reforef.ru 1
ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ для 6 класса


( всего максимальное количество баллов – 58)

ОУ___________________________________________________________________________

ФИО учащегося________________________________________________________________

Задание 1 Задание включает 12 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса верного ответа поставьте четкий знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть повторен. (максимальное количество баллов – 12)


  1. Если окуляр микроскопа увеличивает в 15 раз, а объектив в 20 раз, то общее увеличение микроскопа:

  1. 35 раз

  2. 150раз

  3. 200раз

  4. 300раз

  1. Клеточный сок содержит:

  1. крахмал

  2. целлюлозу

  3. хитин

  4. сахар

  1. Камбий – это ткань:

  1. механическая

  2. покровная

  3. проводящая

  4. образовательная

  1. Назовите внутреннюю среду клетки, в которой располагается ядро и многочисленные органоиды

  1. оболочка

  2. плазматическая мембрана

  3. цитоплазма

  4. ядро

  1. Группа клеток, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям, образует:

  1. орган

  2. фагоцитоз

  3. ткань

  4. вирус

  1. Какие бывают корневые системы

  1. боковые и стержневые

  2. мочковатые и стержневые

  3. главные и мочковатые

  4. придаточные и стержневые

  1. Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называются

  1. раздельнополыми


  2. однодольными

  3. обоеполые

  4. соцветием

  1. Первые живые обитатели Земли появились:

  1. в почве;

  2. в наземной среде;

  3. в воздушной среде;

  4. в водной среде

  1. Какой характерный признак отличает большинство растений от животных?

  1. наличие размножения;

  2. ограниченный рост

  3. способность к фотосинтезу

  4. перемещение

  1. Все знают, что зелёные растения выделяют кислород. А вот выделяют ли они углекислый газ?

  1. только ночью

  2. да, круглосуточно

  3. нет, никогда

  1. Почкованием размножается гриб

  1. аспергилл

  2. дрожжи

  3. пеницилл

  4. мукор

  1. Зоны корня располагаются в следующем порядке

  1. корневой чехлик → деления → роста → всасывания → проведения

  2. корневой чехлик → роста → деления → проведения → всасывания

  3. корневой чехлик → проведения → роста → всасывания → деления

  4. корневой чехлик → всасывания → роста → деления → проведения

Задание 2. (максимальное количество баллов – 6)

Найдя плод и лист одного и того же растения, обозначьте их одинаковыми цифрами, внизу напишите названия этих растений. Сколько таких пар?

1

2

3


4

а

б

В

г



Задание 3. (максимальное количество баллов – 8)

Какому дереву принадлежат эти шишки?

1 2 3 4

Задание 4 (максимальное количество баллов – 6).

Перечислите способы защиты растений от травоядных животных.

Задание 5 (максимальное количество баллов – 10)

Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.

Задание 6 (максимальное количество баллов – 6).

Тяжеленный арбуз или кокосовый орех - это плоды. Невесомое семечко одуванчика или маленькая ягода черники - тоже плоды. Как Вы думаете, почему у одних растений плоды большие, а у других - маленькие? Придумайте несколько объяснений.

Ответы:

Задание 1. Тест.


За каждый правильный ответ 1 балл. Итого – 12 баллов.

Задание 2.

за каждую правильно определенную пару – 1 балл. За правильное определение названия растения в каждой паре – 1 балл. Максимум – 6 баллов.

Задание 3.

Критерии оценки: за определение названия растения – 1 балл (родовое название), 2 балла (видовое название). Максимум – 8 балла.

Ответы:

1.Сосна (1 балл), сосна обыкновенная (2 балла)

2. Кедр (1 балл), Сосна кедровая сибирская, кедр сибирский (2 балла)

3. Ель (1 балл), ель обыкновенная или сибирская (2 балла).

4. Лиственница (1 балл), лиственница сибирская (2 балла).

Задание 4.

Перечислите способы защиты растений от травоядных животных

Критерии оценивания: за каждый предложенный способ защиты – 2 балла. Максимум – 6 баллов.

Ответы:

У растений для защиты от травоядных животных имеются:

- колючки, шипы,

-горький или ядовитый вкус,

-неприятный запах.

Задание 5. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.

Критерии оценки: за каждый предложенный учащимся правильный ответ положительной и отрицательной стороны этого явления – 2 балла. Максимум – 10 баллов.

Ответы (примерные):

1)+ В результате сгорания образуется зола, являющаяся минеральным удобрением для растений.

2)+ При сжигании вместе с листьями уничтожаются вредные беспозвоночные, микроорганизмы, споры паразитических грибов.

3) - В тоже время уничтожение листьев препятствует образованию перегноя плодородного слоя почвы,

4) - повреждается во время сгорания почва, корни растений, находящиеся близко к поверхности,

5) - гибнут полезные беспозвоночные, семена растений.

Задание 6. За каждый предложенный учащимся правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество – 6 баллов