reforef.ru 1
Закаливание


Закаливание - один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а следовательно, к простудным заболеваниям.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания независимо от возраста ребенка или от действующих факторов закаливания.


  1. С и с т е м а т и ч н о с т ь применения закаливающих процедур во все сезоны года. При проведении закаливающих процедур происходит тренировка сосудов кожи, причем они приобретают способность суживаться до оптимальных пределов под воздействием холода и расширяться по окончании этого действия. Но особенностью этой реакции является ее быстрое угасание, если нет постоянного подкрепления. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур в течении 2-3 недель снижает адаптационные возможности к холоду, а у детей исчезновение эффекта адаптации к холоду происходит еще в более короткие сроки (5-7 дней). Поэтому перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к холодовым воздействиям. Вот почему, например, летом и в ненастную погоду не следует прекращать закаливающие процедуры. Их можно проводить в комнате, в закрытом помещении. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног.

  2. П о с т е п е н н о с т ь увеличения силы раздражающего воздействия. Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания – организм постепенно приспосабливается к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающие возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору, не только не принесет пользы, а, наоборот, может способствовать заболеванию ребенка. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно и постепенно.
  3. Учет индивидуальных особенностей эмоционального состояния ребенка. Какие бы средства закаливания не применялись, всегда надо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья, условия жизни, среду и индивидуальные свойства его организма. Если ребенок легко возбудим, ему более полезны успокаивающие процедуры. Детям вялым, пассивным нужны бодрящие, возбуждающие процедуры.


  4. Большое значение имеет одежда ребенка в зависимости от температуры воздуха и отвечающая гигиеническим требованиям.

Основными факторами закаливания являются воздух, вода и солнце.

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, если при этом температура в помещении снижается более чем на 1 градус. Одним из способов закаливания воздухом является прогулка, включающая и сон на воздухе для малышей. Полезнее гулять в утренние часы, когда в воздухе много ультрафиолетовых лучей. В плохую погоду прогулку можно организовать на веранде.

Эффективное средство закаливания - воздушные ванны. Для детей старше года проводятся при температуре 18 градусов. Ее можно постепенно снижать проветриванием до 15 – 16 градусов. Во время воздушной ванны проводят с детьми гимнастику. В это время ребенок чувствует себя бодрым, у него хорошее настроение, что определяет положительное отношение к проводимой процедуре.

Водные процедуры.

Очень мощным природным средством закаливания является вода, ее температура. Влияют на организм также механические факторы, например душ, купание, и химические – соленые, хвойные ванны, купание в море. Водные закаливающие процедуры бывают местные и общие.

М е с т н ы е процедуры – это обтирание, обливание, ванны. Местные процедуры проводят с постепенным усилением воздействия, начиная с более слабодействующих либо снижая каждый раз температуру воды.

Местное обтирание является переходной стадией к общему обтиранию. Обтирание начинают с ног – от ступней до колен, а затем обтирают руки – от кистей до плеча. Продолжительность процедуры 1-2 минуты. В холодные месяцы исходная температура воды для обтирания должна быть 36-35 градусов, летом 34-33. Один раз в 5 дней температуру воды снижают на 1 градус, доводя ее до 30-28. После влажного обтирания руки и ноги ребенка растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем. Влажные обтирания зимой начинают делать водой температуры 33 градуса, а летом 32. Температуру воды постепенно снижают на 1 градус и доводят зимой до 26, а летом до 24. Обтирают руки, спину и грудь.


Местные ванны могут быть для рук и ног. Ручные ванны можно ввести в игру детей – предложить покупать куклу, постирать для нее одежду, помыть посуду. Важно, чтобы исходная температура воды была 28 градусов и понижалась постепенно до комнатной.

Особенно ценными являются ножные ванны. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм. Установлено наличие рефлекторной сосудистой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей при охлаждении ног. Благодаря рефлекторно вызванному сужению сосудов уже с первой минуты охлаждения температура слизистой носа и носоглотки начинает снижаться. Начальная температура воды ножной ванны 35-33 градуса, постепенно снижают до 24-22. Полезно, чтобы ребенок во время такой ванны производил движения ногами. Продолжительность процедуры 1-3 минуты.

Обливание ног проводится разными способами. Ребенок может сесть на детский стул, а ноги положить на деревянный брусок, положенный на дно таза. Температура воды постепенно снижается от 35 до 20-18 градусов. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. После обливания ноги ребенка тщательно вытирают, желательно мягким полотенцем, а затем растирают до легкого покраснения.

В настоящее время широко внедряется контрастное закаливание. При этом ноги обливают сначала теплой водой -36 градусов, затем температуру постепенно снижают до 28-18, а в конце опять теплой-36. Этот способ имеет определенные преимущества: у детей с аллергическими реакциями предотвращается чрезмерное сужение сосудов, которое вредно для ребенка. Контрастное обливание вызывает исходное расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Последующее тепловое обливание препятствует возникновению спазма капилляров.

Общие процедуры. К общим водным закаливающим процедурам относятся гигиеническая ванна, влажное обтирание, обливание, душ, купание в водоемах.

Гигиеническую ванну дети первого года жизни получают ежедневно. Температура воды для ванны 37-36 градусов, длительность процедуры 5 минут. Закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, температура которой на 2 градуса меньше, чем в ванной. Повышать температуру воздуха в помещении, где проводится ванна, не следует, надо лишь быстро вытирать и одевать детей после купания.


Душ - сильнодействующее закаливающее средство. При проведении этой процедуры к температурному фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную систему возбуждающее действие. Поэтому душ начинают применять детям только с 1,5 лет. Душ особенно полезен малоактивным детям, страдающим плохим аппетитом.

Лучшее время для проведения обтирания, обливания, душа – утренние часы после пробуждения или утренней гимнастики, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. В условиях детского учреждения эти процедуры проводятся после дневного сна, а летом – перед обедом.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильнодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации – на всю поверхность кожных покровов. Плавание детей дошкольного возраста издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями доказано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей в детских бассейнах.

Солнечные ванны.

Солнечные лучи – природный фактор закаливания. Это связано с тем, что солнце – мощный источник излучения инфракрасных видимых и ультрафиолетовых лучей физические особенности различных видов лучистой энергии определяет различное их фотобиологическое и физиологическое действие на живые организмы. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем: улучшается общее состояние организма, состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается сон. Кроме того, необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей.

Свето – воздушные ванны можно делать в теплую, безветренную погоду, когда температура в тени не ниже 22 градусов. Продолжительность первой свето-воздушной ванны 3 минуты, затем один раз в 3 дня добавляют по 2 минуты, доводя время 10 свето – воздушной ванны до 10 минут курс состоит из 25- 30 минут.


Общими противопоказаниями для пребывания детей на солнце являются истощения, резкая анемия, сильная возбудимость, острые формы туберкулёза, малярия и все другие заболевания в остром периоде. Для других средств закаливания- воздуха и воды – противопоказаний нет. В том или ином виде они могут применяться всем детям, различие состоит только в форме их использования.

Метод проведения воздушной закаливающей процедуры. В одной из комнат группового помещения (игровой, раздевалке …) к концу дневного сна температура воздуха снижается до +16 градусов. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон.

В постели, лежа поверх одеяла, дети выполняют в течении 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и с последующим выпрямлением; перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положениях лежа на боку, сидя, лежа на животе.

Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы).

Затем дети переходят в «холодное помещение», т.е. принимают общую воздушно- контрастную ванну. Разница температуры в двух помещениях составляет 3-5 градусов. Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются мелодии и песни из детского репертуара, хорошо знакомые детям, поэтому они охотно подпевают.

Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, сменяемые по мере овладения ими большинством детей. «Игровые дорожки» используются в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна для повышения двигательной активности, оздоровления детей раннего возраста.


Спортивные снаряды и инвентарь: лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, лесенка, стремянка и коврики - резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные, последовательно располагают так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц.

Введение в режим дня детей подвижных игр и упражнений, развивающих координацию движений, силу, ловкость, выносливость, повышает двигательную активность, способствует правильному формированию стопы, совершенствует физическое развитие, вписываясь тем самым в общий комплекс оздоровления.

Хождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления свода стопы и ее связок. Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом – пола, земли., в закаливании воплощается великий

Вывод: Во время закаливания организм приобретает новые качества. Именно принцип воспитания, принцип, по которому мы из ребенка, каким он есть, должны создать такого, каким он может и должен быть согласно идеалам советской культуры.