reforef.ru 1


Доклад
Государственная символика – это уникальный общественный феномен, связанный с утверждением основ государственности, имеет глубокие исторические корни и является основой для будущего развития общества.

Государственная символика по своей идеологической / воспитательной значимости истекает из понятия патриотизма как символы любви к Родине.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн, являющимися символами политической независимости и суверенитета страны.

Флаг, как один из главных атрибутов государственной власти и военной мощи страны, во все времена использовался в качестве политических, национальных и социальных рычагов управления в любой цивилизованной стране

Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. Образ орла в изображении Флага связан с пожеланием, чтобы независимый Казахстан парил высоко, жил вечно. Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.

В создании флага автор использовал небесно-голубой цвет, почитаемый многими народами с древних времен. Так, первый Тюркский каганат в VI веке почитал голубой цвет. У тюрков были широко распространены голубые шатры, а их предводители носили одежду голубого цвета. Народы Каганата назывались «голубыми тюрками». Это, видимо, означало также определение «небесные тюрки», «божественные тюрки».

Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифичес-ких коней. В нижней части герба – надпись «Казакстан». В Государственном гербе использованы золотой и голубой цвета.

Автором Государственного герба Республики Казахстан Жандарбек Малибекович Малибеков и Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан. Авторы не случайно выбрали в качестве основы составную часть юрты, как особый дар степной цивилизации, признанной во всем мире, как самый уникальный тип жилищной архитектуры – шанырак. Он не только имеет природное происхождение и напоминает небесный купол, но и по отражению в сознании людей является одним из важных элементов жизнеустройства. У казахов принято такое благородное приветствие: «Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым». Применяя слово «шанырак», можно выразить все основные понятия, связанные с жизнью человека от рождения до смерти. С понятием «кара шанырак» связаны многие традиционные ритуалы, дошедшие до наших дней. Например, отправляясь в дальний путь или приступая к важному делу, надо получить бата – благословение в этом доме. Этому дому причитается особая доля подарков в связи с разными традициями и обрядами.


Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

В Государственном гербе использованы образы крылатых коней, пегасов. Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха. Издавна говорят: «Казак жылкы мiнездi», этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией.

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважение к её представителям.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна.

Как подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев на республиканском молодежном форуме «Жасотановцев», посвященном 15-летию со дня утверждения государственных символов Республики Казахстан, «именно государственные символы — одна из незыблемых основ нашего суверенитета. Они выражают священный, объединяющий образ независимости Родины. Поскольку мы рассматриваем Независимость и Государственность как первооснову сохранения нации, как величайшую ценность. И сегодня можем с уверенностью говорить, что историческая миссия по воссозданию казахстанской государственности успешно выполнена».


Независимость необходимость. Воссоздание- Великое Возрождение. Воля к воле, свободе сильнее и дороже жизни,что находит свое отражение в гимне.

Г.В.Ф.Гегель в своей работе «Феноменология духа» дал следующее определение гимна:

«Отдельное лицо, которое ищет удовольствия в наслаждении своей единичностью, находит его в семье, а необходимость, в которой угасает удовольствие, есть его собственное самосознание как гражданина своего народа, или: это есть знание закона сердца как закона всех сердец, знание сознания самости как признанного всеобщего порядка,- это добродетель, которая наслаждается плодами того, что принесено ею в жертву, оно осуществляет то, к чему стремится, а именно, возводит сущность в подлинную действительность, и эта всеобщая жизнь есть ее наслаждение.

Гимн сохраняет внутри себя единичность самосознания, и в то же время это единичность, внимаемая, наличествует как всеобщая, благоговение, воспламенившееся во всех, есть духовный поток, который в многообразии самосознания сознает себя как равное действование всех и как простое бытие, дух как это все общее самосознание всех имеет свою чистую внутреннюю сущность точно также в качестве бытия для других и в качестве для-себя-бытия отдельных лиц в одном единстве».

Данную работу Гегеля на русский язык перевел Густав Шпет, который отбывал наказание и умер в КарЛаГе, реабилитирован.

Стихи «Менің Қазақстаным» написаны Ж. Нажимеденовым в 1956 г., первые строки стихов были записаны еще в г. Караганде, где он работал около двух лет проходчиком шахты № 33/34.

«Бозарып жұлдыз сиреп аспандағы

Көк жүзін күрең шапақ астарлады.

Жалт етіп, түсті үзіліп мөлдір моншақ

Қарағай, қайың, терек, жас талдағы.

Тасалап күннің көзін тау қызғанып,

Қарайды ой мен дөңге маңғазданып.

Тұр Шолпан көк көмбезін қимағандай,

Жұлдыздар жайлауында жалғыз қалып.

Алтын таң арайында нұрланды қыр.


Дегендей, менен жомарт кім бар бүгін?!-

Сол қырдың баурайында комбайндар,

Сағатта жатты тиеп жылдар жүгін».

Стихи были опубликованы в газете «Лениншіл жас». 28.05.1959 г. сдан в набор сборник стихов и поэм молодых поэтов Казахстана «Жас қанат» на 400-странице данные стихи были даны в сокращеном варианте, убраны последние четыре сторчки. Цензор увидел в строчке о том, что комбайны наполняли бункера грузом годов иносказательную «кромолу». Действительно словосочетание «жылдар жүгі»- груз годов можно было бы прочесть двояким образом, как труд, вложенный по выращиванию урожая, так и бремя лихих веков.

Мир восстанавливался с руин, нужен был всем хлеб. Казахстан дал миллиард пудов зерна. И этот подвиг труженника села воспел поэт Ж.Нажимеденов, музыку к ней написал Ш. Калдаяков, студенты первого курса консерватории. Каждый хочет видеть авторов, уроженцем своей земли. Если, посмотреть летопись казахских родов, то племя Жағалбайлы, к которому принадлежит и род Калдаяковых, исконно жили в союзе с племенем Байбөрі Среднего жуза, обитавшего ранее у гор Каратау и реки Сырдарьи, затем в Сарыарке, в местах где проводились атомные испытания. Свидетельство этого союза сохранился в архивах еще царских времен как союз «волость Жағалбайлы- Байбөрі» Каркаралинского уезда. Имя самого композитора Шәмші, созвучно с названием реки «Жәмші», «Басжәмші», что протекает по пути к г. Балхаш. Тем самым, корни Шәмші- автора музыки гимна с наших краев.
Судья Карагандинского областного суда М.А.Азбанбаев