reforef.ru 1
http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

"Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают."

Джон Дьюи

Проектная деятельность

или

Цели имеют право на существование!
Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?

Может быть, создание условий для развития личности?

А что это за условия и как их создавать?

  • Единственно реальная цель учителя - "пройти программу"

Цель ученика:

  • в лучшем случае - "стать умнее"

  • в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена

  • в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.


От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне"

Джон Дьюи

  • "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."



"Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт поколений"

Джон Дьюи

Классификация учебных проектов по Коллингсу

  • Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.

  • Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

  • Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.

  • Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.


Метод проектов в советской школе
(по следам отечественных разработок 1920-х гг.)


  • "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предпримчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества"

Проф. Е.Г.Кагаров
"Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)


Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?
Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

  • слабую разработанность методики проектной деятельности;

  • гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;
  • сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".



"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"

Коллингс

Основные требования к учебному проекту

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

  • Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

  • Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.


Проект - это "пять П":

  • Проблема,

  • Проектирование (планирование),

  • Поиск информации,

  • Продукт,

  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Этапы деятельности уч-ся


Постановка проблемы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самоооценка и самоанализ

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Долгосрочный (год) проект

Сентябрь - октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение исследования

Март
Подготовка чистового варианта

Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

Май
Защита

В течение проектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, выполняемый на уроках

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок


Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Мини-проект

1-й урок
(в числе двух спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

Преимущества пресональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,

  • у учащегося формируется чувство ответственности,

  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

  • формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.


"Где много легких дел, там много и трудных"

Лао-цзы


Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.


  • на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы,

  • на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта,

  • на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели",

  • на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы,

  • На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.


Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

  • Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

  • Ролевой проект.


Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно-содержательной области):
  • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.


  • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

  • Внутриклассные,

  • Внутришкольные,

  • Региональные (в пределаходной страны),

  • Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

  • Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

  • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

  • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.


"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт

  • Анализ данных социологического опроса

  • Сравнительно-сопоставительный анализ

  • Атлас, карта, учебное пособие


  • Видеофильм

  • Выставка

  • Газета, журнал, справочник

  • Костюм, модель, коллекция

  • Игра, мультимидийный продукт

  • Музыкальное или художественное произведение

  • Постановка, праздник

  • Экскурсия, поход

  • Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра

  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

  • Игра с залом

  • Научная конференция, доклад

  • Пресс-конференция

  • Путешествие, экскурсия

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Спектакль

  • Соревнование

  • Телепередача и т.д.



Проектная деятельность и технология

http://www.ms45.edu.ru/ms45/images/project.gif


"Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений" (Дж. Питт). В реальности может быть и такая последовательность этапов: 1-7-2-4-7-9-3 и т.д.



Содержание портфолио проекта

  • Дневник работы над проектом

  • Продукт (проект)

  • Отчет (тема, цели, задачи, связь с ОВ, планирование, исследование, супервайзер, рефлексия)

  • Рецензия

  • Презентационные материалы

Критерии оценки проектных работ

  • А - Планирование и процесс реализации (4 балла)
  • В - Сбор материалов для проекта (8 баллов)


  • С - выбор технологии (4 балла)

  • Е - организация отчета (4 балла)

  • F - Анализ процесса и результатов, презентация (4 балла)

  • G - личная вовлеченность и организованность (4 балла)




"Будущее - в руках школьного учителя"

Виктор Гюго

Проектная деятельность: роль учителя

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

  • Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

    • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

    • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях

    • Консультант, помогающий организовать работу

    • Руководитель, помогающий планировать работу по времени

    • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы

    • Координатор группового процесса

    • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта


Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

  • Рефлексивные умения:

    • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

    • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  • Поисковые (исследовательские) умения:
    • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей


    • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

    • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

    • Умение находить несколько вариантов решения проблемы

    • Умение выдвигать гипотезы

    • Умение устанавливать причинно-следственные связи

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    • Навыки коллективного планирования

    • Умение взаимодействоать с любым партнером

    • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

    • Навыки делового партнерского общения

    • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

  • Менеджерские умения и навыки:

    • Умение проектировать процесс (изделие)

    • Умение планировать деятельность, время, ресурсы

    • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

    • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

  • Коммуникативные умения:

    • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

    • Умение вести дискуссию

    • Умение отстаивать свою точку зрения

    • Умение находить компромисс

    • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  • Презентационные умения и навыки:

    • Навыки монологической речи

    • Умение уверенно держать себя во время выступления

    • Артистические умения

    • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

    • Умение отвечать на незапланированные вопросы


Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику


  • Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем

  • Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"


"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"

Дж. Герберт

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

  • Проект - это метод обучения

    • Может применяться на уроке и во внеурочное время

    • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален

    • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен

    • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

  • Проектирование - это содержание обучения

    • Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов

  • Проект - это форма организации учебного процесса

    • Может стать альтернативой классно-урочному обучению

  • Проект - это особая философия образования:

    • Философия цели и деятельности

    • Философия результатов и достижений