reforef.ru 1 2
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НОВЕЛЛЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Система образования

В рамках системы образования осуществляются:


  • общее образование;

  • профессиональное образование;

  • дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование);

  • профессиональное обучение.


Изменяется система уровней образования (образовательных цензов):


сейчас

предлагается

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.


1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) среднее профессиональное образование;

6) высшее образование – бакалавриат;

7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура;

8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка.



Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования и «третьего» уровня высшего образования.

Уточняется классификация программ:

сейчас


предлагается

  1. общеобразовательные программы:




  • основные общеобразовательные программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.


  • дополнительные общеобразовательные программы


2) профессиональные программы:


  • основные профессиональные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

- послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура).


  • дополнительные профессиональные образовательные программы:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации;

- программы стажировки.



1) основные образовательные:
- основные общеобразовательные программы:

  • дошкольного образования,

  • начального общего образования,

  • основного общего образования,

  • среднего общего образования.


- основные профессиональные образовательные программы:

  • среднего профессионального образования:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих;

  • программы подготовки специалистов среднего звена;



  • высшего образования:


  • программы бакалавриата;

  • программы подготовки специалиста;

  • программы магистратуры;

  • программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;


- программы профессионального обучения:

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих;

  • программы повышения квалификации по профессиям рабочих и служащих;

  • программы переподготовки по профессиям рабочих и служащих;


2) дополнительные образовательные программы:
дополнительные общеобразовательные программы:

  • общеразвивающие;

  • предпрофессиональные;


дополнительные профессиональные программы:

  • программы профессиональной переподготовки;

  • программы повышения квалификации.


Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программ - программы подготовки научных кадров (докторантура).

Вопросы подготовки в докторантуре включены в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (см. проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»).



Уточняются формы обучения:


сейчас

предлагается

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:


в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы.


В Российской Федерации образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной и заочной формах);

вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Исключаются специальные формы обучения по дополнительным профессиональным программам.

Особой формой обучения по дополнительным профессиональным программам является стажировка.
Для обучающихся по основным общеобразовательным программам, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.




2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность


сейчас

предлагается

Образовательную деятельность вправе вести:

  • образовательные учреждения;

  • научные организации - образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы;

  • иные организации любой организационно-правовой формы - программы профессиональной подготовки;

  • индивидуальные предприниматели.





Образовательную деятельность вправе вести:

  • образовательные организации;

  • научные организации (программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения);

  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения)

  • загранучреждения МИД России (основные и дополнительные общеобразовательные программы)

  • иные юридические лица любой организационно-правовой формы (программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы)

  • индивидуальные предприниматели (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения).





Совершенствуются типы образовательных организаций. Упраздняются виды образовательных организаций:


сейчас

предлагается

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;


6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.


В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.
Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

1) организация дополнительного образования;

2) организация дополнительного профессионального образования.


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня образования, вида и направленности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено Федеральным законом.


Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены виды образовательных учреждений.

Например, общеобразовательные учреждения - начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста; общеобразовательная школа-интернат; и т.д.


Образовательные учреждения высшего профессионального образования – федеральный университет, университет, академия, институт.


Виды образовательных организаций в рамках типа упраздняются.
Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе.




3. Статус обучающихся

Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся



сейчас

предлагается

Отсутствует.

Вводится понятие «обучающийся».
Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (обучении) и осваивающее образовательную программу.


Отсутствует.

Меняются подходы к определению размеров государственной стипендии.

Размер государственной стипендии будет определяться самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся данной организации, в пределах установленного ей стипендиального фонда.

Данная норма позволяет отказаться от установления в нормативных правовых актах (как на уровне федерального закона, так и на уровне актов Правительства Российской Федерации) от установления конкретного размера государственной стипендии.
Также предусматривается поэтапное повышение стипендиального фонда, выделяемого образовательной организации.


Законодательно не урегулировано.

Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, обеспечиваются на время получения образования учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения, иными необходимыми для учебного процесса учебно-методическими материалами и средствами обучения образовательными организациями бесплатно.



Законодательно не урегулировано.


Транспортное обеспечение обучающихся включает организацию их бесплатного подвоза к образовательным организациям, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот при проезде на транспорте общего пользования.


Отсутствуют.

Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

  • в образовательных организациях;

  • в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.



Отсутствует

Закреплены вопросы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей:

1) ходатайствовать перед органами управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием выборных представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

3) использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации.



4. Статус педагогических работников
Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников

сейчас


предлагается

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск

Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности)

Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы

Право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет

Пенсия за выслугу лет до достижения пенсионного возраста

Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;

Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности)

Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;

Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет;

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости


Отсутствуют

Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников:

  • Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности.
  • Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград.


  • Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования исходя из обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации.




Отсутствуют

Закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам.



Отсутствует

Устанавливается понятие конфликта интересов педагогического работника.



5. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ
Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса

при реализации профессиональных образовательных программ:



сейчас

предлагается

Законодательно не предусмотрена.
Применяется по желанию отдельных вузов.

При реализации профессиональных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, под которой понимается форма организации образовательного процесса, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.





Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой основной профессиональной образовательной программе по конкретному направлению подготовки и специальности устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой дополнительной профессиональной программе определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.



Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ


сейчас

предлагается

Законодательно не предусмотрены.
Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО, других проектах по развитию образования.


Основные образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия.
Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия.

В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:


  1. совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;

  2. зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.





Совершенствуется регулирование дистанционных образовательных технологий. Вводится электронное обучение



сейчас

предлагается

К компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования




Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать электронное обучение, в том числе дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании.
Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием электронного обучения частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием электронного обучения и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, включающую комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.


6. Экономическая деятельность в сфере образования

Закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях
различных форм собственности и организационно-правовых форм



сейчас

будет

Не предусмотрено.


Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных (частных) организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) в пределах соответствующих ФГОС.
Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.



  1. Общее образование


Общее образование включает в себя следующие уровни образования:

  • дошкольное образование,

  • начальное общее образование,

  • основное общее образование,

  • среднее общее образование.



Дошкольное образование


сейчас

предлагается

Законодательно не предусмотрено

Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.



Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.


Образовательная программа дошкольного образования de facto включает в себя и присмотр и уход за детьми.

В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня.
Не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


В Законе РФ «Об образовании» содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Требования к лицам, осуществляющим такую деятельность, не устанавливаются.

Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться индивидуальными предпринимателями.



Начальное общее, основное общее и среднее общее образование



сейчас

предлагается

Отсутствует.

Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки.
Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта.



следующая страница >>