reforef.ru 1
Программа развития школы №2


г. Сосенский

 

1. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса.

 

            Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

        значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района и области;

        достаточно высокая квалификация педагогического коллектива, мотивированного на работу по развитию образовательного учреждения;

        преобладающее большинство педагогов, стремящихся к саморазвитию;

        качественная подготовка учащихся в начальной школе, позволяющая ученикам добиваться хороших показателей на второй и третьей ступенях школьного образования;

        преимущественно оптимальный и высокий уровень общеучебных умений и навыков  выпускников школы;

        использование в образовательном процессе современных технологий, позволяющих  выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия. Это противоречия между:

        необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

        стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;

        ориентацией содержания школьных образовательных программ на воспроизведение готовых знаний и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;

        профессиональной готовностью учителя обучать ученика в  сотрудничестве как личность и его целостностью как объективной реальностью;

        отношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися;

        организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической  компетентности, способствующей развитию субъективности как учителя, так и ученика;


        высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.

Учитывая эти противоречия мы пришли к выводу о необходимости создания концепции школьного образования, направленной на развитие школьника как здоровой личности и творческой индивидуальности.

 

2. Концептуальные основания программы развития.

2.1.Основные положения концепции акмеологической школы.

Выпускник школы, для того, чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой. А для этого необходима новая концепция школьного образования, направленная на развитие ученика как здоровой личности, так и творческой индивидуальности.

            Проблемы, сдерживающие развитие учащихся успешно решает акмеологическая концепция школьного образования.

        Человек в акмеологии рассматривается как субъект  жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни  и профессиональной деятельности.

В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни.

    Сущность акмеологической концепции школьного образования  обращена на обучение и воспитание человека разумного  в полном смысле этого слова.

Человек разумный – это человек, рефлексирующий свои цели и способы действий, умеющий предвидеть результаты своих действий, имеющий  “ Я – концепцию”, ответственный за свою жизнь и ее качество.  

            Основные положения концепции акмеологической школы позволяют определить и сформулировать миссию школы.      

            Социально – педагогическая миссия школы:


  • выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни;

  • создание благоприятных условий для формирования социально – успешной личности, как среди учащихся, так и среди педагогов на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития.

 

Цель образования в школе: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Поставленная цель образования будет реализовываться на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала  учителя, перевода школы в режим интенсивного развития.

     Дифференцированный личностно-ориентированный подход будет осуществляться в учебно-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.

     Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет выпускнику школы быть успешным практически в любой сфере социально-экономической и культурной жизни общества и в первую очередь обеспечит:

  • самопознание и саморазвитие учащихся ;

  • развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

  • формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;

  • поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
  • развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.


 

Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии,  который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности.

       Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта  совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы проектного обучения, характерными чертами которого является:

  • вариативность ,позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

  • направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской   работы учащимися;

  • многообразие проектов, выполняемых на предметном , межпредметном и надпредметном уровнях.

 

Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной.

       В результате  этого будут созданы условия для:

  • обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности;

  • самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;

  • овладения школьниками опытом совместного решения проблем.

 

Развитие школы в соответствии с акмеологической концепцией немыслимо, если сами педагоги не ориентируются на высокие личные, профессиональные и другие достижения.

Поэтому задачей школы является:

  • поддержание мотивационной среды в коллективе учителей, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на творческую работу;

  • активизация  у  учителей желания вносит в свою деятельность необходимые для   развития  образовательного учреждения изменения;

  • совершенствование  психолого-педагогической и предметной компетентности.


 

2.2. Представления о выпускнике акмеологической школы.

 

Представлении о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем  их предыдущих учебных результатов.

      Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:     

  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся;

  • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных  знаний в единую картину мира;

  • эффективно сочетается углубленное изучение отдельных предметов с изучением других  образовательных областей и предметов без перегрузки учащихся;

  • развиваются потенциальные способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;

  • формируется личность с развитым интеллектуальным мировоззрением,  адаптированная к жизни в динамичных  социально-экономических условиях;

  • современный выпускник достигает уровня социальной зрелости, т.е. готовности  к самостоятельной жизнедеятельности благодаря интегральной организации  процессов обучения, развития и воспитания.

 

Таким образомзрелость – это акмеологический критерий качества образования и развития человека на каждой ступени обучения. Каждый вид зрелости отражает новый виток в духовном освоении мира, в мировоззрении, в его целостном развитии, в достижении вершин (акме) своей жизнедеятельности, создаёт прочную основу для успешного выхода на этап глобальной зрелости:

  • Выпускник начальной школы достигает учебной зрелости как готовности к образованию в начальной школе.


  • Выпускник основной школы достигает личностной зрелости как готовности к осмысленному и ответственному выбору дальнейшего образовательного маршрута и образованию в средней школе.

  • Выпускник средней школы достигает социальной зрелости как готовности к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению.

 

3. Приоритетные направления реализации программы.

3.1. Целостное развитие растущего человека и поэтапное формирование его зрелости при создании определенных психолого--педагогических условий.

Задачи:      

  • Построение содержания образования не как наукознания, а как человекознания, как          отражения   в образовательных областях системы отношений человека с миром,         включая область “человек-человек”.  Направление учебно-воспитательного процесса на формирование жизненной стратегии  устойчивого развития личности и индивидуальности в нестабильных условиях общества, на решение жизненных проблем ученика в ходе его взаимодействия с педагогом.

  • Применение  образовательных технологий качественно нового, акмеологического уровня, обеспечивающего успех и высокие достижения  в обучении каждого ученика.   

  • Создание в школе акмеологической образовательной среды ,среды стремления к успеху , творчеству, высоким результатам, когда престижно качественно учиться и качественно работать, соблюдая морально- правовые нормы взаимодействия педагогов и ребенка.

  • Организация взаимодействия  с родителями, направленного на их поэтапное формирование  как субъектов педагогического процесса: 1- информационное обеспечение; 2- привлечение к соучастию в родительских собраниях и школьных мероприятиях; 3-творческое сотрудничество во внеклассной и учебной работе.

 


3.2.Формирование педагога нового типа.      


  • Специалиста по развитию ребенка в предметном обучении.

  • Владеющего коррекционно-развивающими технологиями одаренности и творчества

  • Имеющего методологическую культуру, методологическую компетентность в области  современной философии образования/

  • Способного осуществлять не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически ориентированное образование, необходимое человеку для умения работать с постоянно возрастающим потоком информации.

  • Специалиста с новыми  профессионально и личностно значимыми качествами, которые обеспечивают творческую самореализацию индивидуальности педагога:  духовную зрелость, личностную зрелость, профессиональную зрелость, акмеологическую позицию.

  • Специалиста, обладающего новым профессиональным сознанием, которое включает не только предметные установки, но и мотивационно- ценностные ориентации, отражающие новую парадигму образования, новое ценностное сознание учителя, связанное с его  духовным развитием и с духовностью, как целью воспитания.

 

3.3. Основополагающие законы школы.

         * Уважение к личности ученика             

         * Восхождение к индивидуальности каждого школьника.

         * Стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности .

         * Демократический стиль в организации образовательного процесса.

 

Девиз школы: «От учебной зрелости к социальной»

Для того, чтобы достичь  поставленных   целей программы спланированы  основные направления реализации программы на 5 лет:

2006 – 2007 уч. год

2007 – 2008 уч. год

2008 – 2009 уч. год

2009 – 2010 уч. год

2010 – 2011 уч. год

 

4. Основные направления реализации программы.

2006 – 2007 уч. год.

Девиз: «Все победы в мире начинаются с победы над собой»

Цель. Достижение соответствия функционирования и совершенствования педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, позволяющие формировать методические принципы в русле акмеологического подхода.

Задачи.   

1. В работе коллектива создать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель.

2. Распространение среди педагогов общей установки: “Можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого”.

3. Осознание цели как целостного развития человека с приоритетом  в формировании нравственно-гуманной личности, что приводит  к формированию духовно-нравственных основ социальной  зрелости ученика.

4. Обеспечение достижения всеми учащимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям  базисного учебного плана.

Направления деятельности педагогического коллектива.


  1. Изучение ведущих идей, целей , задач, содержания акмеологической концепции школьного образования.

  2. Изучение реальных возможностей внедрения акмеологического подхода в учебно-воспитательный процесс.(уровень профессиональной компетенции и творческого потенциала )

  3. Составление комплексно-целевого плана работы по постепенному внедрению программы “Акмеологическая школа”

  4. Корректирование учебного плана школы.

  5. Работа по согласованию содержания программы.

  6. Поиск и выбор эффективных развивающих технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень учащихся.

  7. Введение психолого –развивающих технологий дифференцированного обучения, соответствующих образовательным программам.
  8. Организация учебно-воспитательного процесса в русле психологической концепции:


    • Cоздание условий на уроках и во внеклассной работе для развития индивидуальности  как ученика, так и учителя.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса в русле философской концепции:

    • Cтимулирование развития у обучающихся высоких интеллектуальных, гражданских и нравственных качеств.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса в русле социальной концепции:

    • Совершенствование социального уровня воспитания.

    • Привлечение социокультурной среды, общественности, органов самоуправления к проблемам молодежи.

Ожидаемые результаты.

                                                  Постепенная переориентация школы на акмео-

                                                  логическую концепцию школьного образования   

 

2007 – 2008 уч. год.

Девиз: «Успех каждому»

Цель. Творческое взаимодействие и сотрудничество учителя-ученика, учителя-администрации школы, обеспечивающее взаимный успех  в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала.

Задачи.

1.Формирование положительной тенденции личностного и профессионального развития педагогов.

2.Привлечение учителей к опытно-экспериментальной работе.

3.Отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании, построение учебно-воспитательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий, как процесса овладения социальным опытом решения личных проблем.

4.Организация воспитательного процесса в школе, как доминирующего, неразрывно связанного с процессом образования.

5.Создание условий для получения среднего образования высокого уровня, необходимого и достаточного для продолжения обучения в различных учебных заведениях.


Направления деятельности педагогического коллектива.

1.Психолого- педагогическая ориентация среди педагогов в формировании их готовности работать с детьми разного уровня развития: одаренными, способными, нормального развития, нуждающимися в компенсирующем обучении, с задержкой психического развития;

2.Вооружение педагогов знанием возрастной психологии и психолого-развивающих технологий обучения, умения решать воспитательные задачи.

3.Организация учебно-воспитательного процесса в школе в русле психологической концепции воспитания.

    *Развитие индивидуальности каждого ученика как ведущая цель в гуманистической

      психологии  ( вариативность и дифференциация учебных планов ).

    *Интеллектуальное развитие учеников с ярко выраженной учебной установкой и вы-

      соким   уровнем обученности. 

4.Организация учебно-воспитательного процесса в русле философской концепции.

     *Формирование у учащихся единства трех универсальных способностей человека:

       мышления, чувства и воли.

     *Помощь учащимся в реализации права выбора образовательного маршрута и профиля

       обучения на основе  результатов диагностики, рекомендаций психолога, пожеланий

       родителей, состояния здоровья  ; в осознании подростком ситуации выбора :

       хочу – могу – надо.

5.Организация учебно-воспитательного процесса в русле социальной концепции.

     *Совершенствование организованного уровня воспитания   (влияние образовательного

       учреждения   и педагогического коллектива )

     *Изменение содержания общего и среднего образования в сторону человекознания,

       усиления знаний о человеке как субъекте труда и жизни.  

Ожидаемые результаты. Внедрение “Обучения в сотрудничестве “.

                                              Реализация глубокого личностно-ориентированного  обучения.


 

2008  -  2009     уч. год

Девиз: «Творчество – непосредственное единство дела и мысли»

Цель. Целостное и устойчивое развитие человека, растущего и взрослого

             в творческой созидательной деятельности.

Задачи.

1.Формирование в педагогическом коллективе атмосферы профессионально-

го развития и роста специалистов, способных к достижению вершин в своей деятельности.

2.С целью утверждения в коллективе новой профессиональной позиции учителя привлечение педагогов школы к инновационной деятельности.

3.Преодоление пассивности учащихся путем овладения методами и приемами активного

взаимодействия, раскрепощение личности ученика, освобождение от страха  

перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора индивидуального темпа и видов деятельности.

4.Создание единой образовательно-воспитательной системы.

5.Формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения.      

умений  трудиться расчетливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить

цель , планировать, добиваться высокого качества труда.

 

Направления деятельности педагогического коллектива.

*Организация учебно-воспитательного процесса в школе в русле психологической концепции воспитания.

     -Утверждение уникальности и неповторимости каждого школьника посредством привлечения  всех учащихся к участию в проектах воспитательно-образовательного   характера.

     -Профилактика социального инфантилизма одаренных детей (рассогласование междуинтеллектуальным  и социальным развитием.)

*Организация учебно-воспитательного процесса в русле философской концепции.

     - Формирование у учащихся творческой субстанции человека – духовности. (синтез

        общечеловеческих ценностей: истины, добра, красоты, любви и свободы, которые,


       преломляясь через дух народа, способствуют нравственному поведению человека

       в обществе).

*Организация учебно-воспитательного процесса в русле социальной концепции.

     -Совершенствование микросоциального уровня воспитания.

     -Оказание помощи растущему человеку выработать внутренние защитные механизмы

       самосохранения, переключение его активности на полезные дела.

 

Ожидаемые результаты: создание согласованной системы деятельности педагогического и ученического коллективов в реализации задач, предусмотренных концепцией акмеологической школы.

2009  - 2010 уч. год

Девиз: «Мы – вместе»

ЦельСоздание акмеологической среды как энергетического пространства школы, ее социума, установки в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческие поиски, когда престижно хорошо учиться и хорошо работать.

Задачи.

1.Личностно-профессиональное становление педагогического коллектива, обладающего следующими качествами:

    *открытость для освоения нового в педагогике

    *системный способ мышления при выработке оптимальных моделей профессиональной                   

      деятельности.

    *способность к объективной самооценке своего профессионального поведения

    *высокая мотивация  достижений в  педагогической деятельности.

2.Активное участие педагогов в инновационной деятельности, которая опирается на психологическую закономерность достижения успеха в “зоне ближайшего развития “, где  реализуются способности к творчеству и созиданию нового.

3.Формирование и у педагогов и у учеников целостности собственного миропонимания с позиций нравственных общечеловеческих ценностей.

4.Совершенствование собственной гуманистической концепции воспитания, замена ситуативного поведения педагога на концептуальное.


5.Создание единой образовательно-воспитательной системы, где процесс воспитания является доминирующим и неразрывно связан с процессом образования.

6.Создание условий учащимся с высокой мотивацией к учебе для получения образования на повышенном уровне.  

Направления деятельности педагогического коллектива.

*Организация учебно-воспитательного процесса в школе в русле психологической концепции воспитания.

     -Развитие индивидуальности каждого ученика

     -Профилактика социальной дезадаптации выпускников, их неспособности найти свое,    

       достойное место в этом нестабильном мире

*Организация учебно-воспитательного процесса в русле философской концепции.

     -С целью формирования творческой субстанции человека – духовности, определить основные  приоритеты воспитания: национальная безопасность, национальная культура,

     патриотизм , духовность народа

*Организация учебно- воспитательного процесса в русле социальной концепции

     -Совершенствование межличностного уровня воспитания

     -Утверждение субъекта воспитания как лидирующей личности в системе “человек-че-

       ловек “, авторитетной для ученика: любимый учитель, классный руководитель и т.д.

Ожидаемые результаты: высокий уровень технологичности образовательного процесса.

 

2010    -    2011 уч. год

Девиз: «Без развития учителя нет развития ученика», «Каждый ученик – уникальная личность»

Цель. Формирование акмеологической позиции педагогического коллектив

как  профессиональной ориентации на успех в собственной педагоги-

ческой деятельности, в работе всего коллектива школы, в обучении

и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенции-

ала, установка на саморазвитие.


Задачи.

1. Гуманистическая ориентация педагога на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника, на высокие результаты и достижения своего педагогического труда, на развитие творческой созидательной деятельности.

2.Развитие и совершенствование акмеологической профессиональной позиции педагогов с целью повышения  качества его деятельности и стимулирования личного роста, а значит, и качества образования в целом.

3.Гуманизация педагогического общения путем овладения методами, приемами и формами взаимодействия, которые стимулируют активность и раскрывают творческий потенциал личности ученика и которые создают эмоционально- психологический комфорт в общении ученика с учителем и другими детьми и подростками.

4.Создание единой образовательно-воспитательной системы с ведущей духовно-нравственной ориентацией, как жизненно-необходимой для выпускника школы.

                            Направления деятельности педагогического коллектива.

*Организация учебно- воспитательного процесса в школе в русле психологической концепции

-Совершенствование внутриличностного уровня воспитания, где субъектом  воспитания является сам растущий человек, который поднимается на  ступень самовоспитания и саморазвития, разрабатывает для себя жизненную программу, делает свой ценностно- смысловой выбор в жизни.

*Организация  учебно-воспитательного процесса в русле философской концепции

-Развитие и совершенствование духовности человека как высшей ценности, как средства исправить все пороки общества.

*Организация учебно-воспитательного процесса в русле социальной концепции

     -Целостное развитие растущего человека в образовательной среде, его развитие как индивида, личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности в их взаимосвязи

Ожидаемые результаты Создание единой системы учебно – воспитательной работы школы, где престижно хорошо учиться и хорошо работать.