reforef.ru 1 2 3
`


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ.

Общественно-политические перемены: истоки и новые вызовы.

Для того чтобы проложить верный курс, нужно понять что изменилось в российском обществе. Общество изменилось по существу, а не только в появлении митингующих толп на экранах, в кипении сети. Нет верного диагноза, нет и надежных реформ.

Качественный сдвиг в нашем обществе связан с тем, что для многих миллионов граждан разного возраста и достатка проблема зачем жить стала важнее проблем хлеба насущного. Этот сдвиг, действительно, результат благодатного десятилетия.

Эти граждане включились в процесс активного обсуждения многих проблем нашей жизни. Почти тотальный утилитаризм, цинизм, унижающий все высокие стремления, потеснились, дав место таким важным ценностям, как человеческое достоинство и свобода. Политика вновь, как и четверть века назад стала предметом живого обсуждения, серьезных переживаний. Есть шанс на то, что этот процесс пойдет вширь, что он захватит все новые миллионы, возможно даже большинство.

Изменились и механизмы социальной коммуникации. В стимулировании общественной активности, в организации митингов, а затем и участия в контроле за ходом выборов большую роль сыграли активисты сети. Здесь следует отдать должное и многим профессиональным журналистам, гражданская позиция которых позволила показать на федеральных каналах широкую картину политических перемен.

Но не нужно чрезмерно обольщаться. Процесс общественных перемен очень турбулентный, ведущий не только к благодатным переменам, но и чреватый серьезными срывами. Возросшее значение ценностей достоинства и свободы вовсе не гарантия переустройства общества на их основе. Следование им уже способно подвигнуть сотни тысяч граждан выйти в мороз на демонстрацию в благородном стремлении одним своим появлениям на площадях враз переустроить государство. При этом мы четко отличаем законное отстаивание гражданами своих убеждений от политиканства, выводящего протесты за легальные границы.


Активность граждан - уход от безразличной, зачастую брезгливой отстраненности, выход за барьер отчуждения от государства может стать реальной силой, продвигающей перемены. Демонстрации предъявили спрос на участие граждан в решении проблем развития страны. Но спрос не вполне подкрепленный готовностью оплатить все издержки. Ценности достоинства и свободы пока еще не стали руководством для выстраивания прочных личностных стратегий.

Мечты и стремления зачастую расходятся с экономическими и социальными интересами. Осознание, что свобода и демократия могут принести материальные потери для многих демонстрантов, доходы которых вырастают из теневой экономики, могут сильно поменять их настроения и перекроить политическую диспозицию. Нужно еще очень потрудиться и руководству страны и гражданскому обществу, чтобы ситуативный альянс политических настроений превратился в прочную коалицию экономических, социальных и политических интересов, поддерживающих проводимые реформы.

Но внимание к активному и растущему меньшинству, продвигающему преобразования, не должно затмевать заботу о нуждах большинства, все еще поглощенного заботами о хлебе насущном, о заработке, ценах, тарифах ЖКХ. Это и моральный и политический императив. Без «заботы» государства, без решения их жгучих проблем, это хорошо известно и из теории и из истории, велики шансы, что обездоленное и озлобленное большинство похоронит реформы, а вместе с ними и будущее страны.

Но здесь еще одна крупная политическая проблема. Не дать расколоть общество на две России. Сегодня мы слышим много спекуляций, что Россия «Болотной и Сахарова» не совместимы с Россией «Поклонной». Они действительно не совместимы на уровне лозунгов и криков ораторов, но очень даже неразрывны на уровне ценностей и интересов. Исследования показывают, что для большинства свобода и уважение человеческого достоинства неразрывно связаны со справедливым общественным устройством, столь значимым для огромного большинства россиян. Можно смело утверждать, что стремление к справедливому демократическому порядку способно объединить наших граждан, создать прочный гражданский альянс за процветающую, за Великую Россию.


Обсуждая дорогу к успеху, не следует забывать и про риски провалов на этом пути. Когда говорят про риски провала реформ, почему-то всегда имеют в виду массовые социальные выступления, способные смести политическую систему. Конечно, в стране многих революций такая логика понятна, но примитивна и не адекватна. Она предполагает наличие массовой политической активности, мобилизации множества людей вокруг политических идей и проектов, способных ради них рисковать своим благополучием, здоровьем, подчас жизнью. Но при такой массовой активности и имеющемся уровне образования, социальном опыте миллионов нужно очень постараться, чтобы провалить реформы. Да и этот сценарий предполагает чрезмерный, явно отсутствующий уровень идиотизма и безответственности власти.

Гораздо большая угроза для нашего общего будущего - как раз недостаток социальной активности и готовности к систематическим усилиям ради общего блага. Налицо обратная ситуация, когда активности недостает даже для создания ТСЖ. При обсуждении реформы власти эксперты в присутствии президента всерьез рассуждают, что чиновники могут нормально работать лишь при зарплате, как на рынке. Они, видимо, твердо убеждены, что в нашей стране честное служение обществу не может быть прочным мотивом, предохраняющим от заразы коррупции. Но такие убеждения в корне неверны. Вопрос не в отсутствии в нашей стране людей, способных честно исполнять свой долг, а в системе отбора кадров. Почти двести лет назад декабрист Лунин с каторги писал: «Государству недостает людей, потому что ему самому недостает принципов». Не про нас ли сказано.

Нужно ясно понимать, что социальные потрясения – неприемлемый для нас, но даже еще не самый худший исход. Там хоть шанс на самоочищение и общества и власти. Самая губительная альтернатива успеху реформ – гниение и власти, лишенной контакта с обществом, и общества, утратившего свою активность и высокие стремления. Гниение институтов, в которых за внешней легальной оболочкой скрывается лишь торговля властью и влиянием. Гниение общества, которое станет безропотно принимать этот «порядок» в качестве нормы и желающего лишь, чтобы власть вывесила расценки коррупционных услуг. Нужно честно сказать, что фрагменты такой ситуации налицо и запах гниения чувствуют многие. Такой сценарий «скорбного бесчувствия» уже не имеет иного выхода, кроме краха государства, распада и исчезновения великой страны. Страны, менявшей название, но всегда знавшей, что «Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена». Вот что ныне лежит на весах!


Ростки социальной активности - наше огромное достояние. Проснувшееся гражданское общество – наша главная надежда на успех реформ. Те же, кто рассчитывает на то, что общество помитингует и заснет опять, кто уповает на спад гражданской активности, дающий возможность безмятежно воровать, кто пытается подсыпать идеологическое снотворное - вот истинные враги России, лишающие ее шансов на успех в предстоящей борьбе.

В настоящий момент крайне важно поддержать волну социальной и политической активности, превратить ее в массовую систематическую работу по общественному реформированию, открывающему дорогу к процветанию нашей Родины.

Наша цель – новое качество гражданского общества – общества активных и ответственных граждан:

Для того, чтобы наше гражданское общество оказалось на высоте тех вызовов, которые, бросили нам меняющийся мир и история России, нам необходимо качественно новое гражданское общество.

У нас сегодня для этого есть неплохой шанс, упустить который просто преступно. Этот шанс дают нам рост экономики страны и благосостояния населения, высокий по любым меркам уровень образования, накопленный социальный опыт, позволяющие миллионам граждан вполне осмысленно оценивать свои интересы и возможности, разумно, с учетом реалий, строить свои жизненные стратегии. Никогда в истории России у нас не было столько людей, способных вполне самостоятельно и разумно, без идеологических шор оценивать ситуацию в стране, строить на этой, вполне солидной основе отношения общества и власти. Это необходимое условие для нового качества общества у нас есть. Хуже, мы уже отмечали это выше, с условием достаточным – с систематической активностью, способностью упорно строить прочные конструкции взаимодействия власти и общества. Главный барьер здесь – недоверие, неверие в то, что гражданское общество своей активностью способно добиться значимых перемен.

И дело здесь не в отсутствии примеров успеха. Мы как раз знаем такие примеры. Взять хотя бы историю с 83 ФЗ, когда принципиальная позиция Общественной палаты заставила Правительство отозвать из Думы закон, внести в него жизненно необходимые поправки. Мои коллеги могут привести другие примеры и их немало. Значит дело в общей атмосфере смакования неудач, нежелания замечать успехи, пусть даже небольшие, но способные стимулировать гражданских активистов расширять пространство успеха. Способных переубеждать хоть часть маловеров, оправдывающих свое нежелание действовать невозможностью ничего изменить.


Первое условие успеха в достижении нового качества гражданского общества – поражение пораженцев. Пораженцев и в экспертном сообществе и в СМИ. Это не значит, что нужно закрыть глаза на провалы и неудачи. Нужно, чтобы общество увидело объемную картину, увидело не только неудачи, но и ростки успехов, рождающих веру в победу, желание побеждать.

Маленький кирпичик уже положен. Общественная палата провела первый конкурс на освещение СМИ проблем гражданского общества. Может быть, стоит издать работы лауреатов и возможно шире распространить их в обществе. Нужно идти вперед и здесь огромное поле деятельности для создаваемого Общественного телевидения. Страна должна увидеть подлинных героев гражданского общества, тех, кто в очень непростых условиях самоотверженно выполняет свой гражданский долг, кто делом помогает обездоленным.

Следующий шаг – мобилизация. Успех преобразований возможен лишь тогда, когда их участников объединяет вера в общее дело, в общий проект. Речь, конечно же, не идет о новой всепобеждающей доктрине и проекте устроения царствия небесного на Земле. Это-то как раз путь к провалу.

Задача в том, чтобы за деревьями отдельных преобразований видеть лес - общий объединяющий проект. Это совсем непростая задача вести взаимноуважительный диалог, сохраняя разномыслие, различия в пристрастиях и убеждениях. Но ясно, что мобилизовать современное гражданское общество может лишь проект, родившийся снизу, из осознания общих ценностей россиян, из понимания их проблем и нужд. Только сообща, в диалоге с властью, шаг за шагом можно выстроить общегражданский проект «Россия». Проект, основанный на общем понимании целей развития страны, ее базовых ценностей, реальных задач развития.

Следует отдать должное, избранный президент России внес свой вклад, представил свое видение. Нужно без пошлой сервильности, но и без непробиваемой предубежденности начать серьезный ответственный диалог, отделяющий зерна от плевел, достраивающий недостающие блоки и, главное, показывающий, что активное и ответственное гражданское общество – главная несущая конструкция любого жизнеспособного российского проекта.


Такой проект – общее дело всех активных и ответственных граждан нашей страны. Гражданское общество должно стать равным участником формирования национальной повестки дня, принять на себя равную с властью ответственность за судьбу этого проекта, за судьбу нашей Родины. Только ощущение общего дела способно преодолеть отчуждение граждан от власти. Но и власти, и тем, кто претендует стать властителем дум, нужно усвоить, что проект, выработанный без нас, не для нас. Он уж точно не способен мобилизовать гражданское общество, а без этого нечего даже и мечтать об успехе преобразований.

Общественное развитие не строительство дома, движимое мастерством и вдохновением архитектора. Оно не будет ждать, пока будет закончен проект. Да и по ходу, общество будет менять представления о собственных целях. Невозможно придумать проект на все времена, на все обстоятельства. Это значит, что нужно спокойно и ответственно относиться к тому, что новые нужды будут вносить коррективы. Значит субъект преобразований не менее, а может быть и более важен, чем сам проект.

Выход на новое качество гражданского общество возможно лишь на основе консолидации активных и готовых к ответственности сил общества, создания подлинных, движимых общественными интересами субъектов преобразований. Для прочной консолидации, прежде всего, необходимо налаживание специализированной системы консолидирующей коммуникации, ориентированной на мобилизацию активной и ответственной части общества, на его систематическую и упорную работу по становлению справедливого демократического порядка. На работу, прежде всего, по выявлению несправедливостей общественного устройства, по разработке, совместно с властью, действенных мер по их устранению. Такая работа не только способна решать насущные проблемы, но и позволит участникам совместно радоваться достигнутому успеху, отмечать успехи друзей и соратников, что, согласитесь, вовсе не пустяк.

Работа такой системы станет серьезным аргументом и для общества и для государства в плодотворности диалога, станет важным шагом в преодолении барьера недоверия. Создание такой системы, использующей самые современные коммуникационные технологии, – серьезный вызов организованному гражданскому обществу. Но точно понять задачу – уже неплохой задел. Впереди большая организационная и технологическая работа.


Одновременно нужны постоянные усилия по поддержанию консолидации, по своевременному выявлению проблем, раскалывающих гражданское общество, по проведению честной и открытой дискуссии, позволяющей совместно найти взаимоприемлемые условия поддержания консолидации, сохраняющей шансы на успех. Если вглядеться в практику работы Общественной палаты, Совета палат, то можно увидеть, что за прошедшие годы наработан неплохой опыт. Задача - проанализировать его и превратить в действенный инструмент консолидации, совмещающей широкий спектр мнений и позиций с общим видением целей и задач гражданского общества.

Важная характеристика нового качества гражданского общества - новые стандарты взаимоотношений власти и общества. Новым вызовам уже не могут отвечать просто наличие диалога, способности власти и общества совместно обсуждать проблемы, слышать друг друга. Для решения стоящих проблем нужно осознанное принятие и властью и обществом нового стандарта взаимоотношений. Этот стандарт должен предусматривать кардинально более широкий общественный контроль, контроль принципиальный, реализующий ценности и принципы гражданского общества.

Такой действенный контроль позволяет реализовать главный его потенциал: всех не купишь, дешевле соблюдать закон. Но, одновременно, это должен быть понимающий общественный контроль, выявляющий глупости и несообразности существующей нормативной системы. Системы, больше заботящейся, о том, чтобы держать всех на крючке, чем реально регулировать общественные отношения. Только массовая целенаправленная атака на такие нормы позволит победить «крапивное семя» вымогателей, обирающих и бизнес и рядовых граждан. Но понимающий контроль, при всей его принципиальности, еще и понимание реальных условий, всего комплекса трудностей и обстоятельств, в которых действуют органы власти. Контроль, способный отделять просчеты от злонамеренных действий.

Но в новые стандарты, безусловно, входит и совместная с властью ответственность за совместно принятые решения. Гораздо проще критиковать законы. Теперь, когда руководство страны систематически привлекает Общественную палату к выработке законодательства по политической реформе, к повышению эффективности борьбы с коррупцией, к принятию персональных решений при формировании структур общественного контроля, например, при создании общественных советов при исполнительных органах, эта ответственность будет нарастать. Нужно уже сегодня принимать меры, чтобы оказаться на высоте. Частично об этих мерах речь пойдет ниже.


Новые стандарты взаимоотношений власти и общества столь важны, что они не могут фиксироваться лишь на словах. Нужен писаный общественный контракт, отвечающий новым задачам развития, новым запросам гражданского общества. Сегодня об этом много говорится. Если же не впадать в доктринерство и не требовать сразу готового всеобъемлющего документа, то, скорее всего, такой контракт придется и готовить и подписывать частями. По мере созревания и общества и государства.

Представляется, что важнейшей частью этого общественного контракта станет Закон «Об общественном контроле». Сегодня в его разработке пройдена большая часть пути и большая заслуга здесь М.А. Федотова, собравшего коллектив и профессионалов, и энтузиастов. В нем впервые в нашей стране, да и сколько я знаю в мире, созданы легальные рамки для самых широких полномочий в области общественного контроля для структур гражданского общества, гражданских активистов. Задача – завершить работу, подготовить Закон к принятию, не дав выхолостить по ходу его, поистине, прорывные нормы. После этого мы с гордостью сможем утверждать, что реализация конституционного права на участие граждан в управлении государством гарантирована законом и подкреплена активным и ответственным гражданским обществом.

Впереди трудная дорога. Но уже сегодня мы можем сформировать критерий достижения нового качества общества. Этот критерий – гражданская нация - общество, основанное на равенстве всех перед законом, на братстве народов, на осознании общности их исторической судьбы и общей ответственности всех граждан России. Настаиваю на понятии братства, дружбы народов нам мало. Да, конечно, между братьями бывает всякое, но разорвать братские узы могут только каины.

Только гражданское общество, свободное от политиканских искушений, способно выработать реалистическую политику отношений между народами России. Закрепить эту народную, идущую от корней политику, смогут закрепить законодатели и исполнять министерства. Но в основе и выработки, и реализации этой народной политики должно стать народное движение, движение за гражданскую нацию. Ядром этого движения призваны стать Общественные палаты. Для Совета общественных палат России создать Движение за гражданскую нацию – императивная миссия. Безусловно, в этом движении найдут свое место представители традиционных российских конфессий, патриотических движений.


Сегодня следует сформулировать приоритеты политики формирования гражданской нации:


  • продвижение в обществе ценностей и практик гражданской активности, солидарности и гражданской ответственности. Необходимо находить по всей стране и предъявлять обществу примеры гражданской активности, солидарности, братского общежития народов и народностей России. Важно, чтобы продвижение этих жизненно важных для нашей страны ценностей шло не через нудную и пустую пропаганду, а через личное участие миллионов в практиках гражданской активности. Гражданской активности, которая пронизывают всю нашу жизнь, от начальной школы и до старости. Политика состоит в том, чтобы создать необходимые условия для продвижения на практике этих ценностей;

  • включение курса «гражданское общество и гражданская нация» в программу средней школы. Это должен быть не просто рядовой учебный курс, но современная учебная программа, совмещающая освоение знаний с непосредственным участием в проектах, продвигающих базовые ценности нашего народа, в разработке и развитии таких проектов. Результатом должно быть не только знание, но и личная сопричастность к становлению справедливого демократического порядка;
  • сегодня создание Общественного телевидения вполне обоснованно в число приоритетов преобразований включено. Сейчас ведутся активные обсуждения правовой формы и финансовой модели Общественного телевидения. Общественная палата на недавних слушаниях по данной проблеме определила свою позицию. Не менее важно обсудить и его миссию, принципы вещания. Общественное телевидение: телевидение гражданского общества для гражданского общества. Общественное телевидение только тогда оправдает свое название и предназначение, когда структура его вещания будет отвечать структуре интересов гражданского общества, задачам, которые стоят перед ним. Общественное телевидение призвано заполнить зияющую лакуну в отображении проблем гражданского общества, его забот. Важно, чтобы телевидение, принявшее на себя очень обязывающее название, стало площадкой информирования о проблемах, волнующих большинство людей, о путях их решения. Не побоюсь известного сравнения, коллективным организатором гражданского общества.


Безусловно, здесь место для политических дебатов, но направленных на решение актуальных задач, а не для почесывания эго политических шоуменов. Но гораздо важнее, чтобы вещание рождало и поддерживало массовые гражданские инициативы, стало одним из важных каналов консолидации гражданского общества, утверждения норм гражданской нации и общественной морали.

  • Не менее важно реализовать известную президентскую инициативу разгосударствления СМИ. Здесь нет необходимости обосновывать значение этой меры для развития гражданского общества, для развития общественно-политической системы нашей страны, повышения ее прозрачности и конкурентности. Тем более, что относительно недавно, Общественная палата обсуждала весь комплекс проблем свободы СМИ, включая и эти проблемы. Сегодня важно не свести дело к длительным дискуссиям, а перейти к делу. Основой могла бы стать президентская программа, включающая незамедлительное начало соответствующих экспериментов. Полезно было бы в каждом федеральном округе подготовить и начать со следующего года эксперимент по разгосударствлению по одной телерадиокомпании, региональной и местной газете. По итогам эксперимента, его обобщения в 2014 году можно было бы перейти к масштабному разгосударствлению СМИ, способному кардинально изменить ситуацию во всей медиасфере.

Разгосударствление СМИ – реальная институциональная основа для свободы слова, для поддержки политической конкуренции новых политических сил, возникающих в ходе политической реформы. Без этого, а также без возникновения нового поколения коммерческих СМИ, владельцы которых будут утверждать принципы политического плюрализма, трудно рассчитывать на формирование новой политической атмосферы, прежде всего в регионах, нуждающихся в этом. Важная задача гражданского общества, общественных палат субъектов Федерации совместно с журналистским сообществом, правозащитниками – организация на региональном уровне мониторинга соблюдения норм свободы слова, принципов плюрализма и толерантности;


  • Сегодня в обществе ведется активное обсуждение того, в какой мере СМИ соблюдают нормы общественной морали, как их контент влияет на нравственность. Негодование части общества доходит до предложений ввести цензуру. Руководители СМИ и либеральная общественность с негодованием отвергают эти предложения. Ситуация заблокирована, большинство общества недовольно, подвижек не видно.

Для выхода из явного тупика не нужно даже изобретать новых легальных норм. Нужно воспользоваться зарубежным опытом и превратить получение новых и продление ранее полученных лицензий на электронные СМИ в действенный инструмент общественного контроля за соблюдением социальных и этических норм. Важно установить порядок, при котором перед принятием соответствующего решения, в обязательном порядке проводятся общественные слушания, организованные профильной комиссией Общественной палаты с участием, при необходимости, представителей региональных палат. В этих слушаниях целесообразно участие представителей различных конфессий, экспертов. Принципиально важно, чтобы в ходе слушаний были использованы материалы специальных социологических исследований и экспертиз. Их результаты должны быть положены в основу принятия решения относительно выдачи лицензий.

Представляется, что забота собственников и менеджмента о судьбе собственных лицензий будет, как показывает зарубежная практика, более надежным, чем цензура, средством повышения уровня нравственности на наших СМИ. Средством, избавленным от крайностей;
  • Важнейшая задача в достижении нового качества гражданского общества - создание системы диалога структур гражданского общества, журналистского сообщества и ведущих блоггеров. Сегодня приходится с сожалением признать, что в СМИ и в сети эти проблемы отражены как в кривом зеркале. В ходе такого взыскательного, искренного диалога важно получить объективную картину современного состояния нашего гражданского общества, его проблем, болезней и средств их лечения. Это совсем не простая задача сегодня, когда «чернуха», освещение всего и вся в негативном свете лучше продается и, к сожалению, повышают статус и авторов и СМИ. Переломить эту тенденцию можно лишь упорными и, главное, искренними усилиями всех, кто стремится к становлению свободного и ответственного гражданского общества. Начало такому диалогу может положить клуб Общественной палаты «Гражданское общество сегодня и завтра», в котором члены Палаты, журналисты и блоггеры на систематической основе смогут обсуждать наши насущные проблемы. Если же деятельность клуба найдет место среди передач Общественного телевидения, то и вовсе здорово.


следующая страница >>