необходимо дополнить данный пункт информацией о том, в какие сроки Банк обязуется переводить ПИО, например, в течение 3-х месяцев.
6. Перевод документа «Экологическая и социальная политика» (п. 2.3.5).

Кроме того, ЕБРР приложит усилия к тому, чтобы постепенно в течение ряда лет осуществить перевод этого документа на государственные языки стран региона…

  • Необходимо четко определить, что значит «в течение ряда лет», например, в течение 1 года.


8. Информация о проектах. Резюме проектов (п.3.1).
Обнародование резюме проектов (РП) в частном секторе производится не позднее, чем за 30 дней до рассмотрения конкретного проекта Советом директоров (п.3.1.2).

  • Сроки обнародования РП должны быть установлены одинаковыми как для проектов в частном, так и в государственном секторе, то есть не позднее, чем за 60 дней до рассмотрения проекта Советом директоров. Общественность должна иметь равные возможности влияния на процесс принятия решений, не зависимо от секторальной принадлежности проекта. За 30 дней невозможно оповестить о проекте все заинтересованные стороны, оценить его влияние и внести предложения.
  • Необходимо отметить, что есть примеры того, что Банк не выполняет этот пункт своих принципов! Например недавно он принял решение о финансировании проекта компании «РауанНалко», в рамках реализации которого в г.Атырау будет построен завод специализированных химических реагентов. Не смотря на то, что проект был одобрен советом директоров Банка в декабре 2010 года, информации о проекте на сайте Банка до сих пор нет (на 27 января 2011 г.).



Исключения из общего порядка обнародования РП: в случае вероятного внесения в проект существенных изменений на этапе его окончательного рассмотрения (п.3.1.5). Необходимо отказаться от этого исключения! Так как, общественность должна быть оповещена о внесении в проект существенных изменений и должна иметь возможность и время, для того, чтобы ознакомиться и обсудить эти изменения.
Необходимо более точное определение сроков обновления РП, так как первоначальная информация о проектах устаревает (п.3.1.6). Информацию о проектах необходимо обновлять с определенной периодичностью. Например, ежегодно. Данное замечание в первую очередь касается проектов, которые осуществляются на протяжении нескольких лет. В качестве, примера можно привести РСП проекта №3324 «Испат-Кармет» (Ispat-Karmet Steel Works, Mittal Steel Termitau "MST"). Информация о проекте была обновлена на сайте ЕБРР лишь спустя 9 лет, уже на стадии его завершения.
В процессе реализации проекта, в РП необходимо включать информацию о выполнении проекта и о его влиянии на экологическую ситуацию, что позволило бы общественности иметь оперативный доступ к информации об опыте деятельности Банка при обсуждении аналогичных проектов.
9. Проекты в государственном секторе (п. 3.2).

Доклады Совету директоров о проектах в государственном секторе публикуются «по требованию общественности» после их утверждения Советом директоров.

  • Доклады Совету директоров о проектах в государственном секторе должны публиковаться, не зависимо от наличия запросов общественности.


10. Аннулированные, отклоненные или недействующие проекты (п.3.3).

На сайте Банка необходимо разработать отдельный подраздел, в котором будут публиковаться все аннулированные, отклоненные или недействующие проекты (за 5-10 лет). Это связано с тем, что компании (или государственные органы) могут вновь предложить на рассмотрение Банка ранее отклоненные проекты. Такая ситуация сложилась вокруг финансирования проекта строительства Мойнакской ГЭС в Казахстане, когда в 2005 году Правительство РК обратилось с запросом о финансировании в ЕБРР и ВБ, Банки не рассматривали возможность финансирования проекта и в конце 2006 года строительная компания вновь обратилась в ЕБРР за финансированием.

11. Экологическая и социальная информация применительно к проектам (п.3.4).

Данный раздел ПИО должен содержать четкий перечень документов ЕБРР, доступ к которым может иметь общественность. В первую очередь природоохранной информации по конкретным проектам:

- оценка воздействия на окружающую среду,

- планы природоохранных и социальных мероприятий (ППСМ),

- отчеты о выполнении ППСМ,

- общая оценка экологических и социальных показателей проекта и экологических изменений вследствие его осуществления.

Банку следует обеспечить доступ общественности к этим документам или иметь прямые ссылки на информационные ресурсы клиента, где эти документы находятся. Целесообразно, чтобы в соответствующем представительстве ЕБРР имелись копии вышеупомянутой природоохранной информации по проектам, реализуемым в стране, чтобы упростить доступ общественности к ним.
12. (п.3.4.1) ЕБРР распространяет результаты оценок природоохранных и социальных последствий реализации его проектов категории А по каналам своего центра деловой информации в Лондоне и его представительства в конкретных странах… до рассмотрения Советом директоров…На сайте ЕБРР размещается уведомления о предстоящем обнародовании этих документов.

Распространяя результаты оценок природоохранных и социальных последствий, Банк, таким образом, существенно ограничивает доступ заинтересованной общественности к информации. Банк должен публиковать такие документы на сайте.
13. (п.3.4.2) Экологические и социальные вопросы… в сокращенном изложении отражаются в РП.

Необходимо включать в резюме проектов (РП) более подробную информацию об экологических аспектах проекта, или соответствующие прямые ссылки на информационные ресурсы ЕБРР, где можно подробно ознакомиться с этой информацией. Ссылка на РП (обычно это 1-2 страницы, где природоохранные и социальные вопросы занимают 2-3 абзаца!) как на источник подобного рода информации не является корректной, так как резюме не дает достаточно информации, чтобы судить о влиянии проекта на состояние окружающей среды, здоровье и благосостояние населения.

14. (п.3.4.3) Обнародование проектной информации вменяется в обязанность клиентов ЕБРР.

Банк должен взять на себя дополнительно функцию обнародования проектной информации, так как клиенты Банка не всегда ответственно подходят к данному требованию Банка. Как пример, можно указать обращения Экологического общества «Зеленое спасение» в 2005, 2006 и 2007 году в компанию Арселор Миттал (бывший «Миттал Стил Темиртау»). ЭО неоднократно отправляло на предприятие запросы о предоставлении документов, касающихся экологических аспектов проекта ЕБРР (project number: 3324, http://www.ebrd.com/projects/psd/psd1997/3324.htm). В результате был получен единственный ответ от начальника Отдела охраны окружающей среды, в котором сообщалось, что «материалов по проекту ЕБРР-3324 в отделе охраны природы не имеется». Даже в местном офисе ЕБРР в городе Алматы данных документов не было, что признал головной офис ЕБРР в Лондоне. «Зеленому спасению» пришлось пять месяцев переписываться с различными подразделениями Банка, чтобы получить документы ОВОС.
15. Документы отдела оценки (ДО) (п. 4.2).
Список доступной информации следует дополнить «Отчетами по оценке реализации проекта» (Evaluation reports), причем не только резюме, а полностью отчеты. Общественность, как стран-учредителей, так и стран операций имеет право знать, на сколько эффективно используются средства Банка. Особое внимание следует обратить на информацию о влиянии результатов проектов, реализуемых в частном секторе, на окружающую среду. Сокрытие такой информации способствует перенесению издержек по охране окружающей среды частных предприятий на плечи государства и налогоплательщиков. Данный раздел необходимо дополнить пунктом, что обнародованию подлежат документы по оценке экологических и социальных мероприятий по проектам.

Также Банк должен отказаться от условия делать в документе купюры, чтобы нельзя было установить наименование компании-клиента!

16. Отчеты о выполнении директивного документа Экологическая и социальная политика (4.3.1).

Обязательство Банка публиковать ежегодный отчет об осуществлении политики не является достаточным для реализации права доступа к информации. Такого рода отчеты содержат самую общую информацию, образно говоря сведения «о среднестатистической температуре по больнице», но далеко не «диагноз и методы лечения конкретного больного». Данный отчет мог бы дополнять Отчеты по оценке реализации проекта.
17. Конфиденциальная информация (п. Е)

Банк должен на практике, а не словах, добиться того, чтобы вся информация, касающаяся экологических мероприятий финансируемых ЕБРР проектов, их воздействия на здоровье и благосостояние людей, нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду была максимально доступна для общественности и чтобы коммерческие интересы частных и государственных фирм не были препятствием для получения информации общественностью. Данный подход соответствует как духу и положениям международных соглашений, в частности Орхусской конвенции, так и положениям законодательства целого ряда стран-членов ЕЭК ООН, в частности Директиве Совета 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 года. Поэтому эти принципы должны быть четко провозглашены в ПИО Банка.

---------------------

Ссылки:

1. Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 год.

2. Повестка дня на ХХI век, доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 год.

3. Руководство по осуществлению Орхусской конвенции, ООН, 2000 год.


27 января 2011 года.

Экологическое общество «Зеленое спасение»

050000, Республика Казахстан, г.Алматы, ул.Шагабутдинова, 58, кв.28, Тел. +7 (727) 253-62-56, 234-17-60, E-mail: grsalmati@gmail.com, www.greensalvation.org.
The Ecological Society Green Salvation

050000, Kazakhstan, Almaty, St.Shagabutdinov 58-28, Phone/fax: +7 (727)-253-62-56, E-mail: grsalmati@gmail.com, www.greensalvation.org.