reforef.ru 1 2 ... 42 43



Гордеева И.А. «Коммунитарное движение в России в последней четверти XIX в."»




ВВЕДЕНИЕ


Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Современные историографические процессы, задающие научную актуальность исследований, находят свое наиболее яркое и динамичное выражение в ревизии традиций. Для профессионального сообщества российских историков одинаково важными оказываются как проблемы переосмысления модернисткой парадигмы гуманитарного знания, характерные для мировой историографии в целом, так и более частные, но не менее сложные задачи преодоления сверхидеологизированных стандартов научности советской исторической науки. В подобном положении привлекательными становятся такие историографические языки, которые обладают достаточной аналитической тонкостью для того, чтобы их использование проблематизировало ранее считавшееся несомненным, выявляло неоднозначность там, где предшествующие поколения историков усматривали ясность и определенность, давало возможность уловить многообразие значений в тех случаях, в которых традиционно предпочитали говорить о монолитной целостности смысла, а также конструировало новые исторические феномены, устанавливало прежде немыслимые связи между фактами и ассоциации между событиями.

Особенно остро стоит вопрос о применении критических в своей теоретической основе историографических языков к описанию феномена социальных (общественных) движений, представления о многообразии и сложности которых в последнее время получают все большее распространение. «Социальные движения – это, пожалуй, наиболее мощные силы, вызывающие социальные изменения», - утверждает авторитетный польский социолог П. Штомпка, который определяет их как «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституционализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе»1. Среди множества общественных движений нового времени одним из самых оригинальных по сочетанию утверждаемых ценностей является коммунитарное2.


Коммунитарный «метод» изменения общества – посредством экспериментов в небольших общинах – исследователи считают одним из четырех возможных подходов к воздействию на общество, наряду с революционным, индивидуалистским и «градуалистским» (направленным на постепенное достижение частных целей)3. Коммунитарное движение – это общественное движение, участников которого объединяет цель изменения общества путем внутреннего духовного перерождения каждого отдельного человека в условиях небольшой общины, осуществление которой они готовы начать с самих себя и немедленно. Особенно важную роль оно играло с начала XIX и в XX в. в истории США, где идеалы коммунитаризма считаются одной из главных характеристик национального самосознания4; значительно распространено было и в странах Западной Европы. Формы существования движения – так называемые «утопические» («экспериментальные») общины, его субъекты - участники и сторонники подобных общин, иногда объединявшиеся в кружки и общественные организации вроде партий.

Проблема реконструкции феномена российского коммунитарного движения является значимой не только для узкой профессиональной среды, но и имеет множество «выходов» в обыденное историческое знание, идеологические общественные институты. Последние, в свою очередь, десятилетиями оказывали обратное воздействие на ученых, подчиняя задачи научных исследований сугубо «этическим» – т.е. насыщенным моралистическими представлениями о должном – целям. Новые контуры исторически важного вырисовываются на фоне уже отслуживших смыслов, в связи с чем принципиальными являются задачи переосмысления самого понятия общественного движения в свете представлений о высоком уровне его идеологической и психологической гетерогенности и неоднозначности.

Объекты и предмет исследования. Внимание настоящей работы сосредоточено на так называемых «интеллигентных» земледельческих общинах (колониях), которые получили широкое распространение в России в последней четверти XIX – начале XX в. Эти общины весьма разнились по размерам, длительности существования, степени формализации внутригрупповых отношений и исповедуемым идеологиям.



следующая страница >>