reforef.ru 1 2 3 ... 7 8
ТЕМА ГОДА: Развитие профессиональной компетенции учителя как основное условие качественного перехода к компетентностному образованию в многопрофильной гимназии.

За основу научно-методической работы в 2008/2009 учебном году была принята политика наиболее полного раскрытия личностных качеств и профессиональных способностей каждого педагога в условиях обновления содержательной составляющей глобального образовательного пространства.

Задачами научно-методической деятельности кафедр и МО гимназии являлись:


    1. Освоение интерактивных форм преподавания предметов с учетом специфики и возможностей развития учебно-материальной базы гимназии.

    2. Продолжение моделирования учителями «авторских» и адаптационных методических и образовательных систем в формате экспериментальной деятельности.

    3. Предпочтение практиконаправленным формам и методам учебной и внеклассной педагогической деятельности, позволяющим раскрывать наиболее значимые личностные способности, интересы и склонности учащихся.

    4. Выполнение требований максимально возможной глубины овладения материалом и прикладного характера предоставляемых гимназистам знаний.

    5. Организация целостной научно-методической и исследовательской работы по проблемам модернизации образования и экспериментальной деятельности педагогического коллектива по «Управлению процессом создания внутришкольной модели многопрофильной гимназии». В частности:

√ расширение предпрофильной подготовки учащихся - 8-9 классы;

√ организация профильного обучения в 10,11-х классах: филологический со специализации-

ей лингвистика (2 класса), физико-математический (2 класса), социально-экономический,

информационно-технологический (2 класса);

√ деятельный подход к выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий субъе-

ктов учебно-воспитательного пространства;

√ обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся на всех

этапах образования.
    1. Определение, наряду с традиционными функциями деятельности кафедр и МО (методической, образовательной, информационной, консультативной), трех приоритетных – исследовательской, проектной и внедренческой.


Стратегию и содержание, а также стиль взаимодействия педагогов в образовательном пространстве определяли 7 основных принципов:

    • доступность, конкретность и комплексность;

    • природосообразность, связь с жизнью и единство действий;

    • научная направленность;

    • системность + преемственность + непрерывность;

    • творческий характер + максимальная активизация;

    • дифференцированность подхода с учетом положительной мотивации к учению и познанию;

    • учет личностного вклада каждого в практическую реализацию поставленных задач развития («Коэффициент педагогического успеха» - КПУ).

Практическая реализация поставленных целей и задач осуществлялась по следующим направлениям:

  • Работа научно-методического совета.

  • Работа педагогического совета.

  • Работа кафедр и методических объединений учителей.

  • Аттестация, обучение и развитие кадров.

  • Работа по программе «Одаренные дети: выявление, обучение и развитие».

  • Экспериментальная и инновационная деятельность.

  • Разработка и внедрение инновационных программ.

  • Обобщение и распространение опыта работы.

  • Работа Центра мониторинга качества образования.




  • Работа Научно-методического совета

Являясь совещательным органом педагогического коллектива, Научно-методический совет продолжал вырабатывать предложения по организации научно-методической работы гимназии, давать рекомендации по планированию, содержанию, формам работы, готовил и утверждал аттестационные материалы, контролировал и вносил коррективы в ход эксперимента, занимался экспертной оценкой (экспертный совет при НМС) и утверждением учебных программ и УМК по различным направлениям основной деятельности гимназии. На заседаниях научно-методического совета за отчетный период были рассмотрены следующие вопросы:


  1. Приоритетные направления развития образовательной системы гимназии в 2008/2009 учебном году (25.08.2008 г.).

  2. Координация основных направлений подготовки к Государственной аккредитации и аттестации гимназии (10.09.2008 г.)

  3. Эффективность работы кафедры иностранных языков с позиций компетентностного подхода к качественным показателям образовательного процесса (17.12.2008 г.).

  4. Анализ эффективности работы по основным направлениям публицистической деятельности гимназии (25.03.2009 г.).

  5. Результаты III этапа практической реализации программы РОЭП по созданию многопрофильной гимназии; рефлексия образовательной деятельности в 2008/2009 уч.году и выработка рекомендаций на 2009/2010 уч.год (27.05.2009 г.).




  • Работа Педагогического совета


Педагогический совет оставался постоянно-действующим коллегиальным органом, объединяющим педагогических и руководящих работников гимназии для решения учебных, научно-методических и воспитательных проблем. Его деятельность определялась Уставом гимназии и действующим «Положением о деятельности Педагогического совета МОУ гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа РБ».

Основной его целью в отчетный период являлось объединение усилий коллектива гимназии в работе над повышением качества образовательного воздействия, использованием передового педагогического опыта, эффективности экспериментальной деятельности и личностного роста каждого члена педагогического коллектива. В течение года Педагогический совет собирался как в постоянном, так и расширенном составе – с приглашением представителей Попечительского совета, Общественного фонда «Тридцать девятая параллель», классных родительских комитетов и членов Ученического совета гимназии.

Всего в 2008/2009 уч. году проведено 8 педагогических советов, 4 из которых были тематическими:
  1. Итоги практической реализации образовательной программы 2007/2008 учебного года и приоритетные направления развития гимназии в 2008/2009 учебном году (30.08.08 г.).


  2. Роль педагогических объединений в повышении профессиональной компетентности учителя с целью максимальной оптимизации гимназической образовательной среды (05.11.08 г.).

  3. «Школа без неудачников – возможно ли это?»: создание условий для оптимизации качественного воздействия образовательной среды (14.01.09 г.).

  4. Рефлексия воспитательного воздействия – важный фактор практической реализации «Модели выпускника МОУ Гимназия № 39 г.Уфы» (30.03.09 г.).

Кроме того, согласно плану внутришкольных мероприятий состоялись 3 малых педагогических совета, посвященных классно-обобщающему анализу состояния образовательной ситуации в параллелях 6-х, 8-х и 10-х классов.


  • Работа предметных кафедр и методических объединений учителей


В 2008/2009 учебном году все кафедры и методические объединения успешно работали по избранным научно-методическим темам:


Наименование кафедры, МО

Научно-методическая тема года

Ф.И.О. руководителя

кафедра Математики

Развитие компетентностного подхода в преподава-нии математики в многопрофильной гимназии

Андреева А.А.

кафедра Русского языка и литературы

Совершенствование профессиональной компетен-ции учителя – необходимое условие перехода к компетентностному филологическому образованию в многопрофильной гимназии

Козлова Е.И.

кафедра Иностранных языков

Повышение ИКТ-компетенции учителя иностран-ного языка как условие перехода к компетентнос-тному лингвистическому образованию


Сафиуллина Э.Э.

Мустафина Р.Р.

кафедра Естественных наук

Формирование научной компетенции учащихся на уроках естественного цикла через развитие профессиональной компетентности учителя

Мухтдинова Н.Г.

кафедра Истории и обществознания

Компетентностные подходы к формированию критического мышления и толерантного сознания учащихся при изучении истории и обществознания

проф.Антонов В.М.

Дианова Л.Б.

МО информатики

Совершенствование процессов информационно-деятельной интеграции образовательного простран-ства гимназии на компетентностном уровне

Пономарева О.В.

МО начальных классов

Повышение ИКТ-компетенции учителя как основное условие развития качественной составляющей компетентностного начального образования

Атнабаева С.Ф.

МО башкирского языка и литературы

Компетентностный подход к совершенствованию методики преподавания башкирского языка на эффективном информационно-деятельном уровне

Хайбрахманова С.М.

МО Эстетического воспитания

Совершенствование психолого-педагогической компетенции учителя как основное условие обеспечения компетентностного эстетического образования

Исламова Д.Р.

МО ОБЖ и физической культуры

Развитие профессиональной компетенции учителя как основное условие формирования здоровьесбе-регающей компетентности учащихся средствами уроков физической культуры и ОБЖ


Сиваков И.И.


Индивидуальная работа с учителями строилась по принципам их максимального информирования и предоставления права выбора видов деятельности на основе личностного интереса, возможности профессионального роста и приоритетов деятельности гимназии. Для этого была введена и эффективно действовала «информационная панорама НМР учителя». Каждый педагог получал достаточную информацию о формах работы и видах возможного личного участия в развитии образовательного пространства гимназии в течение всего учебного года. Это дало возможность руководителям кафедр и МО конструировать планы работы в деятельном режиме, отслеживать все направления индивидуальной педагогической деятельности, а учителю – проводить эффективный самоанализ по позициям «знаю» (повышение квалификации), «учусь» (участие в НМР), «умею» (обобщение опыта).

В 2008/2009 учебном году, по прежнему, особое внимание уделялось вопросам повышения квалификации педагогов и уровню их позитивной мотивации к экспериментальной деятельности. Было проведено 7 тематических заседаний кафедр и МО:

      • Портфолио учителя - средство объективного самоанализа, обобщения и систематизации индивидуальных педагогических достижений, сентябрь 2008 г.

      • «Панорама научно-методической деятельности учителя» - средство успешного профессионального роста и развития, ноябрь 2008 г.

      • Дифференциация и индивидуализация обучения в условиях обновления образовательной среды, декабрь 2008 г.

      • Нетрадиционные формы проведения урока – необходимое условие перехода к компетентностному образованию (обмен опытом), февраль 2009 г.
      • Анализ состояния ИКТ-компетенции учителя-предметника в обновляемом образовательном пространстве гимназии (использование учебных программных продуктов и их самостоятельная разработка, участие в конкурсе презентаций, работа в группе обеспечения школьного сайта и т.д.), апрель 2009 г.


Планирование основных направлений работы на учебный год было проведено в соответствии с действующей структурой.

В течение года учителями гимназии было проведено 94 открытых урока, более 40% которых были интегрированными. Все открытые уроки, подготовленные педагогами, успешно реализовывали основные цели данного методического направления деятельности:

  • повышение квалификации тех, кто пришел на учебу к учителям-профессионалам;

  • проведение экспертизы (завучами, методистами и др.) методических новшеств, инновационнных технологий, применяемых или разработанных учителем;

  • саморазвитие учителя, его стремление к постоянному самосовершенствованию через проведение самоанализа.

На хорошем уровне остается сотрудничество с ВУЗами:

Наименование ВУЗа

Направление сотрудничества

Ф.И.О. научного руководителя, преподавателя ВУЗа

БГПУ имени М.Акмуллы

- организация педагогической практики студентов по всем предметным областям;

- проведение научно-исследовательской и творческой работы;

- деятельность, направленная на оптимизацию образовательного процесса гимназии на условиях предоставления высокого уровня образования;

- осуществление профориентации и ранней специализации

Гаязов А.С. – д.п.н., директор Института педагогики БГПУ

Бенин В.Л. – декан СГФ

ГУО ВПО «Башкирский государственный университет»

- организация педагогической практики студентов по всем предметным областям;

- проведение научно-исследовательской и творческой работы;


- деятельность, направленная на изменение структуры и содержания образовательного процесса гимназии в 8,9-х предпрофильных классах и 10,11-х классах социально-экономического профиля


Федоров А.А. – декан филфака

Галимова А.Ш. – к.э.н.,

Башкирский институт развития образования

- повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка управленческих и педагогических работников;

- подготовка и издание материалов, обобщающих опыт работы педагогов;

- проведение целевых семинаров и проблемных «круглых столов» по вопросам образовательной политики и распространения инновационного опыта;

- проведение диагностических и контрольных процедур с целью выявления качества ОП;

- консультационные и методические услуги по организации ОП, ведение опытно-экспериментальной работы.

Исмагилов Р.Г. - к.п.н, зав.кафедрой управления и экономики.

Мурзакаева Л.С. - старший научный сотрудник Центра управления

качеством образования.



<< предыдущая страница   следующая страница >>