reforef.ru
добавить свой файл
  1 ... 57 58 59 60

433 «Джами’ ар-руват», том 1, стр. 350, 357 и том 2, стр. 247; «Тухфат аль Ахбаб», стр. 179; «Мунтахи аль Амал», том 1, стр. 195.


434 Девятый день месяца зильхадже, который паломники проводят на горе Арафат.

435 «Тарих аль Хулафа», стр. 263; «Аль Имам ас-Садык», том 5, стр. 45.

436 «Мурудж аз-захаб», том 3, стр. 301.

437 «Васаиль аш-ши’а», том 12, стр. 129 (приведено из книг «Усул аль Кафи», и «Тахзиб»).

438 «Кашф аль Гумма», том 2, стр. 412; «Аль Имам ас-Садык», том 3, стр. 21 (приведено из книги «Хальят аль Авлия»).

439 «Кашф аль Гумма», том 2, стр. 448; «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 184.

440 «Аль Фусул аль Мухимма», стр. 236.

441 «Амали», шейх Туси, стр. 31; «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 165.

442 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 1, стр. 248.

443 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 251.

444 Там же.

445 Там же.

446 Там же.

447 «Умда ат-талиб», стр. 228.

448 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 252; «Умда ат-талиб», стр. 230; «Мунтахи аль Амал», том 2, стр. 34.

449 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 252.

450 «Риджал», Мумкани, том 1, стр. 468, (приведено из книги «Риджал», Киши).

451 Там же; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 1, стр. 249.

452 «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 19 (приведено из книги «Амали» шейха Садука).


453 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 74, хадис 2 из книги «Таухид».

454 «Кашф аль Мухаджа», стр. 9.

455 «Аман аль Ихтар», стр. 78.

456 Книга «Таухид Муфаззал», перевод алламе Мухаммада Бакира Маджлиси с незначительными изменениями.

457 «Мунтахи аль Амал», биография имама Саджада.

458 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 475; «Басаир ад-дараджат», стр. 245; «Манакиб», том 4, стр. 220; «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 73.

459 «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 129; «Манакиб», том 4, стр. 225.

460 «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 130; «Манакиб», том 4, стр. 227.

461 «Риджал», Киши, стр. 176.

462 Там же, стр. 178.

463 Там же, стр. 462.

464 Там же, стр. 10.

465 «Тухфат аль Ахбаб», стр. 77.

466 «Риджал», Киши, стр. 276.

467 Там же, стр. 249; «Му’джам Риджал аль Хадис», том 1, стр. 103.

468 «Риджал», Киши, стр. 247.

469 Там же, стр. 249.

470 «Джами’ ар-руват», том 2, стр. 258.

471 Там же.

472 «Риджал», Киши, стр. 327.

473 «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 395; «Ихтисас», шейх Муфид, стр. 216.

474 «Тухфат аль Ахбаб», стр. 376.

475 Там же.


476 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 1, стр. 403; «Бихар аль Анвар», том 47, стр. 126.

477 «И’лам аль Вара», стр. 266; «Усул аль Кафи», том 1, стр. 472; «Джаннат аль Хулуд», стр. 27.

478 «Амали», шейх Садук, стр. 290; «Васаиль аш-ши’а», том 3, стр. 17.

479 «Мустадрак», том 2, стр. 407.

480 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 265.

481 «Тухфат аль Укул», стр. 375.

482 Там же, стр. 377.

483 Там же, стр. 324.

484 Там же, стр. 316.

485 Там же, стр. 237.

486 «Аль Имам ас-Садык», том 3, стр. 138.

487 Местность, расположенная между Меккой и Мединой.

488 Амул Филь (год Слона) - одна из точек отсчета времени в доисламской Мекке. Приходится примерно на 570 г.н.э. Согласно преданию, в этом году потерпела неудачу попытка эфиопского правителя Йемена разрушить священную Каабу. В войске врагов был боевой слон, по которому стали называть поход и год нападения. О походе упоминается в Коране в суре «Филь» (Слон).

489 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 476.

490 Проповедники борьбы против Омейядов совершили огромное предательство, тем, что Аббасиды захватили власть и не передали ее истинным и законным наследникам - Алавидам. Абу Салама и Абу Муслим Хорасани поначалу призывали народ к имаму из семейства Пророка, т.е. из Алавидов, но втайне действовали в пользу Аббасидов. Имам Садык не принял их предложений, так как знал, что они в действительности не являются его сторонниками и действуют в своих собственных интересах. См: «Милал ва нихал», Шахристани, том 1, стр. 154, изд. в Египете; «Тарих», Я’куби, том 3, стр. 89; «Бихар аль Анвар», том 11, стр. 142, изд-во «Компани».


491 «Хаят аль Имам», том 1, стр. 439-445.

492 «Бихар аль Анвар», том 48, стр. 71, 72; «И’лам аль Вара», Табари, стр. 295, изд-во «Ильмийя Исламийя», с незначительными изменениями.

493 Сура 47:22.

494 «Тарих Багдад», том 13, стр. 30-31.

495 «Макатиль ат-талибин», стр. 447.

496 Там же, стр. 453, изд. в Египете.

497 «Тарих», Табари, том 10, стр. 592, изд. в Лондоне.

498 Там же, стр. 593.

499 «Хаят аль Имам», том 1, стр. 458.

500 «Тарих», Я’куби, том 2, стр. 407, изд. в Бейруте.

501 «Тарих», Табари, том 10, стр. 603.

502 «Хаят аль Имам», том 2, стр. 29.

503 Там же, стр. 39.

504 Там же, стр. 32.

505 Там же, стр. 62.

506 «Аль Имамату вас-сиясат», том 2.

507 «Хаят аль Имам», том 2, стр. 39.

508 Там же, стр. 40.

509 Там же, стр. 70.

510 Там же, стр. 77.

511 «Макатиль ат-талибин», стр. 463-497.

512 «Амали», шейх Туси, стр. 206, изд-во «Санги».

513 Там же.

514 «Риджал», Киши, стр. 440-441. Имам Садык также говорил Юнусу ибн Я’кубу следующее: «Не содействуй им даже в строительстве мечети!» - «Васаиль аш-ши’а», том 12, стр. 120, 130.


515 «Гийбат», шейх Туси, стр. 21, изд-во «Санги».

516 «Тарих Багдад», том 13, стр. 32.

517 «Гийбат», шейх Туси, стр. 22-25, изд-во «Санги».

518 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 1, стр. 97.

519 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 486; «Анвар аль Бахийя», стр. 97.

520 Коран, 6:84-85.

521 Коран, 3:61.

522 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 1, стр. 81, изд. в Куме; «Ихтиджадж», Табарси, стр. 211-213, изд-во «Санги» в Неджефе; «Бихар аль Анвар», том 48, стр. 125-129.

523 «Хаят аль Имам», том 1, стр. 140; «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 281.

524 Там же.

525 «Манакиб», Шахр Ашуб, том 4, стр. 297, изд. в Куме.

526 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 277.

527 Там же, стр. 279.

528 «Тарих Багдад», том 13, стр. 28; «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 278.

529 «Тарих Багдад», том 13, стр. 28.

530 Там же, стр. 29.

531 «И’лам аль Вара», Табарси, стр. 291, изд-во «Ильмийя Исламийя»; «Исбат аль Худа», том 5, стр. 486.

532 «Басаир ад-дараджат», стр. 471, новое издание; «Исбат аль Худа», том 5, стр. 484.

533 «Гийбат», Ну’мани, стр. 179, изд. Санги; «Бихар аль Анвар», том 48, стр. 21.

534 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 270.

535 Имам Садык погиб в 148 году лунной хиджры, а имам Казим в 183 году.


536 «Мунтахи аль Макал», стр. 254, изд-во «Санги».

537 «Риджал», Киши, стр. 591.

538 Там же, стр. 590.

539 «Ихтисас», шейх Муфид, стр. 86, изд. в Тегеране.

540 «Риджал», Киши, стр. 440-441.

541 «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 109, изд. в Неджефе, 1380г.

542 «Аль Фихрист», Наджаши, стр. 148, изд. в Тегеране.

543 «Риджал», Киши, стр. 503.

544 «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 117.

545 Там же.

546 «Усул аль Кафи», том 5, стр. 110.

547 «Курб аль Аснад», стр. 126, изд-во. «Санги».

548 «Риджал», Киши, стр. 433.

549 Там же, стр. 431.

550 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 275.

551 «Риджал», Киши, стр. 430.

552 «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 117.

553 Конья - имя, образованное путем прибавления к именам собственным арабских слов: Отец - абу, сын - ибн, мать - ум.

554 «Риджал», Киши, стр. 135, 239, 240.

555 Там же, стр. 186.

556 Там же, стр. 187.

557 Сура 15:38.

558 «Аль Фихрист», Ибн Надим, стр. 263, изд. в Египте.

559 Ссылка на аяты 21-26, 38-ой суры. Для большего ознакомления обратитесь к комментариям Корана.


560 «Аль Фусул аль Мухтара», Сейид Муртаза, стр. 26, изд. в Неджефе.

561 «Риджал», Киши, стр. 271-273; «Усул аль Кафи», том 1, стр. 196, с незначительными изменениями; «Мурудж аз-захаб», Мас’уди, со значительными изменениями, но передающий тот же смысл.

562 «Васаиль аш-ши’а», том 2, стр. 456, старое издание.

563 «Тухфат аль Укул».

564 «Мустадрак аль Васаиль», том 2, стр. 455.

565 Там же, стр. 102.

566 «Ойине зиндеги», стр. 131.

567 «Бихар аль Анвар», том 48, стр. 154.

568 Там же, стр. 150.

Необходимо указать, что в составлении этой книги были использованы материалы из книги «Хаят аль Имам Аль Казим» уважаемого ученого Казима Керши.

569 Обратитесь к книгам «Усул аль Кафи», том 1, стр. 486; «И’лам аль Вара», стр. 302; «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 285; «Камус ар-риджал», том 11, стр. 31.

570 Другое имя этой госпожи – Туктам.

571 «И’лам аль Вара», стр. 302.

572 Там же, стр. 304.

573 «И’лам аль Вара», стр. 305; «Усул аль Кафи», том 1, стр.316.

574 Имеются в виду такие дни: первый четверг, среда в середине и последний четверг каждого месяца, о которых наши непорочные имамы говорили: «Те, кто кроме поста в благословенный месяц рамадан, соблюдают пост в эти дни каждого месяца, подобны тем, кто соблюдают пост круглый год».

575 «И’лам аль Вара», стр. 314.

576 Там же, стр. 315.


577 «Усул аль Кафи», том 6, стр. 283.

578 «Манакиб», том 4, стр. 362.

579 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 174.

580 «Усул аль Кафи», том 8, стр. 230.

581 Там же, том 2, стр. 298.

582 «Усул аль Кафи», том 4, стр. 360.

583 «Усул аль Кафи», том 5, стр. 288

584 «Му’джам Риджал аль Хадис», том 2, стр. 237; «Риджал», Киши, стр. 588.

585 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 487.

586 «Усул аль Кафи», том 8, стр. 257.

587 «История Ибн Асира», том 6, стр. 227.

588 Обратитесь к «Истории халифата Ма’муна» и «Жизни Яхья ибн Аксама», а так же к книге «Мурудж аз-захаб» Ма’суди и «Истории Ибн Халкана».

589 «Аль Имам ар-Риза», Мухаммад Джавад Фазлуллах, стр. 91. приведено из «Истории халифов», Суюти, стр. 284 и 308.

590 Обратитесь к «Макатиль ат-талибин» автора Абу аль Фарадж Исфахани, «Татиммат аль Мунтаха» и к др. историческим книгам.

591 «Хаят аль Имам ар-Риза», Джа’фар Муртаза аль Хусейни, стр. 213-214; «Муснад имам Риза», том 1, стр. 77-78; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 153.

592 «Хаят аль Имам ар-Риза», стр. 214; «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 290; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 239.

593 «Хаят аль Имам ар-Риза», стр. 214; «Кашф аль Гумма», том 3, стр. 92; «Муснад имам Риза», том 1, стр. 178; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 219

594 «Хаят аль Имам ар-Риза», стр. 215; «Риджал», Мумкани, том 1, стр. 213; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 212.


595 «Хаят аль Имам ар-Риза», стр. 364; «Муснад имам Риза», том 1, стр. 96; «Шарх Маймие Аби Фарас», стр. 196; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 170; «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 183.

596 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 189.

597 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 498; «Мунтахи аль Амал».

598 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 91; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 178.

599 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 181-182.

600 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 118.

601 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 131.

602 Там же, стр. 132-133.

603 Там же, том 2, стр. 134.

604 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 127.

605 Деревня Сорх находится в трех километрах от г. Шарифабада и 36-ти км. от г. Мешхеда («Мунтахаб ат-таварих», стр. 549).

606 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 125; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 135.

607 Все жители Мешхеда знают о том случае. Посуда, сделанная из камня той горы, ценится по сей день, и её до сих пор изготавливают там. Также из этого камня изготавливают и другие поделки, являющиеся сувенирами города Мешхед.

608 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 125; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 135.

609 В этом самом месте и похоронен сейчас имам Риза.

610 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 125; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 135-136.


611 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 290.

612 Там же.

613 «Илал аш-шараи’», 227-228; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 138.

614 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 141.

615 «Амали», шейх Садук, стр. 72.

616 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 292.

617 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 164.

618 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 291-292.

619 «Такбир» - возвеличивание Аллаха словами «Аллаху Акбар», что в пер. означает «Аллах Велик».

620 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 213-214;. «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 148-149.

621 «Бихар аль Анвар», том 49, стр. 175-176.

622 Еврейский раввин, который не принимал, но изучил Евангелие, хотел в присутствии христиан испытать и проверить знания имама, поэтому просил его приводить аргументы из Евангелия.

623 Подробные и важные доказательства, которые привел имам на этом собрании, содержатся в книге «Таухид» шейха Садука.

624 «Таухид», шейх Садук, стр. 427-428; «Исбат аль Худа», том 6, 45-49.

625 «Муснад имам Риза», том 1, стр. 10-47.

626 Там же, стр. 227.

627 Там же, стр. 258.

628 «Муснад имам Риза», том 1, стр. 258.

629 Там же, стр. 285.

630 Там же, стр. 315.

631 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 81.


632 «История Табари», том11, стр. 1030; «Аль Бидая ван-нихая», том 10, стр. 249; кроме этого приведено в «Хаят аль Имам ар-Риза», стр. 349.

633 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 251.

634 Там же, стр. 245.

635 «Муснад имам Риза», том 1, стр. 291-294.

636 Там же, стр. 294-305.

637 Там же, стр. 285-290.

638 Там же, стр. 294-305

639 Каим – одно из эпитетов имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).

640 На основании христианства в «Новом Завете», см. Евангелие от Иоанна глава 14, 16, где говорится о пришествии «Утешителя» («Paraclete»), т.е. Хвалимый, от арабского Ахмад или Мухаммад.

641 Знамение, которое было предсказано библейскими Пророками.

642 Коран, 19:12.

643 Коран, 19:29, 30.

644 «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 15; «Уюн аль Му’джизат», стр. 107.

645 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 315.

646 «Манакиб», том 4, стр. 394.

647 «Анвар аль Бахийя», стр. 125; «Усул аль Кафи», том ,1 стр. 321; «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 29.

648 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 216.

649 Конью арабы употребляли в знак уважения той или иной личности.

650 «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 240.

651 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 321.

652 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 322; «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 299.


653 Там же.

654 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 306.

655 Муса ибн Джа’фар (Казим) седьмой имам шиитов пал мученической смертью в багдадской тюрьме от рук аббасидских халифов.

656 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 322.

657 «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 100; «Уюн аль Му’джизат», стр. 113.

658 Фикх – исламское право.

659 Калам - наука по исламской идеологии и убеждениям.

660 «Далаиль аль Имамат», стр. 212; «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 59.

661 Худжат – довод, доказательство, один из эпитетов непорочных имамов дома Пророка.

662 «Уюн аль Му’джизат», стр. 109.

663 «Бихар аль Анвар», том. 50, стр. 43.

664 Там же, стр. 44.

665 Покровитель (Маула) – обращение шиитов к своим имамам.

666 «Хараидж Раванди», стр. 237; «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 44.

667 «Нур аль Абсар», Шабланджи, стр. 179; «Ихкак аль Хак», том 12, стр. 424; «Усул аль Кафи», том 1, стр. 497.

668 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 353; «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 68.

669 «Бахар», том 50, стр. 47.

670 Зикр – буквально упоминание имён Аллаха.

671 Куфийская мечеть в Ираке, где имам Али был предан мученической смерти.

672 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 304; «Ихкак аль Хак», том 12, стр. 427; «Аль Фусул аль Мухимма», стр. 289.


673 «Мунтахи аль Амал», стр. 67; «Уюн аль Ахбар ар-Риза», том 2, стр. 2.

674 Ибн Аби Дауд – один из известных кадиев (судей) города Багдада в период правления халифов Ма’муна, Му’тасима и Мутаваккиля.

675 Сура 5:5.

676 См. там же.

677 Имам имел в виду только четыре пальца руки, кроме большого пальца.

678 Сура 72:18.

679 «Места поклонения» по-арабски масаджид. Существуют хадисы от имама Садыка, где он, комментируя слово «масаджид» истолковал его как семь частей тела, соприкасающиеся с землёй при поклонении во время молитвы. Необходимо отметить, что если подобное толкование было бы неверным, то, несомненно, ученые на собрании Му’тасима выразили бы свой протест. Из вышесказанного становится ясно, что «Поклонения для Аллаха» всеми комментаторами признавался именно как семь частей тела или, по крайней мере, имел одно из этих значений.

680 «Тафсир Аяши», том 1, стр. 319, «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 5

681 Алавиды – последователи имама Али и его семьи (шииты).

682 Ихрам – одежда паломника, облачившись в которую ему запрещаются многие дела, среди которых охота на животных.

683 Коран, 24:32.

684 Подробный ответ имама Джавада приведён во многих сборниках хадисов.

685 Зихар – когда мужчина говорит жене: «Ты по отношению ко мне подобна матери или сестре или дочери», тогда она (жена), становится ему запретной, пока муж не даст искупительную подать.


686 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 299; «Ихтиджадж», Табриси, стр. 245.

687 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 494; «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 60.

688 «Мунтахи аль Амал», том 2, стр. 235.

689 «Хараидж Раванди», стр. 208; «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 48.

690 Фетва – решение по исламскому праву (фикх).

691 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 307; «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 6.

692 Необходимо отметить, что первые исламские университеты были основаны непорочными имамами.

693 «Риджал», шейх Туси, стр. 397-409.

694 «Му’джам Риджал аль Хадис», том 2, стр. 237.

695 «Риджал», Наджаши, стр.255.

696 Там же.

697 Сура «Кадр» - 97 сура Священного Корана.

698 «Риджал», Киши, стр. 245, 564.

699 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 307.

700 Там же.

701 Последователи имамов из семейства Пророка.

702 Одежда чёрного цвета была провозглашена Аббасидами в период их правления официальной одеждой.

703 «Макатиль ат-талибин», стр. 589.

704 «Тарих аль Хулафа», стр. 252.

705 Там же, стр. 341.

706 Ибо Аббасиды были потомками Абдаль Муталлиба и тем самым приходились родственниками семейству Пророка.

707 «Аль Фусул аль Мухимма», Ибн Сабаг Малики, стр. 283.


708 «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 129.

709 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 313, 314.

710 Там же.

711 «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 194-195.

712 «Ихкак аль Хак», том 12, стр. 454; «Ахбар аль Башар», том 1, стр. 347.

713 Сура 26:227.

714 «Татиммат аль Мухтасар фи Ахбар аль Башар», том 1, стр. 341-342.

715 «Татиммат аль Мунтаха», стр. 243.

716 Там же, стр. 244.

717 «Тарих», Я’куби, том 2, стр.493.

718 «Татиммат аль Мунтаха», стр. 252-254.

719 «Аль Фусул аль Мухимма», Ибн Сабаг Малики, стр. 279.

720 «И’лам аль Вара», стр. 359.

721 «Ихкак аль Хак», том 12, стр. 451.

722 «И’лам аль Вара», стр. 360.

723 «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 141-142.

724 «Бихар аль Анвар», том 50, стр. 125-127.

725 Там же, стр. 129.

726 Зиарат – посещение святых мест, сопровождаемое чтением молитв-зияратов (ду’а).

727 Алламе Маджлиси указал на то, что с точки зрения передатчиков (санада) этот зиярат является наиболее достоверным. Также вызывает наибольший интерес необыкновенное красноречие (балагат) этого зиярата, на что указывали многие шиитские ученые.

728 «Абд аль Азим аль Хасани», стр. 63.


729 «Танких аль Микал», том 1, стр. 329.

730 «Нур аль Абсар», Шабланджи, стр. 183.

731 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 314.

732 «Анвар аль Бахийя», стр. 151.

733 «Тарих», Я’куби, том 2, стр. 503, изд. Бейрут.

734 То местечко называлось «Аскар» из-за пребывания там турецких солдат аббасидского дворца. («Татиммат аль Мухтасар фи Ахбар аль Башар», том 1, стр. 348.)

735 Среди улемов, существуют разногласия фетв об упоминании имени имама Каима (да будет мир с ним!). Некоторые из позднейших великих ученых и факихов, такие как шейх Ансари, Мулла Мухаммад Казим Хорасани и Сейид Мухаммад Казим Язди не рекомендуют и считают это нежелательным. Группа предшествующих им ученых, как шейх Туси и шейх Муфид категорически запрещают, считая это недозволенным. Однако такие ученые, как Хаджи Нури и Мухаккак Дамад считают упоминание имени имама Махди в том случае запрещенным, если оно будет произнесено в собрании или где-нибудь в обществе. Покойный Хаджи Нури говорил: «До времен Хаджи Насруддина Туси среди ученых не было сомнений на этот счет. Разногласия появились со времени шейха Бахаи» (см. «Наджм ас-сакиб», стр. 48.)

1. «Камал ад-дин», шейх Садук, стр. 383.

2. «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 315.

736 Насибит - человек, который питает ненависть и вражду к пречистому роду Пророка (да будет мир с ними!).

737 Отец Ахмада - Абдулла ибн Хасан, один из важнейших и доверенных людей Аббасидов в городе Самарре.

738 В прошлые времена, среди арабов был обычай: в знак уважения называть людей по конье, а не по имени.

739 После имама Ризы, в обществе того времени и во дворце аббасидских правителей, последующих имамов, т.е. имамов Джавада, Хади и Аскари, в знак уважения их родственных отношений с имамом Ризой называли «Ибн-ар-Риза» (что в переводе означает «сын Ризы».)


740 Рафизиты - эпитет, данный шиитам противниками пророческого семейства.

741 Место или помещение для совершения коллективных молитв.

742 «Ихкак аль Хак», том 12, стр. 464. (также этот хадис повествуется шестью другими крупными суннитскими учеными).

743 Выкуп за кровь в непреднамеренном убийстве относится к «Акила», т.е. родственникам преступника таких, как брат, дядя (по матери), племянник, двоюродный брат (по отцу), отец, сын.

744 Закят – налог в пользу нуждающихся мусульман.

745 Сура 4:114.

746 Богобоязненный и следующий заповедям Всевышнего мусульманин, пред угнетателями и порочным обществом все время подвергается трудностям и опасностям. Он неустанно прилагает усилие сохранить свою веру в столь тяжких условиях. Поэтому, ему следует проявлять терпение и в то же время надеяться на пришествие (Махди), но если им овладеет отчаяние и нетерпение, то будет сбит он со стези истинной.

747 Ссылка на аят Корана, 3:173.

748 В Исламе различается два вида чудотворений: посредством Пророков, условно называемых «Му’джиза», а также посредством непорочных имамов - «Карамат».

749 «Яхъя» - один из благочестивых, доблестных Алавидов, который поднял восстание при Мустаине Аббаси и был убит.

750 Конья – имя, образованное путем прибавления к именам собственным арабских слов обозначающих отец, мать, сын или дочь

«Камал ад-дин», шейх Садук, том 1, стр. 403, 404; том 2, стр. 49, 159, 160.

751 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 31-34; «Усул аль Кафи», том 1, стр. 332, 333, «Глава о запрете произношения (его) имени»; «Камал ад-дин», том 2, стр. 2, 8, 49, 361, 362. По поводу произношения настоящего имени двенадцатого имама среди шиитских ученых существуют разные мнения. Так, группа из них, например шейх Ансари, считают это неодобрительным. Другие, как шейх Туси, считают это вообще запретным, а некоторые, такие как Хаджи Нури, утверждают, что настоящее его имя запрещено произносить на сборах и собраниях («Наджм ас-сакиб», стр. 48).


752 Покойный Мухаддис Нури в книге «Наджм ас-сакиб», ссылаясь на «Захир» и «Тазхир» приводит, что имя имама в книге брахманов «Дид» - «Мансур».

К тому же, в тафсире шейха Фурата ибн Ибрахима Куфи от его светлости имама Бакира приводится хадис, гласящий, что в комментарии к 33 аяту суры «Исра»: «… Если же кто убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей]…» имеется в виду имам Хусейн, т.к. он мученически погиб. В продолжении комментария к этому же аяту: «… но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь Аллахом» имам Бакир говорил, что Всевышний Аллах назвал имама Махди Мансуром, так же как Пророка  Ахмадом, Мухаммадом, Махмудом, а Ису – Масихом, Мессией. («Бихар аль Анвар», том 51, стр. 30).

Возможно, что имам Махди назван Мансуром из того же смысла, что и в молитве «Зиярат Ашура», в которой мы читаем: «Я прошу у Аллаха, который возвысил и возвеличил твоё положение и из любви к тебе возвеличил меня, сделать моим уделом требование мести за твою кровь вместе с имамом Мансуром из семейства пророческого». («Наджм ас-сакиб», стр. 47). Также в молитве «Нудба», посвященной имаму Махди и читаемой каждую пятницу, есть такие слова: «Где тот Мансур, кому будет оказана помощь со стороны Аллаха против тех, кто преступит против него (имама)?»

753 «Башарат Ахдайн», стр. 245.

754 «Башарат Ахдайн», стр. 258 так же в примечании на стр. 243 говорится, что авторы исторических книг и биографий знаменитых людей пишут, что Джамасб брат Гештасба сына Лахрасба некоторое время был учеником Зороастра. Так же нужно отметить, что приведенное в книге «Джамасб» встречается и в наших хадисах. Так, хадис от Повелителя правоверных – имама Али, приведенный в книге «Хисал» шейха Садука. («Мунтахаб аль Асар», стр. 473-474).

755 «Башарат Ахдайн», стр. 238.


756 «Бытие», 17:20.

757 Псалтырь, 36:9; 36:11; 36:17; 36:22; 36:28,29. Маземир Давуда это и есть Забур. Это приводится в арабских переводах Торы. Об этом сказано и в словаре «Аль Мунджид».

758 В 55 аяте суры «Исра» сказано: «Мы дали Забур Давуду».

759 Обратитесь к аятам 7 и 48 суры «Пророки», где «Тора» названа «Зикром».

760 Коран, 28:5.

761 Табиины - ученики сподвижников Пророка.

762 «Аль Имам аль Махди», Али Мухаммад Дахил, стр. 40-47. И в книге «Навиде Амн ва Аман», на стр. 91 приведены имена 33 сподвижников Пророка.

763 «Аль Гадир», том 2, стр. 201-203, изд-во Бейрут, Ливан.

764 Там же, стр. 247.

765 «Аль Гадир», том 2, стр. 360; «Аль Фусул аль Мухимма», стр. 249, изд-во Неджеф, Ирак.

766 «Аль Фусул аль Мухимма», стр. 251.

767 Обратитесь к книге «Аль Махди», стр. 113.

768 «И’лам аль Вара», стр. 443.

769 В книге «Навиде Амн ва Аман», стр. 92-95 перечислены имена 106 ученых. Так же в книге «Аль Махди Мунтазар», Мухаммад Хасан Али Ясина, стр. 80-82 приведены имена 38 ученых.

770 «Исбат аль Худа», том 1, стр. 198-206. Так же см. «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, том 1, стр. 84, 99, 448; Один из хадисов в книге «Исбат аль Худа» гласит: «Я сообщаю вам добрую весть о Махди. Он выступит в моей умме в то время, как она будет пребывать в разногласии и колебании. Он заполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена несправедливостью и притеснением». Том 2, стр. 37.


771 У двенадцатого имама было два сокрытия: 1 – малое (Гайбат аль Сугра), продолжавшееся с 260 по 329 год л. хиджры. 2 – великое сокрытие (Гайбат аль Кубра), начавшееся с 329 года (со времени кончины последнего из четырех представителей имама Махди), и продолжающееся по сей день.

772 «И’лам аль Вара», стр. 444; «Исбат аль Худа», том 7, стр. 53.

773 «И’лам аль Вара», стр. 443.

774 В книге «Навиде Амн ва Аман», стр. 95 перечислены наименования 32 книг; так же в книге «Махдия Ахл аль Байт» приведены названия 41 книг суннитских и 110 книг шиитских ученых. В книге «Аль Махди аль Мунтазар» приведены названия 14 книг.

775 «Аль Махди аль Мунтазар», стр. 21; «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 176, изд-во мешхедского университета.

776 «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 284, 301.

777 «Навиде Амн ва Аман», на стр. 90 приводятся имена 17 суннитских шейхов и ученых.

778 Таватур – в науке «Основы законодательства» обозначает многократность передачи хадиса и многочисленность передатчиков.

779 «Аль Махди аль Мунтазар», стр. 85.

780 «Имам Махди», стр. 66.

781 «Муснад», Ахмад ибн Ханбал, том 1, стр. 99.

782 Там же, стр. 376, 430.

783 «Янаби’ аль Мавадда», стр. 494, издание 8, изд-во «Казимийя».

784 «Мустадрак ала ас-сахихайн», том 4, стр. 557.

785 «Янаби’ аль Мавадда», стр. 492.

786 Там же, стр. 491.

787 «Муснад», Ахмад ибн Ханбал, том 2, стр. 37.


788 По преданиям мать двенадцатого имама была византийской принцессой, и после ее пленения мусульманскими войсками в одном из сражений попала в дом десятого имама Хади.

789 «Янаби’ аль Мавадда», стр. 448.

790 Там же, стр. 468.

791 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 337.

792 Там же, стр. 338.

793 Там же.

794 Там же, стр. 340.

795 Там же, стр. 342.

796 «И’лам аль Вара», стр. 425.

797 «Камал ад-дин», стр. 332, глава 31, хадис 3, изд-во «Ахунди».

798 Там же, стр. 343, глава 33, хадис 25.

799 Там же, стр. 350, глава 33, хадис 44.

800 «Исбат аль Худа», том 7, стр. 327, 328, (Гайбат Ну’мани).

801 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 514; «Аль Иршад», шейх Муфид, стр.326. В некоторых хадисах упоминается о том, что имам родился в 256 году л. хиджры. Обратитесь также к «Икмал ад-дин», том 2, стр. 97, 106 и к книге «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 15, 16.

802 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 2.

803 Там же, стр. 12.

804 В предисловии книги «Махди Мав’уд», на стр. 152 приводится: «Имам Хади (согласно хадису Мас’уди в книге «Мурудж аз-захаб) в 235 году по л. хиджре по приказу аббасидского халифа Мутаваккиля был приведен из Медины в Самарру. К тому же, рождение имама Хасана Аскари (одиннадцатого имама) произошло в 232 году в Медине. С того времени, судя по исламским и неисламским историческим источникам, между мусульманскими войсками и армией Восточно-Римской империи или Византии (территория современной Турции), а также ряда стран Европы происходили войны.


Например, как это свидетельствует «Камиль» Ибн Асира, а также другие источники, в 240, 244, 245, 247, 248, 249 и 253 годах между войсками мусульман и Византии происходили сражения, и в промежутках между ними совершался обмен военнопленными. Так, историческая книга «Аль Араб вар-рум» Назилифа (перевод доктора Мухаммада Абд аль Хади Ша’ира) говорит, что в 247 году по л. хиджре произошли военные столкновения между мусульманами и императорскими войсками, в которых победившим мусульманам досталось большое количество военных трофеев. Также в 248 году Балкаджур, военачальник исламской армии сразился с армией Византии и в результате этого, большая часть полководцев и знати Византии была захвачена в плен («Тарих аль Араб вар-рум», стр. 225)… Ибн Асир тоже в описании событий 249 года л. хиджры сообщает: «Между мусульманскими войсками под предводительством Омара ибн Абдуллы Акта’ и Джа’фара ибн Али Саифа и императорской армией произошло сражение, в котором участвовал сам император. Если мать имама Махди святая Нарджис в 248 году, смешавшись с придворными попала в плен, то это совпадет с тринадцатым годом пребывания имама Хади в Самарре и шестнадцатым годом жизни имама Хасана Аскари.


805 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 6-11; «Гайбат», шейх Туси, стр. 124-128; «Икмал ад-дин», том 2, стр. 90-96.

806 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 25.

807 Эпитет Пророка Моисея (да будет мир с ним!), обозначает «Собеседник Аллаха» (от пер.).

808 «Бихар аль Анвар», том 51, стр.12 -14; «Икмал ад-дин», том 2, стр. 100 - 102.

809 «Икмал ад-дин», том 2, стр. 55-57.

810 Там же, стр. 107.

811 Там же, стр. 104-114; «Исбат аль Худа», том 7, стр. 15-35, 143; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 5.

812 «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 330.


813 «Аль Кунья вал Алкаб», том 1, стр. 91.

814 «Исбат аль Худа», том 7, стр. 25.

815 Там же, стр. 143.

816 Трактат «Имамат», часть 3, стр. 25, из главы «Навиде Амн ва Аман».

817 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 337.

818 Там же, стр. 342.

819 «Аль Махди», стр. 182.

820 «А’ян аш-ши’а», том 4, третья часть, стр. 21.

821 «Мунтаха аль Макал – Аль Махди», стр. 181.

822 «А’ян аш-ши’а», том 4, третья часть, стр. 16.

823 Там же.

824 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 344.

825 Там же.

826 «Аль Махди», стр. 181; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 362.

827 «Анвар аль Бахийя», стр. 324.

828 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 345-346; «Гайбат», шейх Туси, стр. 216, 219; «Аль Кунья вал Алкаб», том 3, стр. 230.

829 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 349; «Камал ад-дин», том 2, стр. 188, 38 хадис; «Гайбат», шейх Туси, стр. 219, 220.

830 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 349.

831 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 349-350; «Гайбат», шейх Туси, стр. 220; «Кашф аль Гумма», том 3, стр. 457.

832 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 351.

833 Там же.

834 «Аль Кунья вал Алкаб», том 3, стр. 230, изд. Неджеф.


835 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 354-355; «Гайбат», шейх Туси, стр. 326-327.

836 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 352.

837 Там же, стр. 353-354.

838 Там же.

839 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 356; «Гайбат», шейх Туси, стр. 227.

840 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 359; «Аль Кунья вал Алкаб», том 1, стр. 91.

841 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 358, 360.

842 «Мунтаха аль Макал».

843 «Аль Кунья вал Алкаб», том 3, стр. 231; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 361.

844 «Гайбат», шейх Туси, стр. 342-343.

845 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 360.

846 Там же, стр. 361; «Камал ад-дин», шейх Садук, том 2, стр. 193; «Гайбат», шейх Туси, стр. 242-243.

847 «А’ян аш-ши’а», том 4, третья часть, стр. 21; «Камус ар-риджал», том 7, стр. 51.

848 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 362.

849 «Аль Махди», стр. 182-183.

850 «Ихтиджадж», стр. 283.

851 «Аль Махди», стр. 182-183.

852 «Янаби’ аль Мавадда», стр. 493, приведено из книги «Аль Махди», стр. 201.

853 «Бихар аль Анвар», том 52, стр. 122.

854 «Китаб аль Махди», стр. 201-202.

855 «В ожидании имама», стр. 54.

856 «Аль Махди», стр. 172.


857 Коран, 2:30.

858 «Усул аль Кафи», том 1, стр. 193.

859 Там же, стр. 178, 2 хадис.

860 Там же, стр. 178, 8 хадис.

861 «Гайбат», шейх Туси, стр.170, тегеранское изд-во.

862 Там же, стр. 178-180; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 316-317.

863 «Гайбат», шейх Туси, стр. 170-171; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 310-311.

864 «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 328.

865 Мухаммад – сын Али ибн Бабавия, который родился после того, как имам Времени (да ускорит Аллах его пришествие!) помолился за его отца, является шейхом Садуком известный как Ибн Бабавия. Он один из великих шиитских ученых четвертого века л. хиджры, автор многих ценных произведений. Мухаддис Куми пишет, что он является автором примерно трехсот книг. Из них: «Ман ла яхзарухул факих», «Таухид», «Хисал», «Икмал ад-дин», «Уюн аль Ахбар ар-Риза» и…

Покойный Садук скончался в 381 л. хиджры и похоронен на кладбище, ныне называемом «Ибн Бабавия» и ставшем местом для паломничества мусульман.

866 «Гайбат», шейх Туси, стр. 188, тегеранское изд-во; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 324-325.

867 «И’лам аль Вара», стр. 425.

868 «Камал ад-дин», том 1, стр. 265.

869 Известный как Сейид ибн Тавус. Шиитский ученый, написавший множество книг.

870 Место, где похоронены непорочные имамы Али ибн Мухаммад и Хасан ибн Али, десятый и одиннадцатый имамы (да будет мир с ними!).

871 Место, где жили имамы Хади и Аскари и именно там произошло сокрытие имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).


872 Имеется в виду халиф.

873 Предание, много повторяющееся и достигшее положения, когда сомнения в его достоверности быть не может.

874 «Исбат аль Худа», том 7, стр. 383.

875 Там же, стр. 378.

876 Период после пророческой миссии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) именуется исходом времён.

877 «Гайбат», шейх Туси, стр. 261, 262.

878 «Камал ад-дин», том 2, стр. 160, хадис № 4.

879 «Бихар аль Анвар», том 52, стр. 279, 305, 308.

i





<< предыдущая страница