reforef.ru 1

Задание

Структура


Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Введение в проблему (наличие реально жизненной ситуации (проблемы)/лично-значимый познавательный вопрос)

Не вводит в проблему.

Есть.

Вводит в проблему, есть наличие реально жизненной ситуации.

Не водит в проблему.

Я бы использовала видеоролик о забастовках мусорщиков (например в Италии).

Нет.

Показала бы фрагмент «Ералаша»

Источник
информации (информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде)


Один источник (текст)

Есть.

Несколько источников информации.

Я бы добавила визуальный ряд с изображением погибающих деревьев.

Видеофильм. ЭОР.

Один источник (текст).

Добавила бы визуальный ряд с озвученной проблемой.


Один источник (только стихи).

Использовала бы ЭОР.

Задачная
формулировка (задание на работу с представленной информацией)


Есть.

1.Внести в таблицу сведения.

2.Поставить прочерк.

Есть.

  1. Использовать.

  2. Описать.

  3. Перечислить.

  4. Объяснить.

Есть.

Есть.

1.Использовать.

2. Написать.

Бланк для
выполнения
задания (формат представления выполненного задания)


Есть.

Таблица.

Нет.

Добавила бы таблицу с разделами:

1. Причины проблемы

2.Характеристика средств защиты от вредителей.

3.Виды средств защиты.


Есть план ответа.

Нет.

Предложила бы эскиз плаката или брошюру для школьников.


Соответствие заявленной компетентности и заявленного уровня и аспекта

Есть извлечение вторичной информации 1 уровень.

Нет обработки информации 2 уровня.

Да.

Не соответствует заявленному уровню.

Да.

Музыка \ МХК

Извлечение вторичной информации, уровень 2,

Обработка информации, уровень 2

На прошлом занятии вы убедились, что музыка может рассказать о мыслях и чувствах людей, может показать характер человека, то есть может рассказать обо всем, чем живут люди, как музыка отображает жизнь, а жизнь, в свою очередь, является источником музыки.

- Как вы думаете, пассивна ли при этом музыка? Способна ли она воздействовать на окружающую жизнь, преобразовывать ее? Приведите примеры из художественных произведений. (Миф об «Орфее и Эвридике», былина «Садко» Н. А. Римского – Корсакова.

Что объединяет эти два мифа? Почему они живы до сих пор и не утратили своей жизненной силы? (Искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на нее, изменять, делать лучше и, главное, - влиять на самого человека. И люди с давних пор верили в эту силу искусства).

Внимательно прочитайте текст «Айтыс».

Вопросы:
  1. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?


  2. Какую роль играет поэтический текст? Музыка? Соответствуют ли они друг другу?

(Смотрят видеофильм о казахском народном песенном творчестве).

- Обратите внимание на средства музыкальной выразительности, на характер музыки, ее содержание, на выразительность.

Внесите в таблицу полученные Вами сведения о средствах музыкальной выразительности айтыса. Поставьте прочерк напротив того средства музыкальной выразительности, информация про которое в тексте отсутствует.

Средства музыкальной выразительности

Особенности айтыса



















Напишите, какой вид айтыса автор считает самым сложным и почетным для акына и на каком основании он так думает.

Автор считает самым сложным и почетным для акына ____________________________, Он сложен потому что _______________________________________________________,
и почетен потому что _________________________________________________________
___________________________________________________________________________.

АЙТЫС

Одним из наиболее значительных явлений казахской устной музыкально-поэтической традиции является айтыс. В основе айтыса лежит поэтическое соревнование, «творческий турнир», «импровизаторское единоборство» на определенную тему. Тематика айтыса широка. Она прочно связана с жизнью и бытом народа, с устоявшимися нормами красоты и нравственности.

Особенностью казахского народного песенного творчества является свободное творческое отношение к исполняемому произведению. Русские ученые еще в прошлом веке отмечали удивительную способность казахов петь по поводу всего, что они видят перед собой, начиная от самого незначительного: «Довольно самого обыкновенного случая жизни, самого обыкновенного явления в природе, чтобы воспламенить восторг в пылком сердце ордынца (казаха) и заставить его без приготовления выразить… чувства души свободной и горделивой».


Основой для песенного диалога могли служить искренние любовные чувства и переживания, а также намеки и намерения, выраженные в иносказательной и шуточной форме. В традиционной поэзии прослеживаются разновидности «характерного айтыса» в виде «Тау эндерi» («Песни гор»), «Су эндерi» («Песни воды»), «Жер эндерi» («Песни земли»). Такие состязания проводились на узко заданную тему в «порядке проверки познаний в области географии». Существовал поэтический айтыс в форме загадок и ответов. Часто в айтысах поднимались темы, связанные с выражением чувств любви, достоинств и отрицательных качеств человека, темы восторженного отношения к женщине.

Высшая ступень импровизационного искусства - суре-айтыс. В нем отражались общественные взгляды, выражалась оценка отношений родов, племен и жузов. Чтобы победить в поэтическом споре, участникам необходимы были обширные знания об истории и современном состоянии родов, их взаимоотношенях, полные биографии крупных деятелей родов и т. д.

В айтысе слово о напев едины. Поэтическая импровизация рождается вместе с напевом, мелодией. Музыка в айтысе имеет такое же приоритетное значение, как и поэзия. Она в не меньшей степени, чем слово, является средством глубокого эмоционального воздействия. Редко кто из акынов не пользовался и не пользуется музыкальным сопровождением. Главными инструментами, под которые слагались импровизации, служили кобыз, домбра, гармонь.

Импровизации акынов строго сочетаются с напевом. Основу музыки айтыса составляет распевно-речитативный стиль. Песня строится на сопоставлении речитативного начала и мелодически контрастного припева. В запевной части акын четко выпевает каждый слог стиха. В припеве мы слышим распевы слов и слогов, привнесенных междометий «аи», «ей», «ау», «оу».

Ритмические особенности музыки айтыса связаны с характером выпевания народного стиха. Гармония и равновесие музыки достигается за счет ритмического чередования неравномерных строк стиха, состоящих из семи-восьми, восьми-девяти, одиннадцати-двенадцати слогов.

Для айтыса характерны внутрислоговые распевы, выразительные вступления, зачины-возгласы.

Напев айтыса в творчестве наиболее ярких представителей импровизаторского искусства изобилует оборотами, попевками, характерными для народной песенной культуры, которые легко узнаются слушателем. Все это подчинено единому замыслу — достижению как можно большего эмоционального эффекта.

По материалам: Темирбекова А. Айтыс.